Спасо - Ефимский монастырь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на реке Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних. Первоначально монастырь был Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Содержание

Ведение 2
1 Описание монастыря 4
2 Заключение 18
3 Список литературы 8

Вложенные файлы: 1 файл

Спасо - Ефимский монастырь.docx

— 6.66 Мб (Скачать файл)

       Содержание 

Ведение 2

1 Описание монастыря 4

2 Заключение 18

3 Список литературы 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на реке Каменка в северной части  Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским  князем Борисом Константиновичем, как  крепость, призванная защищать город  от врагов внешних и внутренних. Первоначально монастырь был  Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря  — святого преподобного Евфимия  Суздальского.

       Место, которое он занимает, было очень  выгодно стратегически: высокий  обрывистый берег Каменки сам  по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские  монастыри, он был деревянным, и поэтому  от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время  польско-литовского нашествия.

       Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество  сел, деревень и земель в среднерусской  полосе. Все это было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».

       В XVII веке монастырь обстраивается  новыми крепостными стенами, с огромными  и мощными оборонительными башнями, видными издалека над высоким  берегом реки. Из-за стен выглядывают  и многочисленные главы монастырских храмов и крыши его построек. От Каменки и от Покровского монастыря  Спасо-Евфимиев монастырь виден  во всей своей красе и мощи.

       Территория монастыря ограничена крепостными стенами протяженностью 1200 метров с двенадцатью башнями, бойницами и амбразурами. Стены были возведены в 1670-1680 гг.. и сделали монастырь сильнейшей крепостью Владимирской земли. О том, что стены крепости возводились именно для защиты, свидетельствуют не только бойницы, амбразуры и смотровые башни, но и степень укрепления, учитывающая рельеф местности: сторона стены, обращенная к реке, - невысока, а южная стена, упирающаяся в просторную равнину – существенно выше и толще. Вероятно, в такой крепости нуждались действующие власти того неспокойного времени, полного народных восстаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Описание монастыря 

       Территория  монастыря окружена крепостными  стенами с двенадцатью мощными  башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 гг.. вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 метров. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 метра сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку.

       

       

        
Рисунок 1 – Входная (Проездная) башня

       Первоначально, до строительства крепостной стены, святыми воротами в Спасо-Евфимиев монастырь являлась Благовещенская надвратная церковь, построенная на рубеже XVI-XVII веков (рисунок 2). После сооружения стены церковь вошла внутрь ограды монастыря. 

       

       Рисунок 2 – Благовещенская надвратная церковь 

       Спасо-Преображенский собор (рисунок 3), является главным храмом монастыря. Собор имеет два придела: Сергея Радонежского (1865 г.) и Евфимиев (1507-1511). Приделами называются боковые маленькие храмики, пристроенные к большому главному собору и имеющие свои престол и алтарь. В православной церкви нельзя было служить литургию на одном и том же престоле два раза в день, и для дополнительных служений использовались престолы приделов.

       Обычно  при строительстве храма строилось  его основное здание, а затем возводились  приделы. Но история сооружения Спасо-Преображенского  собора показывает собой явление  обратное. Первоначальным ядром современного Спасо-Преображенского собора был  живописный придел, ныне примыкающий  к юго-восточному углу храма. Он закладывался, как самостоятельный храм Спаса  и был воздвигнут в 1507-1511 гг. над  местом погребения первого игумена  монастыря Евфимия (по старинной  традиции над могилой святого  человека сооружали церковь или  часовню). Потом, в 1525 году, появилась  Успенская трапезная церковь  и в конце XVI века - монастырская звонница. И только в 1594 году к маленькому храму  Спаса было пристроено большое здание, ставшее собором, а первоначальный храм превратился в придел, освященный во имя Евфимия.

       Архитектурное исполнение Спасо-Преображенского  собора традиционно: формами и декором  он повторяет белокаменные храмы  Владимиро-Суздальской школы зодчества XII-XIII веков. Возведя собор по древнему образцу, зодчие опоясали его старинным  орнаментом - аркатурным поясом с колонками. Три пилястры (вертикальных выступа  в стене, повторяющих все части  и пропорции колонны), выполняющие  декоративную функцию, разделяют широкие  стены собора на 3 прясла и переходят  вверху в полукружье закомар (полукруглых  или килевидных завершений части  стены). Завершено здание собора перекрытием  на четыре ската и увенчано пятью  мощными главами луковичной формы  на барабанах с узкими щелевидными  окнами.

       Первоначально собор имел три притвора, которые  в XVIII веке объединили галереей. В1865 году, как бы для симметрии, к северному  фасаду собора был пристроен новый  придел в честь Сергия Радонежского. Последние перестройки и дополнения сильно изменили первоначальный облик  собора: нижняя часть увеличилась  и собор смотрится приземистым  и несколько расплывшимся. Интерьер храма архаичен: четыре широко расставленных  мощных столба и глубокие алтарные абсиды (выступы). Внутреннее пространство собора хорошо освещено и впечатляет своей широтой и холодной представительностью. В 1689 году интерьер храма был обогащен фресками. Роспись собора выполнила артель костромских мастеров, возглавляемая Гурием Никитиным и Силой Савиным. Фрески XVII века были подновлены в 1865 и в 1877 годах: ремесленники XIX века не придумали ничего нового и писали по сохранившимся старым фрескам, загрязняя первоначальные работы истинных мастеров. В настоящее время авторская живопись XVII века освобождена от плотного слоя грубой записи и хорошо видна. Она похожа на узорочье ковра: отдельные изображения тесно соприкасаются друг с другом и ничем не разделены. Для опознания того или иного сюжета мастера снабдили их пространными надписями. 

       

Рисунок 3 – Спасо-Преображенский собор 

       Выполнена роспись в четыре яруса. Три верхних  яруса представляют собой сюжеты на тему земной жизни Иисуса Христа, фрески нижнего яруса рассказывают о деяниях апостолов. В Евфимиевом приделе также имеются фрески. На северной стороне придела находятся фрески, иллюстрирующие житие Евфимия, написанное суздальским монахом Спасо-Евфимиевого монастыря Григорием. Один из сюжетов росписи - освящение места под закладку монастыря: на ней изображены епископ Иоанн Суздальский, заказчик храма князь Константин и сам Евфимий, а на горизонте, вдали, виднеется Суздаль. Во второй половине XVII века в церковной живописи стали использовать сюжеты, не только библейской тематики, но и увиденные в жизни самим художником или являющиеся реальным историческим событием: произошло так называемое «обмирщение» искусства.

       Рядом с собором, с восточной его  стороны, находился фамильный некрополь  князей Пожарских и Хованских. В 1642г. здесь был похоронен князь  Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В  некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница. В XVIII веке после  указа Екатерины II о секуляризации  монастырских земель некрополь был  разорен разгневанной братией, а  часть плит пущена в ход как  строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после  Отечественной войны 1812 года имя  князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. В 1818 году был открыт памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, и была высочайше утверждена специальная комиссия по обнаружению останков князя. В 1852 году ученый-историк и археолог граф А.С. Уваров обнаружил в Спасо-Евфимиевом монастыре захоронение Пожарских. Новая усыпальница (мавзолей Пожарских) была построена в 1885г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974г. приблизительно на ее месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского.

            В 2008 году раскопки в монастыре  возобновились. Бетонная плита  советских времен была снята  и передана детской школе-интернату  Кадетского корпуса им. Д.М. Пожарского в г. Радужный Владимирской области. Мавзолей Пожарских был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве сохранившимся в архивах. В полном объеме воссоздан резной декор фасадных стен по рисункам из архивов. Бронзовая дверь с барельефом и горельефом выполнены в мастерских Российской академии художеств. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя (рисунок 4). Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а немного дальше от апсид собора. На месте прежней часовни-усыпальницы установлен памятный каменный крест.

          

       

       Рисунок 4 – Мавзолей Пожарских 

         Монастырская звонница сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI–XVII веках (рисунок 5).

       Столпообразная  церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в первой четверти XVI в. как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы – Василия III и Соломонии Сабуровой. Представляет собой девятигранный ярусный столп.  Во втором ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом. Ближайшим аналогом этого здания является столпообразная церковь Происхождения честных древ в Покровском монастыре Суздаля, однако верх её изменён в конце XVII веке на шатровый. Столпообразные церкви  строились на Руси недолго. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа.

       В конце XVI века к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым.  

       

       Рисунок 5 – Монастырская звонница

         В конце XVII века пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой, сравнимой с ростово-ярославскими. Самый большой колокол на звоннице в XVII веке весил 355 кг, в XVIII веке – 560 кг. Способ звона применялся «очепной»: с помощью очепа – шеста (за верёвку с земли; шест крепился к деревянному подвижному валу, к которому неподвижно подвешивался колокол); т.е. качали не язык, а сам колокол.

         В XVII веке над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку.

       В настоящее время после реставрации 1970-х гг. памятник имеет достаточно цельный облик в виде стены  с трёхпролётной аркадой, пристроенной к столпу с главкой и часозвоней, с лаконичным декором и муравлёными  изразцами.

       На  звоннице развешены семнадцать колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

       Архимандритский корпус – памятник гражданского зодчества XVII века (рисунок 6). Построен между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».

       Первоначальное  назначение корпуса: вверху – казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу – приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив.  
 
 
 
 

       Между 1764 и 1818 гг. сюда переселился из старого  настоятельского корпуса архимандрит  монастыря. 

       

       Рисунок 6 – Архимандритский корпус

            Успенская трапезная церковь – редкий памятник церковного и гражданского зодчества последней четверти XVI века (рисунок 7). Сочетает в себе церковь и гражданское здание. Успенская церковь представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.

Информация о работе Спасо - Ефимский монастырь