Характерные черты европейского Просвещения и его влияние на мировое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:52, контрольная работа

Краткое описание

Идейной основной модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Содержание

1.Характерные черты европейского Просвещения и его влияние на мировое развитие............................................................................................................... 2
2.Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. ........ 9
3.Источники первоначального накопления капитала. Роль международной торговли ......................................................................................................... 18
Список литературы...................................................................................... 26

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Характерные черты европейского  Просвещения и его влияние  на мировое развитие...............................................................................................................    2

2.Пути трансформации западноевропейского  абсолютизма в XVIII в. ........ 9

3.Источники первоначального  накопления капитала. Роль международной  торговли .........................................................................................................  18

Список литературы......................................................................................   26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характерные  черты европейского Просвещения  и его влияние на мировое  развитие.

      Идейной  основной модернизации общественной  жизни в Новое время стала  идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали  новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

       Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств : свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях.

        Европа  XVIII в.в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры.

Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями .

        В  наиболее ярких, классических  формах идеология Просвещения  развивалась во Франции. Французское  Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но ни на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

       Крупнейшими представителями французского Просвещения были : Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) , Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д.Дидро.

      Общественно-политическая  жизнь Франции XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе. как в Англии и Шотландии, были своего рода "отщепенцами".

       Постоянные  конфликты с властями создали  французским просветителям репутацию  радикалов. При всем своем радикализме  французские просветители проявляли  умеренность и осторожность. когда  ставился на обсуждение один  из основных принципов, на которых  базировалась европейская государственность  принцип монархизма.

       Конфликты  французских просветителей с  католической церковью объяснялись  ее идеологической непримиримостью,  догматизмом, и это исключало  возможность компромисса.

       Характерные  черты эпохи Просвещения, ее  проблемы и сам человеческий  тип просветителя : философа, писателя, общественного деятеля- ярче всего  воплотились в творчестве и  в самой жизни Вольтера  (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба (" вольтерьянству").

     Большое место  в творчестве Вольтера занимают  исторические труды : "История  Карла XII"( 1731)," Век Людовика XIV" ( 1751) , "Россия при Петре Великом" ( 1759). В трудах Вольтера политическим антагонистом Карла XII выступает Петр III- монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге " Опыт о нравах и духе народов" Вольтер писал :" Каждого человека формирует его век,очень немногие поднимаются над нравами своего времени". Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднялся над ним.

      Значительное  развитие просветительское движение  получило в Англии. Английское  просветительство не было однородно  по своим устремлениям. "Великие  остроумцы" начала XVIII в. отличались друг от друга отношением  к современному обществу и государственному строю. Одни из них- Джозеф Аддисон, Ричард Стиль, Колли Сбор- пытались перевоспитать людей путем моральной проповеди и лишь осторожно и с оговорками отмечали недостатки современного им политического строя Англии.

       Другие, к числу которых относились джонатан Свифт и Джон Арбетнот, стремились вскрыть недостатки современного общества, представлявшегося им далеко не совершенным.При этом они в значительной степени учитывали и интересы угнетенного народа.

       На характер английского просвещения повлияли также его неконфликтные отношения с религией и церковью. Объяснялось это тем, что англиканская церковь не противопоставляла себя католической, и в какой-то мере пропагандировалась веротерпимость.

       В политической  программе английских просветителей  нет радикальных лозунгов и  боевых призывов. Причина понята: большинство политических целей  Просвещения было достигнуто  в Англии еще в начале XVIII в.

      В основных  чертах политическая программа  английского Просвещения была  сформулирована еще в XVII в. философом- материалистом Джоном Локком ( 1632-1704) - создателем идейно-политической доктрины либерализма. Взгляды Локка в значительной степени воплотились в политическом строе Англии: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. все это в основном соответствовало целям просветителей.

       Просветительное  движение в Шотландии опиралось  на интеллектуальный потенциал  университетов Эдинбурга, Глазго  и Абердина. Один из просветителей  - Дэвид Юм (1711-1776) - философ, историк,  экономист. Современное ему общество  Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на разделении труда  и различиях в положении людей.  По его мнению, не может быть  стабильным общество, не уважающее  социальных и религиозных различий  между людьми. В свою очередь  гражданин, не признающий, что  его благополучие связано с  благополучием всего общества, не  может быть добродетельным.

       Большое влияние на европейское Просвещение оказал экономист Адам Смит ( 1723-1790). Общество мыслилось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда- всеобщей формой сотрудничества людей в интересах "богатства народов". Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повышение престижа хозяйственной деятельности. Увидев преимущества рынка, Смит тем не менее выражал опасение, что его экономические законы могут привести к социальной и нравственной деградации наемны рабочих. В такое состояние, считал он, должны неизбежно впадать трудящиеся  бедняки, если только правительство не приложит усилий для предотвращения этого.

       Просвещение  в Германии представляло собой  сложное и противоречивое явление  прежде всего в силу политической  раздробленности страны. Одни из  парадоксов немецкого Просвещения  заключался в том, что оно  в какой-то мере поощрялось правящими классами, отсюда и его преимущественно умозрительный теоретический характер.

        Одним  из родоначальников немецкого  Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в  Кенигсберге,почетный член Петербургской Академии наук (1794). Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления ( республика, монархия), а в разделении властей.

       Специфика  социально-исторического развития  Германии определила своеобразие  немецкого Просвещения. Просветительские  идеалы свободны и личного  достоинства, обличение деспотизма отразились в самой общей и довольно отвлеченной форме. Только в произведениях Лессинга и в драмах молодого Шиллера они получали конкретное воплощение. борьба за национальную самобытность немецкой литературы ведется Лессингом, развивающим идеи Дидро, Клопштоком, тяготеющим к сентиментализму, и поколением 1770-х гг. Гердером, Гете, писателями "Бури и натиска".

       Многообразие  путей, которыми шло Просвещение,  сделало его уникальной лабораторией  человеческой мысли. Именно там  истоки основополагающих идей  либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие  XIX-XX вв.

       XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении "сверху"и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей , отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования , вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

      Однако  главным в политике просвещенного  абсолютизма стало провозглашение принципа "одно право на всех",что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера. лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

       Проведение  политики просвещенного абсолютизма  в определенной мере явилось  отражением идей просветителей.  используя популярность их идей, они изображали свою деятельность  как " союз философов и государей". Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

       В наибольшей  мере программа просвещенного  абсолютизма была осуществлена  в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была  реализована лишь частично. Проведение  этой политики не сняло политического  напряжения в обществе. Абсолютизм- форма мертвая. Он не может  улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается- значит перестает  им быть.

         Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия- политические, экономические, социальные- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции население Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

         XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

   Другим наследиям  XVIIIв., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Пути трансформации  западноевропейского абсолютизма  в XVIII в.

После смерти Петра I его  реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в  историю как великая императрица, правившая страной 34 года (1762—1796 гг.). Н.М. Карамзин, оценивая реформы Екатерины II, писал: 
 
«Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России». 
 
Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, хронологические рамки которого определяются различными историками по-разному. Наиболее общепринятой является точка зрения И.А. Федосова, который ведет отсчет эпохи с 1762 вплоть до 1815 г. 
 
Просвещенный абсолютизм — это явление общеевропейское. В Европе оно представлено такими яркими личностями, как король прусский Фридрих II, шведский Густав III, император Австрии Иосиф II и др. Эта эпоха была пронизана идеями французских просветителей и характеризовалась появлением нового класса — буржуазии, открыто заявившей о своих претензиях на экономическую и политическую власть, остро критиковавшей деспотических правителей и засилье католической церкви. 
 
Идеи Просвещения получили широкое распространение и за пределами своих стран. Екатерина II, будучи человеком европейски образованным, осознавала необходимость предстоящих перемен и со всей серьезностью взялась за тщательное изучение работ Ш.П. Монтескье, Вольтера, Д’Аламбера, Д. Дидро и др. В свое царствование она стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старается внедрить широкое народное образование, пытается искоренить крепостное право. 
 
Политическая нестабильность при ее предшественниках и серия дворцовых переворотов приводили Екатерину II к мысли о необходимости укрепления личной власти, без чего она не представляла себе возможности для глубоких преобразований. 
 
Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Она считала, многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, так как авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам. 
 
В XVII в. была создана Уложенная комиссия, целью которой стало устранение существующих в законодательстве недостатков и выявление нужд и настроений в обществе. С большим энтузиазмом императрица приступила к созданию нового Уложения, основанного на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения. С этой целью она взялась за составление своей знаменитой инструкции, получившей в исторической литературе название «Наказ». Основной текст «Наказа» содержит 20 глав, поделенных на 546 статей, из которых 245 были заимствованы из произведения Ш.П. Монтескье «О духе законов» и 106 — из книги ученого юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Кроме того, Екатерина II использовала труды немецких ученых Бильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское законодательство. 
 
В своих рассуждениях императрица исходит из убеждения, что Россия — европейская страна, и что ее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в виде абсолютной монархии. Трудно не согласиться с Л. И. Семенниковой, которая утверждает, что в России всегда видели смысл преобразований через государство, в то время, как на Западе наряду с этим ориентация шла в основном на развитие элементов гражданского общества. Екатерина II не допускала мысли об ограничении собственного самовластия. 
 
«Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным миром правит... Всякое другое правление не только было России вредно, но и в конец разорительно. Какой предлог самодержавного правления? Не в том, чтоб у людей отнять их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра». В своем «Наказе» она продвинулась вперед в толковании основ власти монарха, она конкретизирует понятие неограниченной власти и рассматривает царскую особу как источник государственной власти и принадлежащее ей право в издании и толковании законов российской империи. 
 
Составительница «Наказа» считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права, прежде всего «самому правящему классу». Интересно отметить, что никто, прежде всего в России, их не имел. Даже представители аристократии подвергались телесным наказаниям. Если Петр I сделал первые шаги к правовому государству, регламентируемому законами, то «Наказ» углубляет эту мысль, во многих статьях разъясняя значение закона всех сфер жизни. Слабее всего в «Наказе» разработан крестьянский вопрос. 
 
Первое издание «Наказа» вышло в 1767 г. Он издавался 7 раз общим тиражом около 5 тыс. экземпляров и приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами, так как был переведен на многие европейские языки. 
 
Работа Уложенной Комиссии показала, что российское дворянство является наиболее консервативной частью общества и твердо стоит на страже своих интересов. И борьба с ними может закончиться потерей власти. Поэтому воспользовавшись началом войны с Турцией, Уложенная Комиссия 1768 г. была распущена. До сих пор в исторической литературе не смолкают споры, зачем Екатерине II понадобилось ее созывать? Ответ не прост. Не надо забывать, что Просвещение породило веру людей во всемогущество законов, в их способность изменить и улучшить общество, а столь тщательный подход к избранию депутатов, демонстрировал пример появления новых людей с внутренней свободой и независимостью поведения. 
 
Составной частью политики просвещенного абсолютизма является секуляризация церковных владений. Буржуазные революции в XVII—XVIII вв. в Европе нарушили безраздельное господство церковной идеологии, которая отрицала за человеком право на свободу личности, слова, высказываний, действий. Просвещенные монархии приобщались к этому веянию времени. Так Екатерина II завершила начатое еще Петром I подчинение церкви государству. Указом 26 февраля 1764 г. монастырские, церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались коллегии экономики. Наиболее полную оценку этому явлению дал Н.И. Павленко, который считал, что секуляризация церковных вотчин шла по трем основным направлениям. Она лишила духовенство экономической базы. Если при Петре I было упразднено патриаршество и учрежден Синод, полностью зависимый от государства, то при Екатерине II, монастыри, епархии стали полностью зависимыми от государства, которое брало их на свое содержание. Третий результат — облегчение положения крестьян, ранее принадлежавших духовным помещикам. Вывод прост: церковь оказалась интегрированной в государственную структуру, что уменьшило ее влияние на общество. 
 
В 60—70-е гг. по России прокатилась волна крестьянских выступлений. Наиболее крупное из них — это восстание Емельяна Пугачева, выдававшего себя за убитого императора Петра III. Народное восстание отрезвляюще подействовало на императрицу и подтолкнуло ее к мысли, что существующая система управления на местах не в силах предотвратить разрастание крестьянских волнений. 7 ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управления губернией», что повлекло за собой глубокие преобразования в государственном устройстве. Реформа положила начало созданию упорядоченной системы губернского управления. В этот период Россия сделала крупный шаг по пути к разделению ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции. Это не было еще фактическое разделение властей, так как императрица продолжала сохранять в своих руках всю полноту власти, но произошло организационное оформление судебной власти, выделение ее из административной. (См. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — С. 234.). 
 
Кроме того, по указам 1775 г. все сословия (кроме крепостных) получили право участия в делах местного самоуправления и суда. Конечно, роль дворянства была преобладающей, так как высшие должностные лица губернского управления назначались правительством из кругов дворянства, а состав уездной администрации избирался местными дворянскими обществами. Необходимо отметить, что проводя губернскую реформу, Екатерина II пыталась идти в ногу с Западом, где местная власть имела достаточно широкие полномочия. В ее ведении находились торговля, просвещение, медицина, быт. В России же эти элементы появились значительно позже, в XIX в. — с возникновением земств. 
 
Через 10 лет после губернской реформы 1785 г. были изданы «Жалованные грамоты городам и дворянству». Жалованная грамота городам передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться собственностью и доходами с нее. Кроме того, согласно указу, горожане делились на 5 разрядов: купцы, мещане, дворяне и чиновники, духовенство. Их права и привилегии, неодинаковые по объему и значению, зависели от сословного разряда, имущественного положения. Шестой разряд — крестьяне, проживающие в городах, в число горожан не включались, хотя подати брали с них в двойном размере — и по селу, и по городу. 
 
Согласно второй грамоте, дворяне получали ряд личных и корпоративных прав. Главное из них — право владения землей на правах частной собственности, свободу в выборе занятий. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имения. Интересно заметить, что только при Екатерине II дворяне сумели получить свои гражданские права и сохранили корпоративность. 
 
В последующие годы Екатерина II и ее окружение проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления, принимают меры в интересах различных сословий. Дворяне получают щедрые пожалования — земли, крепостных крестьян. 
 
Екатерина II провела определенные преобразования и в экономической сфере. В середине XVIII в. развитие сельского хозяйства по-прежнему носило экстенсивный характер в отличие от Западной Европы, где оно шло по интенсивному пути. Экстенсивный характер развития сельского хозяйства объяснялся наличием большого количества свободных земель и недостаточным уровнем агротехнической науки. Поэтому постепенно осваивались казахстанские, южноукраинские степи и др. земли. Только в 1765 г. возникло вольное экономическое общество, которое стало регулярно издавать свои «Труды» по различным отраслям экономики, селекции растений, животноводству и т. д. Главная цель общества — рациональная организация помещичьего и крестьянского хозяйств, распространение полезных советов и знаний. В рамках этого экономического общества был объявлен конкурс на лучшее сочинение на тему «Что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственность землю или токмо движимое имение, сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?». Само существование общества и рассмотрение в ходе его заседаний злободневных вопросов — это еще один шаг по пути европеизации страны и продолжения политики просвещенного абсолютизма. В конкурсе, как известно, приняли участие не только русские, но и иностранные граждане. Награды за лучшую работу был удостоен А.Я. Паленов. Но, к сожалению, его идеи и мысли так и остались не востребованными обществом. Внедрение полезных начинаний продвигалось крайне медленно. Крепостной труд не способствовал внедрению новшеств. Но несмотря ни на что, это общество просуществовало в России вплоть до октября 1917 г. Важное значение для развития экономики имел указ 1763 г., разрешивший продажу хлеба за границу. Это приносило огромный доход помещику, способствовало расширению торговли, хотя и усиливало эксплуатацию крестьян. 
 
Высокими темпами развивалась промышленность. В конце царствования Екатерины II в России действовали 167 горных заводов, 1094 предприятия обрабатывающей промышленности. Шел процесс становления мануфактуры из мелкого товарного производства, являвшийся вообще показательным признаком развития отечественной промышленности. Важным стимулом для развития предпринимательства явились уступки купечеству: в 1766 г. последовал указ об освобождении их от рекрутской повинности и замене ее уплатой денежного взноса, провозглашение свободы предпринимательства в 1775 г., заключавшееся в предоставлении купцам и крестьянам права заводить предприятия. Из крестьян вышли такие промышленники как Гучковы, Морозовы, Бугримовы. Однако нельзя не видеть, что развитие капиталистического уклада тормозилось крепостным правом. 
 
Но постепенно характерным признаком развития главных отраслей обрабатывающей промышленности, и прежде всего текстильной, являлось растущее применение вольнонаемного труда. С того момента можно говорить о наличии устойчивого рынка свободной рабочей силы. Другой указ 1779 г. вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах, а их владельцев освободил от обязательных поставок железа и снарядов в казну. 
 
Интересно заметить, что правительство давало льготы не только дворянству и богатому купечеству, но ремесленному и крестьянскому сословиям. 
 
Но этого было недостаточно, так как крепостнические формы эксплуатации рабочих, отсутствие денег на модернизацию производства, государственная монополия привели к тому, что в конце XVIII в. проявилось четкое отставание российской промышленности от европейской. 
 
При Екатерине II, была продолжена реформа образования. В наспех созданную Петром Великим систему она вносит серьезную основательность, придав этому широкий государственный масштаб и подчинив ее решению социально-политических задач. В основу всей системы образования были положены идеи французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо и др. 
 
Наиболее последовательным проводником этих идей в России стал талантливый педагог и организатор просвещении И.И. Бецкой. Опираясь на теорию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Бецкой полагал, что наиболее эффективный путь воспитания ребенка возможен в школах закрытого типа, число которых при нем стало стремительно расти. 
 
Бесспорной заслугой Екатерины II было открытие в Петербурге Смольного института, положившего начало женскому школьному образованию в России. Созданная в 1763 г. Медицинская академия была первым в России учебным заведением, готовящим профессиональных медиков. 
 
При Екатерине II получили дальнейшее развитие наука, литература и общественно-политическая мысль. Екатерина Дашкова стала первой в России женщиной, возглавившей Академию наук. С именами А.Н. Радищева, известного издателя и публициста Н.И. Новикова связано рождение демократических традиций в российском обществе. 
 
Анализируя развитие России на протяжении всего XVIII в., следует отметить ее бесспорные достижения во всех сферах деятельности. Страна приобретала более яркий архитектурный облик, росли новые города, создавались крупные промышленные центры. Эпоха Екатерины II ознаменовалась всплеском научных открытий, ярких литературных талантов. В общественно-политической жизни утверждались демократические традиции. 
 
Внешняя политика Екатерины II характеризовалась дальнейшим расширением территории страны и укреплением ее международного авторитета. Вместе с тем, хозяйственные и культурные успехи России, ее международный престиж не смогли скрыть тяжелого положения простого народа, трудом и талантом которого достигались эти успехи. Трудолюбие, выносливость и терпение не выдерживали жестокой эксплуатации самодержавия, что приводило к мощным волнениям. Екатерина II испытала на себе грозный и беспощадный крестьянский бунт под руководством Е. Пугачева.

Информация о работе Характерные черты европейского Просвещения и его влияние на мировое развитие