Аппарат государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексная общетеоретическая характеристика аппарата государственной власти.
В соответствии с данной целью, можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:
1) определение понятия «аппарат государственной власти»;
2) рассмотрение признаков аппарата государственной власти;
3) обозначение цели аппарата государственной власти;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.................5
ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………..….....8
ГЛАВА 3 СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ...........16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...................20

Вложенные файлы: 1 файл

КурСОВАя - Аппарат гос власти.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.................5

ГЛАВА 2 ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………..….....8

ГЛАВА 3 СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ...........16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................................................18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...................20

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть появилась с  возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме  всегда сопутствовать его развитию. Власть в классических философских  концепциях выражает особые отношения между людьми, способность осуществлять свою волю. Власть необходима для организации общественного бытия, включая производство продукции и услуг, которое требует координации, а нередко и подчинения всех участников единым принципам или единой воле. Единая воля не означает единственности исполнительного механизма власти. Единая воля может быть реализована и при наличии иерархии или автономии уровней власти. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов закреплен в Конституции Российской Федерации и проявляется в том, что компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются не по их усмотрению, а на основе нормативно-правовых актов.

Исполнительным и обеспечивающим механизмом публичной власти является аппарат. Как правило, аппарат является субъектом правовых, экономических, материально-технических и иных общественных взаимодействий и отношений.

Рассмотрение различных  аспектов и проявлений государственного аппарата имеется в монографиях по теории государства и права А.Б. Венгерова, Д.А. Керимова, В.В. Лазарева, С.А. Комарова, В.С. Нерсесянца, М.Н. Марченко и других ученых.

Что касается исторического  развития аппарата государственной  власти, то его рассматривали такие  ученые, как С.В. Юшков, К.А. Софроненко, О.И. Чистяков, О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.Г. Графский, О.И. Титов, И.С. Исаев и другие ученые в области истории государства и права.

Кроме того, аппарат государственной  власти рассматривается учеными  в области административного права (А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов), а также учеными, рассматривающими организацию и деятельность различных правоохранительных органов (К.Ф. Гуценко, В.М. Савицкий, Ю.И. Стецовский).

Однако, несмотря на столь  обширное исследование и изучение аппарата государственной власти, по сей день остаются неизученными многие аспекты его проявления. К тому же, все чаще встречаются исследования, касающиеся совершенствования государственного аппарата, поскольку сегодня можно констатировать, что административной реформы в нашей стране была провалена, и, хотя и повлекла за собой масштабные реорганизации всего государственного аппарата, но не сделала все же его более современным, мобильным, ориентированным на социальные приоритеты.

Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной, а изучение аппарата государственной власти и его структуры является важным аспектом изучения теории государства и права в целом.

Целью данной курсовой работы является комплексная общетеоретическая характеристика аппарата государственной власти.

В соответствии с данной целью, можно выделить следующие задачи данной курсовой работы:

1) определение понятия «аппарат государственной власти»;

2) рассмотрение признаков аппарата государственной власти;

3) обозначение цели аппарата государственной власти;

4) выделение разновидностей аппарата государственной власти;

5) характеристика и анализ аппарата государственной власти.

Объектом исследования является аппарат государственной власти.

Предметом исследования является структура аппарата государственной власти, его элементы, а также иные аспекты и проявления аппарата государственной власти.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Глава 1. Понятие аппарата государственной власти

 

Государство играет огромную роль в жизни всего общества и  каждого гражданина на протяжении всей истории его развития.

Следует отметить, что  на сегодняшний день существуют различные классификации функций государства.

Так, в зависимости от различных критериев выделяют:

- регулятивные и охранительные (по способу осуществления);

- постоянные и временные (по продолжительности действия);

- законодательные, управленческие, судебные, информационные (по принципу разделения властей)

- и другие разновидности функций государства.

Как правило, выделяют внешние  и внутренние функции. В рамках настоящего исследования достаточно рассмотреть  основные внутренние функции, где реализация контроля и надзора проявляется  наиболее отчетливо. Обычно выделяют шесть внутренних функций современного государства: экономическую, социальную, политическую, идеологическую, экологическую, правоохранительную.

Реализация указанных  функций государства осуществляется посредством государственного аппарата, т.е. системы органов, с помощью которых достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Однако функции государства не тождественны функциям государственного аппарата (государственной власти, государственных органов). Функции государственных органов имеют конкретный характер, решают задачи в рамках основных задач государства. Органы государства в соответствии с направлениями своей деятельности осуществляют частичные функции, входящие в структуру государства1.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что государственная власть персонифицируется в институциональной системе - совокупности институтов власти, государственном аппарате. Она включает в себя государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе профессионально осуществляют управленческую деятельность.

Необходимо отметить, что в правовой литературе нет  единого определения «аппарата  государственной власти». В связи с чем можно выделить наиболее общее его понятие. Аппарат государственной власти – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства2.

В зависимости от рода и характера деятельности каждой ветви государственной власти соответствующий аппарат имеет свои особенности и свойства. Главная задача аппарата - обеспечить исполнение государственных функций органом власти, при котором состоит конкретный аппарат как структурное образование.

Выделяют федеральный  государственный аппарат и аппарат  субъектов Российской Федерации, а  также аппараты муниципальных органов  самоуправления. Существуют аппараты иных публичных органов управления экономикой и общественно-политической жизнью. Аппарат каждого органа публичной власти являет собой кадровый и экономический ресурс, который использует для обеспечения работы государственный (муниципальный) орган власти. Государственный (муниципальный) аппарат реализует ряд основных взаимосвязанных функций, в частности осуществляет решения руководства, политических элит и запросов населения. Через аппарат проходит обратная связь с населением и иными внешними институтами публичной власти. Особо важное место занимает аппарат в системе органов исполнительной власти, поскольку в ней реализуются решения законодательной и судебной ветвей государственной власти. Важной особенностью региональных и муниципальных органов власти является возможность их работы на общественных началах. В зависимости от рода и характера деятельности аппарат каждой ветви государственной власти имеет свои особенности и свойства3.

Значение аппарата государственной  власти очень велико.

Так, государственный аппарат по своей природе не обладает ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, но включает в себя законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, в которых эта власть материализована.

Государственный аппарат  задает формы организации всех ветвей власти, устанавливает конкретные процедуры  их деятельности4.

 

 

 

 

Глава 2. Принципы формирования и функционирования аппарата государственной власти в Российской Федерации

 

Принципы организации  и функционирования аппарата государственной власти, в смысле опознанного закона развития, разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе его деятельности.

Следует отметить, что закрепление принципов на законодательном уровне является свидетельством признания объективности их существования, однако отсутствие законодательно закрепленного их понятия и перечня не является препятствием для их эффективного воздействия на организацию и функционирование аппарата государственной власти.

Таким образом, принципы организации и функционирования механизма государства следует  рассматривать как наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования, которые раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи аппарата государственной власти.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что принципы организации и функционирования аппарата государственной власти должны обладать такими качествами, как фундаментальность, общеобязательность, доктринальная фиксированность в соответствии с развитием представлений о государстве на современном этапе, нормативная закрепленность отдельных из них5.

В юридической литературе приведена классификация принципов формирования и функционирования аппарата государственной власти.

Так, придерживаясь точки зрения М.И. Байтина6, Е.А. Парасюк классифицирует принципы на общие, относящиеся к механизму государства в целом, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов7. В свою очередь, общие принципы можно разделить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции, ко второй - принципы, сформулированные в текущем законодательстве. Первая группа объединяет классические конституционно закрепленные принципы организации и деятельности государственного механизма: народовластие, гуманизм, разделение властей, законность8. К принципам первой группы, называя их общими требованиями, предъявляемыми к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, М.Н. Марченко относит: принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип его эффективности, законности и конституционности, высокого профессионализма государственных служащих, соблюдения высоких этических стандартов членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности и др.9.

По мнению В.В. Лазарева, система принципов государственного механизма включает в себя принципы гуманизма, гласности, национального  равноправия, централизма, научного подхода  к управленческой деятельности, сочетания  единоначалия и коллегиальности в принятии решений10.

Обобщая взгляды ученых по данной проблеме, следует отметить, что к принципам организации  и функционирования механизма правового  государства следует отнести: демократизм, приоритет прав и свобод человека, законность, разделение властей, принцип оптимальности построения структуры государственного механизма, профессионализм государственных служащих11.

Следует отметить, что на сегодняшний день велико значение выборности и участия граждан в управлении государственными делами как принципов организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

Проблемы обеспечения  выборности как принципа формирования органов власти в настоящий момент являются объектом пристального внимания и изучения в отечественной учебной  и научной литературе. Это вызвано, во-первых, тем, что, по мнению ряда ученых, право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления является основным элементом конституционного статуса личности12. Во-вторых, построение основ демократического государства и общества невозможно без формирования органов государственной власти непосредственно народом как источником и носителем государственного суверенитета. В-третьих, данный принцип неразрывно связан с принципом конституционной ответственности, который отражает участие субъекта в отношениях, складывающихся в сфере организации, осуществления, принадлежности государственной власти и в сфере взаимоотношений государства и личности, а также отражает стремление субъектов к власти, влиянию на определение общей воли государства, руководящей роли в нем13. Таким образом, выборы легитимируют власть, через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав.

Действительно, посредством осуществления принципа выборности реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Так, Всеобщая декларация прав человека14, одобренная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 г., в части 3 статьи 21 установила, что воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна выражаться в периодических и нефальсифицированных выборах, которые необходимо проводить при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования15. Российская Федерация как преемница СССР, присоединившись к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г., взяла на себя обязательства по организации с разумными интервалами свободных выборов путем тайного голосования при соблюдении условий, позволяющих обеспечить свободное выражение мнения народа при выборах законодательного органа16.

Информация о работе Аппарат государственной власти