Белое движение: идеология, организация, проблемы и противоречия деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы изучить и охарактеризовать идеологию, организацию и проблемы Белого движения в России в 1917-1922 годах.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:
дать общую характеристику Белого движения, изучить его периодизацию, основные этапы;
дать описание идеологии Белого движения;
описать организацию, проблемы Белого движения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

Глава I. Идеология и общая характеристика Белого движения ……….......5
Общая характеристика Белого движения: периодизация,
основные этапы………………………………………………..………5
Описание идеологии белого движения ……………………..………11

Глава II. Белое движение …………………………………………………...18
2.1. Организация, проблемы и противоречия Белого движения………….18
2.2. Белая армия в эмиграции ……………………..……………………….23

Заключение……………………………………………………………………26

Список использованной литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Белое движение.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

Отнюдь  не проникшись социалистической идеологией и оставаясь чуждыми большевизму, крестьяне выбрали Советскую  власть как меньшее из зол, как  гарантию от возвращения помещиков, как силу, способную установить в  стране «мир и порядок».

Массовое  дезертирство и повстанческое движение в тылу подорвали боеспособность колчаковских и деникинских армий. Разбавленные мобилизованными крестьянами, добровольческие и офицерские кадры в итоге оказались более слабыми по сравнению с частями регулярной Красной армии, на 90% состоявшими из крестьян и пользовавшихся сочувствием и поддержкой крестьянского населения. Именно это в конечном итоге и предопределило коренной перелом в борьбе на Восточном и Южном фронтах.

Политическая  и материальная помощь западных держав не могла компенсировать белым потери экономической и социальной базы, поскольку была далека от необходимой  по масштабам и небескорыстна  по условиям.

Материальная  помощь предоставлялась главным  образом в виде товарных кредитов, выделявшихся на оплату поставляемого  военного снаряжения под обязательство  последующего возвращения этих кредитов с процентами. Такая материальная помощь являлась продолжением политики предоставления займов императорской  России с целью закабаления ее экономики. Поскольку этих поставок не хватало для снабжения и  вооружения войск, внешнеторговые ведомства  белых правительств закупали у иностранных  фирм необходимое снаряжение, используя  запасы иностранной валюты либо вывозя в обмен на зарубежные рынки русское  сырье, прежде всего зерно. Правительство  Колчака использовало на нужды снабжения  армии часть захваченного золотого запаса, депонировав его в иностранных  банках, правительство Деникина стремилось активизировать вывоз зерна, угля и  других видов сырья. При этом иностранные  и отечественные частные фирмы, привлекавшиеся к поставкам в  качестве контрагентов, вздували цены до cверxспекулятивных и наживали на снабжении армий баснословные барыши. Казна же и ведомства снабжения часто несли существенные потери и не справлялись с обеспечением войск.

В результате эффективность материальной помощи западных держав была резко снижена. Потребовав от белых правительств значительных затрат валюты, использования золота и вывоза сырья, она обернулась большими издержками и не позволила снабдить армии даже на половину их реальных потребностей. Оплаченные кровью трофеи зачастую являлись основным источником получения обмундирования и вооружения.

Предоставляя  материальную помощь, правительства  Антанты и их военно-дипломатические  представители в белых «столицах» оказывали сильное давление на военных  диктаторов, требуя проведения демократических  реформ. Чтобы расширить социальную базу Белого движения и объединить его с вооруженными силами образовавшихся на окраинах национальных государств, они настаивали на передаче земли  в собственность крестьян, провозглашении перехода России к парламентской  республике, признании самостоятельности  Финляндии, Польши, Закавказских и Прибалтийских  государств. Колчак и Деникин уклонялись от определенных обязательств и однозначных  заявлений по этим вопросам, что  послужило причиной их юридического непризнания державами Антанты  и отказа от помощи им со стороны  образовавшихся на окраинах бывшей империи  национальных государств. Последние  предпочли уклониться от военной  помощи Белому движению, опасаясь, что  в случае его победы они потеряют независимость.3

 

1.2 Описание идеологии белого движения

Изначальной идеологической основой Белого движения в 1917–1918гг. была патриотическая идея спасения Российской империи от развала и  гибели, представлявшихся белым лидерам  как результаты действий Временного правительства и, затем, «немецких  агентов» – большевиков как последствия  революционных потрясений, расколовших  страну на враждующие лагери.

Белое движение развивалось как «отрицание»  большевистского переворота и строило  свою идеологию, по существу, только на вооруженной борьбе с советской  властью. Стремление на этом этапе объединить в антибольшевистский фронт различные  по идеологической направленности группировки  и, в то же время, политика «непредрешения»  не могли не повлиять отрицательно на конкретность и своевременность  выражения целей белой борьбы. После выхода белых на обширные пространства России в 1919г. появилась потребность не только в идеологии «отрицания» и «ликвидации», но и в идеологии «созидания» новой, «Белой России». Эта идеология основывалась на необходимости возврата к традиционным ценностям русской истории одновременно с осуществлением широких политических и социально-экономических преобразований.

Для проведения идеологической работы при белых  правительствах создавались специальные  отделы и издательства: Отдел агитации и пропаганды при Совете министров  Северо-западной области России, Отдел  пропаганды Особого совещания при  Главкоме ВСЮР (Осведомительное агентство  – ОСВАГ), Русское бюро печати в  Омске, Северное (Архангельское) бюро печати Временного правительства Северной области (Арбюр).4

Основное  внимание при издании листовок, брошюр, плакатов уделялось пропаганде отдельных  положений программы белых в  плане будущего государственного устройства, аграрной и рабочей политики, отношения  к школе, семье, поддержки национальной культуры. Немалая часть изданий  была занята показом «зверств большевиков», «ужасов чрезвычаек» и т.п.

Недостатка  в разнообразии пропагандистской литературы у белых не было, но ее распространение  велось беспорядочно. Во многих селах  и городах месяцами висели одни и  те же портреты «вождей и героев Добровольческой армии», в то время  как простых, популярных листовок с  разъяснением сущности аграрной или  рабочей программы, вопросов национальной политики или не было вовсе, или они  доставлялись в ничтожно малом количестве. Несмотря на обилие литературы большая  часть ее оставалась на складах в  Омске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Харькове, а до деревни доходили лишь лубочные картинки и «сказки  про коммуну», из которых очень  трудно было получить представление  о целях и задачах Белого движения. Малочисленность пропагандистов, их слабая профессиональная подготовка (в  основном это были люди, не имевшие  опыта работы с массовой крестьянской или рабочей аудиторией), нежелание  и боязнь ехать во взбудораженные войной деревни, расстройство связи, транспорта, – все эти факторы отрицательно сказывались на результатах белой пропаганды.

Ценным  для Белого движения являлось участие  в нем Русской Православной Церкви, многие иерархи которой произносили  проповеди, публиковали свои выступления  в белогвардейских изданиях, ходатайствовали  о направлении в воинские части  подготовленных пропагандистов и священников. Важную роль в организации военного духовенства сыграла деятельность бывшего протопресвитера императорской  армии и флота Георгия Шавельского. По его инициативе в Ставрополе в  мае 1919г. прошли заседания Юго-Восточного Собора Русской Православной Церкви, было создано Временное высшее церковное  управление на Юге России. Аналогичное  управление было основано в ноябре 1918 г. в Сибири. В полномочия управлений входило руководство православными епархиями белого Юга и Сибири. Управление признавалось временным, до момента «установления постоянной связи со Святейшим Патриархом и восстановления церковного единства».5

Стержнем  программы Белого движения являлась «непримиримая борьба с советской  властью». Эта борьба должна была стать  ведущим стимулом к сплочению  в единый фронт самых различных  социальных и политических групп. Все  приоритеты отдавались вооруженной  борьбе, поэтому с самого начала принципом Белого движения стало  «непредрешение» политических, экономических, социальных и других вопросов государственного устройства и внутренней жизни России до «окончательной победы над большевизмом». Отсутствие четких «предрешающих» лозунгов, подобных большевистским – «Власть  – Советам», «Земля – крестьянам», «Мир – народам» и т.п., – считалось, по мнению ряда участников Белого движения, одной из основных причин его поражения. Вполне правомерной представляется и другая оценка «непредрешения», высказанная  проф. А. Карташевым, утверждавшим, что  именно «отсутствие официального лозунга  дало силу жизни движению на целых  три года!» Эта же оценка дополнялась  Н.Н. Львовым: «В наших рядах люди разных партий могут идти вместе,.. но в наших рядах нет места тем, кто Престол ставит выше Отечества, свою партию выше России, нет места и тем, кто окончательно скомпрометировал себя в революции».6

Было  бы неверно говорить о полном «непредрешении»  в Белом движении. Сознательная «отсрочка» разработки основательной всесторонней программы была обусловлена как  остротой положения на фронтах гражданской  войны и неустойчивостью белых  режимов, так и просто отсутствием  достаточного для этого времени. Тем не менее, идея создания района с собственным устойчивым экономическим  и политическим порядком, собственной  военной силой, поддерживаемого  союзниками, с последующим его  расширением («как от масляной капли») на все сопредельные части бывшей Российской империи – эта идея, выраженная основателем Добровольческой  армии генералом М.В. Алексеевым еще в ноябре 1917 г., в том или ином виде проявлялась на всех этапах Белого движения. Однако в течение 1918г. развернутая программа в развитие этой идеи сформулирована не была. Так называемая конституция командующего Добровольческой армией генерала Корнилова (январь 1918г.) содержала лишь краткое изложение целей южнорусского Белого движения. Аналогичный характер кратких деклараций носили и последующие официальные документы, исходящие из штаба Добровольческой армии в период 1-го и 2-го Кубанских походов. Попутно следует отметить, что антибольшевистские (не белые) правительства этого периода на Украине, на Дону и в Сибири строили свое законодательство, исходя главным образом из региональных интересов.

В 1919 г., после крупных военных успехов, в преддверии казавшейся близкой победы над большевиками, определилась потребность в выработке общероссийской официальной программы. Но к концу года фронты белых были прорваны и отброшены Красной армией, а их планы и намерения рухнули. Попытки разработок конкретных программ и их реализации белыми правительствами состоялись, по существу, лишь на последнем этапе Белого движения – в 1920–1922 годах. В противоположность лидерам «демократической контрреволюции» (Уфимская директория, Комитет членов Учредительного собрания, Временное сибирское правительство), принципиально отрицавшим любую форму единоличного правления как «возврат к старому режиму» и допускавшим только власть «олигархии», лидеры Белого движения основой режима считали военную диктатуру.

Главком ВСЮР генерал Деникин так определял  цели диктатуры: «Свергнуть большевиков, восстановить основы государственности  и социального мира, чтобы создать... необходимые условия для строительства  земли соборною волею народа». Аналогично оценивал значение диктатуры В.В. Шульгин: «Добровольческая армия, взявшая на себя задачу очищения России от анархии, выдвинула как непреложный принцип  твердого управления диктаторскую власть. Только неограниченная, сильная и  твердая власть может спасти народ  и восстановить развалившуюся храмину  государственности». Колчак не без  патетики утверждал, что в условиях гражданской войны приоритет  исполнительной власти неизбежен: «Меня  называют диктатором, пусть так, я  не боюсь этого слова... Как Сенат  Древнего Рима в тяжкие минуты государства  назначал диктатора, так Совет Министров  Российского государства в тягчайшую  минуту нашей государственной жизни... назначил меня Верховным Правителем». От политиков власть переходила к  военным: «Военная диктатура. Всякое давление политических партий отметать. Всякое противодействие власти справа и  слева карать», – отмечалось в  приказе Деникина от 14 декабря 1919 г. (по старому стилю). В действительности принцип военной диктатуры воплощался далеко не повсеместно и не в полной мере, даже назначение Колчака Верховным правителем России произошло фактически с санкции Омского Совета министров. В казачьих областях единоличное правление не было безусловным – казачьи парламенты, войсковые круги и рады ограничивали власть своих атаманов. Это особенно проявилось на Кубани и привело в ноябре 1919г. к «кубанскому действу», своеобразному «мини-перевороту», после которого наиболее радикальная часть депутатов была арестована, а краевая конституция была изменена в сторону усиления власти атамана и правительства. На белом Юге принцип диктатуры проводился более жестко – здесь отсутствовали какие-либо законодательные структуры, а работа Особого совещания при Главкоме ВСЮР систематически контролировалась Деникиным. Номинальной была власть Юденича, так как замыкалась исключительно на командовании «войсками Северо-Западного фронта», реальная же власть принадлежала правительству во главе с С.Г. Лианозовым, совмещавшим в одном лице посты председателя Совета министров, министра иностранных дел и финансов. По-разному проявлялись и характеры, личностные качества самих «диктаторов». Если Колчак чуждался политики и на заседаниях Совета министров нередко присутствовал лишь как формальный руководитель, то «диктатор белого Крыма» генерал П.Н. Врангель самолично контролировал работу подведомственного ему аппарата.

Несмотря  на кажущуюся незыблемость диктаторской власти в белом лагере, объединившем в своих рядах представителей почти всех политических группировок  России начала XX в., большую роль играли и внутриполитическая борьба и закулисные интриги. До сих пор мало исследованными остаются деятельность отдельных политических партий, групп и структур Белого движения, их отношение к власти, расчеты на тех или иных лидеров. Показателен в этом плане пример белого Юга, а именно – противоборство между либеральным Национальным центром, представители которого имели  большинство в деникинском правительстве, и правоцентристским Советом  государственного объединения России (СГОР), выдвигавшем в противовес Деникину кандидатуру Врангеля на пост Главкома ВСЮР. Подпольные группы Национального  центра в Петрограде и Москве планировали  организовать свои правительственные  структуры сразу же после занятия  столиц белыми. Правда, представляется сомнительным, чтобы эти подпольные «центры» смогли бы в подобном случае взять полноту власти в свои руки, не имея достаточного авторитета ни на белом Юге, ни на Северо-Западе в  сравнении с политиками, которые  уже работали в белогвардейских  правительствах.

 

Выводы:

После октябрьского переворота и захвата  власти боьшевиками на территории бывшей Российской империи с 1917 по 1922 гг. произошла  гражданская война. Вызванная многими причинами, она оставила глубокий след в истории России, привела в движение огромные массы людей, стала важным событием, определившим путь развития России на многие годы.

Основной  целью Белого движения было: установить демократический строй, прекратить политическое влияние большевизма, поднять авторитет страны, навести порядок в промышленности и сельском хозяйстве, восстановить разваливающуюся под влиянием большевиков армию.

Белая армия начала формироваться на Юге и в Сибири, под началом генерала Алексеева и генерала Колчака. Позже в неё влился практически весь офицерский состав царской армии. На Дону и на Кубани Белая армия объединилась с восставшими казаками, тем самым создали организованную и боеспособную Добровольческую армию, которая разрасталась и теснила большевиков по всему фронту.

В идеологии  Белого движения были серьезные расхождения о восстановлении демократического, парламентского политической устройства, а также частной собственности и рыночного отношения.

 

 

 

Глава II    Белое движение

 

 

2.1. Организация, проблемы и противоречия  деятельности Белого движения

Информация о работе Белое движение: идеология, организация, проблемы и противоречия деятельности