Франко-Германская война 1870-1871 гг. и ее международные отношения в контексте преподавания истории в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 12:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть причины Франко – Германской войны 1870 – 1871 годов, еѐ особенности, ход военных действий, международные отношения которые сложились в данный период и заключение франфрутского мирного договора.
Задачи данной работы:
* Рассмотрение дипломатической ситуации, сложившейся к 70
годам XIX века.
* Рассмотрение события повлиявшего на Францию в вопросе
объявления войны.
* Описание военных действий и сражений, приведших страны к
мысли о прекращении войны.
* Подробное изучение этапов дипломатической подготовки к
подписанию мирного договора, завершающего войну.
* Определение последствий Франко-прусской войны, степени
влияния Франкфуртского мирного договора на дальнейшее развитие
международных отношений на Европейской части континента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Франко-германская война
§ 1. Дипломатическая подготовка к войне. ………………………………
§ 2. Ход военных действий. Соотношение сил ……………………………
Глава II. Дипломатические переговоры и Франфрутский мирный договор
§ 1. Дипломатия в ходе войны……………………………………………..
§ 2. Дипломатическая подготовка к заключению мира и его значение…
Глава III. Франко-германская война 1870-1871 года и ее международные отношения в конспекте преподавания истории в школе
§ 1. Тематическое планирование включения Франко-Германской войны 1870-1871 гг. и международных отношений в школьном курсе истории…….
§ 2. Разработка плана-конспекта урока по теме…………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Бисмарк ненавидел Россию и боялся её. Но именно потому, что Россия внушала ему страх, он придавал исключительное значение поддержанию так называемых «традиционных дружественных отношений» с Россией.76 Он боялся войны с Россией. Канцлер знал, что эта война вследствие гигантских размеров своего театра, сурового климата России, стойкости русского солдата, при неисчислимых людских резервах страны, её неисчерпаемых ресурсах неминуемо привела бы Германию к катастрофе. К тому же Бисмарк знал, что вооружённое столкновение с Россией почти неизбежно повлечёт вмешательство Франции и превратится в непосильную для Германии войну на два фронта.

В начале 70-х годов обстоятельства складывались благоприятно для задуманной Бисмарком комбинации — союза трёх императоров. Вскоре после беседы с Бисмарком в Гаштейне Андраши обратился к Англии, чтобы попытаться осуществить свой план австро-английского сближения против России. Но он очень скоро убедился, что, хотя английское правительство и «сочувствует» Австро-Венгрии, всё же от кабинета Гладстона не приходится ждать действительного участия в борьбе с Россией за преобладание на Балканах. Гладстон избегал каких-либо союзных обязательств. Свои расчёты он строил на взаимных противоречиях держав континента. Ничего не имея против того, чтобы Австрия вела политику, враждебную России, сам он стремился к англо-русскому сближению.

После неудачных поисков союзника против России Андраши оставалось только одно: волей-неволей договариваться с этой могущественной соперницей Австро-Венгрии. Правда, борьба между Россией и Австрией за влияние на Балканах не прекращалась. Однако в начале 70-х годов она ещё не принимала острых форм.

У России также были основания искать сближения с Австро-Венгрией. Россию пугала перспектива австро-германского сотрудничества. Русская дипломатия надеялась обезвредить это сотрудничество посредством австро-русского соглашения.77

В сентябре 1872 г. Франц-Иосиф должен был приехать в Берлин, чтобы отдать визит Вильгельму I и продемонстрировать, таким образом, «забвение» войны 1866 г. Это свидание возбудило беспокойство в Петербурге. Во время смотра Балтийского флота император Александр II неожиданно обратился к германскому послу. «Вам не писали из Берлина, — спросил царь, — не хотят ли меня видеть там одновременно с австрийским императором? Как вы думаете, будет ли это приятно королю?» В своём донесении Вильгельму посол сообщал: «Император поднял этот вопрос таким образом, что, если вашему величеству его план не подходит, я буду иметь полную возможность оставить его без ответа, как невзначай брошенное замечание».

Бисмарк, однако, нашёл, что намёк царя следует использовать. По мнению канцлера, приезд царя в Берлин может «обескуражить» те элементы, которые «угрожают миру». Очевидно, Бисмарк имел в виду Францию и её друзей в различных странах.

В сентябре 1872 г. в Берлине состоялось свидание трёх императоров. Само по себе оно имело демонстративное значение. Бисмарк следующим образом повествовал об этом английскому послу Одо Росселю: «Впервые в истории три императора сели вместе обедать в интересах мира. Я хотел бы, чтобы они образовали дружную группу вроде трех граций Кановы. Я желал бы, чтобы они стояли молчаливо и позволяли восхищаться собой. Но я решил не давать им говорить. Я этого и добился, как это ни было трудно, так как все трое воображают себя более значительными государственными людьми чем они являются на самом деле»78.

Итак, императоры молчали, т. е. мало говорили о политике. Зато между министрами, которые сопровождали своих монархов происходили самые оживлённые переговоры. Следует отметить, что министры почти не обсуждали политических вопросов втроём: беседы велись между отдельными министрами с глазу на глаз. Особенно часто беседовали друг с другом Андраши и Горчаков79. Русский канцлер постарался использовать берлинское свидание, чтобы оторвать Австрию от Англии и обеспечить западную границу России на случай англо-русского конфликта.

Свидание трёх императоров почти совпало с началом англо-русского конфликта из-за Хивы. Континентальным союзником Англии против России в это время могла быть только Австрия: Франция была разбита Германией, Германия искала благоволения России. Ввиду этого сближение с Австрией представлялось для России весьма заманчивым.

В свою очередь и Андраши добивался от Горчакова некоторых гарантий на Балканах. Он доказывал, что великосербское движение противоречит интересам Австро-Венгрии. Ведь часть подданных империи принадлежит к той же сербской нации и могла бы в результате этого движения проникнуться освободительными стремлениями. Горчаков заверил Андраши, что Россия и не думает поддерживать великосербскую пропаганду и вполне удовлетворена status quo на Балканах.

Между обоими министрами была достигнута устная договорённость. Они условились, что Россия и Австро-Венгрия будут придерживаться сохранения status quo на Балканах и принципа «невмешательства» в балканские дела в случае, если помимо их воли status quo на полуострове будет всё-таки нарушен.80

Что касается Бисмарка, то главной его целью в дни свидания трёх императоров оставалась изоляция Франции. Однако как раз это менее всего входило в намерения Горчакова. Вокруг французского вопроса и завязался в Берлине дипломатический поединок двух канцлеров.

Во франко-прусской войне 1870 г. Россия соблюдала по отношению к Германии благожелательный нейтралитет.81 Но после войны дальнейшее ослабление разбитой Франции представлялось уже невыгодным для России. Оно грозило нарушением равновесия сил в Европе. Поэтому в дни дипломатических собеседований в Берлине Горчаков сделал всё, чтобы притупить антифранцузское остриё, которое, по замыслу германского канцлера, должно было приобрести берлинское свидание. С этой целью Горчаков имел беседу с французским послом в Берлине Гонто-Бироном. Он дал ему понять, что Россия не станет поддерживать Германию против Франции, если немцы вздумают мешать французам восстанавливать свою армию. «Я вам это уже говорил и рад это повторить, — заявил Горчаков, — нам необходима сильная Франция»82.

Гонто-Бирон сделал правильный вывод, сообщив в Париж, что Бисмарк не получил от берлинской встречи того, чего хотел. Однако независимая линия, проводимая русской дипломатией в её отношении к Франции, вовсе не означала, что в Петербурге совсем не дорожили поддержанием русско-германской дружбы. В начале 1873 г., по инициативе русского фельдмаршала графа Берга, наместника Царства Польского, возник проект заключения формальной военной конвенции России с Германией. Договор держав о взаимной военной помощи должен был иметь оборонительный характер. Бисмарк одобрил мысль фельдмаршала. Однако он многозначительно подчеркнул, что военная конвенция «не будет иметь силы, если к ней не примкнёт Австрия»83.

В начале мая 1873 г. Вильгельм I приехал с визитом в Петербург в сопровождении Бисмарка и Мольтке. Там и была подписана русско-германская военная конвенция. «Если какая-либо европейская держава, — гласила статья 1 этой конвенции, — напала бы на одну из двух империй, то последняя в возможно кратчайший срок получит помощь в виде армии из двухсот тысяч человек боеспособного войска». Подписали конвенцию два генерала — Мольтке и Берг. В тот же день, 6 мая, она была ратифицирована обоими монархами.

В июне того же года Александр II в сопровождении Горчакова отправился в Вену. То был первый визит русского царя в австрийскую столицу после Крымской войны. Таким образом, поездка приобретала демонстративное политическое значение. Россия как бы заявляла о забвении той «неблагодарности», которой Австрия «удивила мир» в 1853 — 1856 гг.

Царь и Горчаков попытались склонить австрийских правителей примкнуть к русско-германской конвенции. Но те отказались. По их мнению, это могло вовлечь Австрию в войну против Англии. Вместо военной конвенции австрийцы предложили России иное соглашение. Оно и было подписано 6 июня в Шенбрунне, под Веной. Документ имел форму договора между монархами, и под ним стояли только их подписи. Оба императора обязывались договариваться в случае возникновения разногласий в конкретных вопросах, дабы эти разногласия «не возобладали над соображениями более высокого порядка». В случае угрозы нападения со стороны третьей державы оба монарха обязывались условиться друг с другом «о совместной линии поведения». Если бы в результате этого соглашения потребовались военные действия, характер их должна была бы определить специальная военная конвенция.84

Легко видеть, что соглашение 6 июня 1873 г. носило довольно расплывчатый характер. 23 октября, по приезде в Австрию, Вильгельм I присоединился к Шенбруннскому соглашению. Оно-то и получило неточное наименование союза трёх императоров.

Русская дипломатия заключила этот договор, ибо он давал некоторые гарантии безопасности западной границы. Этим приходилось особенно дорожить ввиду враждебной политики Англии в странах Востока. Но Горчаков был далёк от того, чтобы итти на поводу у Бисмарка. Последующие события показали, что Россия не позволит немцам установить свою гегемонию в Западной Европе посредством нового унижения Франции.85

 

 

 

 

 

 

Глава III. Франко-германская война 1870-1871 года и ее международные отношения в конспекте преподавания истории в школе

§ 1. Тематическое планирование включения Франко-Германской войны 1870-1871 гг. и международных отношений   в школьном курсе истории.

Изучение Франко-Германской войны 1870-1871 гг. можно включить в школьный курс истории 8 класса, при изучении тем, посвященных строительству новой Европы.

Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ в целом выделяет на изучение всеобщей истории в 8 классе 32 часа и не менее 28 часов, на изучение истории России  - до 44 часов. В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам, курсу. Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

История как способ самопознания человека, страны, народа существовала всегда. «История – наставница жизни», – утверждали еще античные философы. С тех пор роль истории в жизни общества только возрастала. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, так как тогда у него не будет будущего.

Составной частью истории как комплекса наук является всеобщая история. Она призвана раскрыть во всей полноте исторический путь развития Европы и ее народов, теоретически обобщить исторические факты и события, вскрыть закономерности развития. В силу указанных причин современная концепция образования немыслима без курса всеобщей истории. В первую очередь он, наряду с прочими дисциплинами, определяет общий уровень культуры в любой области знаний, формирует его мировоззрение, воспитывает патриотические, трудовые и нравственные качества.

Цель дисциплины. Данная учебная дисциплина имеет своей целью вооружить студента необходимыми знаниями по Всеобщей истории. Программа отражает в основном все этапы исторического процесса на территории Европы: от событий, связанных с созданием Древнего мира, до событий настоящего времени. Причем этот процесс рассматривается во всей своей сложности и противоречивости, а сама Европа – как особая цивилизация, история которой изучается в системе мировых цивилизаций.

Также к основным целям и задачам курса относится:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории   традициям нашей родины, к правам  и  свободам  человека,  демократическим  принципам  общественной жизни;
  • освоение  знаний  о  важнейших  событиях,  процессах  отечественной  и  всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтичном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии. Толерантно отношения к представителям других народов и стран.

В ходе изучения Всеобщей истории ученики знакомятся с историческими источниками, методами научного исследования, различными историческими концепциями. Особое внимание уделяется событиям переломного характера, проблеме альтернативности исторического процесса.

Сегодня существует бесчисленное множество учебников по Новой истории, рекомендованных Министерством Образования для обучения. Каждый из этих учебников имеет свои плюсы и минусы.

В распоряжении учителей Брянска и области имеются следующие учебные пособия по Новой истории:

1. Новая история. 1815-1918. 8 класс. Бурин С.Н.86

В учебнике, созданном на основе современных общеобразовательных стандартов, учтены последние достижения русской и мировой исторической науки. Развитие стран Европы, Америки, Азии и Африки в 1815-1918 гг. представлено как единый цивилизационный процесс. Учебник снабжен выдержками из исторических источников, картами и иллюстрациями. В конце параграфов имеются вопросы и задания для закрепления и обсуждения материала. Учебник рекомендован к изданию Министерством образования Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.

Тема моего диплома изложена в главе IV " Завершение создания национальных государств в Европе", параграф 15 "Парижская коммуна", учебник хороший но по темы войны сказано мало, можно сделать только поверхностные выводы. На изучение данной темы отводится один урок и полностью рассмотреть весь параграф не удается, поэтому в большинстве случаев отдается на самостоятельное изучение.

2. Новая история зарубежных стран. 8 класс. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н87.

В учебнике освещается не только политика и дипломатия, экономика и культура второго периода нового времени. История предстает как единый процесс, в котором, наряду с великими открытиями и страшными войнами, социальными преобразованиями и революциями, была и повседневная жизнь с ее тревогами и заботами, надеждами и радостями. Вопросы, карты, высказывания современников, другие методические материалы, которыми насыщен учебник, превращают знакомство с курсом новой истории в увлекательный творческий процесс.

Тема Франко-Прусской войны 1870-1871 гг. изложена в параграфе 13 " Образование Германской империи" в пункте 2. "Завершение объединения Германии". Упоминается только начало конфликта и поверхностное течение войны. Иллюстраций так же как и документов нет.

3. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В. и др88.

Учебник предназначен для 8 класса основной общеобразовательной школы. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы "Школа 2100". В соответствии с ее концепцией текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно ориентированное обучение в технологии проблемного диалога.

Информация о работе Франко-Германская война 1870-1871 гг. и ее международные отношения в контексте преподавания истории в школе