Александр III и его контрреформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

После гибели Александра II в марте 1881 г. в результате террористического акта, организованного народовольцами, членами тайной организации русских социалистов-утопистов, на российский престол вступил его сын, Александр III. В начале его царствования в правительстве царила растерянность: ничего не зная о силах народников, Александр III не рискнул отправить в отставку сторонников либеральных реформ своего отца.

Вложенные файлы: 1 файл

38.docx

— 82.94 Кб (Скачать файл)

38.               Александр III и его контрреформы

После гибели Александра II в  марте 1881 г. в результате террористического  акта, организованного народовольцами, членами тайной организации русских  социалистов-утопистов, на российский престол вступил его сын, Александр III. В начале его царствования в  правительстве царила растерянность: ничего не зная о силах народников, Александр III не рискнул отправить  в отставку сторонников либеральных  реформ своего отца. 
Однако уже первые шаги государственной деятельности Александра III показали, что новый император не собирался сочувствовать либерализму. Была значительно усовершенствована карательная система. В 1881 г. было утверждено «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Этот документ расширил полномочия губернаторов, давал им право вводить чрезвычайное положение на неограниченный срок и проводить любые репрессивные акции. Возникли «охранные отделения», находившиеся в ведении жандармского корпуса, деятельность которых была направлена на подавление и пресечение любой противозаконной деятельности. 
В 1882 г. были приняты меры по ужесточению цензуры, а в 1884 г. высшие учебные заведения были фактически лишены своего самоуправления. Правительство Александра III закрыло либеральные издания, увеличило в несколько 
раз плату за обучение. Указом 1887 г. «о кухаркиных детях» был затруднен доступ в высшие учебные заведения и гимназии детей низших сословий. В конце 80-х годов принимаются реакционные законы, которые по сути отменяли ряд положений реформ 60-70-х годов 
Так, сохранилась и закрепилась крестьянская сословная обособленность, а власть передавалась должностным лицам из числа местных помещиков, соединявшим в своих руках судебные и административные полномочия. Новое Земское уложение и Городовое положение не только значительно урезали самостоятельность местного самоуправления, но и в несколько раз уменьшили число избирателей. Были проведены изменения в деятельности суда. 
Реакционность правительства Александра III проявилась и в социально-экономической сфере. Попытка защитить интересы разорявшихся помещиков привела к ужесточению политики по отношению к крестьянству. С целью недопущения возникновения сельской буржуазии ограничивались семейные разделы крестьян и ставились препоны отчуждению крестьянских наделов. 
Однако в условиях осложнявшейся международной обстановки правительство не могло не поощрять развитие капиталистических отношений, в первую очередь в области промышленного производства. Приоритет отдавался предпри-ятиям и отраслям стратегически важного значения. Проводилась политика их поощрения и государственной защиты, что приводило к превращению их в монополистов. В результате этих действий нарастали угрожающие диспропорции, которые могли привести к экономическим и общественным потрясениям. 
Реакционные преобразования 1880-1890-х годов получили название « контрреформ ». Их успешное проведение было обусловлено отсутствием в российском обществе сил, которые были бы способны создать действующую оппозицию политике правительства. В довершение ко всему они крайне обострили отношения между властью и обществом. Однако своих целей контрреформы не достигли: общество было уже невозможно остановить в его развитиии.                  

 

 

 

 

 

24.                       Правление Екатерины Великой

Екатерина II, правившая страной  более тридцати лет, была образованной, умной, деловой, энергичной, честолюбивой женщиной. Находясь на престоле, она  неоднократно заявляла, что является преемницей Петра I. Ей удалось сосредоточить  в своих руках всю законодательную  и большую часть исполнительной власти. Первой ее реформой стала реформа  Сената, которая ограничила его функции  в управлении государством. Она провела  изъятие церковных земель, чем  лишила церковь экономического могущества. Колоссальное количество монастырских крестьян были переданы государству, благодаря  чему пополнилась казна России. 
Правление Екатерины II оставило заметный след в российской истории. Как и во многих других государствах Европы, для России в период правления Екатерины II была характерна политика «просвещенного абсолютизма», которая предполагала правителя мудрого, покровительствовавшего искусству, благодетеля всей науки. Екатерина старалась соответствовать этому образцу и даже состояла в переписке с французскими просветителями, отдавая предпочтение Вольтеру и Дидро. Однако это не мешало ей проводить политику усиления крепостного гнета. 
И все же проявлением политики «просвещенного абсолютизма» было создание и деятельность комиссии по составлению нового законодательного свода России вместо отжившего Соборного Уложения 1649 г. В работе этой комиссии были заняты представители различных слоев населения: дворяне, горожане, казачество и государственные крестьяне. В документах комиссии закреплялись сословные права и привилегии различных слоев населения России. Однако вскоре комиссия была распущена. Императрица выяснила умонастроения сословных групп и сделала ставку на дворянство. Цель была одна — укрепление государственной власти на местах. 
С начала 80-х годов начался период реформ. Основными направлениями были следующие положения: децентрализация управления и повышение роли местного дворянства, увеличение числа губерний почти в два раза, жесткое соподчинение всех структур власти на местах и др. Реформировалась также и система правоохранительных органов. Политические функции пере-давались избираемому дворянским собранием земскому суду во главе с земским исправником, а в уездных городах — городничим. В уездах и губерниях возникла целая система судов, зависящая от администрации. Была введена и частичная избираемость чиновников в губерниях и уездах силами дворянства. Эти реформы создали достаточно совершенную систему местного управления и укрепили связь дворянства и самодержавия. 
Положение дворянства еще более укрепилось после появления «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства» , подписанной в 1785 г. В соответствии с этим документом дворяне освобождались от обязательной службы, телесных наказаний, а также могли лишиться своих прав и имущества только по приговору дворянского суда, утвержденному императрицей. 
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству появилась и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». В соответствии с ней горожане были поделены на разряды с различными правами и обязанностями. Формировалась городская дума, занимавшаяся вопросами городского хозяйства, но под контролем администрации. Все эти акты еще больше закрепили сословно-корпоративное деление общества и укрепили самодержавную власть.

 

 

 

50.Советская Россия в первой половине 20-х годов

В 1918-1922 гг. малые и компактно  проживавшие на территории России народы получили в составе РСФСР автономию. Параллельно этому шло формирование более крупных национальных образований  — союзных с РСФСР суверенных советских республик. К лету 1922 года процесс объединения советских республик вошел в свою завершающую фазу. Советское партийное руководство подготовило проект объединения, предусматривавший вхождение советских республик в РСФСР на правах автономных образований. Автором этого проекта был И.В.Сталин, тогдашний нарком по делам национальностей. 
Ленин увидел в этом проекте ущемление национального суверенитета народов и настоял на создании федерации равноправных союзных республик. 30 декабря 1922 года I съезд Советов Союза советских социалистических республик отверг «проект автономизации» Сталина и принял декларацию и договор об образовании Союза ССР, имевший в своей основе план федеративного устройства, на котором настаивал Ленин. 
В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию нового союза. Согласно этой Конституции, СССР представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из союза. Одновременно происходило оформление представительных и исполнительных союзных органов на местах. Однако, как покажут дальнейшие события, СССР постепенно приобретал характер унитарного государства, управлявшегося из единого центра — Москвы. 
С введением новой экономической политики проводимые советским правительством мероприятия по ее осуществлению (денационализация некоторых предприятий, разрешение свободной торговли и наемного труда, акцент на развитие товарно-денежных и рыночных отношений и др.) пришли в противоречие с концепцией построения социалистического общества на бестоварной основе. Приоритет политики над экономикой, проповедуемый партией большевиков, начавшееся формирование административно-командной системы привели к кризисным явлениям нэпа в 1923 г. В целях повышения производительности труда государство пошло на искусственное завышение цен на промышленные товары. Сельчанам оказалось не по средствам приобретать промышленные товары, которые переполнили все склады и магазины городов. Отчетливо проявился т.н. «кризис перепроизводства». В ответ на это деревня стала задерживать поставки государству зерна по продналогу. Кое-где вспыхнули крестьянские восстания. Необходимы были новые уступки крестьянству со стороны государства. 
Благодаря успешно проведенной денежной реформе1924 г. курс рубля был стабилизирован, что помогло преодолеть кризис сбыта и укрепить торговые отношения города и деревни. Натуральное обложение крестьян было заменено денежным, что предоставило им большую свободу в развитии собственного хозяйства. В целом, таким образом, к середине 20-х годов в СССР завершился процесс восстановления народного хозяйства. Социалистический сектор экономики значительно укрепил свои позиции. 
В это же время происходит улучшение позиций СССР на международной арене. В целях прорыва дипломатической блокады советская дипломатия приняла активное участие в работе международных конференций начала 20-х годов. Руководство партии большевиков надеялось наладить экономическое и политическое сотрудничество с ведущими капиталистическими странами. 
На международной конференции в Генуе, посвященной экономическим и финансовым вопросам (1922 г.), советская делегация выразила готовность обсудить вопрос о компенсации бывшим иностранным собственникам в России при уело-вии признания нового государства и предоставления ему международных кредитов. Одновременно советской стороной были выдвинуты контрпредложения о возмещении советской России убытков, причиненных интервенцией и блокадой в годы гражданской войны. Однако в ходе работы конференции эти вопросы решены не были. 
Зато молодой советской Дипломатии удалось прорвать единый фронт непризнания молодой советской республики со стороны капиталистического окружения. В Рапалло, предместье 
Генуи, удалось заключить договор с Германией, предусматривавший восстановление дипломатических отношений между двумя странами на условиях взаимного отказа от всех претензий. Благодаря этому успеху советской дипломатии страна вступила в полосу признаний со стороны ведущих капиталистических держав. За короткое время были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Швецией, Китаем, Мексикой, Францией и другими государствами.

 

 

 

51. Индустриализация народного хозяйства

Необходимость модернизации промышленности и всей экономики  страны в условиях капиталистического окружения стала главной задачей  советского правительства с начала 20-х годов. В эти же годы наметился  процесс усиления контроля и регулирования  экономики со стороны государства. Это привело к разработке первого  пятилетнего плана развития народного  хозяйства СССР. В плане первой пятилетки, принятом в апреле 1929 г., были заложены показатели резкого, форсированного роста производства промышленной продукции. 
В связи с этим отчетливо обозначилась проблема нехватки средств для осуществления индустриального рывка. Капиталовложений в новое промышленное строительство катастрофически не хватало. На помощь из-за границы рассчитывать было невозможно. Поэтому одним из источников индустриализации страны стали ресурсы, выкачиваемые государством из еще не окрепшего сельского хозяйства. Другим источником стали государственные займы, которыми было обложено все население страны. Для оплаты зарубежных поставок промышленного оборудования государство пошло на принудительное изъятие золота и других ценностей как у населения, так и у церкви. Еще одним источником индустриализации стал экспорт природных ресурсов страны — нефти, леса. Экспортировалось также зерно, меха. 
На фоне нехватки средств, технико-экономической отсталости страны, нехватки квалифицированных кадров государство стало искусственно подстегивать темпы промышленного строительства, что привело к диспропорциям, нарушению плановости, несоответствию между ростом зарплаты и производительностью труда, расстройству денежной системы и росту цен. В итоге обнаружился товарный голод, была введена карточная система снабжения населения. 
Командно-административная система управления хозяйством, сопровождавшаяся становлением режима личной власти Сталина, все трудности реализации планов индустриализации списывала за счет неких врагов, мешавших строительству социализма в СССР. В 1928-1931 гг. по стране прокатилась волна политических процессов, на которых были осуждены как «вредители» многие квалифицированные специалисты и управленцы, якобы сдерживавшие процессы развития экономики страны. 
Тем не менее первый пятилетний план благодаря широчайшему энтузиазму всего советского народа был досрочно выполнен по своим основным показателям. Только за период с 1929 г. по конец 1930-х годов СССР совершил фантастический рывок в своем промышленном развитии. За это время в строй вступило около 6 тыс. промышленных предприятий. Советский народ создал такой промышленный потенциал, который по своему техническому оснащению и отраслевой структуре не уступал уровню производства передовых капиталистических стран того времени. А по объему производства наша страна вышла на второе место после США.

Коллективизация сельского хозяйства

Ускорение темпов индустриализации преимущественно за счет села с акцентом на базовые отрасли промышленности очень быстро обострило противоречия новой экономической политики. Конец 20-х годов ознаменовался ее свержением. Этот процесс был стимулирован страхом  административно-командных структур перед перспективой потери руководства  экономикой страны в своих интересах. 
В сельском хозяйстве страны нарастали трудности. В ряде случаев из этого кризиса власти выходили методом насильственных мер, что было сравнимо с практикой военного коммунизма и продразверстки. Осенью 1929 г. такие насильственные меры по отношению к сельскохозяйственным производителям были заменены на принудительную, или, как тогда говорили, сплошную коллективизацию. В этих целях из деревни с помощью карательных мер за короткое время были изъяты все потенциально опасные, как считало советское руководство, элементы — кулаки, зажиточные крестьяне, то есть те, кому коллективизация могла помешать нормально развивать личное хозяйство и кто мог бы ей противостоять. 
Разрушительный характер насильственного объединения крестьян в коллективные хозяйства заставил власти отказаться от крайностей этого процесса. Стала соблюдаться добровольность при вступлении в колхозы. Основной формой коллективного хозяйства была объявлена сельскохозяйственная артель, где колхозник имел право на приусадебный участок, мелкий инвентарь и живность. Однако земли, крупный скот и основной сельскохозяйственный инвентарь по-прежнему обобществлялись. В таких формах коллективизация в основных хлебных районах страны была завершена к концу 1931 года. 
Выигрыш советского государства от коллективизации был очень важным. Ликвидировались корни капитализма в сельском хозяйстве, а также нежелательные классовые элементы. Страна приобрела независимость от импорта ряда сельскохозяйственных продуктов. Зерно, продаваемое за рубеж, стало источником для приобретения совершенных технологий и передовой техники, необходимых в ходе индустриализации. 
Однако последствия слома традиционного хозяйственного уклада в деревне оказались очень тяжелыми. Производительные силы сельского хозяйства оказались подорваны. Неурожаи 1932-1933 гг., необоснованно завышенные планы поставок сельскохозяйственной продукции государству привели к голоду в ряде районов страны, последствия которого ликвидировать удалось не сразу.

 

 

 

 

 

 

 

 

53.Международное положение СССР в 30-е годы 

 

Уже в начале 30-х годов  СССР установил дипломатические  отношения с большинством стран  тогдашнего мира, а в 1934 г. вступил  в Лигу Наций — международную  организацию, созданную в 1919 г. с  целью коллективного решения  вопросов в мировом сообществе. В 1936 г. последовало заключение франко-советского договора о взаимопомощи в случае агрессии. Так как в этом же году фашистская Германия и Япония подписали  т.н. «антикоминтерновский пакт», к  которому позже присоединилась и  Италия, ответом на это стало заключение в августе 1937 г. договора о ненападении  с Китаем. 
Угроза Советскому Союзу со стороны стран фашистского блока нарастала. Япония спровоцировала два вооруженных конфликта — близ озера Хасан на Дальнем Востоке (август 1938 г.) и в Монголии, с которой СССР был связан союзническим договором (лето 1939 г.). Эти конфликты сопровождались значительными потерями с обеих сторон. 
После заключения Мюнхенского соглашения об отторжении от Чехословакии Судетской области недоверие СССР к странам Запада, которые согласились с претензиями Гитлера на часть Чехословакии, усилилось. Несмотря на это, советская дипломатия не теряла надежды на создание оборонительного союза с Англией и Францией. Однако переговоры с делегациями этих стран (август 1939 г.) завершились провалом. 

Информация о работе Александр III и его контрреформы