Феминизм в России и Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:40, доклад

Краткое описание

Актуальность данной темы напрямую связана с важнейшей чертой женского движения: возникнув как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женское движение переросло в движение за общественный прогресс, и те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.

Содержание

Введение
Феминизм в России
Предыстория русского феминизма
История женского движения в России
Российское женское движение 1905–1917
Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
Женщины в правозащитном движении
Российский феминизм «второй волны» (конец 80-х – наст. Время)
Ранний феминизм во Франции
Борьба за права женщин в Соединенных Штатах
Развитие женского движения в Европе
Возрождение феминизма
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Феминизм в россии и европе.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

9 марта 1913 года в России  впервые отмечался "День работниц" — международный женский день. По инициативе В. И. Ленина  в 1914 был создан журнал "Работница", в редакцию которого вошли  Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд, А. И. Елизарова-Ульянова и др.

23 февраля (8 марта) 1917 года  женщины - работницы вышли на  улицы Петрограда с протестом  против голода и войны. Это  выступление явилось началом  Февральской буржуазно-демократической  революции 1917 года.

В августе 1917 года при Московском областном  бюро РСДРП (б) была создана  комиссия по работе среди трудящихся женщин.

Победа Великой Октябрьской  социалистической революции дала возможность  полностью разрешить женский  вопрос в России. Женское движение стало рабоче-крестьянским с задачами всемерного содействия социалистическому  строительству, защиты социалистического  Отечества, вовлечения всех женщин в  активную политическую и общественную деятельность.

В ноябре 1918 года в Москве по инициативе И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай  и К. Н. Самойловой был созван 1-й  Всероссийский съезд работниц и  крестьянок, на котором выступил В. И. Ленин. Съезд определил место  женщин в борьбе за социализм и  заложил организационные основы женского движения  в советских  условиях. В составе центральных  и местных партийных органов  были созданы женотделы.

В программе РКП (б), принятой 8-м съездом партии в 1919 году, указывалось, что партия не ограничивается признанием формального равноправия женщин по закону, а стремится осуществить  его на деле, освободив женщин от тягот домашнего хозяйства и  вовлекая их во все сферы жизни  нового общества. Партия гарантировала  государственную охрану материнства  и детства.

9-й съезд РКП (б) обратил  внимание на вовлечение работниц  и крестьянок в социалистическое  строительство. На повестке дня  11-го, 12-го и 13-го съездов партии  также стояли вопросы женского  движения .

Основной формой женского движения  в СССР в 20—30-х гг. были делегатские собрания. Они организовывались на предприятиях, а для домашних хозяек — при местных Советах. В Средней Азии и на Кавказе  женское движение развивалось, преодолевая  огромные трудности. Большую помощь ему оказало постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) "Об очередных задачах в области работы среди работниц, крестьянок и трудящихся женщин Востока" (декабрь 1924). Здесь наряду с делегатскими собраниями создавались женские клубы, красные уголки и др. учреждения. В них женщин учили грамоте, давали медицинские консультации, приобщали к культуре. В женских клубах вырастали первые активистки, которые вступали в партию, шли учиться на рабфаки, в вузы, получали путёвки на заводы и фабрики. В 1926 году состоялось 1-ое Всесоюзное совещание работников женских клубов. Советское женское движение  широко отражалось на страницах периодической печати. Были основаны специальные журналы для женщин:

  • «Коммунистка" (1920),
  • "Крестьянка" (1922),
  • "Работница" (1923),
  • "Делегатка" (1923),
  • "Общественница" (1936)

В октябре 1927 года состоялся 2-ой Всесоюзный съезд работниц и  крестьянок, который констатировал  повышение активности женщин во всех областях социалистического строительства, рост их политической сознательности. Число делегаток съездов Советов  за 1922 — 1927гг.  возросло в волостях, уездах и губерниях в 3—8 раз.

В 1927 году  состоялся Всесоюзный съезд работниц и крестьянок —  членов Советов. В 1931 году было проведено  Всесоюзное совещание по женскому труду. Коллективизация сельского хозяйства  вызвала подъём женского движения в  деревне. Организовывались делегатские  собрания колхозниц, проводились женские  производственные совещания при  сельсоветах и колхозах. В 1933 году возникло движение жён-общественниц за культуру на производстве и в быту, способствовавшее привлечению к  активной общественной и производственной деятельности значительного числа  женщин — домашних хозяек. Одним  из видов женского движения в 30-е  гг. было овладение мужскими специальностями (трактористки П. Н. Ангелина, П. Н. Кавардак, машинист З. П. Троицкая и др.). По инициативе В. С. Хетагуровой советские девушки ("хетагуровки") стали активно участвовать в освоении Дальнего Востока.

В 1936 году состоялись Всесоюзные совещания жён хозяйственников  и инженерно-технических работников тяжёлой промышленности и жён  комсостава Красной Армии.

В предвоенные годы советские  женщины активно включаются в  международное демократическое  женское движение. В 1934 году  советские  женщины приняли участие во Всемирном  конгрессе женщин против войны и  фашизма. Одним из организаторов  этого конгресса была Е. Д. Стасова. Конгресс создал Международный женский  комитет.

В дни Великой Отечественной  войны 1941- 1945гг.  миллионы советских  женщин заменили в народном хозяйстве  ушедших на фронт мужчин. Более 1 млн. колхозниц овладело профессиями  трактористов, комбайнеров, механиков, свыше 200 тыс. стали бригадирами и  председателями колхозов.

Свыше 1 млн. женщин приняло  непосредственное участие в боях с фашистскими захватчиками на фронте и в партизанских отрядах. 7 сентября 1941 года в Москве состоялся 1-ый Антифашистский женский митинг, принявший обращение "К женщинам всего мира!", призывавшее  к усилению борьбы с фашизмом и  созданию единого фронта борьбы против гитлеризма.

В сентябре 1941 года был создан Антифашистский комитет советских  женщин (с 1956 — Комитет советских  женщин, издающий с 1945 журнал "Советская  женщина"). 10 мая 1942 года  был проведён 2-ый Антифашистский женский митинг (Всесоюзный митинг женщин — участниц Отечественной войны), который принял обращения "К женщинам всего мира" и "От женщин Москвы — к женщинам Лондона".

В послевоенные годы цели и  задачи женского движения в СССР, как  и прежде, были неотделимы от целей  и задач всего советского общества.

В конце 50 — начале 60-х  гг. для руководства работой среди  женщин стали возникать женские  советы (женсоветы) на предприятиях, в  учреждениях, колхозах и совхозах. В  ряде мест были созданы районные и  городские женсоветы. Особенно активно  создавались женсоветы в советских  республиках Средней Азии. Только в Узбекской ССР в 1964 действовало 5760 женсоветов, объединявших 93 тыс. активисток. Советские женщины активно участвуют  в развитии народного хозяйства, науки, техники и культуры, в международном  женском движении. Комитет советских  женщин поддерживает контакты более  чем с 229 национальными и международными организациями 119 стран мира, входит в Международную демократическую  федерацию женщин. Участие Комитета советских женщин в различных  международных и региональных конгрессах, национальных конференциях направлено на укрепление дружественных связей, на улучшение взаимопонимания между  женщинами всех стран и континентов, на сплочение их в борьбе против империализма.

Женщины в правозащитном  движении

Как реакция на «советскую эмансипацию» в середине 1970-х в  СССР началось возрождение феминизма. Часть жительниц крупных, прежде всего столичных, городов были вовлечены  в правозащитную деятельность. Они  выполняли и в ней не столько  руководящую, сколько черновую работу – как машинистки, корректоры, переплетчицы. Характерной чертой политической деятельности женщин-диссиденток (Н.Горбаневской, Л.Алексеева, М.Ланда, Т.Ходорович) было сочетание радикальности взглядов, рационализма в исполнении поручений с глубокой убежденностью в правоте. Столкнувшись с нежеланием своих коллег-мужчин печатать материалы на «женские темы» в самых влиятельных из самиздатовских журналов «37» и «Часы», группа ленинградских правозащитниц (Н.Малаховская, Т.Горичева, Т.Мамонова, Ю.Вознесенская) первой решилась «развенчать миф о беспроблемности женской судьбы в СССР» и создала в 1979 году альманах «Женщины и Россия», который практически на выходе был арестован КГБ. Е.Дорон, Л.Васильева, Н.Лукина, Т.Михайлова, К.Романова, А.Сарибан, Г.Хамова, С.Соколова примкнули к ним чуть позднее, когда встал вопрос об издании своего постоянного журнала – «Мария» (с 1981, просуществовал до конца 1982). Его первый номер открывало обращение «К женщинам России!», завершающееся призывом «обратиться к попираемым ныне «женским» ценностям» и обратиться к поискам духовной опоры во всех направлениях от религиозно-теоретического до конкретно-житейского.

Поддержанные с Запада своими коллегами, ленинградские феминистки заявили о себе как о «принципиально новом демократическом сообществе в действии», поскольку критиковали  типичную для мужских сообществ (от КПСС до самого российского правозащитного движения) «жажду лидерства со всеми  ее пороками», «всевластие гегемонов», «нетерпимость к инакомыслию», «строгую требовательность к низшим по рангу») и ориентировали приверженцев на ценности ненасилия и созидания. Как и русские феминистки «первой волны» (конца 19 в.), они при этом не рассматривали свое движение как «антимужское», вслед за либералками начала 20 в. отрицали феминизм равенства (как дискредитировавший себя в СССР) и обосновывали феминизм различий («развитие женщины во всей красоте и полноте ее пола»). Своеобразием русского феминизма, возродившегося на нелегальных основаниях в 70 – начала 80-х, была его тесная связь с православной ортодоксией (своим символом феминистки считали образ Богородицы), чтоб было реакцией на «равенство бесполых рабов», то есть на издержки атеистической идеологической системы, якобы снявшей с повестки дня «женский вопрос».

Российский феминизм (конец 80-х – наст. время)

Реформы середины 80-х изменили позиции женщины в обществе. Они  создали условия для возникновения  новых форм женского движения, для  рождения множества общественных объединений, которые начали добиваться не просто формально-юридического, но реального  гендерного равенства.

Абсолютное большинство  возникавших и действовавших  по сей день организаций, отстаивающих интересы женщин, предпочитало именоваться  именно «женскими». Термин «феминизм» и производные от него (феминистка, феминистский) ассоциировались в общественном сознании с чем-то негативным, политизированным, идеологическим, привнесенном с Запада и ненужным России. Это было пережитком советского прошлого, в котором обособленная от общей борьбы пролетариата борьба за права женщин рассматривалась как «буржуазная» и потому бессмысленная.

Первые женские группы, объявившие себя независимыми, начали появляться уже в конце 80-х. Именно они открыто поставили под  сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», показав, что  он не решен, что женщины даже формально  не полностью уравнены в правах с  мужчинами, а о фактическом равенстве  и вовсе говорить нельзя. Они открыто  противопоставили себя существующему  в стране партийному диктату, заявив, что никакой «эмансипации женщины» за годы советской власти не произошло; сам термин «эмансипация» оказался подмененным словосочетанием «решение женского вопроса» и марксистской теорией освобождения женщины по мере приближения к заветному коммунистическому «завтра». Образующиеся женские группы ставили перед собой конкретные задачи – реже научно-исследовательские, чаще – практические (не случайно среди них было много «Кризисных центров», помогающим преодолеть последствия домашнего насилия, сексуальных домогательств на рабочем месте, «Комитетов солдатских матерей», первый из которых возник как правозащитная организация в 1989).

29–31 марта 1991 года в  подмосковной Дубне состоялся  Первый, а в 1992 году  – Второй  независимый женский форум, объединивший  более 70 организаций. Встречи  в Дубне наглядно продемонстрировали  ненужность уже давно бездействовавшего  Комитета советских женщин и  ликвидировали его монополизм  в решении «женских проблем». На этом, первом, этапе возрожденное  в России женское движение  занималось определением задач  и целей своей деятельности. Идея  прав человека тогда не слишком  занимала их, поскольку страна была в состоянии экономического кризиса, у безработицы было «женское лицо».

Женщин впервые за долгие десятилетия отнесли к социально  незащищенной и уязвимой социальной группе, наравне с инвалидами и  беженцами. Немало женщин вступило в  борьбу за улучшение экологического состояния городов и районов, создав первые на российской «почве»  экофеминистские организации.

В 1992 году  была создана  первая база данных о 70 женских объединениях России.

На втором этапе, в 1993–1995г. эти организации стали искать пути взаимодействия со структурами  государственной власти и партийно-политической системой и натолкнулись на стереотипы в оценке роли и места женщины  в обществе. Их число выросло до 300. Именно на этом этапе возникла задача гендерного просвещения общества, распространения  знаний о правах человека, рассмотрения прав женщин в контексте нереализованных  прав человека. Центральное событие  этого этапа – победа движения «Женщины России» на выборах в  Государственную Думу в 1993 году , сумевшего завоевать 8,13% голосов избирателей. Итогом этой победы было формирование первой в российской истории женской парламентской фракции во главе с Е.Ф.Лаховой.

Несмотря на то, что деятельность фракции была весьма успешной (она  участвовала в подготовке 209 проектов из 325), общая консервативность политической культуры россиян (предубеждение «политика  – не женское дело») помешала в  дальнейшем, после 1995 года, одерживать победы на выборах. Но активность женщин 1993–1995гг.,  сказалась-таки на политической жизни: партии стали включать в свои списки куда больше женских имен.

В Российской Академии наук, Российской Академии образования, в  университетах и вузах начали возникать группы, лаборатории, отделы женских и гендерных исследований, сотрудники которых дали новый импульс  разработкам теоретических проблем  феминизма как теории, анализирующей  причины угнетения женщин и предлагающей варианты преодоления мужского превосходства  над женщинами. Под «женским движением» с этого времени стали понимать не только реальные действия женских  групп и общественных коллективов, объединяющих женщин, но и определенную ориентированность сознания (схожую с западным либеральным феминизмом).

Экофеминистские организации России провели в 1993–1994гг. свои первые объединительные форумы и создали два Международных экофеминистских конгресса – «Женщина. Экология. Цивилизация» (1993) и «Женщина. Экология. Политика» (1994).

На третьем этапе возрождения  феминизма его основными целями было самоопределение движения в  контексте гражданского общества, освоение способов действия в его рамках.

В 1999 году Министерством  юстиции РСФСР было зарегистрировано уже более 650 женских объединений, 9 из которых имеют федеральный  статус (Общероссийское общественно-политическое движение женщин России, Женская Лига, Союз женщин России, Конфедерация деловых  женщин, Ассоциация женщин-предпринимателей и др.).

На выборах 1999 года «Женщины России» получили всего 2% и не смогли сформировать фракции в парламенте. На повестку дня был поставлен  полузабытый с советских времен вопрос о квотировании мест для женщин в структурах государственной власти, который в настоящее время  пропагандирует и ООН.

Информация о работе Феминизм в России и Европе