Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

Вначале XX века, благодаря предпринимательству, Россия считалась одной из самых динамично и быстро развивающихся стран мира. Сложившиеся вековые традиции купечества вызывают большой интерес с точки зрения истории и экономики. Новый класс предпринимательства, формирующийся в настоящее время, должен учитывать установившийся национальный менталитет. С появлением купечества и промышленников широкое развитие в России получила коммерческая деятельность, которая стала основным видом деятельности купечества.

Содержание

Введение 3
1. Место купечества в социально-экономической структуре общества 5
2. Взаимоотношения купечества и российского дворянства 7
3. История благотворительности в России. Благотворительность купечества 8
4. Коммерческая деятельность русского купечества 13
5. Меценатство купечества в Российском государстве 15
6. Религиозные воззрения российских меценатов и благотворительности 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

К этому времени наиболее платежеспособным слоем населения  оказалось купечество, постепенно выходившее на историческую арену.

Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с  христианством. Аналогичные этому  явлению формы существовали также  в исламе и других религиях. Частная  благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.

Осуществлять помощь должно было правительство, общественные организации, но у государства никогда не хватало  средств на социальные нужды, поэтому  никто не должен был мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. А такие запрещения все-таки были.

Благотворительность была не столько вспомогательным средством  общественного благоустройства, сколько  необходимым условием нравственного  здоровья. Древняя Русь понимала и  ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. В старину говорили: "В рай  входят святой милостыней, нищий богатым  питается, а богатый нищего молитвой спасается". Благотворителю нужно  было воочию видеть людскую нужду, которую  он облегчал.

Как в Европе, так и  на Руси дело призрения бедных находилось в руках церкви, особенно монастырей. При монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Великие князья, а потом и цари накануне больших  праздников, рано по утрам делали тайные обходы тюрем и богаделен, где  из собственных рук раздавали  милостыню, посещали убогих людей. Нищенство  на Руси считалось одним из средств  воспитания народа.

Частная благотворительность  на Руси зачастую становилась средством  поддержания праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (1661-1682 гг.) издается ряд  указаний против праздного ремесленного нищенства и частной русской  милостыни. В тоже время продолжают устраиваться благотворительные учреждения.

Русские купцы и промышленники  жертвовали деньги больше на строительство  храмов, а нередко и сами строили  их. Почти каждый русский предприниматель  стремился построить храм.

Петр I был первым, кто  попытался запретить частную  благотворительность, считая, что она  только плодит бездельников. В 1705 г. он приказал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыню им не подавать, а дающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах и монастырях. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину. Благотворительность снова входит в моду при императрице Елизавете Петровне и Екатерине И. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. На этом поприще приобрел известность И. И. Бецкой. Он получил образование в Париже и всю жизнь посвятил воспитательной работе в России. По его инициативе в г. Петербурге был построен Смольный институт для благородных девиц.

Еще в екатерининские времена  в 1776 г. купец первой гильдии, уроженец села Любуши Рязанской губернии Петр Данилович Ларин (1735-1773 гг.) пожертвовал сумму денег на строительство «народного училища», а также крестьянского банка и церкви в своем родном селе. Сам Ларин намеревался посвятить остаток жизни «наблюдению за устройством училища и его деятельностью».

Незаурядная личность, образованный человек, он имел свою точку зрения на обучение купеческих и крестьянских детей: «грамоте российской, читать и  писать по правилам грамматики; чистоте  языка и слога; вере и страху Божию; арифметике и некоторым частям высших геометрических наук, для лучшего  знания сей для промыслу нужной науки, служащей к счислению и поверию своих дел имущества; познанию русской торговли; и откуда и как оную производить удобнее: познанию того, как вести купеческие по бухгалтерии книги и счета». Однако осуществлению задуманного помешала его внезапная кончина.

С этим связана и своеобразная этика русского бизнеса, и такое  уникальное явление, как громадные  масштабы благотворительности и  меценатства. Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России.

Особое развитие частная  благотворительность приобрела  в период расцвета либерализма, во времена  Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, особенно императрицы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, основала благотворительную организацию "Ведомство учреждений императрицы Марии", просуществовавшую до 1917 г. Жена Александра I - императрица Елизавета Алексеевна - создала общества: "Императорское человеколюбие" и "Женское Патриотическое", последнее, основанное в 1802 г, к концу 1900 г. оказало помощь 160 тыс. неимущих. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали средства на создание учебных заведений. Помогала и императрица Александра Федоровна- жена последнего царя Николая II.

Профессиональным благотворителем  в начале века был принц П. Г. Ольденбургский. Он 42 года жизни отдал служению обездоленным людям. В г. Петербурге он основал училище правоведения, первый ночной детский приют. Петр Георгиевич потратил на благотворительность более 1 млн. рублей. В 1889 г. на Литейном проспекте ему был поставлен памятник с надписью: "Просвещенному благотворителю", после революции 1917 г. памятник снесли.

Предприниматели занимали особое место в благотворительности, которое  отражало их положение в обществе. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников  и иностранцев своим размахом. Но дело было не только в том, что  купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание  обрести благодать в жизни  вечной. Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная  историей купечеству, не предусматривала  увлечения революционными идеями, поэтому  купцы выполняли свой общественный долг так, как они его понимали - через частные пожертвования  в пользу тех, кто не может сам  устроиться в жизни.

На Руси организованная благотворительность  как общественная система помощи, призрения ближнего появляется с  принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой  не только врачебные знания, но и  представление о врачевании как  о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри  наряду с религиозной деятельностью  занимались врачеванием больных. Они  накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в  поколение.

 

4. Коммерческая деятельность русского купечества

В 1772 году П.А. Демидов пожертвовал 205 тыс. рублей, дабы на этот капитал "заведено было коммерческое воспитательное училище". Оно было учреждено при Воспитательном доме в Москве. Ученики обучались: языкам (французскому, немецкому, английскому), коммерческой арифметике, коммерческой корреспонденции, бухгалтерии на русском  и иностранных языках. В 1779 г. училище  отделяется от Воспитательного дома, и как самостоятельное учреждение переводится в Петербург.

В 1879 году училище получило новый  устав, по которому оно должно давать учащимся общее образование и "приготовлять " их к коммерческой деятельности, к должностям бухгалтеров, контролеров, приказчиков в торговых конторах, фабриках и др. в училище принимали  сыновей купцов, лиц других сословий с 10 лет. Курс обучения был восьми летним, из которых 6 лет посвящалось общеобразовательному курсу и 2 года  специальному.

В 1810 году в Москве учреждается  общество любителей Коммерческих наук. В 1851 году общество и академия получили новый устав. В 60-х гг. профессора академии открыли при ней ряд  бесплатных публичных лекций по предметам коммерческой специальности.

В 1851 году одесское купеческое общество составило акт об учреждении в  Одессе высшего в крае специального коммерческого училища. Только через 10 лет, в 1862 году, был утвержден устав  Одесского училища. Согласно уставу Одесское училище имело 4 специальных класса. От поступающих требовалось знание 4-х классов гимназии. Оканчивающие одесское коммерческое училище не пользовались правами, предоставленными другим подобным заведениям.

В 1869 году училище было преобразовано  в шестиклассное: 4 первых класса сделаны  общеобразовательными, а два последних  – специальными. Оканчивающим были предоставлены некоторые из прав, которыми пользовались окончившие курс в других коммерческих училищах. В 1885 году Одесское купечество ходатайствовало о преобразовании училища в высший Коммерческий институт.

Наиболее полного развития курс коммерческого образования достиг в Рижском политехническом училище. Коммерческое образование, получаемое в этом училище, было ничуть не ниже того, какое давали высшие школы  Коммерческого образования во Франции, Антверпене. В нем преподавались  только специальные предметы, т.к. в  число учащихся принимались окончившие 6 классов общеобразовательных учреждений.

Наряду с широкой постановкой  преподавания основательно велась и  практическая подготовка учащихся к  их специальной деятельности. Коммерческое дело Рижского политехнического училища  имело трехлетний курс. Читались в нем: коммерческая арифметика, география практика конторское дело и счетоводство, политическая экономия, наука о финансах, энциклопедическая химия и физика, история торговли, народного хозяйства, торговое, вексельное, морское право, товароведение.

В 1880 году открыто в Санкт-Петербурге Петровское училище на средства петербургского купечества. По уставу в училище  принимались дети купеческого сословия не моложе 9 лет. Программы и права  учащихся сходны с Санкт-Петербургским  Коммерческим училищем. В 1885 году в  Москве было открыто Александровское (коммерческое) училище. В 1893 году основано Харьковское Коммерческое училище. В 1894 году Государственный совет  утверждает Коммерческие училища и вкладывает их в ведение Министерства Финансов.

В некоторых городах России существовали частные курсы. Так в Петербурге существовали частные курсы коммерческих знаний Вальденберга, курсы бухгалтерии А.М. Вольфа, счетоводные курсы Езерского Ф.В., женские курсы П.О. Ивашинцовой. Последние имели довольно обширную программу, для поступления требовался аттестат семиклассной гимназии или института.

С 1872 года учреждены коммерческие отделения при многих реальных училищах. Курс продолжался два года. Его  составляли кроме общеобразовательных  предметов два новых языка  – французский, немецкий, коммерческие вычисления, коммерческое письмоводство  и книговодство, коммерческая география.

К концу XIX века число коммерческих отделений стало заметно уменьшаться. Многие реальные училища вынуждены  были вовсе закрыть коммерческие отделения, за недостатком учеников. Коммерческие учебные заведения  просуществовали в России только лишь до 1917 года. После Октябрьской  революции отношение государственной  власти к коммерческой деятельности в основном было резко отрицательным. В период военного коммунизма коммерческая деятельность вообще была запрещена.

5. Меценатство в России

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего  в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные, и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества.

Во-первых, тяга к знанию, образованию, книге формировала  из лучших представителей дворянства, купечества, горожан ценителей науки, литературы и искусства. Знаменитые коллекционеры из семей Морозовых, Третьяковых, Рябушинских, Бахрушиных и многих других вышли из русской деревни, генетически были с ней связаны и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества.

Во-вторых, немаловажную роль играла и заинтересованность российских предпринимателей в квалифицированных  специалистах, а, следовательно, в распространении  народного просвещения, образования, что способствовало выделению ими  средств на строительство школ, училищ, университетов, библиотек и т. д.

В-третьих, благотворительность  как форма помощи имущего неимущему, проявление милосердия и сострадания к ближнему являл собою нравственный принцип христианства. Многие из семей предпринимателей являлись приверженцами старообрядческой веры и сохраняли ее традиции, что наложило отпечаток на их отношение к ближнему. Состоятельные люди с готовностью жертвовали средства на возведение храмов, учреждение приютов, богаделен, больниц в надежде искупить свои земные грехи и обрести благодать в жизни вечной.

В четвертых, благотворительность по мере вовлечения в нее все большего числа предпринимателей стала приобретать практический характер, обеспечивая нуждающихся и обездоленных надежной профессией и доходом.

В пореформенной России при  крайней поляризации богатства  и бедности частная благотворительность  стала надежным регулятором социальною равновесия. К тому же, система государственного призрения была не способна оказать  достаточную помощь всем нуждающимся.

С конца XVIII в. появляются и другие проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т. д., так как культура во все времена не могла полноценно существовать без поддержки.

Меценатство на Западе - это  явление, которое наряду с нравственным имело и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще всего было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Меценатство можно рассматривать как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги, а можно как способ рекламы своей деятельности. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью.

Информация о работе Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечеств