Александр Невский глазами историков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель:
Изучить источники и установить действительную роль Александра Невского в истории Отечества.

Задачи.
1) изучить литературу об Александре Невском;
2) классифицировать источники об Александре Невском;
3) проанализировать и сопоставить мнения ученых;
4) составить собственное мнение и представить его в своей работе.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….1 – 5
2. Жизнь великого человека
2.1. Кто он, Александр Невский?....................................................................6 – 7
2.2. Князь новгородский. Из истории этого периода……………………....8 – 14
2.3. Борьба за ярлык………………………………………………………….15 – 25
2.4. Гибель Александра……………………………………………………....26 – 27
2.5. Оценка деятельности Александра……………………………………....28
3. Заключение…………………………………………………………………..29 – 30
4. Литература……………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Неизвестно, где Ярославичи поклонялись великому хану, но они были приняты ласково  и возвратились благополучно домой. В 1247 году великим князем владимирским стал Святослав Всеволодович, младший  брат Ярослава (в согласии с древнерусской  традицией наследования княжеской  власти, по которой братьям отдавалось предпочтение перед сыновьями). Александру, согласно проведённому  перераспределению  столов, досталось в северо-восточной  Руси Тверь. Но в конце того же года Александр и его брат Андрей отправились  к Батыю. Очевидно, Ярославичи апеллировали к акту ханского пожалования их отцу, которое давало его сыновьям преимущественные перед дядей права на великое  княжение владимирское (позднее на него претендовали только потомки Ярослава Всеволодовича). От Батыя оба брата  направились в Каракорум, откуда вернулись только в конце 1249 года. В Каракоруме новая правительница  Огуль – Гамиш (вдова Гуюка) признала (в 1243 году). Александра «старейшим» среди русских князей: он получил Киев. Но в то же время Владимир достался Андрею. Таким образом, наследство Ярослава Всеволодовича было разделено на две части. Александр предпочёл не ехать в далёкий Киев, сильно пострадавший от татарского разгрома в 1240 году и продолжил княжить в Новгороде.   Вероятно, монголы сообразили, что Александр, будучи умнее других, мог быть для них опасен, и потому, не испытавши его верности, не решились дать ему тогда Владимир, с которым соединилось действительное старейшинство над покорёнными русскими землями.

Посещение монголов должно было многому научить  Александра и во многом изменить его  взгляды. Он познакомился близко с завоевателями  Руси и понял, с какой стороны  с ними ужиться возможно. Свирепые ко всему, что сопротивлялось им, монголы  требовали одного - раболепного поклонения. Это было в их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских народов. Чрезвычайная сплочённость сил, безусловное  повиновение старейшим, совершенная  безгласность отдельной личности и  крайняя выносливость - вот качества, способствовавшие монголам совершать  свои завоевания,- качества, совершенно противоположные свойствам тогдашних  русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и умирать за неё, ещё не успели сплотиться для этой защиты. Чтобы ужиться теперь с  непобедимыми завоевателями,  оставалось и самим усвоить их качества. Это  было тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани, считали себя вправе жить на счёт побеждённых. Не думали насиловать ни их веры, ни их народности. Напротив, они оказывали какую-то философскую терпимость к вере и  приёмам жизни побеждённых, но покорных народов. Поклоняясь единому Богу, с  примесью грубейших суеверий, естественно, свойственных варварскому состоянию  умственного развития, они не только дозволяли свободное богослужение иноверцам, но и отзывались с известным  уважением обо всех верах вообще. Проницательный ум Александра, вероятно, понял также, что покорность завоевателю  может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде. Через два года на Руси произошёл  переворот.

Андрей  не удержался на владимирском княжении. Этот князь не мог так скоро  изменить понятий и чувствований, свойственных прежнему русскому строю  и шедших вразрез с потребностями  новой политической жизни. Ему тяжело было сделаться рабом. В это время  он женился на дочери Даниила Галицкого, который тогда ещё не кланялся хану, не признал себя его данником и искал средств избавиться от этой тяжёлой необходимости. Летописные известия об этих событиях до того сбивчивы, что не дают нам возможности понять, как и чем Андрей вооружил против себя победителей. Но известно, что в 1252 году Александр отправился в волжскую Орду и там получил старейшинство и владимирское княжение от Сартака, управлявшего делами за дряхлостью отца своего Батыя. Андрей, посоветовавшись с своими боярами, счёл лучшим бежать в чужую землю, нежели «служить царю». Но татары уже шли на него под начальством Неврюя и других предводителей, догнали его под Переяславлем и разбили. Андрей убежал в Новгород, но там его не приняли; изгнанник чрез Псков и Колывань убежал с женою в Швецию. Татары опустошили Переяславль и рассеялись по земле, истребляя людей и жилища, уводя пленных и скот, так как по правилу монгольскому, да и вообще, как везде делалось в те времена, за вину князя должна была расплачиваться вся земля. В это время была схвачена и убита жена князя Ярослава Ярославича. Александр, получив старейшинство, сел во Владимире, и не первый раз пришлось ему отстраивать церкви и людские жилища, разорённые полчищем Неврюя.

С этих пор  Александр, чувствуя своё старейшинство  и силу, готовый найти поддержку  в орде, поднял голову и иначе  показал себя, что в особенности  видно в его отношениях к Новгороду. Живя во Владимире, Александр поставил князем в Новгороде своего сына Василия. В 1255 году новгородцы прогнали Василия, призвавши вместо него брата Александра Ярослава, князя тверского, жившего  тогда во Пскове. Явление совершенно обычное, множество раз повторявшееся; и сам Александр, испытывая тоже в былое время, уходил из Новгорода, когда его прогоняли, и опять  являлся в Новгород по призыву  и мирился с новгородцами. Но на этот раз Александр уже не спустил  Великому Новгороду. Василий убежал в Торжок, где жители были за него. Отец тотчас собрал в своей владимирской земле рать и отправился в Торжок с тем, чтобы по своей воли опять  восстановить сына на . Призванный князь  княжении Ярослав убежал из Новгорода. Новгород остался без князя, и  какой – то переведчик Ратишка дал об этом знать великому князю. Александр с Василием пошёл на Новгород.

Между тем  внутри Новгорода происходила безладица. Прорвалась не раз проявлявшаяся в его истории вражда лучших, или вящих людей и меньших – иначе, бояр и черни. Посадником был тогда Анания, представитель и любимец меньших людей, прямодушный ревнитель новгородской старины и вольности. Ожидая приближения великого князя, новгородцы вооружились и выставили полки за церковью Рождества и от св. Ильи против Городища, ограждая Торговую (на правом берегу Волхова) сторону, которая была главным образом местопребыванием меньших людей. Но некоторые вящие люди замышляли иное: из них составилась партия под начальством Михалки Степановича, человека коварного и своекорыстного, смекнувшего, что наступают иные времена, и сообразившего, на чьей стороне сила. В тревоге собрались новгородцы на вече на обычном месте у св. Николая (Дворищенского). «Братья, - говорили они между собой, - а что, если князь скажет: выдайте моих врагов?» Тогда меньшие по прадедовскому обычаю «целовали Богородицу» на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть за правду новгородскую, за свою отчину. Но Михалка, замышлявший убить Ананию и какими бы то ни было путями сделаться самому посадником, убежал со своими единомышленниками в Юрьев монастырь. Разнеслась весть, что вящие хотят напасть на Новгород и бить меньших. Новгородцы кричали, что нужно убить Михалку и ограбить его двор, но тут заступился за него посадник Анания. Он посла предостеречь своего тайного врага, и рассвирепевшие новгородцы кричали «убить Михалку», Анания сказал им: «Братья, если его убьёте, убейте прежде меня».

Приехал в Новгород посол от Александра невского с такими словами: «Выдайте мне Ананию - посадника, а не выдадите, я вам не князь: иду на город ратью!» Новгородцы послали к Александру владыку Далмата и тысяцкого Клима: «Князь, иди на свой стол, а злодеев не слушай;  не гневайся на Ананию и на всех мужей новгородских».

Владыка и тысяцкий возвратились с отказом. Александр упорно добивался своего. Тогда новгородцы проговорили на вече: «Если князь такое задумал  с нашими клятвопреступниками, пусть  их судит Бог и святая София, а  на князя мы не кладём греха!» Все  вооружились и три дня стояли наготове. Выдавать своих было для  новгородцев неслыханным бесчестным делом. Александр рассудил, что раздражать долее народ и доводить дело до драки нет нужды, когда главная  цель его может быть достигнута более мирным соглашением, и послал сказать Новгородцам: «я не буду держать на вас гнева, пусть только Анания лишится посадничества».

Это событие, несмотря на черты слишком обычные  в новгородском строе жизни, имело, однако, важное и новое значение в новгородской истории. Новгородцы выгоняли князей своих, иногда терпели  от них и, забывая старое, опять  приглашали, как, например, было с Ярославом, отцом Александра, но то делалось по новгородской воли, при обычном непостоянстве  новгородцев. Не было ещё примера, чтобы  великий князь силой заставил принять только что изгнанного ими  князя. Александр показал новгородцам, что над их судьбой есть внешняя  сила, повыше их вече и их партий, - сила власти старейшего князя всей Руси, поставленного волею могущественных иноземных завоевателей и владык Русской земли. Правда, что Александр, вступивши в Новгород, обласкал их, заключил с ними мир на всей вольности  новгородской, но в проявлении его  могучей воли слышались уже предвестники дальнейшего наложения на Новгород великокняжеской руки.

Через некоторое  время Новгород увидал в своих  стенах того же Александра, уже не так  мирно улаживающего свои недоумения с новгородской вольностью. В Орде произошёл переворот: Батый умер. Сын его Сартак был умерщвлён дядею Берке, объявившим себя ханом. Последний вверил дела Руси своему наместнику Улугчи. Тогда пришла весть, что хан посылает чиновников для переписки народа и собирания дани. Александр поспешил в Орду, думая предотвратить грядущие бедствия; русских страшил не самый платёж дани: они покорялись необходимости платить её через своих князей, но долгое пребывание татар в земле русской наводило всеобщий страх. Александр не успел умилостивить хана. В землю Рязанскую, Муромскую и Суздальскую явились татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников, темников, переписывали жителей для обложения их поголовною данью, не включали в перепись только духовных лиц. Вводилось, таким образом, чуждое управление внутри Руси. Народу было очень тяжело.

В следующем, 1257 году Александр вновь отправился в Орду с братьями своими: Ярославом  тверским и суздальским Андреем, с которым, недавно не ладивши, помирился. Улагчи требовал, чтобы Новгород также подвергся переписи и платежу дани. Как не близок был Александру Новгород, но он счёл за лучшее покориться. Между тем в Новгороде уже достигли вести о том, что туда идут татарские численники. Всё лето там были тревога и смятение. Новгород не был до сих пор покорён, подобно прочим русским землям, татарским оружием и не помышлял, чтобы ему добровольно пришлось платить постыдную дань наравне с покорёнными. Вящие люди, и в том числе посадник Михалка, готовые угождать силе для своих выгод и сохранения своих богатств, уговаривали новгородцев покориться, но меньшие слышать об этом не хотели. Их любимец Анания скончался в августе. Волнение после его смерти усилилось, и ненавистный для меньших, насильно поставленный против их воли Михалка был убит. Князь Василий разделял чувства новгородцев. Наконец, прибыл в Новгород Александр с татарскими послами, требовал десятины и тамги. Василий, с одной стороны, не смел противиться отцу, с другой – стыдился изменить новгородскому делу и бежал в Псков. Новгородцы наотрез отказались платить дань, но ласково приняли ханских послов и отпустили домой с честью и дарами. Этим Великий Новгород заявлял, что он относится с уважением к ханской власти, но не признаёт её над собой. Тогда Александр выгнал своего сына из Пскова и отправился в Суздальскую землю. Некоторых новгородских бояр, стоявших заодно с меньшими и имевших, по его мнению, влияние на Василия, схватил и наказал бесчеловечным образом: иным обрезал носы, другим выколол глаза.

Такова  была награда, какую получили эти  защитники новгородской независимости  в угоду поработителям от того самого князя, который некогда так  блистательно защищал независимость  Новгорода от других врагов.

Зимою (с 1258 по 1259г.) прибыл с Низу Михайло  Пинещенич и объявил новгородцам, что ханские полки идут на Новгород и будут добывать его оружием, если новгородцы не согласятся на перепись. Весть эта была несправедлива, но правдоподобна. Само собой разумеется, что хан не согласился бы удовольствоваться дарами. Весть эта нагнала такой страх, что с первого раза новгородцы согласились. Вероятно, об этом было дано знать в Орду, потому что тою же зимой прибыли в Новгород ханские чиновники Беркай и Касачик с жёнами и множество татар. Они остановились на Городище (1) и стали собирать тамгу по волости. Новгородцы, увидя необычное зрелище, снова возмутились. Бояре, соблюдая свои корыстные цели, уговаривали народ смириться и быть покорным, но меньшие собрались у святой Софии и кричали: «Умрём честно за святую Софию и дома ангельские». Тогда татары стали бояться за свою жизнь, и Александр приставил посадничего сына и боярских детей стеречь их по ночам. Такое положение скоро наскучило татарам, и они объявили решительно: «Давайте нам число, или мы побежим прочь». Вящие люди стали домогаться уступки. Тогда в Новгороде распространилась молва, что вящие хотят вместе с татарами напасть на Новгород.

Толпы народа собирались на Софийской стороне  поближе к святой Софии и кричали: «Положим головы у святой Софии». Наконец, на другой день Александр выехал из городища с татарами.  Тогда  вящие  люди убедили меньших не противиться  и не навлекать на Новгород неминуемой беды. «Они, - говорит летописец, - себе делали добро, а меньшим людям  зло: дань одинаково распределялась как на богатых, так и на бедных!»  Александр прибыл в город с  татарами. Ханские чиновники ездили по улицам, переписывали дворы и, сделав своё дело, удалились. Александр посадил  на княжение сына своего Дмитрия и  уехал во Владимир.

С тех  пор Новгород, хотя не видал после  у себя татарских чиновников, но участвовал в платеже дани, доставляемой великими князьями хану от всей Руси. Эта  повинность удерживала Новгород в связи  с прочими русскими землями.

В 1262 году сразу в нескольких городах Северо - Восточной Руси – Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле – вспыхнуло восстание, в результате которого сборщики дани, присланные великим ханом, были перебиты и изгнаны. О прямой поддержке Александром восстания достоверных известий нет, но косвенные


  (1) В двух с половиной   верстах от Новгорода, где,  по преданию, был город прежде  Новгорода.

данные позволяют  полагать, что его отношение к  нему было, по меньшей мере, благожелательно  – нейтральным. Не последовало и  карательного похода из Золотой Орды: её хан Берке в это время стремился к независимости от великоханского престола, и изгнание из Руси чиновников великого хана соответствовало его интересам. Но в том же году Берке затеял войну против монгольского правителя Ирака Хулагу и стал требовать посылки к нему на помощь русских войск. Александр отправился в Орду, чтобы «отмолите люди от беды той». Перед отъездом он организовал большой поход против Ливонского ордена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Гибель Александра

 

Александр пробыл в Орде почти год. Миссия его, по – видимому, удалась: нет сведений об участии русских войск в  войнах Золотой Орды против Хулагу. Возвращаясь оттуда по Волге больным, он остановился в Нижнем Новгороде, через силу продолжал путь далее, но, приехав в Городец, окончательно слёг и, приняв схиму, скончался 14 ноября 1263 года.

Вот как  повествует об этой трагедии современник, писавший «Житие Александра Невского».

« О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать  ты кончину господина своего! Как  не выпадут зеницы твои вмести со слезами! Как не разорвётся сердце от горькой  печали! Отца человек может забыть, а доброго господина забыть не может: хотел бы живым вмести с  ним в гроб лечь. Великий же князь  Александр, ревнуя по господе крепко, оставил царство земное и, желая  небесного, принял ангельский образ (1), а потом сподобил его бог воспринять и высший чин – схиму. И так с миром предал господу дух свой, скончался месяца ноября в 14- ый день, на память святого апостола Филиппа (2).

Информация о работе Александр Невский глазами историков