Благотворительность и меценатство в России (истоки, причины, история)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 06:44, реферат

Краткое описание

Каждый понимает добро по- своему. Оно, как счастье, у каждого свое. Когда мы говорим: «Это добрый человек», в ассоциативном ряде выстраиваются и другие его качества: честный, порядочный, самоотверженный, понимающий… Этот человек творит добро не для себя, а для других. Для тех, кого любит, кому хочет помочь, кто просто нуждается в его участии. Что им руководит в подобных действиях? Чем именно он может улучшить жизнь каких-то людей?

Содержание

1.Введение
2. История меценатства и благотворительности.
2.1 Благотворительность царских семей.
2.2 Меценаты и их роль в развитии благотворительности в России.
2.3 Нижегородский меценат Бугров Н.А.
3.Благотворительность в послереволюционной России.
4.Благотворительность в наши дни.
5. Заключение.
6. Список Литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История меценатов.docx

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Нижегородский Государственный

Архитектурно-Строительный Университет

 

 

 

Кафедра отечественной истории и культуры

 

 

Реферат на тему:

«Благотворительность и меценатство в России (истоки, причины, история) »

 

 

 

Преподаватель                                             

Студент гр.1302                                               

 

 

2014 год

 

 

 

1.Введение

2. История меценатства и благотворительности.

2.1 Благотворительность царских семей.

2.2 Меценаты и их роль в развитии благотворительности в России.

2.3 Нижегородский меценат Бугров Н.А.

3.Благотворительность в послереволюционной России.

4.Благотворительность в наши дни.

5. Заключение.

6. Список Литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

1 .Введение.

Каждый понимает добро по- своему. Оно, как счастье, у каждого свое. Когда мы говорим: «Это добрый человек», в ассоциативном ряде выстраиваются и другие его качества: честный, порядочный, самоотверженный, понимающий… Этот человек творит добро не для себя, а для других. Для тех, кого любит, кому хочет помочь, кто просто нуждается в его участии. Что им руководит в подобных действиях? Чем именно  он может улучшить жизнь каких-то людей? И какая разница между человеком, делающим добро вообще и благотворителем? Кто были эти люди? Что можем сделать мы в наше время, чтобы помочь нуждающимся?  И вообще существуют ли сейчас благотворительность и добрые дела? Вопросов много, и возникают они у каждого мыслящего человека. Помните «Бедные люди» Достоевского? Генерал, оказавшись наедине с Макаром Девушкиным и пожалев его, дал ему сто рублей. Этот эпизод сломил пробуждающуюся душу  Макара и погубил её. «Единичное добро», сделанное человеку, не способному до конца разобраться в происходящем и разорвать заколдованный круг жизни, не возвысило его, а убило в нем мысли о «пышных экипажах», бархате и шёлке с одной стороны и о несчастных и бедствующих людях с другой. Подобных примеров множество. Делая добро, нужно заранее предугадывать его последствия. Но ведь всего не предугадаешь! Эта тема требует особого осмысления и внимания к причинам, ходу и последствиям добрых дел.            Б. Паскаль говорил: «Насколько сильна добродетель человека, это должно измеряться не его усилиями, а его обычным  образом жизни». В этом образе жизни и предпосылках добрых дел я и хотел бы разобраться в моей работе.

Я поставил при решении этих задач следующие цели:

  1. Выяснить, каковы причины благотворительности частных лиц и корпоративных структур.

 

  1. Показать  роль меценатов в развитии благотворительности в России.

 

 

  1. Рассмотреть современную картину благотворительности, выяснить, существуют ли меценаты в наши дни и каково развитие благотворительности в коммерческих структурах.

2.История меценатства и благотворительности.

2.1 Благотворительность царских семей.

 

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год- дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло своё выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести   в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходить на двор княжь и взимати всяко потребу, питиё  ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.

    Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внёс в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства  он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.   Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода, и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя, избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремёслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им всё имущество, полученное в наследство.

     Правивший в Киеве в первой половине 12 века князь Николай Давыдович построил в городе «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Князь Андрей Боголюбский приказывал развозить по улицам еду и раздавать бедным, а князь Роман Мстиславович всё своё имущество раздал неимущим и сам умер в нищете. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара 1185 года, уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, раздал горожанам средства на строительство новых домов.Князь Ростовский Константин Всеволодович, правивший с 1216 по 1218 год, говорил: «Имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание», а Великий князь всея Руси Михаил Ярославович завещал сыну: «Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу».Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков:  князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню. Смоленский князь Роман Ростиславович пожертвовал бедным все своё имущество, не оставив себе средств даже на погребение.Вдова одного из русских князей после смерти мужа раздала имущество бедным, приняла иноческий сан и, зарабатывая на жизнь рукоделием, продолжала помогать нищим.Неотъемлемой частью своей деятельности считала благотворительность и  Православная церковь. При всех монастырях нищим раздавали еду и милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых, неспособных содержать себя. Отличительно чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей и царей была характерна для России вплоть до середины 16 века, когда с чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход   к системе общественного призрения. Царь Иван 4 (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью  в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью.

    По указанию Ивана 4 были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.1

    Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разорённого войнами и опричниной государства не было. По всей стране  нищие просили милостыню, но лишь немногие обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.2

     В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы был закуплен хлеб , который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам. Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Фёдорович, поручил патриаршему приказу открытие  сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для                                       

 нового Покровского мужского  монастыря (район современной таганской  улицы). Позже, при царе Алексее  Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

__________________

1 Рыжов К. «Россия. 600 кратких жизнеописаний», «Вече», 2000.  С. 53

2 Норин Д. «Цари земные. Новеллы о художниках и меценатах», «Искусство», 2004. С. 124

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

   Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Фёдор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причём не, только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Всё это Фёдор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Мария Ильинична. «Больницы Федора  Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

    В 1682 году, в царствование Фёдора  Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучал грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.

   Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания великий реформатор России Пётр 1. На воевод была возложена обязанность «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных».  В 1706 году митрополит Иов неподалёку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Пётр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.1

________________________

1 Норин Д. «Цари земные. Новеллы о художниках и меценатах», «Искусство», 2004. С. 59

               В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в котором предписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жён рождены».

   Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для приёма сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремёслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность, на эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники.

           В то же время серьёзным репрессиям подвергались профессиональные, так называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержаться убогие и нищие.

   В 1700 году царь указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей: «молодым и здоровым кормовых денег не давать, и от кормовых денег им отказывать». В 1710 году Пётр приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремёсла. В конце жизни Пётр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения  по разрядам, но затея так и не была осуществлена.1

     19 век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и  установлены неписанные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

  _________________     

1 Норин Д. «Цари земные. Новеллы о художниках и меценатах», «Искусство», 2004. С. 26

 

 

       При Александре 1 благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учреждённым в 1802 году. В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почётный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования.  Примерно  в это же время почетный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся ( сегодня – Институт скорой помощи им. Склифосовского)

     16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут» . Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования  постоянно делали не только члены императорской фамилии. Так, князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, ещё 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти. В 1818 году в Москве жителями было собрано для «Благотворительного общества» более 100 тысяч рублей. Известно, например, об отставном поручике П. Одоевском, отдавшему обществу свое имение.1 В августе 1814 года общество было  преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. В последствии, при Николае 2, В состав общества входили 210 благотворительных учреждений, 62 богадельни, 57 учебно-воспитательных заведений. Ежегодный объем помощи превышал полтора миллиона рублей, помощь оказывалась приблизительно 150 тысячам бедных. Кроме того, на попечении «Императорского человеколюбивого общества»  были дешевые квартиры, приюты, народные столовые, швейные мастерские, дома призрения.

____________________

1 Норин Д. «Цари земные. Новеллы о художниках и меценатах», «Искусство», 2004. С. 70

 

 

Многим деятелям общества Александра 1 присваивал государственные знаки отличия. Самые достойные члены и сотрудники общества носили именные знаки отличия. Самые достойные члены и сотрудники общества, и сотрудники общества носили именные знаки с девизом: «Возлюби ближнего как самого себя». Согласно статистике самого общества, за 100 лет его помощью воспользовались более 5 миллионов человек.1

       В царствование Александра 1 в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург  Пирогов создали знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское.В 1846 году при Николае 1 в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф. Одоевский, к которому вслед за князем присоединились многие представители  вышей аристократии. В 1897 году Николай 2 издал указ об отказе «Принимать подношения к стопам августейшей фамилии». В указе говорилось, что ввиду значительности сумм, затрачиваемых на подарки, император в дальнейшем отказывается от них и «единственный радостный для его сердца дар составляют пожертвования от достатка обществ и частных лиц на благотворение и другие общеполезные учреждения и притом преимущественно местные».Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы. 
____________________

Информация о работе Благотворительность и меценатство в России (истоки, причины, история)