Характерные черты науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:20, контрольная работа

Краткое описание

По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?
1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Содержание

I. НАУКА
1.Характерные черты науки.....................................................................................................3
2. Формы и методы научного познания................................................................................4

II. АСТРОФИЗИКА
1. Солнечная система................................................................................................................7
2. Происхождение Солнечной системы.................................................................................8
3. Земля - планета солнечной системы...................................................................................8

III. ФИЗИКА
1. Пространство и время...........................................................................................................9
2. Развитие представлений о пространстве времени до начала XX в............................10
- Понятие пространства и времени в античной философии..................................10
- Развитие представлений о пространстве и времени
в классической физике...................................................................................................11
3. Современные представления о природе пространства и времени.............................14
- Специальная теория относительности.....................................................................14
- Пространство и время на уровне микромир.........................................................27

IV. ХИМИЯ
1. Основные этапы развития химии......................................................................................30
2. Концептуальные системы химии.......................................................................................32

V. БИОЛОГИЯ
1. Биосфера и ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости,
биопродуктивность.................................................................................................................35
- Структура биосферы............................................................................................................35
- Эволюция биосферы..............................................................................................................37
2. Биосфера и человек. Ноосфера..........................................................................................39
3. Природные ресурсы и их использование.......................................................................40

VI. ЭКОЛОГИЯ
1. Глобальный экологический кризис..................................................................................42
2. Причины глобального кризиса.........................................................................................44

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48

Вложенные файлы: 1 файл

моё КСЕ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. НАУКА

1.Характерные черты науки.....................................................................................................3

2. Формы и методы  научного познания................................................................................4

 

II. АСТРОФИЗИКА

1.  Солнечная система................................................................................................................7

2. Происхождение Солнечной системы.................................................................................8

3. Земля - планета солнечной системы...................................................................................8

 

III. ФИЗИКА

1. Пространство  и время...........................................................................................................9

2. Развитие  представлений о пространстве  времени до начала XX в............................10

- Понятие пространства и времени в античной философии..................................10

- Развитие представлений о пространстве и времени

в классической физике...................................................................................................11

3. Современные  представления о природе пространства  и времени.............................14

- Специальная теория относительности.....................................................................14

- Пространство и время на уровне микромир.........................................................27

 

IV. ХИМИЯ

1. Основные  этапы развития химии......................................................................................30

2. Концептуальные системы  химии.......................................................................................32

 

V. БИОЛОГИЯ

1. Биосфера и ее эволюция, ресурсы,  пределы устойчивости,

 биопродуктивность.................................................................................................................35

- Структура биосферы............................................................................................................35

- Эволюция биосферы..............................................................................................................37

2. Биосфера и человек. Ноосфера..........................................................................................39

3. Природные ресурсы и их использование.......................................................................40

 

VI. ЭКОЛОГИЯ

1. Глобальный  экологический кризис..................................................................................42

2. Причины  глобального кризиса.........................................................................................44

 

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48

 

 

 

 

 

 

 

 

I. НАУКА

1. Характерные  черты науки

Наука — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Возникнув после философии и религии, наука, в определенной степени - синтез этих двух предшествовавших ей отраслей культуры, результат “существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого философа”

О таком многофункциональном явлении  как наука можно сказать, что  это:

1) отрасль культуры;

2) способ познания  мира;

3) специальный институт (в понятие института здесь  входит не только высшее учебное  заведение, но и наличие научных  обществ, академий, лабораторий,  журналов и т.п.) 

По каждой из данных номинаций наука  соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?

1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в  том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2. Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в  том смысле, что изучает не  бытие в целом, а различные  фрагменты реальности или ее  параметры, а сама делится на  отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА – в том  смысле, что получаемые ею знания  пригодны для всех людей, и  ее язык – однозначный, поскольку  наука стремится, как можно  более четко фиксировать свои  термины, что способствует объединению  людей, живущих в самых разных  уголках планеты.

4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА – в том  смысле, что ни индивидуальные  особенности ученого, ни его  национальность или место проживания  никак не представлены в конечных  результатах научного познания.

5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том  смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА – в  том смысле, что хотя научное  знание безгранично растет, оно  все-таки не может достичь абсолютной  истины, после которой уже нечего  будет исследовать.

7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА – в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.

8. Наука КРИТИЧНА – в том  смысле, что всегда готова поставить  под сомнение и пересмотреть  свои даже самые основополагающие  результаты.

9. Наука ДОСТОВЕРНА – в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

10.   Наука ВНЕМОРАЛЬНА – в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

11.   Наука РАЦИОНАЛЬНА – в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12.   Наука ЧУВСТВЕННА – в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шесть  диалектических пар, соотносящихся  друг с другом: универсальность –  фрагментальность, общезначимость –  обезличенность, систематичность –  незавершенность, преемственность  – критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методу и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и опреляется специфика научного исследования и  значения науки.

 

2. Формы и  методы научного познания

 

Познание - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. "Познание - это, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование".

Человек постигает окружающий его  мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически  исходный) - материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

Каждой форме общественного  сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют  специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное.   Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.

 

Основными  особенностями  научного познания являются:

1. Основная задача  научного знания - обнаружение объективных  законов действительности - природных,  социальных (общественных), законов  самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования  главным образом на общие, существенные  свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. "Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий". Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель  и высшая ценность научного  познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации "чистоты" рассмотрения своего предмета.

3. Наука в большей  мере, чем другие формы познания  ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать"- не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения.

Существенной особенностью современной науки является то, что  она стала такой силой, которая  предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.

4. Научное познание  в гносеологическом плане есть  сложный противоречивый процесс  воспроизводства знаний, образующих  целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или - что более характерно - искусственном (математическая символика, химические формулы и  т.п.).

5. В процессе научного  познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

6. Научному познанию  присущи строгая доказательность,  обоснованность полученных результатов,  достоверность выводов. Вместе  с тем здесь немало гипотез,  догадок, предположений, вероятностных  суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии  выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

 

 

 

II. АСТРОФИЗИКА

 

1. Солнечная система

 

 

 

 

В нашей Галактике приблизительно 200 млрд. звезд, среди которых, как  полагают специалисты, некоторые звезды имеют планеты. В составе Солнечной системы - девять больших планет, а также и их спутники, которых в настоящее время известно уже более шестидесяти. Помимо вышеперечисленных космических тел, в состав Солнечной системы входят многочисленные малые тела: астероиды, которых открыто уже более пяти тысяч, сотни известных науке комет и бесчисленное число метеорных тел.

Большие планеты разделены на две группы – планеты земной группы и планеты юпитерианской группы. К первой группе отнесены: Меркурий, Венера, Земля и Марс, а ко второй –Юпитер,Сатурн, Уран и Нептун. Наиболее удаленная от Солнца планета, Плутон, не включена ни в одну из этих двух групп, поскольку по своим свойствам и размерам она более схожа со спутниками планет гигантов, нежели с самими планетами. 99,87 % общей массы Солнечной системы приходятся на центральное тело - Солнце. В связи с этим солнечное тяготение обусловливает движение большинства тел системы: под действием тяготения Солнца движутся по своим орбитам большие планеты, астероиды, кометы  и метеорные тела. И только спутники движутся под действием тяготения своих планет, так как близостью последних оно на порядок сильнее солнечного.

Информация о работе Характерные черты науки