Александр II и контрреформы Александра III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время реформы Александра II широко обсуждаются учеными и привлекают внимание общественности. Интерес к периоду 1860-1880-х годов обусловлен практическим характером. Как известно, Россия снова находится на пути преобразований, и прошлое нашей страны, особенно в пореформенный период приковывает взгляды людей и становится все более актуальным. События второй половины XIX века рассматривают в своих работах такие ученые, как Ю.П. Титов, О.И.Чистяков, И.А Исаев и др. Они констатируют данный исторический этап, на мой взгляд, максимально объективно. При изучении учебной литературы под их редакцией или научных статей данных авторов, знания по истории отечественного государства и права складываются в наиболее адекватной форме.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Крестьянская реформа 1861 г.
1.2. Предпосылки реформы ………………………………………………. 4
1.3. Проведение реформы …………………………………………………. 5
1.4. Итог реформы ………………………………………………………… 12
Глава 2. Земская реформа ………………………………………………… 13
Глава 3. Городская реформа …………………………………………….... 17
Глава 4. Контрреформы Александра III …………………………………..19
Заключение …………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Александр второй и контррефлрмы Александра третьего.docx

— 64.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Институт права

Очное отделение

 

 

 

Кафедра «История государства и права »

 

 

Курсовая работа

 

 

Дисциплина: История государства и права

 

Тема: Александр II и контрреформы Александра III

 

Выполнил студент  группы:

Юрб-1201,

Чурюкина Е.М.

 

Научный руководитель:

доктор юридических наук,

профессор Медведев В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регистрационный номер___________ дата ______________

 

 

Тольятти, 2013

 

План

Введение ……………………………………………………………………   3

Глава 1. Крестьянская реформа 1861 г.

1.2. Предпосылки реформы   ……………………………………………….  4

1.3. Проведение реформы  ………………………………………………….  5

1.4. Итог реформы ………………………………………………………… 12

Глава 2. Земская реформа ………………………………………………… 13

Глава 3. Городская реформа …………………………………………….... 17

Глава 4. Контрреформы Александра III …………………………………..19

Заключение …………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В настоящее время  реформы Александра II широко обсуждаются учеными и привлекают внимание общественности. Интерес к периоду 1860-1880-х годов обусловлен практическим характером. Как известно, Россия снова находится на пути преобразований, и прошлое нашей страны, особенно в пореформенный период приковывает взгляды людей и становится все более актуальным. События второй половины XIX века рассматривают в своих работах такие ученые, как Ю.П. Титов, О.И.Чистяков, И.А Исаев и др. Они констатируют данный исторический этап, на мой взгляд, максимально объективно. При изучении учебной литературы под их редакцией или научных статей данных авторов, знания по истории отечественного государства и права складываются в наиболее адекватной форме.

      Стоит отметить, что  проблемы реформации государства  – очень важный этап в истории,  который оказывает влияние на  все сферы жизни: экономическую,  социальную, политическую и духовную. От качества преобразований  зависит  уровень развития государства,  уровень жизни населения, а  также  правосознание людей.  Для проведения курса эффективных  реформ нужно не только учитывать  состояние общества в настоящее  время, но и обратить внимание  на историю страны, изучить и  проанализировать ее пореформенное   прошлое, выявить его  реальные  достоинства и недостатки. История  не делится на обособленные  и независимые друг от друга  периоды развития, она больше  напоминает взаимосвязанную систему,  в которой один элемент не  может существовать без другого,  одна реформа влечет необходимость  проведения другой. Именно поэтому,  находясь на пути преобразований, необходимо проанализировать переломные  этапы в развитии и постараться  избежать ошибок прошлого.

      Проблемы реформации  России в периоды правления  Александра II и Александра III актуальны на сегодняшний день. Политика нашего государства снова направлена на преобразования в различных сферах, а успешно и эффективно провести их, безусловно, поможет опыт прошлых лет.

     А в чем заключался данный опыт? Какие реформы проводили Александр II, а в последующем Александр III? Как они повлияли на жизнь людей в 1860-1880-х годах? К какому итогу привели данные реформы? Эти и многие другие вопросы подтолкнули меня к выбору данной темы. Целью предстоящей работы является: выявить значение реформ в России во второй половине XIX века. Задачи к поставленной цели таковы:  проанализировать предпосылки проведения реформ в 1860-1880-х годах, изучить суть проведенных преобразований в периоды правления Александра II и Александра III, просмотреть итоги реформ данного периода, сделать вывод о их влиянии на дальнейшее развитие государства.

 

 

Глава 1. Крестьянская реформа 1861 года.

Предпосылки реформы.

     Многие ученые, рассматривая предпосылки проведения крестьянской реформы отметили, что экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути становления капиталистических отношений, а к середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Также стоит обратить внимание на факт того, что посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей.1

     Несомненно, этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

Как известно, в 30-50-е гг. XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

     Еще Павел I установил  ограничение барщинных дней —  не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками  не соблюдалась. В черноземных  губерниях барщина была господствующей  формой эксплуатации крестьян. Накануне  отмены крепостного права барщинных  крестьян насчитывалось 71,1%'.2

Стоит отметить, что все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земле.

Основная масса помещиков  все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений. Стране требовалось  все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда и обнищание  крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859-1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления  и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для  царизма, что царь и многие его  приближенные понимают необходимость  принять срочные меры для спасения самодержавия.3

Отмена крепостного права  произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права.

 

Проведение реформы.

     Из этих реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В1857 г. по указанию императора был образован Секретный комитет, переименованный позднее в Главный комитет по устройству сельского населения. Проекты крестьянской реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались специальными Редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу. 9 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.4 Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах5, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. был принят закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях". Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г., полностью была в руках дворянства, что, естественно, отразилось в ее документах. Правовое положение крестьян. Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу" (ст. 2). Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями (ст. 21-24). В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д. Следует подчеркнуть, что права "свободных сельских обывателей" крестьяне получили не сразу и не в полной мере. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности. Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право ' Общее положение (ст. 7) устанавливало двухлетний срок для составления так называемых уставных грамот-документов, определявших поземельные отношения между помещиками и крестьянами. Переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения (с этого же документа). Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными (ст. 15 Общего положения) и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать феодальные повинности. По отношению к временнообязанным крестьянам помещик имел и другие права. Так, гл. VI Общего положения сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора "за охранением общественного порядка и общественной безопасности". Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими старостами и волостными старшинами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва сельского схода и т. д. Крестьяне-собственники. После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому длямногих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. количество временнообязанных крестьян составляло 32,54%. В 1881 г. царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883 г. В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьянесобственники не имели права продавать свои земельные наделы. Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом - миром. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами. Сельское общество создавалось из крестьян, живших на земле одного помещика (ст. 40 Общего положения). Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира. Органы крестьянского управления. Согласно положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянского управления. Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др. Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации. Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой сборов и повинностей. Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной суд имел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100 руб.) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отношении крестьян же. В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3 руб. и телесным наказаниям до 20 ударов розгами. Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и для контроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам. Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатых помещиков данной местности. Они намечались уездным дворянским собранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом. Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировых посредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником. Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещики сохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаны предоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т.е. землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имели право выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика. Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам. Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели право от него отказаться. Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях. Обычно определялись максимальный (высший) и минимальный (низший) размеры душевого надела. Установленные положениями нормы душевых наделов были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли от крестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы. Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела, если крестьянин соглашался принять его без выкупа (так называемый "дарственный" надел). Этот надел получил у крестьян название "кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы. На 1 января 1881 г. число крестьян, получивших "дарственный" надел, достигло 461 тыс. В результате помещики "отрезали" у крестьян 20% прежних крестьянских наделов. Далее, помещики имели право переносить крестьянские наделы на другие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, мало пригодные для обработки земли. Кроме того, помещики имели право требовать обмена невыкупленных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископаемые или если эта земля оказывалась им нужной для каких-либо хозяйственных целей (гл. 2 Местного положения для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний). Лес, как правило, крестьяне по реформе не получали. формы крестьянского землевладения. Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование. Община была сохранена во всех губерниях, где она существовала до реформы. Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почти невозможен. Таким образом, пребывание в общине носило фактически принудительный характер. Земля находилась в пользовании, а затем в собственности всего крестьянского общества и периодически делилась между крестьянскими дворами. Сохранение общины давало возможность царскому правительству и помещикам взимать с крестьян государственные подати и обеспечивать отбывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Следует подчеркнуть, что крестьяне получили, по сути, нищенские земельные наделы, владея которыми нельзя было прокормиться. К тому же крестьянин фактически не мог распоряжаться своим наделом. В результате помещики сохранили в своих деревнях дешевую рабочую силу. Крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных условиях. Сохранение общины явилось, безусловно, феодально-крепостническим пережитком, тормозившим развитие капиталистических отношений в России. Кроме общинного землевладения, реформа установила (для тех губерний, где и до реформы не было общины) подворно-участковый наследственный принцип владения землей. Этот принцип больше отвечал интересам капиталистического развития, так как давал крестьянину большую возможность распоряжаться земельными наделами. Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянам за выкуп. Крестьянин имел право выкупить свою усадьбу. Выкупить же полевой надел он мог только с согласия помещика или даже по одностороннему его требованию. Вопрос о размере выкупа, об организации выкупной операции решался в специальном положении о выкупе. Сумма выкупа определялась путем капитализации годового оброка. Оброк, который помещик получал от своего крестьянина, принимался за постоянный доход, составлявший 6% капитала. Крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить выкуп. Поэтому царское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму. С этой целью была организована так называемая выкупная операция, направленная, как это утверждало царское правительство, "на содействие крестьянам в приобретении земли в собственность". В чем заключалась эта выкупная операция? Помещику причиталось 75% (если крестьяне получали неполный надел) или 80% (если надел был полный) выкупной суммы из государственной казны деньгами или ценными бумагами. Остальные 20-25% крестьянин должен был внести помещику сам. Сумму, полученную помещиком из царской казны, крестьянин должен был погашать в течение 49 лет по 6% ежегодно. Таким образом, выкупная операция, с одной стороны, удовлетворяла интересы помещиков, ибо помещики сразу получали все причитавшиеся им деньги и могли эти деньги пустить в оборот. С другой стороны, государственная казна также имела выгоду, ибо получала большие проценты. С помощью выкупной операции крестьяне заплатили за землю в несколько раз больше, чем она стоила на рынке в это время. Рыночная стоимость всей выкупленной крестьянами земли составила 543 млн. руб., а крестьяне заплатили за наделы свыше 2 млрд. золотом. Выкупные платежи тяжким бременем лежали на плечах крестьянства в течение почти полувека. Крестьяне в ряде случаев не могли вовремя выплатить государству причитающиеся проценты за ссуду. Вместе с долгом росла и зависимость крестьян от помещика. Таким образом, в результате реформы помещики не только сохранили за собой огромные поместья и дешевую рабочую силу, но и обеспечили на долгое время доход, который они получали от крепостных крестьян до реформы. Условия освобождения других категорий крестьян от крепостной зависимости. Реформа 1861 г. затронула всех крестьян. В отношении дворовых, крестьян было издано специальное положение, по которому они освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостной зависимости был сохранен. Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названные крестьяне должны были в течение двух лет работать на помещика и только после этого они могли получить освобождение без земли и без выкупа. Были приняты специальные дополнительные правила об устройстве крестьян мелкопоместных помещиков, по которым последние имели право освобождать крестьян без земли в случае, если этой земли у них было мало. Они также имели право наделять крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы. Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись и некоторые особенности. Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялись землей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел только в том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же права были и у мастеровых и посессионных рабочих. Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 г. с наделом несколько большим, чем надел помещичьих крестьян, однако и у них отрезали часть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом, причем государственным крестьянам, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее. По специальному Указу 1863 г. для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временнообязанных. Они были переведены в разряд крестьян-собственников, земельные наделы для них были увеличены.В 1863 г. в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести и в Польше аграрную реформу на лучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях. В 1864 г. царское правительство издало именной Указ об устройстве крестьян Царства Польского. Согласно Указу крестьяне получили в собственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельные наделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались от повинностей, которые, они несли в пользу помещика. Однако вместо выкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременем лег так называемый поземельный налог, большой по размеру и очень тяжелый для польского крестьянина. Реформа, проведенная царизмом, не могла полностью ликвидировать прежнюю систему общественно-экономических отношений, что способствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережитков в деревне. Крестьяне в период реформы испытывали на себе давление как помещичьего гнета, сохранившегося в результате реформы, так и гнета растущей буржуазии и кулачества. Широкое развитие в послереформенной России получили так называемые "отработки" и издольщина.

Итог реформы.

 Крестьянская реформа  имела огромное значение для  развития капитализма в России: промышленность получила свободные  наемные руки; в сельском хозяйстве  устанавливались капиталистические  отношения (в результате ликвидации  сословного права дворян на  землю последняя стала продаваться); быстрее стал развиваться внутренний  рынок. В России строятся новые  фабрики и заводы, развиваются  рыночные отношения, увеличивается  число предпринимателей и рабочих,  формируются новые классы. 

Глава 2. Земская реформа

     Согласно "Положению" 1864 г.6 создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественный (ценз) и сословное начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др.- недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии.7 Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах).8 От выборов отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели  принудительной власти, т.к. полиция  им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских  учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), "попечением" о развитии местной торговли и  промышленности и т.п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-ых гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (в 1882 г. ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Несмотря на ограниченность Земской реформы, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную. "Контрреформы" конца 80-х — начала 90-х гг. значительно сузили деятельность земств.

1 января 1864 года было принято  «Положение о губернских и  уездных земских учреждениях». Земства  вводились только в великорусских  губерниях, в которых преобладало  русское дворянство. Из 78 губерний  России «Положение» распространилось  на 34 губернии. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского землевладения, и на национальные окраины России: остзейские губернии (здесь было свое местное управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу, Белоруссию, Правобережную Украину (в этих регионах среди землевладельцев преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию. Но и в тех 34 губерниях, на которые распространился закон о земствах, земские учреждения вводились не сразу.

Все места, ведавшие до 1864 года делами о земских повинностях, общественном призрении, народном продовольствии (квартирные комитеты, дорожные комиссии, комиссии народного продовольствия, больничные советы), упразднялись. Из ведения дворянского  самоуправления изымались все дела, относящиеся к местному хозяйству  губерний и уездов.

В систему земских учреждений входили:

· Земские избирательные  съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз в три года земских гласных (т.е. выборных членов городских собраний);

· Земские собрания;

· Земские управы. Земские  избирательные съезды являлись первым элементом системы земских учреждений. Система земского представительства  основывалась на принципе всесословности. Выборы в земские учреждения проводились на трех избирательных съездах - от трех избирательных курий. Курии были следующие:

- курия уездных землевладельцев  - состояла в основном из дворян-помещиков.  Право голоса на съезде уездных  землевладельцев получали обладатели  земельного ценза, ценза недвижимости  или определенного годового оборота  капитала. Земельный ценз устанавливался  отдельно для каждой губернии  в зависимости от состояния  помещичьего землевладения. Например, во Владимирской губернии он составлял 250 десятин, в Вологодской - 250-800 десятин, в Московской - 200 десятин. Ценз недвижимости и годовой оборот капитала устанавливались размером в 15 и 6 тысяч соответственно. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

Информация о работе Александр II и контрреформы Александра III