Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

Вначале XX века, благодаря предпринимательству, Россия считалась одной из самых динамично и быстро развивающихся стран мира. Сложившиеся вековые традиции купечества вызывают большой интерес с точки зрения истории и экономики. Новый класс предпринимательства, формирующийся в настоящее время, должен учитывать установившийся национальный менталитет. С появлением купечества и промышленников широкое развитие в России получила коммерческая деятельность, которая стала основным видом деятельности купечества.

Содержание

Введение 3
1. Место купечества в социально-экономической структуре общества 5
2. Взаимоотношения купечества и российского дворянства 7
3. История благотворительности в России. Благотворительность купечества 8
4. Коммерческая деятельность русского купечества 13
5. Меценатство купечества в Российском государстве 15
6. Религиозные воззрения российских меценатов и благотворительности 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 57.32 Кб (Скачать файл)

ФИЛИАЛ

ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ  И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

в г. ВОЛЬСКЕ

 

 

Кафедра « Гуманитарные, социально-экономические и естественнонаучные дисциплины»

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по предмету    ИСТОРИЯ

 

на тему: «Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечеств»

 

 

 

Выполнила: студентка гр.

Шифр:

Кибенко С. И.

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Вольск.  2013 
 

 

План

Введение            3

1. Место купечества в социально-экономической структуре общества  5

2. Взаимоотношения купечества и российского дворянства    7

3. История благотворительности в России. Благотворительность купечества 8

4. Коммерческая деятельность русского купечества     13

5. Меценатство купечества в Российском государстве    15

6. Религиозные воззрения российских меценатов  и благотворительности 21

Заключение           24

Список использованной литературы       25

 

Введение

Вначале XX века, благодаря  предпринимательству, Россия считалась  одной из самых динамично и  быстро развивающихся стран мира. Сложившиеся вековые традиции купечества вызывают большой интерес с точки  зрения истории и экономики. Новый  класс предпринимательства, формирующийся  в настоящее время, должен учитывать  установившийся национальный менталитет.

С появлением купечества и  промышленников широкое развитие в  России получила коммерческая деятельность, которая стала основным видом  деятельности купечества. Искусство  коммерции в этот период достигло высокого уровня в России. Появился так называемый кодекс чести купца-коммерсанта, предусматривающий нерушимость  и твердость купеческого слова, обязанность строго и добросовестно  выполнять обязательства по торговым операциям. В деловом мире очень  высоко ценилась репутация купцов, оставивших свой след в истории, многие из которых внесли огромный вклад  в развитие России и известны широкой  благотворительностью и меценатством.

Актуальность темы выражается в том, что особый тип предпринимателей, представленных купечеством, привнесло  ощутимый вклад в развитие российской экономики. К тому же в общественной жизни купцы оставили весомый  след, став благотворителями и меценатами. Благодаря им национальная культура пережила свое возрождение. Все это раскрывает значимость исследуемой темы. Отечественные историки в последние годы активно обращаются к истории купеческого сословия – А.И.Куприянов, В.П.Бойко, Ю.М.Беспалова, В.В.Захаров, А.А.Преображенский, Разгон В.Н.

Благотворительность в России появилась ещё до татаро-монгольского ига. Случаи самых элементарных видов  благотворительности описываются  в летописях как кормление  нищих отдельными «нищелюбцами», к коим относились духовенство, князья, виднейшие люди государства.

Благотворительность считается  важнейшей частью предпринимательской  деятельности, нацеленной на материальную поддержку неимущим. Обычно её объектами  выступают люди, страдающие тяжёлыми недугами, имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности, а так же население, чей способ развития не вписывается в нормы, являющиеся общепринятыми.

Целью данной работы выступает  изучение коммерческой и благотворительной  деятельности купечества, решение конкретных задач, таких как:

– выявление первостепенных правовых и социально-экономических факторов, которые оказывают влияние на развитие купечества;

– определение в социальной структуре общества места купечества;

– исследование истории  благотворительности, коммерческой деятельности и меценатства купечества.

 

1. Место купечества в социально-экономической структуре общества

Купечеству принадлежит  ведущая роль в развитии нашего государства. Часть так называемого «третьего  сословия» отличалась грубым характером и невежеством. В то время как  «лучшие» представители купечества способствовали развитию торговли и  промышленности, наполняя товарами рынок, вносили в культуру и социальное развитие страны неоценимый вклад. Почти  все купцы занимались благотворительной  деятельностью, основываясь на своеобразной назидательной формуле, которая  гласила: «Богатство обязывает».

Рассмотрим взгляды двух представителей дворянства, идеологов  российского купечества и предпринимательства, выдающихся людей своего поколения - А. Н. Радищева и М. Д. Чулкова.

Михаил Дмитриевич Чулков (1743-1793гг.) был видным русским экономистом  периода начала разложения крепостнической  системы и возникновения капиталистического уклада в России. Получив образование  в гимназии при Московском университете, в 1772 году был назначен секретарем Коммерц-коллегии. В молодости Чулков был беден, жил на скудное жалование и  очень много трудился над повышением своего образования. Дослужившись до чина надворного советника и получив звание дворянина, Чулков купил в Дмитровском уезде Московской губернии небольшое имение. Главный экономический труд Чулкова - « Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен доныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великой». Этот капитальный труд, состоящий из 7 томов, содержит в себе подлинные документы, рассуждения, описания, изложение указов, сведения о заводах, мануфактурах, внешней и внутренней торговле, о монете и так далее. Целью Чулкова было восполнить пробел в русской экономической литературе и создать труд, вооружающий купечество знаниями в области промышленности и торговли.

От других идеологов купечества его отличало то, что экономические  проблемы рассматриваются с точки  зрения купца, переходящего к предпринимательской  деятельности. Чулков стремился обосновать значение развития промышленности и  торговли для укрепления мощи государства, его экономической самостоятельности и независимости.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802гг.) положил начало новому, революционному антикрепостническому направлению  русской общественно - экономической  мысли. Главным трудом его жизни  было «Путешествие из Петербурга в  Москву», из специально экономических  работ Радищева обращают на себя внимание «Письмо о Китайском торге» и  «Описание моего владения», а  так же «Записка о податях Петербургской  губернии», неоконченная рукопись «Торговля». Радищев очень интересовался  экономикой Сибири, положением ее коренного  населения и «посельщиков» (переселенцев из России): «Как богата Сибирь своими природными дарами! Какой это мощный край! Нужны еще века, но как только она будет заселена, ей предстоит сыграть великую роль в летописях мира». Радищев считал неправильным, особенно в отношении Сибири, разделение России на губернии без учета естественно – исторических и экономических условий развития ее отдельных районов.

Несмотря на то, что Чулков и Радищев принадлежали к одному сословию, взгляды их не всегда совпадали. Радищев является одним из первых русских экономистов, обратившихся к анализу производства. Он исходил  из представления о труде как  источнике общественного богатства  и постоянно связывал проблему производительности труда с его общественной формой. Радищев не принадлежал ни к одной  из существовавших в XVIII веке теоретических  школ ни к меркантилистам, ни к физиократам, ни к английской классической школе. Его идеи положили начало экономической  теории, развитой в дальнейшем демократами XIX века. Чулков был сторонником полной свободы внутренней торговли. Всякое стеснение торговли внутри страны, по его мнению, вредно отзывается на мануфактурах, затрудняет их развитие. Он считал, что современная политика Екатерины II недостаточно обеспечивает свободу внутренней торговли. Однако Чулков не был сторонником свободы  внешней торговли для России. В  данном вопросе он придерживался  принятого в то время мнения о  необходимости государственного вмешательства, надзора и регулирования. «Сколь ни прибыльна иностранная коммерция  для государства, однако она не совсем нужна», - писал Чулков. В своих трудах о промышленности, торговле, деньгах и кредите Чулков пропагандировал буржуазный способ производства, хотя русская буржуазия тогда еще не сложилась, как класс и не могла противопоставить свои интересы интересам дворянства. Чулков не только не восставал против крепостной системы и самодержавия, но считал необходимым поддерживать стремление торговцев и промышленников к получению дворянского звания, что открывало им путь к овладению землей и крепостной рабочей силой. В то же время Чулков признавал необходимость создания мануфактур на основе применения исключительно наемного труда.

2. Взаимоотношения купечества и российского дворянства

Взаимоотношения купечества и дворянства были не совсем простые. Во многом их отношения усложнялись  тем, что правительство было на стороне  дворян и не собиралось отменять крепостное право. А это вмешательство в  крепостнической России постоянно  имело место в интересах дворянства, в ущерб купечеству и другим сословиям. В этом отношении интересно замечание  В.И. Немировича-Данченко по поводу взаимоотношений  дворянства и купечества на рубеже XIX и XX вв.: «Дворянство постепенно беднело, а купечество все глубже и смелее распускало щупальцы по всей народной жизни. Эти два класса относились друг к другу с внешней любезностью и скрытой враждой: на стороне первых была родовитость, на стороне вторых — капитал. Каждый друг перед другом старался, щеголяя дипломатическими качествами, напомнить о своих преимуществах. Дворянство завидовало купечеству, купечество щеголяло своим стремлением к цивилизации и культуре, купеческие жены получали свои туалеты из Парижа; ездили на «зимнюю весну» на Французскую Ривьеру и в то же время по каким-то тайным психологическим причинам заискивали у высшего дворянства. Чем человек становился богаче, тем пышнее расцветало его тщеславие». Личное дворянство купцы могли получить при пожаловании им гражданского чина «не по порядку службы». Лицам купеческого сословия, которые были пожалованы орденами до 30 октября 1826 года, и при этом им не было отказано в праве на дворянство, данными им грамотами, присваивалось потомственное дворянство. При определении купеческих детей в различные учебные заведения они пользовались особыми преимуществами.

3. История благотворительности в России. Благотворительность купечества

История русской благотворительности  уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим  и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали  грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились  здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы.

Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта  были традиционными чертами характера  во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в  то время была милостыня, сопутствующая  молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной  особы в монастырь или копейка  юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная  политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Важной вехой этого  периода явилось открытие при  Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных домов для детей-подкидышей.

При Екатерине II для открытого  ею в 1764 году Воспитательного дома в  Москве была уже разработана специальная  воспитательная программа, впитавшая  лучшие идеи Просвещения. Императрица  выделила на новое заведение 100 000 руб. личного капитала, остальные деньги поступали от добровольных пожертвователей. Воспитательный дом стал первым коллективным делом состоятельных москвичей.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми  воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни  и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых.

В начале XIX века Мария Федоровна  открыла в Петербурге Вдовий дом  для вдов офицеров, чиновников и  дам, служащих в придворном ведомстве  и казенных учебных заведениях. Вдовьих  детей отдавали учиться в различные  учебные заведения в зависимости  от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного  права, когда поступило много  заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для  женского воспитания и образования.

До конца XIX века в России дело попечения о нуждающихся  было сосредоточено в руках самого государства или императорской  фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.

Среди членов царских семей  встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души. Так супруга Александра I Елизавета  Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая  все остальное на пособия для  нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти.

В России в период между 1860 и 1914 годом движение благотворительности  приобрело поистине грандиозный  размах, какого не знало ни одно европейское  государство. Великие реформы Александра II дали толчок внутренней активности всего  общества.

Стремительный рост населения  городов за счет пришлых крестьян, увеличение количества бедных и безработных  становились серьезными социально-экономическими и психологическими проблемами, с  которыми государство уже не справлялось.

Информация о работе Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечеств