Аппарат государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексная общетеоретическая характеристика аппарата государственной власти.
В соответствии с данной целью, можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
1) определение понятия «аппарат государственной власти»;
2) рассмотрение признаков аппарата государственной власти;
3) обозначение цели аппарата государственной власти;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.................5
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………..….....8
ГЛАВА 3 СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ...........16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...................20

Вложенные файлы: 1 файл

КурСОВАя - Аппарат гос власти.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Выборный механизм в  России отличает большая демократичность  вследствие того, что избрание руководителя государства и высших должностных лиц (руководителей) субъектов России, а также депутатов Государственной Думы и региональных парламентов (нижних их палат) осуществляется путем прямых выборов непосредственно избирателями. В соответствии со статьями 21 и 23 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ17 Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда России избираются исключительно в пленарных заседаниях Суда на срок три года тайным голосованием большинством от общего числа судей из своего состава в индивидуальном порядке. Подобный порядок предусмотрен и для избрания руководства Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации. Важными показателями демократизма избирательной системы являются гарантии свободы выборов и совершенство их механизма, закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»18.

Становление принципа выборности в России обусловлено рядом проблем.

Во-первых, следует установить в  федеральном законодательстве минимальный  обязательный процент участия зарегистрированных избирателей в региональных выборах  в размере 50%, ниже которого выборы будут признаваться недействительными. Это позволит формировать органы государственной власти субъектов с учетом мнения действительного большинства избирателей и обеспечит реальную реализацию права народа, проживающего на территории региона, на осуществление своей власти и реализацию суверенитета.

Во-вторых, в связи с тем, что федеральными законами не устанавливаются требования относительно продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на определенной территории в качестве дополнительных условий приобретения активного избирательного права, следует исключить в региональном законодательстве положения о цензе оседлости в качестве обязательного условия приобретения активного избирательного права.

В субъектах получило распространение положение о предельных сроках обязательного проживания граждан на территории субъекта как условии приобретения ими пассивного избирательного права, что противоречит действующему законодательству19. Более того, как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации20, в законодательстве ряда субъектов установлен верхний возрастной предел для избрания в законодательные (представительные) органы регионов в противоречие федеральным законам.

В-третьих, следует устранить имеющие место в региональном законодательстве нарушения принципа равенства избирательного права. Так, например, в июле 1995 г. Конституционный Суд России, рассматривая запрос о проверке конституционности одной из статей Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики», отметил, что изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права и что такое нарушение может поставить под сомнение легитимность решений законодательного органа.

В демократическом государстве  при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан  не может быть полного единодушия на выборах, поскольку их смысл как  раз в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть могла быть связанной и действовать в соответствии с этой волей. Этим достигается стабильность.

Выборы дают выход  накопившемуся у населения недовольству действиями властей, реализуя принцип  ответственности власти перед народом, открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе на основе принципа законности, исключая навязывание большинству мнения меньшинства21.

Следовательно, можно  сделать вывод о том, что для полной реализации принципа участия народа в управлении государством необходимо реформировать это управление на основе ряда принципов:

- подконтрольности аппарата государственного управления избранным народом политикам, гражданам и их объединениям;

- открытости, «прозрачности» и отзывчивости к потребностям и нуждам населения;

- децентрализации системы принятия управленческих решений, приближения уровня принятия этих решений к гражданам;

- информированности общественности о работе государственного аппарата в центре и регионах;

- выдвижения в качестве главного критерия оценки работы государственных служащих количества и качества предоставляемых ими населению услуг.

Таким образом, налицо неразрывная  связь рассматриваемого принципа с  другими принципами организации  и деятельности органов власти, и прежде всего с гласностью, ответственностью и законностью. Целью осуществления народовластия является общественное благо (публичный интерес); оно обращено ко всему обществу и каждому его члену, всем доступно (каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти). Власть осуществляется как народом в целом, так и частью, проживающей на соответствующей территории, избранными народом представителями, сформированными им и производными от последних органами. Понятие «непосредственная демократия» персонифицировано и предполагает прямое волеизъявление, т.е. личное участие каждого гражданина в принятии решения по конкретному вопросу22; высшим выражением непосредственного осуществления государственной власти народом являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации23).

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что очевидным  становится необходимость дальнейшего исследования принципов организации аппарата государственной власти, которая обусловлена тем, чтобы на основе уже раскрытых и сформулированных ранее принципов его построения, с учетом форм и методов их использования, выработать рекомендации по совершенствованию аппарата государственной власти, максимально приблизив последний к механизму правового государства, что возможно лишь при раскрытии специфических свойств, присущих механизму правового государства. Следовательно, одной из задач современной теоретической юридической науки является разработка целостной концепции принципов организации аппарата государственной власти. Представляется, что исследование принципов организации и функционирования аппарата государственной власти должно основываться на анализе всей предыдущей практики.

 

 

Глава 3. Структура аппарата государственной власти

 

Единый и целостный аппарат государственной власти дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в аппарате государственной власти, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура аппарата государственной власти изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть аппарата государственной власти занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия аппарат государственной власти был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его  подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - армия, полиция.

Таким образом, структуру государственного аппарата составляют органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные органы и органы прокуратуры и т.д.24.

К органам государства  примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и других сферах жизнедеятельности общества25.

 

 

Заключение

Рассмотрев тему данной курсовой работы, можно сделать следующие  выводы.

Аппарат государственной  власти представляет собой совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности.

Аппарат государственной власти включает в себя законодателя, правительство, суд, полицию, вооруженные силы и другие учреждения.

принципы организации  и деятельности аппарата государственной власти обеспечивают его целенаправленность, единство и целостность, необходимые для его успешного функционирования. Представляя совокупность отправных начал и идей, они, характеризуя сущность, социальное назначение, цели, задачи и функции аппарата государственной власти, пронизывают и формируют всю его структуру, а также распространяют свое действие на правоприменительную практику государственных органов в целом.

Организация, функционирование и перспективы совершенствования аппарата государственной власти являются одной из актуальных теоретических и практических проблем, исследуемых юридической наукой. В связи с этим следует отметить особую важность аппарата государственной власти.

Также следует отметить, что уголовный закон защищает деятельность аппарата государственной власти, закрепляя уголовную ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 Уголовного кодекса Российской Федерации). В уголовно-правовой литературе отмечается, что в результате посягательства на нормальное, регламентированное законодательством функционирование государственных и муниципальных органов и учреждений дестабилизируется работа публичного аппарата власти и управления, нарушаются права и законные интересы граждан и организаций, в обществе подрываются авторитет публичной власти и уверенность граждан в защищенности их законом и государством. Развиваются негативное отношение к государственным структурам и их должностным лицам, нежелание сотрудничать с ними, пренебрежительное отношение к закону. В свою очередь, указанные факторы оказывают негативное воздействие на общественное развитие, являются существенным препятствием в становлении нашей страны на путь правового государства.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что аппарат  государственной власти – это фундамент всего государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
  4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
  5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "А" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.
  6. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 октября 1996 г. № 116/858-II «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. № 207. 1996.
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА", 2007.
  8. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3. С. 6-9.
  9. Баранов М.Л. Содержание государственного контроля как вида социального управления // Юридический мир. 2012. № 10. С. 61-67.
  10. Бердашкевич А.П., Елкибаева З.И. О правовом статусе аппаратов региональных органов государственной и муниципальной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 8. С. 12-14.
  11. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.
  12. Гончаров В.В. Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России // Юридический мир. 2010. № 6. С. 12-17.
  13. Григорьев А.В. Современная юридическая наука о принципах организации и функционирования механизма государства // Вестник Пермского университета. 2012. № 1. С. 14-26.
  14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. - 1069 с.
  15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 1 - 2 / Отв. ред. В.А. Страшун. М.: БЕК, 1995.
  16. Конституция и конституционная реформа: Учеб. пособие. Кубанский государственный аграрный университет, 1999.
  17. Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2002. - 576 с.
  18. Лысенко В.И. Избирательное право и избирательная реформа в Российской Федерации // Конституционный строй России: Сб. Вып. III. М., 1996.
  19. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. М., 2001. - 624 с.
  20. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 1. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002.
  21. Огнева М.В. Правомочность государственного аппарата как элемент системы принципов функционирования современного правового государства // История государства и права. 2010. № 6. С. 28-30.
  22. Парасюк Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия «механизм государства» // Рос. юстиция. 2009. № 11. С. 7-11.
  23. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – 776 с.
  24. Теория государства и права: Учебник / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский, 2005.

Информация о работе Аппарат государственной власти