Формирование белорусской нации. Культура Беларуси второй половины 19-начала 20 ст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Нация—это общность людей, которая сложилась исторически, с характерными для нее признаками. Нации возникают на базе феодальных народностей в период становления капитализма. Основными признаками нации являются: общность территории, экономической жизни, языка, культуры, наличие этнического самосознания.

Содержание

.Основные приметы белорусской нации ,процесс их становления. Роль в этом научного белорусоведения, литературы, издательской деятельности.
2.Искусство и театр.

Вложенные файлы: 1 файл

История контрольная.docx

— 33.25 Кб (Скачать файл)

Тема : Формирование белорусской нации. Культура Беларуси второй половины 19-начала 20 ст.

 

План:

 

1.Основные приметы белорусской нации ,процесс их становления. Роль в этом научного  белорусоведения,  литературы, издательской деятельности.

2.Искусство и театр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

 

Этногенез белорусов во второй половине  19 века значительно ускорился  и вышел на стадию формирования нации  – новой исторической общности людей  .

Нация—это общность людей, которая сложилась исторически, с характерными для нее признаками. Нации возникают на базе феодальных народностей в период становления капитализма. Основными признаками нации являются: общность территории, экономической жизни, языка, культуры, наличие этнического самосознания. В процессе формирования нации экономическая общность выходит на первый план и становится определяющим признаком, на основе которого происходит дальнейшее развитие остальных.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ №1

 

Вторая половина XIX — начало XX в. стали решающим этапом в процессе формирования белорусской нации. В это время в Белоруссии быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, оживилась торгово-промышленная деятельность городов, наметилась производственная специализация отдельных  территорий. Это содействовало развитию хозяйственных связей между районами, вело к постепенной ликвидации их хозяйственной разобщённости и формированию местного внутреннего рынка. На основе этих изменений и началось формирование белоруской нации. Важную роль в этом процессе сыграло строительство в 70 – 90-е годы густой сети железных дорог. Железнодорожное сообщение содействовало развитию товарного оборота, втягиванию в товарно-денежные отношения глухих районов, притока в город сельского населения. В конце 19 века экономическое разобщение уже было ликвидировано. На территории Белоруссии сложился национальный рынок, который сыграл решающую роль в формировании других признаков – общности территории , языка, культуры, психического склада и объединил их в единое национальное целое.

Вторым важным признаком  нации является общность её территории. Территория  белорусского этноса сложилась ещё в период формирования народности, когда белорусские земли входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. После раздела Речи Посполитой белорусские земли оказались в составе Российской империи.Но царское правительство не признавало белорусов как самостоятельный этнос и не учитывало его национальные границы. Территория белорусов была разделена между различными губерниями без учета этнического состава населения. Основная масса белорусов проживала на территории пяти западных губерний - Витебской, Могилёвской, Минской, Виленской и Гродненской, которые и вошли в состав современной Белоруссии, и принимали участие в формировании белорусской нации. По данным переписи населения 1897 года на их территории проживало 8,5 млн. человек, в том числе 5,4 млн. белорусов, 1,2 млн. евреев, 493 тыс. русских, 424 тыс. поляков, 377 тыс. украинцев, около 8 тыс. татар, но удельный вес жителей коренной национальности превышал 73%. Абсолютное большинство белорусов проживало в сельской местности. В составе городского населения доля белорусов составляла 14,5% . Белорусская национальная буржуазия представляла лишь небольшую прослойку в местной многонациональной буржуазии.  Буржуазия сформировалась под патронажем государственной власти и царской бюрократии, поэтому экономическая и политическая независимость ее мало интересовали. Слабость национальной экономической элиты - буржуазии и дворянства - стала причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции. Консолидации территории белорусского этноса и, в частности, белорусской нации мешало то, что белорусы не имели своей государственности. Это создавало большие трудности на пути её развития, но остановить эти процессы полностью было невозможно.

Важным признаком нации  является национальный язык. Национальная общность невозможна без общего языка, единого и понятного для всей нации. До конца 18 века белорусский язык оставался языком народности с присущей ему пестротой территориальных диалектов и говоров. Он не имел ещё общепринятых грамматических норм, закрепленных в литературе. Такой язык не мог обслуживать национальные связи ,хозяйственную, общественно –политическую и культурную жизнь народа. Создание экономической общности повлекло за собой нивелировку территориальных диалектов и постепенное их сглаживание. Живой народный разговорный язык начал постепенно закрепляться в литературе. В новых исторических условиях источником развития белорусского языка явилось устное народное творчество, а формирование его происходило в жанрах художественной литературы и публицистики. Помимо этого, он обогащался новыми словами и терминами. Постепенно шел процесс создания графической системы, правописных и грамматических норм, обогащения лексики белорусского литературного языка. В целом процесс этот шел медленно. Только в начале XX в. появилась белорусская периодическая печать. Быстрое развитие белорусского языка, его фонетических, лексических и грамматических норм произошло с приходом в литературу Ф. Богушевича, Я. Лучины, Л. Гуриновича, Я. Купалы, Я. Коласа, Тетки и др.

В процессе формирования основных признаков белорусской нации складывался и такой её признак, как психический склад, проявляющийся прежде всего, в общности национальной культуры. Психологический склад, или национальный характер, является отражением  материально-бытовых условий жизни многих поколений народа, его истории, важнейших событий, наложивших отпечаток на жизнь и развитие нации. В процессе исторического опыта у белорусов выработались такие черты национального характера, как любовь к Родине, свободолюбие, ненависть к угнетателям и мужество в борьбе с ними, уважение и братские чувства к другим народам, стойкость и терпение в преодолении трудностей и лишений, трудолюбие.

Важным показателем формирующейся  нации является уровень развития её культуры. Во второй половине 19 века она сделала значительный шаг вперёд в своём развитии. Развитие промышленности, товарно-денежных отношений ставило на повестку дня развитие народного образования. В середине 19 века оно находилось на низком уровне. С начала 60-до конца 90-х годов количество учебных заведений и обучающихся в них в белорусских губерниях увеличилось в десятки раз, тяга населения к знаниям была  огромной, школ не хватало и в целом уровень грамотности населения оставался низким.      

В тяжелых условиях происходило  развитие печати и издательского  дела. В 1886 году в Минске начала издаваться первая легальная неофициальная газета «Минский листок», вокруг которой группировались представители различных политических течений- буржуазные либералы, либеральные народники, демократы. На её страницах публиковались материалы о тяжелом положении трудящихся, подвергались критике действия местной администрации, много внимания уделялось этнографии, фольклору, истории белорусси. С газетой активно сотрудничали поэт Я.Лучина, историки и этнографы А.Е.Богданович, М.А.Янчук, М.В.Довнар-Запольски и другие.

Белорусская литература во второй половине 19 века развивалась под воздействием тех общественных процессов, которые происходили в социально-экономической и политической жизни страны. Под влиянием социального размежевания в белорусской нации, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни Белоруссии возникли два направления-буржуазно-либеральное и демократическое, отражавшее расстановку политических сил в обществе.Эти двум направлениям в общественном движении соответствовали анологичные направления в литературной жизни Белоруссии.

Представителями либерально-буржуазного направления в белорусской литературе второй половины 19 века были Александр Ельский и Алесь Пшчолка.

Либерально буржуазному  направлению в литературе и общественно  политической жезни противостояло  революционно-демократическое направление.Его  родоначальником был К.Калиновский.Его  прокламации и газета «Мужицкая правда» были первыми произведениями белорусской революционно-демократической литературы.В них глубоко и правдиво раскрывалась сущность крепостнической эксплуатации во всех её формах, показан паразитизм помещиков,исключетельно тяжелое положение крестьянства, раскрыт грабительский характер реформы 1861 года, политика царизма в Белоруссии. Глубоко понимая предназначение государства в современном ему обществе, Калиновский связывал освобождение крестьян и всех трудящихся от эксплуатации и унижения с переходом к государственной власти в руки народа. Лучшей формой государственного устройства он считал демократическую республику.К.Калиновский оказал большое влияние на всю последующую белорусскую литературу, содействовал углублению в литературе и искусстве принципов реализма и народности, закреплению в них высоких идеалов борьбы за свободу. Идейные принципы Калиновского позже развивали в своем творчестве Ф.Богушевич, А.Гуринович, Я.Лучина.

 Богушевич выступал  в защиту белорусского народа  и его языка, гонимого и презираемого  как царскими сатрапами, так  и польскими панами. Лучина в  своих произведениях правдиво  показывал угнетенное положение  нарадных масс, выражал их ненависть в самодержавию и стремление к свободе.Большинство произведений поэта написано на острые социальные темы с позиций критического реализма.

На традициях, заложенных К. Калиновским, Ф. Богушевичем, Я. Лучиной, А. Гуриновичем, опиралась новая  белорусская литература начала ХХ века. Развивалась она также и под  влиянием русской, польской и украинской литературы и приобрела черты  развитой литературы с разнообразными жанрами, стилями и направлениями. Яркими представителями этого времени  считаются Тетка, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович.

Новые темы, мотивы и образы принесла в белорусскую литературу Тетка (Алоиза Пашкевич) (1876-1916гг.).  Она написала первый учебник на белорусском языке «Першае чытанне для дзетак беларусау», выступала как публицист.

Я.Купала (1882-1942гг.) поднял белорусскую литературу на сравнительно высокий уровень. Его пьесы “Павлинка”, “Раскиданное гнездо” представляют собой самое высокое достижение славянских литератур. Он перевел на белорусский язык произведения Н. Некрасова, И. Крылова, А. Мицкевича, Т. Шевченки, а своим творчеством и общественной деятельностью влиял на формирование и развитие белорусского литературного языка.

Первое стихотворение Я.Коласа(1882-1956гг.) “Песни-жалобы” было опубликовано в 1910 году. Дореволюционное творчество поэта - настоящая художественная летопись жизни белорусского народа.

М. Богдановичу (1891-1917гг.) принадлежит единственный поэтический сборник “Венок”, однако он дал поэту занять значимое место в белорусской литературе. Своим творчеством поэт обогатил белорусскую лирику новыми темами, образами и формами. Кроме стихов, он писал прозаические произведения, литературоведческие и публицистические статьи.

В белорусской литературе ХХ века раскрылись творческие способности  М. Горецкого, З. Бедули, Т. Гартного, К. Каганца и др. Новая белорусская  литература начала находить признание  в соседних славянских народах, стала  постепенно включаться во всемирный  историко-литературный процесс.

Богатейшим источником белорусской  литературы во второй половине 19 века было устное народное творчество.В это время белорусский народ создал много сказок, пословиц, поговорок, загадок, отражавших его тяжелую жизнь, думы и устремления.Устное творчество служило острым оружием в борьбе трудящихся против эксплуатации, отражало высокие моральные качества белорусского народа, любовь к родине, стремление к свободе, братские чувства к русскому народу.

Во второй половине 19 века началось научное изучение Белоруссии. Этому не мало способствовал основанный в 1867 году в Вильно Северо-Западный отдел Русского географического  общества, укрепивший связи Белоруссии с русской наукой. Ученые начали проявлять большой интерес к  истории белорусского народа, его  языку, быту, поэтическому творчеству. Много было сделано по выявлению и изданию исторических документов. Крупнейшими изданиями подобного рода были «Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России» (АЮЗР,15 томов), «Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией» (АВАК, 39 томов), «Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси» (14 томов) и другие.

Состояние научных знаний в начале 20 в. определялось развитием белорусоведения. В трехтомном исследовании академика Ефима Карского «Белорусы» была научно обоснована национальная самобытность белорусов как восточнославянского народа. Это исследование называют энциклопедией белорусоведения.

Исторические исследования были представлены трудами историка и этнографа Митрофана Довнар-Запольского, который обосновал положение  о самобытном белорусском народе с оригинальной культурой и языком, высказался за его право на самостоятельное существование.

Вывод: Таким образом в конце 19 начале 20 ст. в Белоруссии основные приметы белорусской нации были налицо. И остановить дальнейший процесс их  становления было невозможно.

 

Ответ №2

 

Вторая половина ХIХ века была временем формирования профессионального  белорусского театра. В его зарождении большую роль сыграла театральная  культура соседних народов - русского, украинского и польского. В белорусских  городах действовали местные  русские драматические труппы, а  также гастролировали актеры столичных  театров. Белорусские зрители имели  возможность познакомиться с  прекрасной игрой известных русских  артистов.

5 июня 1890 года в Минске  был открыт первый постоянный  городской театр (ныне помещение  театра имени Янки Купалы). В  этом же году было создано  товарищество любителей искусств, которое сыграло важную роль  в пропаганде демократического  искусства и стало центром  литературной и театрально-музыкальной  жизни города.

Под воздействием профессионального  театра создавались многочисленные музыкально-драматические кружки и  организаций, так называемые белорусские  вечеринки. На вечеринках обычно выступали  хоры, танцоры, читались белорусские  литературные произведения, ставились  пьесы. На традициях белорусских вечеринок возникла первая белорусская труппа. Игнат Буйницкий организовал ее на свои личные средства в собственном поместье Полевачи. И. Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси они помогали местным любительским кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра. Деятельность первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали отцом белорусского театра, вписала яркую страницу в развитие белорусской театральной культуры, заложила прочный фундамент на пути становления белорусского театра.

Достаточно разнообразной  и богатой была музыкальная жизнь  белорусских городов. Беларусь посещали такие звезды русской музыкальной культуры, как композиторы и пианисты С. Рахманинов, А. Скрябин, знаменитые певцы Л. Сабинов, Ф. Шаляпин. В отмеченный период возрос интерес музыкантов к белорусскому народному песенному творчеству. Благодаря усилиям белорусских композиторов, фольклористов, школьным преподавателям белорусская народная песня получила широкое распространение не только у себя на родине, но и за пределами страны. Русские композиторы М. Римский-Корсаков, С. Танеев и некоторые другие обрабатывали белорусские песни и использовали белорусскую тематику в своих произведениях.

Информация о работе Формирование белорусской нации. Культура Беларуси второй половины 19-начала 20 ст