Франко-Германская война 1870-1871 гг. и ее международные отношения в контексте преподавания истории в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 12:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть причины Франко – Германской войны 1870 – 1871 годов, еѐ особенности, ход военных действий, международные отношения которые сложились в данный период и заключение франфрутского мирного договора.
Задачи данной работы:
* Рассмотрение дипломатической ситуации, сложившейся к 70
годам XIX века.
* Рассмотрение события повлиявшего на Францию в вопросе
объявления войны.
* Описание военных действий и сражений, приведших страны к
мысли о прекращении войны.
* Подробное изучение этапов дипломатической подготовки к
подписанию мирного договора, завершающего войну.
* Определение последствий Франко-прусской войны, степени
влияния Франкфуртского мирного договора на дальнейшее развитие
международных отношений на Европейской части континента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Франко-германская война
§ 1. Дипломатическая подготовка к войне. ………………………………
§ 2. Ход военных действий. Соотношение сил ……………………………
Глава II. Дипломатические переговоры и Франфрутский мирный договор
§ 1. Дипломатия в ходе войны……………………………………………..
§ 2. Дипломатическая подготовка к заключению мира и его значение…
Глава III. Франко-германская война 1870-1871 года и ее международные отношения в конспекте преподавания истории в школе
§ 1. Тематическое планирование включения Франко-Германской войны 1870-1871 гг. и международных отношений в школьном курсе истории…….
§ 2. Разработка плана-конспекта урока по теме…………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Технологическая карта.

Тема урока: Франко-прусская война. Парижская коммуна.

План урока:

1. Император на шатающемся  троне.

2. Начало войны. Седанская  катастрофа и конец  Второй  империи.

3. Третья Республика. Окончание войны.

4. Восстание в Париже.

5. Парижская коммуна. Попытка  реформ.

6.  Борьба версальцев  с коммуной и её гибель.

7. Провозглашение  Германской  империи.

 

Давайте вспомним.

1. Какие цели преследовала  внутренняя политика Наполеона III?

2. Если  во Франции произошёл  переход от авторитарного правления к

    конституционной монархии, то чем объяснить непопулярность

    императора?

3. Какие цели лежали  в основе внешней политики  Наполеона III?

4. Подумайте, какой политический вопрос стал главным в жизни

    немецкого общества в первой половине XIXв. Какими методами его

    пытались решить?

5. Как складывались отношения  между этими двумя государствами?

 

Прочитайте пункт 1 нашего параграфа. Ответьте на вопросы:

1 группа – причины войны для Пруссии;

 2 группа- причины войны для Франции;

3 группа - правильность ответа 1 и 2ряда + вывод (только для первого вопроса)

1. Подумайте, какие противоречия  стали причиной франко-прусской войны.Существовала ли возможность мирного разрешения этих противоречий?

2. В войне с Францией  участвовала не только Пруссия, но и весь возглавляемый Северогерманский  союз, а также связанные с ним  военными договорами южно-германские  государства, т.е. фактически вся  Германия. Почему же в литературе  утвердился термин « франко-прусская война»?

17 июля 1870 года  – начало войны.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Прусская армия                                                                                           на Париж


 

 

                                                              

                                    

Мирный  договор (январь 1871г.)

Германия (Бисмарк)

Франция (Тьер-глава правительства)

Эльзас, Лотарингия, 5млрд. франков.




 

 « Третья республика». Работа с учебником. (самостоятельно)

л/з для 1 варианта (При каких условиях произошло установление Третьей республики?)

Причины восстания в Париже. Работа с учебником.(самостоятельно).   

л/з для 2 варианта ( Каковы же были причины парижского восстания?)

 

4 сентября1870 г.- провозглашение  Третьей республики во Франции

                                                                  

                                             Правительство

                                            (генерал Трошю)   

                  


   мин. иностранных дел                                  мин. внутренних дел


      (Жюль Фавр)                                                   (Леон Гамбетта)

 

26 марта1871г. – выборы в  Парижскую коммуну (орган городского  самоуправления)

Попытка реформ: заменить постоянную  армию вооружённым народом, ввести выборность и сменяемость чиновников гос. аппарата, отделить церковь от государства, ввести бесплатное обучение и прочее.

Федераты- бойцы отрядов Коммуны.

21 мая - взятие версальцами  Парижа. Гибель коммуны.

В 18 январе 1871г.- прусский король Вильгельм I стал германским императором.

Закрепление: 

1. Почему Пруссия и  Франция стремились к войне?

2. Сравните уровень подготовленности  к войне Франции и Пруссии.

3. Как вы понимаете  слова, что под «Седаном Наполеон III нашёл  своё Ватерлоо»?

4. Коммуна – это бунт  или подвиг? Свою точку зрения аргументируйте.

 

 Домашнее задание  § 14 читать ответить на вопросы  к нему.

 

 

Приложение № 1 ( проверка домашнего задания).

Карточка № 1. Отметьте правильный ответ:

1. На севере  США ведущей отраслью экономики  было…

А. Сельское хозяйство

Б. Промышленность

В. Торговля

2. Господствующее  положение в жизни Юга США  занимали….

А. Фермеры

Б. Плантаторы

В. Промышленная буржуазия

3. Олигархия это - …

А. Власть всего народа

Б. Власть немногих богатых людей

В. Власть низов общества.

4. Северные штаты США…

А. Отставали в экономическом развитии

Б. Развивались быстрее, чем южные.                                                                                               

В. Развивались так же, как и южные.

5. Ограничение  рабства хозяйств. Территорией южных Штатов

     привело бы…                                                                                     

А. К краху плантационных хозяйств.

Б. К увеличению количества рабов на Юге и дальнейшему развитию

    там Плантационного хозяйства.

В. К добровольному освобождению всех рабов южными плантаторами.  

 

Ключ: 1-   2-   3-   4-   5 - 

 

Карточка № 2. Объясните понятия

1. Аболиционисты

2. Трансконтинентальная держава

3. Иммигранты

Карточка № 3. Объясните понятия.

1. Конфедерация

2. Реконструкция

3. Американский путь развития капитализма

Карточка № 4. Какие сведения можно извлечь из газетных

                            объявлений?

Из газетных объявлений 1850-х гг. в США.

  1. «Сбежала чернокожая Бетси. К правой ноге прикован железный

         брусок».

  2. «Сбежал негр Мануэль. Неоднократно клеймен».

  3. «Сбежал негритенок лет двенадцати. Носит собачий ошейник из

         цепи с надписью.

  4. «Двадцать пять долларов в награду за моего раба Исаака. На лбу

         шрам от удара кулаком, на спине — от пули из пистолета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В  результате  проведѐнной  работы,  в  соответствии  с  поставленными целями,  в  работе  была  раскрыта  суть,  обозначены    его  предпосылки. Значительная  часть  работы  была  посвящена  освещению  хода  военных действий Франко-прусской  войны  1870-1871  года  -  до  войны,  в  период активных  военных  действий  и  в  последние  месяцы  войны, предшествующие подписанию сначала прелиминарного мирного договора, а  позже  заключительного  мира  в  мае  1871  года.  Остановившись  на основных этапах развития противостояния Франции и Пруссии в 60-70-х годах  XIX  столетия,  ознакомившись  с  работами  историков  XIX  и  XX веков,  которые  более  подробно  изучали  этот  период,  автор  определил значение Франко-прусской  войны  и Франкфуртского  мира  для  развития международных отношений.

С  момента  подписания  Франкфуртского  мира,  международные отношения  начинают  развиваться  по совершенно  новому  принципу. Неотъемлемым  фактором  международной  жизни  конца  60-х,  начала  70-х годов  XIX  века  стал  быстрый  экономический  рост  Пруссии  и  подъем  еѐ международного влияния. Правительство Бисмарка осуществило «железом и кровью»  объединение  германских  земель вокруг  реакционной  прусской монархии,  выведя  на  время  за  пределы  международной  арены  Францию, устранив таким образом своѐ главное препятствие к объединению. Бисмарк  прилагал  все  усилия,  чтобы  закрепить  завоевания Франкфуртского мира 1871 года, способствовал.  Теперь главным стремлением Германской империи в области внешней политики было сохранение приобретенной силы. Бисмарк хотел скорейшей дипломатической  изоляции  Французской  республики  и  стремился предотвратить  образование  любой  коалиции,  угрожавшей  гегемонии Германии.  Начиная  с  1871  г.  две  великие  европейские  державы  явно стремятся  действовать  с  ней  заодно. Первая  из  них — Италия. Она  также только  что  завершила  свою  национальную  революцию.  Вторая  -  Австро- Венгрия,  укрепила  свои  отношения  с  Германией  в  результате  встреч  в Гальштейне,  Зальцбурге  и  Ишле.  Таким  образом,  система,  сложившаяся после  подписания  мирного  договора  во  Франкфурте-на-Майне,  получила название "вооруженного мира" - постоянная напряженность, угроза прямого конфликта, происходящая в условиях нарушенного баланса сил.

В  такой  обстановке  ослабленная  войной  Франция  была  вынуждена придерживаться  настороженной  политики  обороны  и  искать  пути заключения  новых  союзов. В  силу  немногочисленности  сухопутной  армии союз  с Англией  был  для  неѐ  бесполезен. Австро-Венгрия  к  тому  времени укрепила  свои  дружественные  отношения  с Германией. Оставалась  только Россия,  для  которой  усиление  Германии  было  так  же  невыгодно  как  для самой Франции. Таким  образом,  «Русский  курс»  явился  основой  внешней политики  Франции  после  Франкфуртского  мира.  Сближение  с  Россией объективно  отвечало  задачам  защиты  безопасности  Франции  от  новой германской агрессии.

Если проследить за формированием союзов, или просто за укреплением дружественных  отношений  между  ведущими  странами  Европы  в  период 1871-1875  года,  то  можно  увидеть  первые  очертания  будущих  «великих коалиций» - Антанты и Тройственного союза. Вековой антагонизм Германии и Франции  не  разрешился  в  ходе  военных  действий  и  после  подписания мира.  Страны  лишь  копили  свои  силы  для новой,  более  кровопролитной войны,  которая  уже  не  будет  столкновением  двух  держав,  в  неѐ  будут вовлечены почти все крупные державы мира – для Первой Мировой.

  

 

 

 

 

Список литературы

 

I. Публикация официальных документов.

1. Андреев А.Р. Последний  канцлер Российской империи. Александр  Михайлович Горчаков. Документальное  жизнеописание. М. : Белый волк, 1999.-138 с.

2. Переписка императоров  Александра II и Наполеона III. 1856-1867 год. // Исторический архив. М., 2007. - №6. - С. 155-180.

3. Русская дипломатия и нейтралитет Люксембурга в XIX веке // Новая и новейшая история. Публикация документов. — 1973. — №2. С. 138-148.

4. Остриков П.И., Вандель П.П. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914 / -М.: Высшая школа, 1989. 110 с.

II. Мемуары, переписка, дневники, путевые заметки, речи и выступления, публицистика.

1.  Бисмарк Отто фон  Мысли и воспоминания в 2 томах.-т.2 / Отто фон 

Бисмарк.- М., 2001. -560 с.

2. Бисмарк О. Мемуары железного канцлера. М.: ЭКСМО, 2003. – 813-819 с.

3. Бонапарт K.-JI.-H. (Наполеон III). Его жизнь и сочинения. Составлено по английским, женевским, брюссельским и французским источникам XIX века. Изд. 2. - М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 328-336 с.

5. Борисов Ю.В. Русско-французские отношения после Франкфуртского мира.- М., 1951. –с. 52

6. Бушуев С.К. A.M. Горчаков. -М.: Изд-во «Международные отношения», 1961.- 170-180с

7. Вейль Ж. История социального движения во Франции (1852-1902). — СПб.: Тип. Т-ва «Обществ. Польза», 1906. 350-359 с.

8. Вильгельм II. Мемуары. События и люди 1878-1918. М. Изд-во: Харвест, 2003.-310-312 с.

9. Виноградов В.Н. Балканская эпопея князя A.M. Горчакова. М.: Наука, 2005.-150-157 с.

10. Виноградов К.Б. Бисмарк, европейская дипломатия и общественность в 1865-1871 гг. // Новая и новейшая история. 1985. - №1. - С. 126-144.

11. Военная библиотека : публичные лекции о войне 1870 г. между Францией и Германией до седана включительно.– Санкт-Петербург : Общественная польза, 1871.– 108 с.

12. Всемирная  история:  В  24  т.-т.17:  Национально-освободительные  войны  XIX  века.- Минск, 1999.

13. Всеобщая история. История Нового времени. Учебник для 8-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2010. – 304 с.: ил. (образовательная система "Школа 2100"). Данилов Д.Д., Кузнецов А.В. и др

14. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 10 –е изд. – М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2010. – 304 с.: ил.

15. Всеобщая история. История Нового времени, 1800 – 1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/  А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с., [16] л. ил.: ил., карты.  

16. Всеобщая история: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Носков В.В., Андреевская Т.П. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 320 с.: ил.

17. Галкин Н.С. Создание Германской империи. 1815-1871.- М., 1986.

18. Гутман Д.С. И.С. Тургенев о франко-прусской войне и Парижской коммуне // Новая и новейшая история. 1969. - №2. - С. 117-123.

19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 2003. 358-420 с.

20. Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878.-т. 2.- Ростов-на-Дону,1995

21. Дельбрюк Г. История военного искусства: в 3 т. — Спб.: Наука: Ювен-та, 1994. Т. 2, с. 528

22. Заиченко О.В. Образ России и Германии в первой половине XIX века (на материале либеральной публицистики) // Россия и Германия / отв. ред. Б.М. Туполев. Вып. 2. - М.: Наука, 2001. - С. 92-109.

23. История дипломатии.-т.1 - М., 1964.- с. 732

24. История международных отношений и внешней политики России-СССР (1870-1957). -М., 1957.- с.32

25. Кауфман Г. Политическая история Германии в XIX веке.- М., 1957.

26. Маркс К. Письмо Людвигу Кугельману в Ганновер. 12 апреля 1871 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 33, с. 172./ Цит. по книге Новая История, стр. 27. К. Маркс, Ф. Энгельс- Избранные Сочинения, т. 4, стр. 276. 

28. Манфред А.З. Русско-французские отношения после Франкфуртского мира (1871-1872 гг.) // Вопросы истории. 1950. -№ 6. - С. 85-99.

29. Михневич Н. П. Война между Германией и Францией 1870—71. Ч. 1. Спб., 1897; с.502

30. Новая история. 1815-1918. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений, Бурин С.Н. 5-е изд., стер. - М.: 2006. — 320 с.  

31. Новейшая история зарубежных стран. 8 кл.:учеб, для общеобразоват. учреждений/ В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 253, [3] с. : ил., карт.

32. Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в 70-х годах XIX в.- М., 1992.

Информация о работе Франко-Германская война 1870-1871 гг. и ее международные отношения в контексте преподавания истории в школе