«Крещение Руси» в оценках историков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:02, реферат

Краткое описание

"История христианства и, в частности, крещение Руси - темы неизменно актуальные". Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает внимание и историков различных времен, поскольку религия в древних обществах неразрывно связано с культурой и необходима, по мнению известного советского историка А.Г. Кузьмина, "тончайшая операция, дабы с предрассудками не выбросить на свалку многовековой культурно-социальный и хозяйственный опыт". А последнее, подчеркивает он, случается не так уж редко.

Содержание

Введение
Концепция "крещения Руси": от Средневековья до наших дней.
Факты и легенды о проникновении христианства на Русь
"Христианы и Русь" до "крещения"
Немного из истории восточного славянства
Выводы о значении и последствиях "крещения Руси"
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Kreschenie_Rusi.docx

— 93.67 Кб (Скачать файл)

     "Новая вера затронула, прежде всего, торговый люд - "гостей", посещавших Царьград". И это понятно, ибо принадлежность к христианству обеспечивала им по сравнению с язычниками лучшие условия. Во всяком случае, находившийся в Царьграде христианин-"русин" пользовался поддержкой церковных властей и мог торговать спокойнее. Следовательно, именно ради личных торговых выгод русские купцы становились христианами. Вместе с купечеством христианство принимали и русские дружинники. Прежде всего, это были воины, служившие византийской империи. Но, тем не менее, значительная часть христиан на Руси X в. состояла из иностранцев, о чем, как мы видели, прямо говорилось в "ПВЛ".  Анализируя данные о проникновении христианства на Русь, необходимо различать объективные и субъективные причины.  
         Объективная причина: в результате исторического развития в древнерусском обществе образовалась военно-торговая верхушка, без которой христианство вряд ли могло привиться. Субъективная причина: "…во внутренних побуждениях принимавших крещение. У этих лиц никаких других причин, кроме тех, что были связаны с русско-византийской торговлей и военной службой русских воинов в империи, не было. Нет исторических данных, которые указывали бы на существование в восточнославянском обществе X в. привилегированного сословия, воспринимавшего христианство как идеологическую санкцию господства и подчинения, как инструмент утверждения эксплуатации непосредственных производителей классов феодалов".

"Хотя крещение  Ольги было определенным успехом  византийской политики, оно явилось  все же индивидуальным политическим  актом. Объяснение некоторых советских  историков, будто христианство  было отвергнуто Святославом  и его дружинниками вследствие  прозорливого осознания того, "что  за крещением последует вассалитет  по отношении к Византии и  очередной Цезарь назовет его "сыном" в феодальном смысле", следует признать несостоятельным. Ведь Ольга не хуже Святослава понимала это. Да и вслед за ее крещением никакого вассалитета не последовало (как и в дальнейшем). А Святославу, преданному языческой вере отцов и дедов, христианская вера просто казалась "уродством", или безумием, глупостью. Однако при нем византийское христианство на Руси не подвергалось гонениям, а язычество не нуждалось в противопоставлении новой вере, поскольку оно прочно занимало господствующее положение в умах и сердцах восточных славян".        

Но другой вывод делает Н.С. Гордиенко: "Введение христианства в качестве государственной религии Киевской Руси отвечало классовым интересам социальных верхов древнерусского общества и поэтому было поддержано ими".        

Следовательно, вплоть до последних  десятилетий X в. христианство не смогло основательно привиться в русском  обществе. При описанной выше обстановке обращение Владимира к христианству может показаться неожиданным. Однако обращение киевского князя к  новой вере было мотивированным.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Бахрушин С.В. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей,1950.-1180с.

2.Греков Б.Д. Киевская Русь.1953-569с.

3.ГордиенкоН.С.Крещение  Русси:факты против легенд и мифов.Полемические заметки .1986.-288с.

4. Карамзин Н.М. Предания веков, 1988.-478 с.

5.Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. - 448 с.

6. Покровский М.Н.  Русская история с древнейших времен. Том 1.  Издание четвертое.М.: Госиздат, 1922-189с.

7. Ключевский В.О. Курс русской истории.Том1, - М., 1993.-1146с.

8.Пашуто В.Г Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1982.- 255с.

9.Рапов  О.М. . Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М.: "Русская панорама", 1998. — 416с.

10.Татищев В.Н. История Российская.1962.-500 с.

11.Фроянов  И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии.-  Ленинградского университета.1990.-328с.


Информация о работе «Крещение Руси» в оценках историков