Идеология Европейского Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Просвещение – идейно-политическое течение времен перехода общества от феодализма к капитализму. Просвещение отражало интересы нарождавшейся буржуазии и народных масс и сыграло роль идеологической подготовки буржуазных революций. Социально-экономические основы обусловили основные идейные принципы, заключающиеся в критическом отношении к социальной и политической организации феодального общества, а также к его идеологической легитимности. Просветители критиковали феодальный строй абсолютистскую монархию, решительно выступали против крепостничества, обосновали необходимость установления новых общественных порядков, которые способствовали бы улучшению жизненных условий народных масс, обеспечивали их право на образование и культуру. Резкой критике подвергали они религиозные догматы, схоластику, отстаивали светский характер общественной жизни.

Содержание

Введение 3
1. Идеология Европейского Просвещения. Общие черты
и особенности. 4
1.2. Просветительские идеи английских мыслителей 5
1.3. Немецкое Просвещение 9
1.4. Итальянское Просвещение 8

2. Деятели французского Просвещения 11
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Идеология Европеского Просвещенияя.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

 

Введение           3

1. Идеология  Европейского Просвещения. Общие черты 

и особенности.          4

1.2. Просветительские идеи английских  мыслителей   5

1.3. Немецкое Просвещение       9

1.4. Итальянское Просвещение      8

 

2. Деятели французского Просвещения       11 

Заключение           20

Список литературы         21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Просвещение – закономерная ступень  в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализации.

Просвещение – идейно-политическое течение времен перехода общества от феодализма к капитализму. Просвещение отражало интересы нарождавшейся буржуазии и народных масс и сыграло роль идеологической подготовки буржуазных  революций. Социально-экономические основы обусловили основные идейные принципы, заключающиеся в критическом отношении  к социальной и политической организации феодального общества, а также к его идеологической легитимности. Просветители  критиковали феодальный строй абсолютистскую монархию, решительно выступали против крепостничества, обосновали необходимость установления новых общественных порядков, которые способствовали бы улучшению жизненных условий народных масс, обеспечивали их право на образование и культуру.  Резкой критике подвергали они религиозные догматы, схоластику, отстаивали светский характер общественной жизни.

Наибольшего расцвета идеология Просвещения  достигла во Франции. Выдающимися представителями  французского Просвещения были Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д.Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах.  Они внесли большой вклад в развитие мировой политической мысли, разрабатывая вопрос о происхождении государства, о его функциях, о типах государственного управления, о путях демократизации общества, о разделении власти.

Развитие на Западе политологических исследований в последние десятилетия  повысило интерес многих ученых к истории политических учений.

В работе рассматриваются взгляды  мыслителей эпохи Просвещения и  их  политические учения в странах  Европы.

 

1.  Идеология   Европейского Просвещения. Общие  черты  и особенности.

Эпоху Просвещения характеризует  твердая, хотя подчас и наивная вера в человеческий разум, необходимость  его освобождения от предрассудков, религиозных суеверий; вера в изменение  негуманного характера отношений  между людьми и избавление от политической тирании.

Философия просветителей  заняла господствующее положение в Европе. Это выразилось в четко обозначенном философском  и политическом движении, постепенно охватившем разные страны, а также  в усиливающемся росте буржуазных отношений в наиболее развитых европейских странах: Англии, Франции, Голландии, Италии, Германии. В каждой стране Просвещение носило специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества.

Культ разума у просветителей подразумевает  защиту научного  и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной жизни человечества. В связи с этим просветителей называли «рационалистами», несмотря на преимущественно сенсуалистический характер их теорий познания, а эпоху Просвещения – «веком разума».

Для идеологии Просвещения характерны антиклерикализм и деизм, который  видел в понятии бога только обозначение  разумной  первичности мира. Вместе с тем среди просветителей  Франции выделялась группа убежденных материалистов-атеистов (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций).

Движение просвещения  во Франции  практически подготавливало политическую революцию, которой и явилась  Французская буржуазная революция  18 в.[2]

 Просветители верили в человека  в его разум и высокое призвание, продолжали гуманистические традиции Эпохи возрождения, прогрессивные мысли всей предыдущей истории человечества. Они боролись за установление «царства разума», основанного на  естественных правах и равенстве людей. Определяющую роль в развитии общества они отводили сознанию людей,  все недостатки общества объясняли необразованностью, неграмотностью людей, непониманием ими своей собственной природы.   Важнейшим средством социального поступательного развития они считали распространение просвещения, пропаганду научных знаний, идей справедливости и добра.[3]

Энергичное распространение рационального  знания, преодоление темноты и  невежества. Внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу  политического, морального, эстетического  воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина. Все это в разных формах существовало  в Просвещении Франции, Германии, Англии, России, Польши и др. стран.

Просвещение и  создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и  направление развития науки о  государстве и праве, образуя  один из самых значимых для нее духовных факторов.

Просвещение зародилось и поднялось в 17 в. (ранний этап), но свои наиболее выразительные черты  оно обрело в 18 веке. В данный период в авангарде просветительского  движения – особенно в том, что  касалось разработки политико-юридической проблематики – находились выдающиеся французские мыслители.[10]

 

1.2. Просветительские  идеи английских мыслителей

Просветительские идеи в Англии возникли раньше, чем сложились и  дали о себе знать во Франции, но в силу  ряда обстоятельств они не стали доминирующими в европейском Просвещении в целом. Тем не менее, Англия 17-18 вв. известна рядом мыслителей, оставивших заметный след в истории Просвещения. Славу крупнейших английских политических мыслителей 17 века приобрели два человека – Томас Гоббс и Джон Локк.  Оба – дети своего времени в плане передовой, рационалистической, просветительской методологии. Однако их политические позиции противоположны. Гоббс – сторонник неограниченной власти государства, полностью подчиняющей себе индивида. Его симпатии на стороне абсолютной монархии. Локк защищает неотчуждаемые (естественные) права  человека, суверенитет народа. Смысл его учения состоит в том, что во имя прав граждан и интересов общества необходимо установить пределы деятельности государства и связать его определенными правилами.

 

1.3. Немецкое Просвещение

На исходе 17 века зарождается немецкое Просвещение. 

Чертой  немецкого  Просвещения в целом, обусловленной  немощью едва начавшей оформляться  в класс разрозненной германской буржуазии и ее прямой зависимостью от княжеских дворов, является, как правило, робость в критике существовавших политико-юридических институтов, склонность к соглашениям с властями, уход в «заоблачные сферы» философских умозрений.

Представители немецкого  Просвещения многое сделали для дальнейшей систематизации и популяризации доктрины естественного права, для приспособления ее к потребностям буржуазного развития страны. Успешно работали они и в направлении преодоления негативного влияния теологии на юриспруденцию. Просветительское движение  в Германии в области государственно-правовой теории отнюдь не было однородным. Наряду с умеренным крылом (Пуфендорф, Лейбниц, Томазий, Вольф), в нем имелось и более радикальное, левое крыло (Кнутцен, Лау, Лессинг и др.)

Самуил Пуфендорф (1632-1694) – главный его труд «О праве природы и праве народов в восьми книгах».

Исходным пунктом построений Пуфендорфа является концепция естественного, догосударственного общества.  Увеличение численности  населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной идиллической формой общежития. Был дан импульс к созданию государства – единственного надежного учреждения для безопасности людей.

Пуфендорф считает, что именно Бог  – инициатор создания государства. По Пуфендорфу  этот желаемый самим Богом  институт не может возникнуть без предварительного свободного согласия людей, которое одно есть действительная опора государства.

Правовые основания государства суть два договора: собственно договор и постановление.  По первому договору  отдельные индивиды соединяются в устойчивое целое. Затем они выносят  постановление о приемлемой для них форме правления. Это постановление обязывает избранного властителя заботиться о благе народа, а граждан – подчиняться власти.  Лишь с его подписанием государство начинает функционировать как таковое. Душу государства составляет  отчуждаемая народом  правителю единая верховная власть, которая имеет неограниченные полномочия и в принципе не подлежит ответственности за свои действия. Усматривая недостатки в абсолютной монархии. Пуфендорф, тем не менее, отдавал ей предпочтение, полагая, что в ней наилучшим образом смогут осуществляться цели государства.

Назначение государства – быть надежной порукой порядка и спокойствия в человеческом роде. Оно должно твердо поддерживать внешнюю безопасность, не позволять церкви вмешиваться в мирскую деятельность.  Государство ущемляет естественную свободу граждан, но не отменяет ее совсем. Оставшаяся часть естественных свобод неприкосновенна – это область частной жизни индивида.

Пуфендорф  был не против такого нарушения свободы личности, как  крепостничество, которое казалось ему всего-навсего добровольным договором между господами и лицами, лишенными работы.

Сопротивление государю отдельными гражданами он исключал, но не отвергал возможности  для всего народа оказать  сопротивление,  если тот толкает страну к гибели. [9]

Энциклопедист немецкого просвещения  Х.Вольф (1679-1754)  считал, что назначение государства – содействовать достижению «общего блага» народа.

Х. Томазий (1655-1728) проводил различие между правом и моралью, подчеркивая, что «не может быть хорошим политиком тот, кто не является на деле нравственной личностью». В перспективе Томазий предвидел истинную человеческую общность, в которой отменена частная собственность в ходе морального совершенствования людей и воцарения счастья.

 

1.4. Итальянское Просвещение

Своеобразие социально-политических условий  Германии и Италии 17-18 вв. определило сочетание в политико-правовой идеологии этих стран умеренно прогрессивных в идеологической и консервативных в политической сфере теорий.

 

Политические и правовые учения  в Италии связаны с именами Дж. Вико (1668-1744), который понимал историю как объективный закономерный процесс, протекающий циклически, а возникновение государства и законов объяснял борьбой противоположных устремлений.

Соотечественник Вико – Чезаре Беккариа (1738-1794), автор труда «О преступлениях и наказаниях», родоначальник классической школы в науке уголовного права, защищал такие универсальные ценности, как свобода, честь, достоинство человека, обеспечиваемые, прежде всего справедливыми законами, а не грубой силой. [2]

В теории Беккариа заметны следы  идей Гроция и Гоббса. Но наибольшее влияние на него оказало французское Просвещение.

Трактовка  естественного  состояния и причин, побудивших людей  перейти к политическому общежитию, у Беккариа мало чем отличаются от трактовок Гоббса. Беккариа различает  справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две - основаны  на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства. Она изменчива.  Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы государства должны иметь ввиду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Беккариа резко критикует современную ему  юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки. Существующие законы писал он, «служат только для прикрытия насилия», помогают приносить народ «в жертву ненасытному идолу деспотизма».

Причину этого  он видит в утверждении частной  собственности, дающей одним власть и благополучие, а другим – нищету и бесправие. Однако дальше  констатации   этого Беккариа не идет. Он далек от социалистических идей и не помышляет о радикальном переустройстве общества.

Развивая идею законности Беккариа, утверждал, что  свобода гражданина – в его праве делать все, что не противоречит законам, что сами власти должны строго соблюдать законы. Без этого не может существовать «законное общество».  Только законы могут устанавливать наказание и право их издания принадлежит только суверену как представителю всего общества. Наказание не может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно не справедливо и не соответствует условиям общественного договора.

В своей книге  «О преступлениях и наказаниях»  он утверждал, что причина преступности лежит в социальных условиях – нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых человеческими страстями.  Беккариа протестовал против пыток и  призывал к ограничению смертной казни. Он отстаивал равенство всех перед законом.

Идеи Беккариа были приняты классическим направлением в уголовно-правовой науке и уголовным законодательством, закрепившим прогрессивные  принципы равенства перед уголовным законом, «» нет преступления и нет наказания без указания о том в законе,  соответствия тяжести наказания совершенного преступления.[7]

Информация о работе Идеология Европейского Просвещения