Бразильский народ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:56, доклад

Краткое описание

В настоящее время Бразилия занимает пятое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США и Индонезии. По данным переписи 2000 года, на её территории проживает около 169,5 миллиона человек, то есть примерно треть населения всей необъятной Латинской Америки. Этнически бразильская нация неоднородна. В её формировании приняли участие три главные человеческие расы - монголоидная (американские индейцы и, много позже, иммигранты азиатского происхождения), негроидная (выходцы из африканских областей к югу от Сахары, которые на протяжении почти 300 лет завозились в Бразилию в качестве рабов) и европеоидная (переселенцы из Португалии и других европейских стран). Процесс этногенеза, в результате которого сложился бразильский народ, начался в XVI веке, когда только что открытая европейцами Южная Америка стала объектом испано-португальской колонизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Бразильский народ.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Бразильский народ  
 
В настоящее время Бразилия занимает пятое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США и Индонезии. По данным переписи 2000 года, на её территории проживает около 169,5 миллиона человек, то есть примерно треть населения всей необъятной Латинской Америки. Этнически бразильская нация неоднородна. В её формировании приняли участие три главные человеческие расы - монголоидная (американские индейцы и, много позже, иммигранты азиатского происхождения), негроидная (выходцы из африканских областей к югу от Сахары, которые на протяжении почти 300 лет завозились в Бразилию в качестве рабов) и европеоидная (переселенцы из Португалии и других европейских стран). Процесс этногенеза, в результате которого сложился бразильский народ, начался в XVI веке, когда только что открытая европейцами Южная Америка стала объектом испано-португальской колонизации.  
 
Предполагается, что к моменту первой экспедиции Колумба (1492 год) коренное индейское население Бразилии достигало 1 млн. человек. Современная наука условно подразделяет их на две большие группы. К первой относились так называемые лесные индейцы или, по названию лодок, которыми они пользовались для передвижения по водным путям, "индейцы каноэ", населявшие бассейн реки Амазонки и побережье Атлантического океана. Их основными занятиями были охота и рыболовство, сочетавшиеся с лесным собирательством и примитивным земледелием подсечно-огневого типа. Лесные индейцы выращивали такие культуры, как маниок, кукуруза, бобы, арахис, ямс, умели ткать и плести корзины, знали гончарное ремесло. Они строили просторные дома продолговатой или округлой формы, в каждом из которых проживало от 15 до 70 семей, связанных родственными узами и подчинявшихся старейшему мужчине рода. Несколько подобных домов образовывали деревню, во главе которой стоял избираемый советом старейшин вождь. Тропические индейские племена жили в условиях первобытного коллективизма, - съестные припасы, орудия труда, домашняя утварь находились у них в общинной, а не личной собственности - и не имели определённой государственной организации. В основном, они говорили на языках тупи-гуарани, однако зачастую различия между этими языками были настолько значительными, что даже представители соседних племён не могли свободно общаться друг с другом.  
 
Вторую туземную группу составляли так называемые маргинальные индейцы, обитавшие в глубине материка, на внутренних плато Центральной Бразилии. По уровню развития они заметно уступали своим собратьям. Маргинальные индейцы вели полукочевой образ жизни, причём не использовали каноэ и передвигались пешком. Не зная земледелия, они добывали средства к существованию охотой и сбором дикорастущих плодов и ягод, жили небольшими семьями в убогих хижинах и не изготовляли ни корзин, ни керамических изделий. Большинство из них говорило на языках "же" (название группы индейских племён, к настоящему времени практически вымерших).  
 
К выходцам из Европы индейцы относились скорее настороженно, чем враждебно. В этом отношении особенно интересна история Диогу Алвариша Курреа, португальского моряка, оказавшегося в Бразилии примерно в 1510 году. Корабль, на котором он плыл, потерпел крушение, часть команды погибла в бушующем море, а оставшиеся в живых с трудом добрались до берега и там были захвачены в плен туземцами. По счастливой случайности, Алваришу удалось сохранить свой мушкет. Дождавшись удобного случая, он метким выстрелом сбил на лету птицу, и охваченные суеверным ужасом индейцы упали перед ним на колени. Молва о Карамуру ("Огненном человеке") быстро распространилась по всему побережью, и вожди соседних племён стали наперебой предлагать в жёны пришельцу своих дочерей. Само собой разумеется, Алвариш не преминул этим воспользоваться и, как сказал впоследствии один поэт, "оставил многочисленное потомство, подобно древним патриархам". Несколько лет спустя он вернулся в Европу с любимой женой Парагуазу, при крещении получившей имя Катарина. Португалец и индианка торжественно обвенчались, причём посажёнными родителями на их свадьбе были король и королева Франции. Позднее Алвариш вновь пересёк океан и около 1530-31 гг. был назначен наместником одного из завоёванных островов. По-видимому, практическое знание индейских традиций, нравов и обычаев помогло ему стать заправским колонизатором.  
 
В целом же, столкновение индейцев с европейскими завоевателями привело к трагическим последствиям. Первобытная идиллия была жестоко разрушена, туземцы массами вытеснялись со своей земли или обращались в рабство. Многие из них погибли в сражениях с португальцами, многие умерли от завезённой в Новый Свет оспы и других заразных болезней. Оставшиеся в живых нашли приют в иезуитских миссиях или укрылись в "зелёном аду", непроходимых лесах на севере и западе Бразилии. Лишь в 1910 году, по инициативе известного учёного и общественного деятеля Кандиду Мариану Рондона, была основана Служба охраны индейцев, но к этому времени их численность уже необратимо сократилась. В наши дни около 200 индейских племён, говорящих на 180 различных языках, проживают на закреплённых за ними бразильским правительством землях общей площадью 850 тыс. кв. км. (10% территории страны). Некоторые из них до сих пор сохраняют обычаи далёких предков, пользуясь луком и стрелами на охоте и заострёнными палками - при обработке земли. Неассимилированные индейские племена тупи, а также аравакские, карибские и другие населяют, главным образом, отдалённые и труднодоступные районы по берегам Амазонки и её притоков. Их совокупная численность не превышает 1% населения страны.  
 
Впрочем, надо отметить, что самобытная индейская культура сыграла значительную роль в развитии бразильской цивилизации. Португальские колонисты переняли у туземцев методику земледелия на лесных вырубках, научились распознавать и использовать множество съедобных и лекарственных растений. Несколько тысяч слов, обозначающих местные понятия, например, abacaxi - "ананас", jacaré - "крокодил", pirajá - "тропический ливень" и т.п., перешли из индейских наречий в португальский язык.  
 
В течение трёх столетий в европейских колониях Нового Света повсеместно использовался труд рабов африканского происхождения. С начала XVI века по 1870 год в Америку было вывезено, по разным оценкам, от 5 до 12 млн. негров, четвёртая часть которых погибла в пути. По степени применения рабского труда в сельском хозяйстве, а после открытия богатых месторождений золота и алмазов - в горнодобывающей промышленности, Бразилия занимала одно из ведущих мест на всём континенте. Согласно первой переписи, датированной 1582 годом, в ней насчитывалось всего 57 тыс. жителей, включая 14 тыс. невольников (индейцы не учитывались вообще). К 1798 году численность рабов возросла до 1,6 млн. из 3,3 млн. бразильцев, то есть фактически составила половину населения, и достигла рекордного уровня - 2,5 млн. человек - в 1850 году. В общем же, за период с 1574 года, когда чернокожие рабы впервые появились на плантациях хлопка и сахарного тростника восточной Бразилии, до окончательной отмены рабства в 1888 году, в страну было ввезено не менее 4 млн. африканцев. По своему происхождению они относились, во-первых, к бантуязычным племенам португальских Анголы и Мозамбика, во-вторых, к народностям йоруба, фон, фанти и ашанти, проживавшим на западном побережье современных Нигерии, Бенина и Ганы, в-третьих, к мусульманским племенам хауса, манде и фулани из западного Судана. Мало-помалу сформировался этнический пласт афробразильцев, представители которого не только внесли ощутимый вклад в становление национальной экономики, но и способствовали культурному прогрессу страны. Широко распространённые в Бразилии синкретические культы, например, кандомбле с его традиционным ритуалом, многие популярные танцы (самба), виды спорта (капоэйра), блюда народной кухни имеют ярко выраженные африканские корни.  
 
Как известно, Бразилия была открыта экспедициями Педру Алвариша Кабрала и Гонсалу Куэлью в 1500-1502 годах. Долгое время португальцы рассматривали её, в лучшем случае, как одну из морских баз на пути в Индию, не проявляя серьёзного интереса к освоению самой страны. Лишь в 1530 году король Жуан III, опасавшийся конкуренции со стороны испанцев и французов, приказал ускорить процесс экспансии. В Бразилию отправились 400 поселенцев во главе с Мартимом Афонсу ди Соузой; они везли с собой скот, семена сахарного тростника, аграрный и строительный инвентарь. В 1532 году Соуза основал первый из бразильских городов Сан-Висенти (впоследствии Сантус), а в 1533 - город Пиратининга (будущий Сан-Паулу), положив начало европейской колонизации.  
 
Не будучи убеждёнными расистами, португальцы не испытывали физического отвращения к людям другой расы и допускали смешанные браки. Уже в середине XVI века началась интенсивная метисация, то есть смешение европейцев с индейцами и неграми, породившее исключительное этническое разнообразие современной Бразилии. Одна за другой сформировались более или менее многочисленные группы метисов (потомки белых и индейцев), мулатов (потомки белых и негров), самбо или, на бразильский лад, кафузу (потомки негров и индейцев), квартеронов (потомки мулатов и белых) и т.д. Даже классический португальский язык, на котором говорили первые колонисты, с течением времени изменился почти до неузнаваемости. Вначале европейские миссионеры, стремившиеся обратить индейцев в христианскую веру, использовали для общения с ними причудливую смесь разговорного португальского и местных наречий, известную под названием "общего языка" (língua geral). Затем общепринятым стал специфически бразильский вариант португальского языка, отличавшийся от своего "прародителя" и произношением, и грамматикой, и словарём.  
 
До середины XIX века абсолютное большинство бразильцев европеоидной расы было родом из Португалии. В дальнейшем к ним присоединились выходцы из Италии, Германии, Испании, Польши, России и балканских стран, а также арабы из Сирии и Ливана. С 1850 по 1965 год Бразилия приняла около 5 млн. иммигрантов, в основном, итальянцев, немцев и ливанцев. Кроме того, в начале XX века и, особенно, после Второй мировой войны большое значение приобрела японская иммиграция. По официальным данным 1969 года, в Бразилии проживало 274312 японцев, в том числе много высококвалифицированных рабочих и инженеров. На сегодняшний день, японская община в Бразилии, насчитывающая свыше 1 млн. человек, является крупнейшей в мире. Что касается общих темпов иммиграции, то, начиная с 1965-68 гг., они сравнительно невелики: в среднем, от 10 до 12 тыс. переселенцев в год.  
 
Последняя официальная попытка оценить расовый состав населения Бразилии была предпринята во время переписи 1950 года. Однако её результаты - 61,7% белых, 26,5% мулатов и 11% чернокожих - могут считаться правильными лишь с очень большой натяжкой. Дело в том, что, помимо белых по рождению, в Бразилии проживает множество "белых по доверию", то есть мулатов, занимающих высокое общественное положение. Уже в конце XVII - начале XVIII вв. на северо-востоке страны сложились своеобразные расово-этнические группы "белых от земли" (в сельской местности) и "белых из Баии" (в городах), членами которых были зажиточные мулаты-фермеры, купцы и ремесленники, на протяжении трёх-четырёх поколений переходившие в категорию белых. Возникшее в колониальные времена представление о том, что чем меньше у человека негритянской или индейской крови, тем большего успеха он может добиться, оказалось чрезвычайно живучим. Несмотря на то, что специальный закон, принятый в 1951 году, запрещает какую бы то ни было дискриминацию личности по расовому или национальному признаку, понятие "белый" в Бразилии до сих пор связывается не только с цветом кожи того или иного человека, но и с его социальным статусом. Собственно европейский этнический тип преобладает к югу от Рио-де-Жанейро, особенно в штатах Сан-Паулу, Парана и Риу-Гранди-ду-Сул, в то время как на Северо-Востоке (штаты Баия, Мараньян, Сеара, Пернамбуку и др.) большинство населения составляют мулаты и афробразильцы, а в северных (Амазонас, Пара, Токантинс) и западных (Мату-Гроссу) штатах - португало-индейские метисы, так называемые кабоклу.  
 
В XX веке Бразилия пережила феноменально быстрый (временами до 3% в год) рост населения. Если в 1900 году насчитывалось не более 17,3 млн. бразильцев, то к 1940 году их численность увеличилась до 41,2 млн., в 1960 году достигла 70,1 млн., а в 1980 - 121,3 млн. человек. Правда, в последние десятилетия показатель рождаемости сократился почти в три раза (в середине 1960-х годов на одну женщину приходилось, в среднем, шестеро детей, а в середине 1990-х - только двое), но и при нынешних темпах роста населения - около 1,9% в год - у демографов есть основания полагать, что к 2025 году в стране будет проживать примерно 216,6 млн. человек. Бразильская нация очень молода: согласно официальной сводке 1998 года, около 60% населения составляют лица моложе 30 лет, в том числе 36,6% - подростки до 17 лет, тогда как на долю пожилых людей старше 60 лет приходится лишь 8,8%.  
 
Помимо стремительного роста, население Бразилии характеризуется крайне неравномерным размещением. От 80 до 85% жителей сосредоточено в южных, юго-восточных и северо-восточных областях, которые в совокупности составляют 36% общей площади страны, причём добрая половина бразильцев проживает в пределах узкой полосы атлантического побережья, занимающей всего-навсего 7% территории. Среди густонаселённых районов лидирует приморская зона между городами Ильеус и Натал, где издавна культивируется сахарный тростник: плотность населения здесь достигает 100 человек на 1 кв. км, что впятеро выше среднего показателя (19 человек на 1 кв. км) для всей страны. Чрезвычайно многолюден также Юго-Восток с его громадными кофейными плантациями и высокоразвитой промышленностью. Например, в мегаполисе Сан-Паулу, производящем 37% валового внутреннего продукта, сконцентрировано до 50% всех бразильских рабочих. К наименее заселённым районам относится, безусловно, бассейн Амазонки, где плотность населения не превышает 1 человека на 1 кв. км. Таким образом, примерно 4/5 бразильцев по сей день проживают не дальше 320-350 км от океана, т.е. как раз в границах территории, отведённой Португалии Тордесильясским договором 1494 года, а необъятные и потенциально очень богатые области в глубине материка остаются практически необитаемыми.  
 
Стремясь преодолеть сложившуюся диспропорцию, федеральное правительство предпринимает долгосрочные проекты (такие, как строительство Трансамазонской автомагистрали или создание новых населённых пунктов с современной инфраструктурой в Свободной зоне Манауса и в штате Токантинс), направленные на освоение внутренних районов страны. Некоторые из них уже принесли весомые результаты. Например, в Рондонии, где были созданы благоприятные условия для развития сельского хозяйства, приток колонистов-земледельцев превзошёл все ожидания: в 1970-х годах население этого штата увеличилось на 343%, а в 1980-1990-х - ещё на 229%!  
 
Другая особенность сегодняшней Бразилии - высокий уровень урбанизации. В среднем, около 81,2% бразильцев проживает в городах, причём на юго-востоке (штаты Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс) этот показатель ещё внушительнее - 90,5%! Крупнейшим из мегаполисов не только Бразилии, но и всей Южной Америки является Сан-Паулу, население которого, по данным 1993 года, составляло 9.842 тыс. жителей без учёта многочисленных пригородов: словно сверхмощный локомотив, этот гигантский город возглавляет и направляет экономическое развитие всей страны. Второе место в списке городов-миллионеров прочно удерживает Рио-де-Жанейро, в прошлом политическая, а ныне - интеллектуально-культурная столица Бразилии (5.547 тыс. жителей), а третье - Салвадор, административный центр прославленного штата Баия (2.174 тыс. жителей). Свыше 1 млн. человек насчитывают также Белу-Оризонти, Форталеза, Бразилиа, Ресифи, Порту-Алегри, Белен, Куритиба и Манаус, куда в поисках работы, образования и других жизненных благ стекаются огромные массы переселенцев из сельской местности. Федеральное правительство старается удержать крестьян на земле, создавая для них приемлемые условия труда и быта, однако, несмотря на все усилия, неуправляемый процесс урбанизации продолжается, и в настоящее время городское население Бразилии растёт примерно вдвое быстрее сельского.  
 
До сих пор мы оперировали сухими цифрами, чтобы показать бразильский народ во всём его этническом и социальном многообразии. Теперь поговорим о том, что представляет собой типичный бразилец, как он живёт, чем занимается, какие ценности исповедует. Другими словами, попробуем набросать его обобщённый портрет.  
 
Прежде всего, у нашего персонажа несколько братьев и сестёр, и он с глубочайшим почтением относится к своим родителям. Для Бразилии характерна большая патриархальная семья: рождение шестерых или семерых детей здесь самое обычное дело, между тем как в США и развитых европейских странах 1-2 ребёнка в семье - это норма, а 3-4 - уже, скажем так, перебор. Главой дома традиционно является отец, к мнению которого прислушиваются не только жена и дети, но и все младшие родственники вообще. В среде крупных землевладельцев, где по-прежнему в ходу обычаи колониальных времён, власть отца распространяется на семьи детей, племянников, родных и двоюродных братьев и сестёр, а также, в значительной степени, крестьян и наёмных рабочих, живущих на его земле. Родственные связи в Бразилии чрезвычайно сильны; особенно это проявляется в тех случаях, когда на свадьбу, юбилей или, не дай Бог, похороны члена семьи собираются все его близкие и дальние родственники - человек сорок-пятьдесят, не меньше!  
 
Бразилец считается ребёнком до 15-летнего возраста. Младенцев принято называть bebês, а совсем маленьких детей - crianças, независимо от их пола. Начиная с 5 лет, мальчика зовут menino, а девочку - menina, начиная с 13 -mocinho и mocinha соответственно. Уже в этом возрасте их образ жизни существенно различается: в то время, как мальчик играет со сверстниками в футбол и другие подвижные игры, девочка большую часть дня проводит дома, помогая матери в уходе за младшими братьями и сёстрами. По достижении 15 лет бразильца именуют rapaz (юноша), а бразильянку - moça(девушка); с этого времени им положено готовиться к самостоятельной, "взрослой" жизни и, в частности, к супружеству. В прежние времена девушек выдавали замуж очень рано, как правило, 14-16 лет от роду, но на протяжении XX века ситуация мало-помалу изменилась. В наши дни большинство девушек предпочитает получить образование или устроиться на работу, а уж потом думать о замужестве.  
 
Между тем во многих семьях, особенно принадлежащих к высшим сословиям, до сих пор практикуется старинная брачная процедура. Если у дочери появляется namorado, то есть, попросту говоря, парень, родители постепенно вводят его в семейный круг, время от времени приглашая на обед или ужин, но далеко не всегда разрешая ему остаться с избранницей наедине. Длительное ухаживание завершается помолвкой (noivado), после чего невеста в течение нескольких месяцев готовит своё приданое (dote), и лишь затем происходит бракосочетание (casamento). Семейные ценности для бразильца - не пустой звук: "me falta retaguarda!" ("мне не хватает тыла!") - можно услышать от мужчины, расставшегося с женой. Правда, после того, как в 1977 году в Бразилии были узаконены разводы, число матерей-одиночек неуклонно возрастает, но с точки зрения других стран "третьего", да и не только "третьего" мира, бразильская семья и сегодня могла бы служить завидным примером для подражания.  
 
Типичный бразилец - весёлый и общительный человек. Он любит ходить в гости и принимать гостей, интересуется спортом - не только футболом, но и волейболом, теннисом, боксом, автогонками, - если средства ему позволяют, охотно путешествует. Большое значение для него имеют церковь и образование. Университетский диплом, открывающий доступ к высоким заработкам и солидному положению в обществе, ценится на вес золота, а христианские догматы определяют или, во всяком случае, поддерживают нравственное здоровье нации. Конечно, в последнее время церковь уже не пользуется таким непререкаемым авторитетом, как, скажем, 100-150 лет тому назад, однако семь из десяти бразильцев поныне искренне считают себя католиками и выполняют основные религиозные обряды. При этом бразильский народ отличается неизменной терпимостью к людям чуждого вероисповедания и, в более широком смысле, другой культуры: даже здешние анекдоты, в которых упоминается жадный и недалёкий gringo("белый", прежде всего, португалец) звучат вполне безобидно. Заводить себе друзей, быть снисходительным к человеческим слабостям, с оптимизмом смотреть в будущее - вот, пожалуй, главные житейские принципы истинного бразильца. А если иногда он бывает чуть-чуть легкомысленным, то кто из нас с вами без греха?..  
 
Как же, в конце концов, живётся в Бразилии, хорошо или не очень? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно ещё раз обратиться к осточертевшим цифрам. С одной стороны, свыше половины национального дохода по сей день контролируется менее, чем 10% населения, тогда как 50% бразильцев живут за чертой бедности, часто впроголодь. С другой стороны, социальный прогресс, заметно ускорившийся после перехода страны в 1984 году от военного к гражданскому правлению, обусловливает пусть медленный, но последовательной рост уровня жизни. Если в 1970-1980-х годах бразильское общество чётко подразделялось на богатых и бедных, точнее говоря, на сверхбогатых и сверхбедных, то в настоящий момент его характеризует наличие сравнительно развитого среднего класса. Так, на каждые 10 человек приходятся личные автомобиль и телефон, около 70% семей имеют холодильники. Непрерывно повышается качество коммунальных услуг: до 96% жилищ обеспечены питьевой водой, около 73% - канализацией, а в 88% домов проведено электричество. В последние годы широкое распространение получили мобильная связь и электронная бытовая техника, многие семьи обзавелись компьютерами, музыкальными центрами и микроволновыми печами. По данным Бразильского института географии и статистики, уровень неграмотности в 1999 году составил 12% населения по сравнению с 34% в 1970-м, причём объём бюджетных ассигнований на нужды образования (до 6% ВВП) был сопоставим с аналогичными показателями для США, Франции и Германии. В 1999 году лишь 4% детей в возрасте от 7 до 14 лет не посещали школу, всего же системой народного просвещения, включая дошкольные учреждения, начальные и средние школы, университеты и различные учебные курсы, было охвачено 54 млн. человек. В связи с улучшением медицинского обслуживания и пенсионно-страхового обеспечения, на фоне ликвидации эпидемических заболеваний и внедрения в практику современных социально-бытовых стандартов, средняя продолжительность жизни бразильцев за полвека (1950-2000 гг.) увеличилась с 41,5 до 68 лет, и это далеко не предел. Выйдя на 8-е место в мире по уровню экономического развития, Бразилия стремится к тому, чтобы уровень жизни её граждан также соответствовал мировому.  
 
В заключение, мне хотелось бы обратиться к тем из наших читателей, которые пожелают глубже изучить сегодняшнюю Бразилию, подробнее познакомиться с жизнью её народа. К сожалению, лучшая из книг, освещающих эту тему - "Бразилия XX столетия" известного историка и публициста Руя Факу - вышла на русском языке в 1962 году и давно уже стала библиографической редкостью. Из более доступных пособий можно было бы порекомендовать очерки Б.И.Коваля "Бразилия вчера и сегодня" (М., 1975), С.С.Мишина "Бразилия" (М., 1976), А.П.Караваева "Капитализм в Бразилии: прошлое и настоящее" (М., 1987), а также ряд интересных статей из журналов "Вокруг света" и "Латинская Америка". Однако наиболее полная и достоверная информация о Бразилии содержится, на мой взгляд, в популярных теленовеллах, таких, например, как "Terra Nostra", "Esperança", "Rei do gado", "Torre de Babel", "Porto dos Milagres" (в российском прокате соответственно "Земля любви", "Земля любви, земля надежды", "Роковое наследство", "Вавилонская башня", "Берег мечты") и т.д. Какими бы фантастичными в деталях эти фильмы порой ни казались, многие аспекты бразильской действительности - расово-этнический состав и классовая структура общества, строение семьи и взаимоотношения разных поколений, иммиграционные процессы и пока ещё не изжитые социальные контрасты - изображены в них на удивление ярко и убедительно. 


Информация о работе Бразильский народ