Русская культура второй половины 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:24, реферат

Краткое описание

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

 

 

РУССКАЯ КУЛЬТУРА  ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Песка М.А.

АРХ-110

Принял:

Шутова Н.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир,2010

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Укрепление экономической и  военной мощи России в период Петра I, военные победы России в правление  Екатерины II, вели к росту национального  самосознания русского народа и, как  следствие этого, к взлету русской культуры во второй половине XVIII века. Господствующим направлением в русской культуре во второй половине XVIII в. - начале XIX в. становится классицизм. Его идейной основой являлись борьба за мощную национальную государственность и национальную культуру

"Век разума  и просвещения" - так говорили  о своем времени великие мыслители  XVIII столетия, провозвестники новых  революционных идей. В историю  мировой культуры XVIII век вошел  как эпоха больших идейных  и общественно-исторических сдвигов,  острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В  новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени  насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь  к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные  традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического  развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает  огромных успехов.

 

 

 

 

 

 

 

1. Реформа образования.  Развитие просвещения. Открытие Московского Университета.

 

Во второй половине XVIII в. Екатерина II провела реформы сферы управления, экономики, сословной организации, образования. Но реформе образования Екатерина II придавала особое значение, так как она понимала, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности и желания воспринимать новое.  
      Проведение преобразований в области просвещения Екатерина II поручила И.И. Бецкому, своему личному секретарю и президенту Академии художеств. В 1763 представил Екатерине II план школьной реформы - "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", в основе которого лежала популярная в Европе идея "воспитания новой породы людей", свободных от пороков, которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество. По замыслу автора, в России следовало создать сеть закрытых училищ, где в полной изоляции от дурного влияния общества воспитывалось бы российское юношество от 4-6 до 18-28 лет. Училища должны были быть сословными. Для всех новых учебных заведений И.И. Бецкой разработал специальные уставы, согласно которым запрещалось бить и бранить детей, а развитие их природных качеств и склонностей, интерес к учебе предполагалось поощрять.  
      Еще 1752 г. для детей дворян был открыт Морской Шляхетский корпус. В 1759 г. был открыт Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе. В 1764 г. в Петербурге было открыто "Воспитательное общество благородных девиц" при Смольном монастыре (Смольный институт) на 200 девушек. Это было первое в России женское учебное заведение для девушек из дворянских семей. Смольный институт пользовался особым покровительством Екатерины II и И.И. Бецкого, великосветских вельмож. В 1766 г. для дворянских детей был открыт реформированный Сухопутный шляхетский корпус.  
      Для детей других сословий создавались профессиональные училища со средним специальным учебно-образовательным курсом. В 1772 г. в Москве при Воспитательном доме было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан на средства П.А. Демидова. В Москве был открыт Екатерининский институт для девиц из семей купцов и мещан. Педагогические училища были открыты при Смольном институте (1765), Сухопутном шляхетском корпусе (1766). Для сирот были открыты Воспитательные дома в Москве (1764), Санкт-Петербурге (1770) и других городах. Была разработана специальная воспитательная программа по превращению сирот в людей, впитавших лучшие идеи Просвещения. 
      Во второй половине XVIII в. продолжается открытие профессионально - художественных училищ. В 1757 г. в Петербурге была основана Академия художеств. Академия стала в России первым высшим художественным заведением, в стенах которого вырастали высокопрофессиональные архитекторы, скульпторы, живописцы и графики. В 1773 г. была открыта Балетная школа при Московском воспитательном доме.  
      Огромное значение для распространения просвещения в России имело открытие в 1755 г. первого в стране высшего гражданского учебного заведения - Московского университета. Его куратором был влиятельный вельможа И.И. Шувалов, но огромную роль в открытии университета сыграл М.В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета, он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением. В первый год открытия Московский университет принял студентов на три факультета: философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно из разночинской среды. При университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями - одно для детей дворян, другое - для детей купцов и разночинцев. Через 4 года такая же гимназия была открыта в Казани 1     

Качественно новым  фактом в развитии просвещения в  России было возникновение общеобразовательной  школы. Отдельно созданные учебные  заведения еще не образовывали системы  народного образования. В 1772 г. по указу Екатерины II была создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которой работали специально приглашенные в Россию видные педагоги из Европы. Комиссия разработала план создания четырехклассные училищ в губернских городах и двухклассных - в уездных. В программы обучения включались математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. В результате в России начала формироваться система общеобразовательной школы. В 25 губернских городах были открыты главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе. В уездных городах были открыты малые двухклассные училища. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания, дисциплин. Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ     

К концу XVIII в. в  стране было 550 учебных заведений  с числом учащихся в 60-70 тыс. чел. Так, во второй половине ХVIII в. в России была создана система народного образования.  
      Для развития просвещения было важным появление новых учебников. В их написании принимали активное участие профессора Московского университета и ученые Академии наук. В 1757 г. была издана "Российская грамматика" М.В. Ломоносова, заменившая в качестве основного учебника по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Великим русским ученым был также написан учебник по горному делу "Первые основания металлургии, или рудных дел". В 60- х гг. студентом Московского университета Д. Аничковым был составлен учебник по математике, который сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. В 1776 г. профессор Московского университета Х.А. Чеботарев написал учебник по географии. В течение длительного времени во всех училищах и гимназиях в качестве учебника использовалась книга "О должностях человека и гражданина", составленная Екатериной II и И.И. Бецким. В книге популярно излагались взгляды западноевропейских просветителей на такие понятия, как "душа", "добродетель", обязанности человека по отношению к Богу, обществу, государству, своим ближним.

2. Распространение  книжного дела. Возникновение библиотек.

 

В связи с распространением просвещения  во второй половине XVIII в. в обществе растет интерес к книге. Чтобы удовлетворять спрос на печатную продукцию, в 1783 г. Екатерина II издала указ "О вольных типографиях", который впервые предоставлял всем желающим право заводить типографии. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах, однако, в период борьбы Екатерины II и Павла I c проникновением в Россию идей Французской революции все частные типографии были закрыты

Изменялась тематика книг, увеличивалось число оригинальных научных и художественных изданий. В 1768 г. в Петербурге по инициативе Екатерины II было создано "Собрание, старающееся о переводе иностранных книг". Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей и

действовало до 1783 года. В 1773 г. известный просветитель Н.И. Новиков организовал в Петербурге "Общество, старающееся о напечатании книг", но его деятельность была непродолжительной, поскольку Н.И. Новиков столкнулся с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.      

Основными центрами издания книг и  журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом учебная  и научная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (1755). В академической типографии печатался и первый частный журнал "Трудолюбивая пчела" (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.  
      Во второй половине XVIII в. не только в столичных, но и в провинциальных городах появляется периодика. В 1786 г. в Ярославле стал издаваться журнал "Уединенный пошехонец", в 1788 г. Тамбове - еженедельная губернская газета "Тамбовские известия". С 1789 г. в Тобольске выходил журнал "Иртыш, превращающийся в Иппокрену".  

Особая роль в издании и распространении  книг принадлежала выдающемуся русскому просветителю и общественному деятелю  Н.И. Новикову (1744-1818). Н.И. Новиков, как  и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений, поэтому в распространении просвещения он усматривал служение обществу. С 1779 по 1789 гг. он арендовал типографию Московского университета, в которой издавал около трети всех издававшихся в то время в России книг (примерно 1000 наименований). Это были учебники, журналы, политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества, масонская литература.     

Н.И. Новиков способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции. В конце XVIII в. около 40 книжных лавок было в Москве и Петербурге, книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах.  
      Во второй половине XVIII в. растет число библиотек при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, в которой могли работать не только ученики Академии, но и все желающие.      

В 80-е - 90-е гг. XVIII в. первые публичные библиотеки появились в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске). Возникали платные библиотеки при книжных магазинах в Москве и Петербурге.

3. Развитие науки. Вклад М.В. Ломоносова в становление российской науки.

 

 Во второй  половине XVIII в. крупнейшим научными центрами в России являлись Академия наук и Московский университет. В Московском университете преподавали блестящие профессора С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и многие другие.     Распространение образования в России, бурное развитие мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. Но в Академии наук в те годы преобладали приглашенные немцы. Немецкие ученые препятствовали выдвижению русских ученых, поэтому русские практически отсутствовали в Академии наук.  
     Первым русским ученым, ставшим полноправным русским профессором Академии наук, стал М.В. Ломоносов. Он родился в 1711 г. в далекой поморской деревне возле Холмогор. Уже будучи взрослым юношей, в 1730 г. Михаил Ломоносов, выхлопотав годовой паспорт, с одним из рыбных обозов отправляется в далекую Москву. Там он, скрыв свое происхождение, поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Успешно окончив Академию, Ломоносов вместе с 11 другими выпускниками в 1736 г. был направлен для прохождения курса наук в Петербургскую Академию. Вскоре его посылают в Германию, в Марбург, к профессору Вольфу, а потом во Фрайбург к известному металлургу, профессору Генкелю. Пять лет, проведенные за границей, были для Ломоносова годами серьезной самостоятельной учебы. В июне 1741 г. М.В. Ломоносов возвращается в Петербургскую Академию наук и становится адъюнктом профессора физики Крафта. В 1745 г. он был утвержден профессором химии и стал полноправным членом Академии. В 1748 г., преодолевая сопротивление немецких ученых, он добился создания химической лаборатории. Круг интересов М.В. Ломоносова как ученого был огромен. Он проводил исследования в области физики, химии, геологии, астрономии и других науках. М.В. Ломоносов был создателям атомно-молекулярной теории строения вещества, послужившей прочным основанием дальнейшему развитию фундаментальных естественных наук в XVIII столетии. В 1748 г. в письме к Л. Эйлеру он впервые в мире формулирует общий закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для познания всего процесса мироздания. В 1756 он осуществляет классические опыты, экспериментально обосновывающие закон сохранения вещества, формулирует предположение, объясняющее явление нагрева тел как следствие движения частиц. Эта гениальная догадка намного опередила эпоху. Великий русский ученый много занимался вопросами, связанными с тайнами происхождения Вселенной, ему принадлежит открытие на Венере атмосферы и ряд других важных наблюдений в области астрономии. Он был блестящим экспериментатором и изобретателем, новатором во многих областях техники, горного дела, металлургии, производства фарфора и стекла, солей и красок, строительной техники. Его многогранный талант проявился и в области гуманитарной. Он был выдающимся поэтом и теоретиком в вопросах стихосложения. Огромен его вклад в формирование русского литературного языка. М.В. Ломоносов увлекался и искусством мозаики, и изучением истории Родины. Итогом его трудов по истории стали созданные им "Краткий Российский летописец" и "Древняя Российская история". М.В. Ломоносов способствовал выдвижению национальных кадров русской науки. Первые профессора Московского университета Н.Н. Поповский и А.А. Барсов были его учениками.      

Информация о работе Русская культура второй половины 19 века