Троице-Гледенский монастырь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 21:36, реферат

Краткое описание

К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном берегу Сухоны в том месте ,где она сливаясь с Югом ,дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь. Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края

Содержание

1. Предисловие
2. Местонахождение монастыря.
3. Описание монастыря.
3.1 Описание монастыря в наше время.
5. Сравнение Троице-Гледенского монастыря с Михайло-Архангельским монастырём.
6. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Троице-Гледенский монастырь.docx

— 274.27 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки российской Федерации

 Департамент образования  Вологодской области

БОУ СПО ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж».

 

 

 

 

 

Троице-Гледенский монастырь

 

 

Реферат по истории и культуре родного края

 

 

 

План реферата:

  1. Предисловие
  2. Местонахождение монастыря.
  3. Описание монастыря.
    1. Описание монастыря в наше время.

5.  Сравнение  Троице-Гледенского монастыря с Михайло-Архангельским монастырём. 

6. Список  литературы.

7. Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится  также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном берегу Сухоны в том месте ,где она сливаясь с Югом ,дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь. Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на этот монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжавший к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12-15 км видит этот замечательный ансамбль, как бы представляющий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледенского монастыря, и в частности его северно-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелен белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местонахождение монастыря

 

Троице-Гледенский монастырь мужеский монастырь находится на правой стороне реки Сухоны, ниже города Устюга в двух с половиной верстах, на высокой горе, исстари называемой Гледеном. От сей-то горы и соборской монастырской церкви во имя Святыя Троицы и самый монастырь получил название. Судя по древности города, бывшего на Гледенской горе надобно полагать, что и монастырь основан там не позже, по крайней мере,XII столетия, и, следовательно, есть самый древний из всех, находящихся в Двинской области. По свидетельству  Устюжских летописцев, он первоначально был весь деревянный и, по основании Архангельского монастыря, был даже приписан к одному; однако же по переписанным книгам 1678 года оказалось за ним 406 крестьянских дворов, а по первой ревизии 1722 года 1003 души, да пашни на 659 четвертей, сенокосу на 20553 копны и сверх того несколько мельниц и других угодий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание монастыря

 

Дата основания этого монастыря  теряется в глубокой древности. Некоторые  исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе даже предшествовал  Михаило-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникала у стен чутского, языческого Гледена, в то время как вблизи, на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь Михаило-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжких укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшего христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникли другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом дату основания этого комплекса ориентировочно можно отвести ко второй половине XIII в.

   Вся история Троице-Гледенского монастыря была неразрывна связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данным мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю в этом процессе приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г. в результате жестокой междоусобной войны город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, но сам город так и не поднялся из руин.

  К сожаления, устюжский писцы XVII в.  не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря; не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря. Только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михаило-Архангельского монастыря.

  Возведение основных каменных  зданий Троице-Гледенского монастыря было завершено в 1659 г., т.е. через шесть лет после окончания строительства центрального комплекса Михаило-Архангельского монастыря, а общее композиционное сходство главных сооружений этих ансамблей свидетельствует о том, что строителями их были, очевидно, одни и те же мастера. При этом Троице-Гледенский монастырь, как вариант более поздней, представляет дальнейший этап развития общих принципов организации своего прототипа. Так же как в Михаило-Архангельском монастыре, напротив главных ворот западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля – величественный пятиглавый  Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Однако шатровая колокольня расположилась здесь не на углу главного объема собора, а прямо, а прямо над западным его крыльцом, предваряя тем самым симметричные композиции храмов XVIII в. Теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой аналогична комплексу Введенской церкви Михаило-Архангельского монастыря, но отличается от последнего своими скромными размерами и более интимной трактовкой основного объема. Значительно усиливали общее сходство центральных сооружений этих монастырей и каменные переходы, связывавшие некогда Троицкий собор с трапезной и Тихвинской церковью, но, к сожалению, в настоящее время уже утраченные. 

  В первой четверти XVIII в. В монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В этом время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. Форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных в строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря оставались деревянными, так же как и все хозяйственные, подсобные и жилые постройки.

  Троице-Гледенский монастырь был беднее Михаило-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. Доходы монастыря еще более сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михаило-Архангельскому монастырю. С этого времени введение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменные свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михаило-Архангельскому, может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание монастыря в наше в время

Ныне  в сем монастыре:

    1.Соборная церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы – каменная, пятиглавая, холодная, с трех сторон окружена папертями. В ней иконостас о трех ставах новой резаной работы, с круглыми столбцами и карнизами, вызолочен на гульфарбе двойником, с цыровкою; царские же врата и над ними балдахин с короною вызолочены по пилементу. Под церковию устроены палатки, а под папертями келии.

  1. Церковь во имя Тихвинския Пресвятыя богородицы – каменная, теплая, одноглавая, с приделом Святителя Николая, устроенным на южной стороне трапезы. Иконостас в ней о четырех ставах столярной работы с резьбою и царские ворота гладкие – позолочены, а в некоторых местах посеребрены. При церкви паперть и братская трапеза; под ними палатки. – Между  обеими церквями, Троицкою и Тихвинскою, сделаны каменные переходы на столбах с перемычками.
  2. В углу ограды, по левую сторону монастырских ворот, каменная же холодная церковь Успения Пресвятыя Богородицы – одноэтажная, об одной главе. Иконостас в ней стариной столярной, а местами флямовой работы.
  3. В полуверсте от монастыря, на пустоши Пухове, также каменная, одноэтажная и одноглавая церковь святого Праведного Иоанна, Устюжского чудотворца, устроенная  на месте  рождения его. В прежнее время при этой церкви была небольшая пустынь, приписанная к Гледенскому монастырю; но теперь, кроме церкви и колодца, ничего от оной не осталось. Сюда ежегодного совершается в Духов день крестный ход из монастыря.
  4. В связи с соборною монастырскою церковью, на западном конце ее колокольни, с боевыми часами; на ней десять колоколов, из большой весом в 80 пудов, второй в 31 пуд, 27 фунт. И третий  в 25 пуд.
  5. Бывшие настоятельные келии – деревянные, одноэтажные, снаружи обиты тесом.
  6. Братские келии каменные, также одноэтажные, с окнами на внешнюю сторону монастыря, находятся в северо-западном углу монастырском, в связи с Успенскою церковию.
  7. В юго-восточном углу ограды деревянные службы-конюшенный и скотный дворы.
  8. Ограда вокруг монастыря на северной и половине западной стороны каменная, а на восточной, южной и другой половине западной- деревянная.

Земли 1)под монастырем и огородами 1десяятина,1338 сажень; 2)вне монастыря  а) пахотной 1 дес. 841 саж.; б) под выгоном 949 маж. в) пд прудом 80 саж. г) сенокосная пожня Долгуша 4 дес. 844 саж. д) Фешевский луг 23 дес. 616саж. Оба сенокоса находяться в Устюжском уезде, при р. Юге, в 5 верстах от монастыря. Прежде они отдавались в наймы «из-полу со свершонком», а ныне получается с них 222 руб.85  ⅟2 коп. сер. Сему же монастырю принадлежала мукомольная мельница, называемая Колотовкою, Югской трети на р. Шарденьге, подле дер. Якутиным, в 13 верстах от монастыря. Она ежегодно приносит  Архангельскому монастырю около 65 руб. сер. Рыбная ловля и лес Гледенского монастыря находились и преждев общем владении с Архангельским монастырем. До духовных штатов  1765 года за монастырем считалось 994 души  крестьян, и настоятельство в нем было архимандричье; а с того времени он положен в третьем классе, степенью осемьдесятый, а потому и настоятельство в нем, до самого упразднения, было игуменское. Последний Гледенский Архимандрит Мисаил в 1765 годупереведен в Архангельский монастырь, с управлением оным; а последний Игумен Вениамин в 1841 году переведен в заштатную Земенно-Филипповскую пустынь.Упразднение же Гледенского монастыряи соединение его с Архангельским последовало по случаю учреждения женского монастыря при Михайло-Архангельской церкви в Одессе. Для отвращения от казны всякого рода издержек на это учреждение, святейший Синод определением от 11/12 Апреля 1841 года постановил : «монастырю Михайло-Архангельскому в Одессе воспринять существование вместо третьеклассного Устюжского Гледенского монастыря, в котором, при существовании в Вологодской епархии довольного числа других монастырей, нет особенной нужды, и который посему может быть уничтожен, тем более, что он, стоят на горе, постепенно обваливающейся, может подвергнуться со временем ниспровержению. Вследствие сего производимое от казны содержание на Гледенский монастырь 1640 руб. 2коп.асс. или 460 руб. 4коп.сер., обратил на предполагаемый Одесский женский монастырь». В 26 день апреля сие определение Святейшего Синода удостоилось высочайшего утверждения; а 30 мая предписано вологодскому преосвященному войти в местные соображения о соединении Гледенского монастыря с одним из Устюжских монастырей, а ровно и об угодьях, в том монастыре находящихся, представить святейшему Синоду свое мнение. По получение же донесения от Преосвященного Иннокентия, епископа Вологодского и Устюжского, что ныне Архиепископ Херсонский и Таврический, Святейший Синод от 24 сентября/10 октября определил: « Согласно с мнением Вологодского Епархиального начальства, упраздненный Устюжский Гледенский монастырь соединением с тамошним второклассникам Архангельским, приписав к сему последнему и угодья, оставшиеся после Гледенского; равно разницу с утварью церковною Гледенского монастыря передать в Архангельской монастырь, отделив из той и другой часть в новоустроенную крестовую церковь при доме архиерейском.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Тельтевский, П.А. Великий Устюг.- Москва: Искусство,1977.
  2. Шельниковская, В.П. Великий Устюг.-Москва:Стройздат,1987.

 

Приложения 

 

 


Информация о работе Троице-Гледенский монастырь