Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:35, реферат
Тенденциозные измышления об ассасинах, получившие хождение благодаря враждебно настроенным европейским и мусульманским авторам Средневековья, долгое время служили основным источником сведений об исмаилитах низаритах для многих ведущих востоковедов XIX века, в частности Сильвестра де Саси. Этот деформированный образ низарита, не имеющий ничего общего с действительностью, вплоть до недавнего времени занимал прочное положение в умах ученых Запада. Однако прямой доступ к подлинным исмаилитским документам послужил прорыву в научных исследованиях исмаилизма, позволил отделить миф о низаритах, широко распространенный в средние века, от реальности.
Ассасины
Фархад Дафтари
 
Зарождение и начало сложения легенд 
об ассасинах
 
Дафтари Ф. Легенды об ассасинах. 
Мифы об исмаилитах. - М.: Ладомир, 2009, с. 
9-17, 84-116 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Крупную общину мусульман шиитов – исмаилитов 
низаритов – в средневековой Европе знали 
как «ассасинов». Широкое хождение это 
уничижительное наименование – производное 
от слова «гашиш» – получило благодаря 
крестоносцам и их европейским хронистам, 
столкнувшимся в первые десятилетия XII 
века на Ближнем Востоке с представителями 
этого таинственного братства. Европейцы, 
в то время не слишком знакомые с исламом, 
принципами мусульманского вероисповедания 
и обрядностью, привозили из путешествий 
и походов одну за другой истории о тайном 
Ордене ассасинов и его предводителе — 
загадочном Старце Горы. Благодаря Марко 
Поло эти легенды со временем претворились 
в автономное собрание рассказов об ассасинах 
и зажили собственной жизнью, а само слово 
«ассасин» («assassin»), этимология которого 
растворилась в прошлом, вошло в европейские 
языки как имя нарицательное и стало означать 
убийцу. 
 
 
Тенденциозные измышления об ассасинах, 
получившие хождение благодаря враждебно 
настроенным европейским и 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Западному читателю, знакомому с 
введением Эдварда Фицджеральда 
к его английскому переложению 
«Рубайата» Омара Хаййама, хорошо известна 
«История о трех товарищах». В ней имя 
персидского поэта и астронома Омара Хаййама 
связано с именами вазира Сельджукидов 
Низам ал-Мулка и Хасана Саббаха — основателя 
так называемого Ордена ассасинов. Согласно 
этому повествованию, в юности все три 
популярных в Персии героя были в Нишапуре 
учениками одного школьного наставника. 
В то время они поклялись друг другу, что 
первый достигший успеха в жизни поможет 
в карьере и друзьям. Первым добился положения 
и власти Низам ал-Мулк — стал вазиром 
в сельджукском султанате. Положив стипендию 
Омару и добившись высокой должности для 
Хасана, он сдержал слово, данное в юности. 
Однако вскоре Хасан превратился для Низама 
в опасного соперника, и вазиру пришлось 
немало потрудиться, чтобы опорочить конкурента 
в глазах султана. Поклявшись отомстить, 
Хасан отправился в Египет, где овладел 
секретами веры исмаилитов. По возвращении 
в Персию он создал тайную организацию 
и взялся терроризировать Сельджукидов. 
Первой жертвой ассасинов Хасана стал 
сам Низам ал-Мулк. Таково одно из самых 
распространенных на Востоке преданий, 
связанных с исмаилитами низаритами.
С XII века низариты оказались героями многих историй и на Западе. Первое столкновение европейцев — франков, участников Крестовых походов за освобождение Святой Земли, — и живущей в Сирии общины мусульман шиитов, получивших известность в Европе как ассасины, произошло в самом начале XII века. В то время исмаилиты низариты Персии под водительством целеустремленного Хасана Саббаха еще только основали свое государство, создав реальную угрозу гегемонии тюрок сельджуков в мусульманских владениях. Сирийские же исмаилиты низариты оказались участниками сложной системы союзов и конфронтации с мусульманскими и христианскими правителями. Последние, что понятно, не были заинтересованы в сколь-либо точном описании не только своих соседей исмаилитов, но и любого другого мусульманского сообщества Латинского Востока. Посему крестоносцы и их западные летописцы выступили в роли передатчиков множества вымышленных историй, например, о так называемых «ассасинах» — верных последователях таинственного Старца Горы (Vetus de Montanis). Легенды о них разошлись по всей Европе. Захватывающие, полные романтики рассказы вернувшихся с Востока крестоносцев быстро обрели популярность. Фантасмагории о мусульманах и всем, что связано с ними, снискали благодарного и к тому же совершенно не осведомленного в данном вопросе слушателя.
Легенды об ассасинах родились из надуманных сообщений европейцев о Востоке и коренились в негативном отношении к исмаилитам остальных мусульман. Со временем эти выдумки, ставшие неотъемлемой частью исторического наследия Средневековья, были приняты даже наиболее солидными западными хронистами и стали считаться достоверным описанием обычаев загадочной восточной общины. Наивысшей точки мифотворчество достигло благодаря незаурядному таланту Марко Поло — известного венецианского путешественника XIII века.
Так легенды об ассасинах 
обрели собственную жизнь. Позднее, 
когда значительно более 
В наши дни численность исмаилитов низаритов 
вместе с исмаилитами других ветвей достигает 
семи миллионов. Проживают они по всему 
миру, более чем в двадцати пяти странах 
Азии, Африки, Европы и Северной Америки. 
В настоящее время духовным лидером исмаилитов 
низаритов является принц Карим Ага Хан 
IV, сорок девятый имам. Исмаилиты — одно 
из важных подразделений шиитов — составляют 
десятую часть от более чем миллиарда 
мусульман.
Полная событий история 
исмаилитов насчитывает свыше двенадцати 
веков. За это время они разделились 
на несколько крупных ветвей и 
групп. В самостоятельную шиитскую 
общину исмаилиты выделились приблизительно 
в середине VIII века. В средние 
века они дважды основывали независимые 
государства — халифат 
В 1094 году исмаилитское движение, единое в ранний Фатимидский период, раскололось на две ветви — низаритов и мусталитов. Низариты, которым, собственно, и посвящена настоящая книга, создали независимое государство в Персии, подчинив себе и ряд территорий Сирии. Это государство с центром в горной крепости Аламут, что в северной Персии, располагалось отдельными анклавами на территориях двух больших стран.
Аламут находился в окружении тюрок сельджуков, значительно превосходивших исмаилитов в военной силе. Враждебно настроенные к шиитам, сельджуки поддерживали суннизм и его номинального представителя — халифа Аббасида в Багдаде. В таких условиях низариты Сирии не могли избежать столкновения с крестоносцами, поток которых не ослабевал начиная с 1096 года. Европейцы прибывали, чтобы освободить святую для христиан землю от мусульман (или сарацин, как их ошибочно называли). В 1256 году государство исмаилитов низаритов, состоявшее из горных крепостей и окрестных поселений, пало под натиском монголов. С тех пор низаритские общины Персии, Сирии и других областей уже не притязали на политическую роль, сохранившись как одно из шиитских меньшинств.
Традиция именования исмаилитов низаритов ассасинами восходит к крестоносцам и их латинским хронистам, а также к другим западным наблюдателям, черпавшим сведения об ассасинах в Леванте. Наименование или, скорее, прозвище ассасин было образовано, по-видимому, от одного из производных слова «хашиш» — арабского названия наркотического вещества. Позднее это прозвание распространилось на Западе и стало обозначать исмаилитов низаритов. Вскоре оно приобрело в европейских языках новое значение и стало именем нарицательным со значением «убийца», в то же время сохранив и старое. Особенность такого словоупотребления была отмечена Сильвестром де Саси (1758— 1838) и другими востоковедами XIX века, первыми приступившими к научным исследованиям истории исмаилитов.
Позднее многие западные исламоведы 
перенесли этот термин уже на самих 
исмаилитов низаритов, по-видимому, не 
имея понятия о его сомнительном 
происхождении. Так, термин «ассасин» 
регулярно употребляет в своих 
работах Бернард Льюис — 
Мифы и легенды об исмаилитах 
низаритах, столетиями актуализируемые 
самим наличием термина «ассасин», 
как кажется, имеют сходную историю. 
Их появление восходит к последним 
десятилетиям XII века, когда целый 
корпус взаимосвязанных историй 
распространился по Латинскому Востоку 
и Европе. В них рассказывалось 
о таинственной восточной организации, 
члены которой слепо 
Вымыслам не потребовалось 
слишком много времени, чтобы 
оформиться в стройное повествование 
с единой сюжетной линией и занять 
место подлинного документального 
свидетельства тайных практик низаритов. 
Отныне последние предстали в 
европейских исторических документах 
зловещим сообществом наркоманов и 
убийц — ассасинов. Эти обретшие 
популярность вымыслы передавались 
из поколения в поколение, играя 
роль надежного источника 
Между тем с начала IX века 
мусульманские авторы творили собственные 
мифы об исмаилитах, что было вызвано 
особенностями происхождения, целями 
и задачами исмаилитского движения. 
В частности, сунниты, в целом 
плохо информированные о 
В целях дискредитации всего исмаилитского движения, от Средней Азии (Трансоксании) до Северной Африки, сунниты-полемисты, распространяли свои обличительные опусы, заложив этим основы «черной легенды» об исмаилитах. Исмаилиты представали неким сообществом с не заслуживающими доверия основателями и засекреченной системой посвящения, а сложившаяся практика общины представала нацеленной на отрицание религии и нигилизм. Общей чертой всей этой антиисмаилитской полемики, будоражившей мусульманское сообщество вплоть до Нового времени, было выставление исмаилизма сверхъересью (илхад), созданной для разложения ислама изнутри. Кроме того, оспаривалось происхождение исмаилитских имамов, в частности халифов Фатимидов, от дочери Пророка Фатимы и ее мужа Али, первого шиитского имама. Антиисмаилитские выпады полемистов были подхвачены средневековыми мусульманскими теологами, правоведами, ересиографами и историками, использовавшими каждый удобный случай, чтобы опорочить исмаилитов и их учение. Таким образом, компрометировавшая исмаилитов «черная легенда» и враждебность к ним их мусульманского сообщества в целом в конечном счете внесли решающий вклад в укоренение фантастических измышлений об исмаилитах низаритах и на Западе.