Благотворительность и меценатство в России (истоки, причины, история)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 06:44, реферат

Краткое описание

Каждый понимает добро по- своему. Оно, как счастье, у каждого свое. Когда мы говорим: «Это добрый человек», в ассоциативном ряде выстраиваются и другие его качества: честный, порядочный, самоотверженный, понимающий… Этот человек творит добро не для себя, а для других. Для тех, кого любит, кому хочет помочь, кто просто нуждается в его участии. Что им руководит в подобных действиях? Чем именно он может улучшить жизнь каких-то людей?

Содержание

1.Введение
2. История меценатства и благотворительности.
2.1 Благотворительность царских семей.
2.2 Меценаты и их роль в развитии благотворительности в России.
2.3 Нижегородский меценат Бугров Н.А.
3.Благотворительность в послереволюционной России.
4.Благотворительность в наши дни.
5. Заключение.
6. Список Литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История меценатов.docx

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

        Бахрушины – предприниматели, меценаты, коллекционеры, выходцы из города Зарайска. В XVIII веке Бахрушины занимались скупкой скота, в XIX веке стали крупными поставщиками кожи, производителями сукна. В первой половине XVIII века Борис Федорович Бахрушин перенес торговлю в Москву и был записан в московское купечество. Его сын Алексей (1792—1848) и внуки Петр, Василий и Александр основали в Москве сначала кожевенную и суконную фабрики, а затем, в 1875 году - паевое Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры «А.Бахрушин и сыновья». Бахрушины значительно обогатились на казенных заказах во время русско-турецкой 1877–1878 годов и первой мировой войн.

Бахрушины много жертвовали на благотворительные цели. В конце успешного финансового года они традиционно выделяли определенную сумму на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Уже уехав из Зарайска, они выделили средства на строительство там церкви, богадельни и училища, родильного дома, больницы, амбулатории.

На средства трех братьев Бахрушиных в Москве в 1887 году была построена и оборудована больница для неизлечимых больных (Бахрушинская, впоследствии Остроумовская - по имени ее главного врача, домашнего врача семьи Бахрушиных). Они же финансировали постройку при больнице дома призрения для неизлечимых больных (1892 год) и выделяли средства на его содержание.

В 1898 году Бахрушины построили на Болотной площади в Москве дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девиц. При доме было два детских сада, начальное училище, мужское ремесленное училище, школа рукоделия для девочек. Столовая была бесплатной, бесплатно можно было пользоваться и швейными машинами. Полмиллиона рублей Бахрушины пожертвовали на приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском городском имении в Москве. В 1915 году на деньги Бахрушиных в Москве был построен Народный дом для досуга детей и подростков с библиотекой и читальным залом. Перед Февральской революцией они передали свое имение Ивановское под Подольском для создания приюта-колонии для беспризорных детей. Всего в 1892—1912 годах Бахрушины пожертвовали городу 4 миллиона рублей. 1

С именем Бахрушиных связана и история популярного на рубеже веков Театра Корша (МХАТ им. Горького), построенного на принадлежавшем Бахрушиным земельном участке в Москве.

Алексей Петрович (1853-1904) был крупным библиофилом. За 30 лет он собрал библиотеку, насчитывавшую около 25 тысяч томов, главным образом по истории, географии, археологии, этнографии России. Он собрал также крупную коллекцию русского прикладного и декоративного искусства, включавшую медали, миниатюры на кости, гравюры, литографии, рисунки, фарфор, стекло и майолику, древнерусское шитье, изделия из бисера, бронзу, иконы, картины, графику, русский рисованный лубок. В ней были представлены и портреты коллекционеров, собирателей и антикваров России. Алексей Петрович участвовал в работе Общества любителей древней письменности, Московского общества любителей художеств. После его смерти все собрание поступило в Исторический музей, где были созданы два зала имени Бахрушина.

                Алексей Александрович (1865 – 1929), двоюродный брат Алексея Петровича, создатель крупнейшей в России коллекции по истории русского и западно-европейского театра. В коллекции были старинные музыкальные инструменты и ноты, автографы и рукописи актеров, писателей, драматургов; портреты, картины и театральные эскизы Кипренского, Тропинина, Головина, братьев Васнецовых, Репина, Врубеля, Добужинского, Коровина, Кустодиева, собрания театральных биноклей, вееров, личные вещи актеров, предметы театрального быта.

30 октября 1894 года Алексей Бахрушин организовал  в родительском доме в Кожевниках  выставку коллекции для желающих. Этот день считается официальной  датой открытия Музея.

________________________

1 Мартынов С.Д. «Предприниматели, благотворители, меценаты…», СПБ, 1993. С. 56

 В 1913 году безвозмездно передал ее  Петербургской Академии наук  и был назначен пожизненным  почетным попечителем (с 1919 года  – пожизненный директор) театрального  музея. Он был членом совета  Русского театрального общества, членом общества «Старая Москва». Его именем названа улица в  Москве, на которой расположен  театральный музей.

                 Сергей Владимирович (1882-1950) получил историческое образование. Преподавал в Московском университете. Был автором исследований по истории образования русского централизованного государства, русской колонизации Сибири, а также трудов по истории Москвы.

                  Строгановы - русские купцы и промышленники, крупные землевладельцы и государственные деятели XVI - начала XX веков, выходцы из разбогатевших поморских крестьян. Основатель династии - Федор Лукич Строганов. Его сын Аникей имел солеваренный промысел в Соли Вычегодской. При Иване IV Грозном Строгановы захватывали земли в Предуралье, на Урале и в Сибири, строили города, крепости, с помощью своих военных дружин подавляли восстания местных народностей и присоединяли к России новые территории, приняли участие в организации в 1581 году похода Ермака в Сибирь. В 1722 году Строгановы стали баронами, позднее – графами, занимали крупные государственные посты. 
Благотворительностью Строгановы начали заниматься уже в период событий смутного времени и иностранной интервенции начала XVII века, когда наряду с другими состоятельными людьми оказывали государству денежную, продовольственную и военную помощь. Однако в отличие от остальных, получавших из казны заклады под свои денежные ссуды, Строгановы отказались от закладов и не приняли назад своих денег. Они, как писали современники, «прибыли себе не искали, а служили и работали великому государю и всему Московскому государству верою и правдою во всем». Аналогичную помощь Строгановы оказывали и Петру I во время Северной войны 1700-1721 годов, которую Россия вела со Швецией. 
В конце XVI - начале XVII века Строгановы покровительствовали искусству, оказывали поддержку талантливым иконописцам. 
Одним из выдающихся меценатов своего времени был первый граф в роду Строгановых Александр Сергеевич (1733-1811). Его поддержкой и покровительством пользовались поэт и переводчик «Илиады» Гнедич, художник-портретист Левицкий, композитор Бортнянский, скульптор Мартос, баснописец Крылов, великий русский поэт Державин и многие другие. 
В 1800 году Строганов стал президентом Академии художеств. На этом посту он щедро помогал молодым талантам, в значительной мере из собственных средств финансируя их образование за границей. Александр был автором проекта открытия в Санкт-Петербурге Публичной библиотеки. 
Пользовалась известностью и картинная галерея Александра Строганова. В 1800 году в ней насчитывалось около 116 произведений семидесяти двух итальянских, французских, голландских, фламандских и испанских мастеров. Позднее в собрании появились работы русских художников. Была у Александра Строганова и коллекция минералов, которую он затем передал в Эрмитаж. Последние 10 лет жизни Александра Строганова были посвящены строительству Казанского собора в Петербурге, в которое было вложено немало и его собственных средств.1

 
     Еще один известный благотворитель и меценат в семействе Строгановых - граф Сергей Григорьевич (1794 - 1882). В 1825 году на свои средства он основал первую в Москве бесплатную школу рисования, в которой искусствам и ремеслам учились триста шестьдесят человек, в том числе и бедные дети горожан и крепостные. С 1835 до 1847 года он был попечителем Московского учебного округа. Этот период современники назвали «Строгановским». Строганов поощрял талантливых ученых и преподавателей Московского университета, ставших впоследствии гордостью российской науки - Грановского, Кавелина, Соловьева, Буслаева, Бодянского.

 

        Более тридцати лет Сергей Строганов был председателем «Общества истории и древностей российских» при Московском университете, основателем Археологической комиссии, которая по его инициативе проводила раскопки на юге России и на Черноморском побережье. На его средства были напечатаны «Древности Российского государства» и целый ряд других изданий. Минц-кабинету Московского университета Строганов подарил приобретенную им коллекцию оттисков с греческих и римских монет (10111 штук). 
В сферу интересов Строганова входило также собирание произведений живописи (он существенно пополнил семейную галерею). Он был также великолепным знатоком старинной иконописи и собрал богатую коллекцию древних икон. В 1837 году он вошел в состав Комиссии для построения в Москве храма Христа Спасителя, строившегося на народные деньги в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 года. 

 

 

___________________

1 Думова М.Н. «Московские меценаты», «Молодая Гвардия», 1992 С. 68

 

 

 

 

Александр Григорьевич Строганов (1795-1891), долгое время находившийся на постах новороссийского и бессарабского генерал-губернаторов, являлся президентом одесского Общества истории и древностей России, оказывал щедрую помощь одесскому музею. Свою библиотеку он завещал Томскому университету. 
       

 Братья Александр (1818-1864), Павел (1823 – 1911) и Григорий (1829 – 1911) Строгановы продолжили семейные традиции коллекционирования. Все они завещали часть своих коллекций Эрмитажу.

Николай Петрович Румянцев (1754—1826), граф, государственный деятель, дипломат, коллекционер и меценат. Сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского. В 1801 году Николай Румянцев стал членом Государственного совета, директором водных коммуникаций, в 1802 году был назначен министром коммерции. В 1807–1814 годах Румянцев занимал пост министра иностранных дел, в 1810–1812 годах возглавил Государственный совет. Под руководством Румянцева началось изменение торгового законодательства, совершенствовался бюджет, улучшались водные пути страны, строились судоходные каналы. Румянцев снаряжал экспедиции, в том числе и первую российскую кругосветную экспедицию под командованием Лисянского и Крузенштерна, способствовал освоению восточных и северных регионов страны. На свои средства он снарядил на корабле «Рюрик» экспедицию для поиска северо-восточного морского прохода.

В течение всей жизни Николай Румянцев активно занимался благотворительностью. Так, он возглавил и финансировал деятельность так называемого Румянцевского кружка, объединявшего видных историков и археографов. Он являлся одним из инициаторов издания и введения в научный оборот древних памятников письменности. Он финансировал исследования по истории, языкознанию, фольклору. На его средства были изданы «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (1818); «Памятники Российской словесности XII века» (1821 год); «Белорусский архив древних грамот» (1824).

Материальной поддержкой Румянцева пользовались известные ученые того времени: Карамзин, Бантыш-Каменский, Строев, Калайдович, Кеппен, Круг, Френ, Востоков, Григорович, Арцыбашев, и другие.

Румянцев был почетным членом многих академий и ученых обществ, известным коллекционером и библиофилом. Его библиотека насчитывала около 28 тысяч томов, включавшая собрание древних рукописей, географических карт. Он коллекционировал картины, монеты, медали.

   На основе коллекций Румянцева был образован Румянцевский музей (1831). В 1862 году музей переехал в Москву и разместился в Доме Пашкова (ныне Государственная библиотека РФ). Музей состоял из трех отделов. В первом были собраны произведения русской живописи XVIII – начала XIX веков и западноевропейской живописи XVII-XIX веков. Здесь были представлены работы Левицкого, Боровиковского, Кипренского, Венецианова, Брюллова, Федотова, Иванова. Во втором зале были выставлены русские и западноевропейские гравюры. В третьем (этнографический, т. н. Дашковский музей) находились коллекции русских путешественников Крузенштерна и Лисянского, а также частные коллекции, подаренные Румянцевскому музею. Фонды музея постоянно пополнялись «путем частных дарений и общественного почина».

Рост всех подразделений Румянцевского музея, особенно библиотеки, картинной галереи и этнографического музея, привел в начале XX века к переполнению его фондов. В 1921-1927 годах музей был расформирован, а его коллекции (кроме библиотеки и отдела рукописей) переданы другим музеям и картинным галереям Москвы: Третьяковской галерее, Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Музею народов СССР (впоследствии - Ленинградскому этнографическому музею)

 

В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов.

В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей.

 

2.3 Нижегородский меценат  Бугров Н.А.

 

   Настоящую известность нижегородские купцы приобрели как щедрые благотворители. Они помогали своим землякам, они помогали бедным. Справедливо считали, что если Бог дал богатство, то всегда спросит отчет по нему. Поэтому они строили церкви, они строили театры, они помогали бедным и неимущим. Более 10 млн. рублей раздал неимущим за свою жизнь наш знаменитый земляк Николай Бугров. Почему он считал благотворительность главным делом своей жизни?

 

 

     Жить скромно Николай Бугров привык с детства. Он был родом из крестьянской старообрядческой семьи. Его дед прошел путь от бурлака до крупнейшего хлеботорговца, отец заработал миллионы на торговле вялеными изделиями. Николай Бугров унаследовал не только предпринимательскую хватку отца и деда, но и их честность и добросовестность.

 

 

     Мы идем сейчас по главной улице нижнего базара, Рождественской. К этому дому стекались все бедняки Нижнего Новгорода. В ночлежном доме, построенном для них Николаем Бугровым, всегда были готовы постель, фунт хлеба и кипяток. Паспортов не спрашивали, остановиться здесь мог всякий. Главным было соблюдать несколько условий: не пить спиртного, не курить и не горланить песни. Однажды в этой ночлежке остановился Алексей Пешков. Спустя годы, уже будучи знаменитым писателем Максимом Горьким, он лично пришел к купцу выразить благодарность за хлеб и соль, которые здесь получил.

 

 

    “Делай так, чтобы тебе было хорошо и никому не худо”, - по этому принципу жил и работал Николай Бугров. Вместе с купцом Блиновым и заводчиком Курбатовым он подарил городу новый водопровод, не жалел денег на строительство больниц, школ и церквей, учредил стипендию для особо одаренных крестьянских детей, пожертвовал городу усадьбу на улице Грузиской. Бугров выделял на благотворительность 45% ежегодного дохода.

 

 

    В 1887 году нижегородские купцы во главе с Николаем Бугровым построили вдовий дом. В нем было все необходимое для женщин и осиротевших детей: водяное отопление, духовые печи, бесплатные школы и больницы, к праздникам всегда подарки. Нижегородский вдовий дом получил всероссийскую известность как самый гуманный приют для матерей и детей. 1

Информация о работе Благотворительность и меценатство в России (истоки, причины, история)