Аграрная реформа П.А.Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:07, реферат

Краткое описание

5 декабря 1908 года в речи о "земельном законопроекте и землеустройстве крестьян" Столыпин утверждал, что "настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения”. Вот то, что он постановил: "правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции".

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрная реформа П.А. Столыпина (Автосохраненный) версия 2.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

Т.е. смысл революции можно расценить неоднозначно : с одной стороны, переселение крестьян приводит к разрушению общины, с другой – государство получает земельный фонд в центральных районах России, но с третьей стороны- Столыпин хотел наделить крестьян достаточным количеством земли, для улучшения экономики государства.

Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие роспуск  общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После  принятия указа 9 ноября Государственной  Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года.

 Столыпин  думал о сохранении бюрократии, в широком смысле слова - о сохранении российского государства. В 1861 году с этой целью отвергли и помещичий вариант реформы(освободить крестьян без земли) и крестьянский вариант(освободить, отдав крестьянам всю землю). Выбрали общинный вариант освобождения. Именно он позволил сохранить государственную машину России и Российскую империю. Уже тогда стало ясно, что царя больше интересует российское государство, чем помещики. Столыпин тоже искал путь сохранения прежде всего российского государство, которое он отождествлял с правительством и царем.

Речь Столыпина, произнесенная в Государственной  Думе 10 мая 1907г.:«…Цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину … освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь … деньгами.»

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий  надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать  укрепления за собой в личную собственность  причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более  низкой выкупной цене 1861 г. Выход из общины рассматривал сельский сход, если же согласие не выдавалось в течение 30 дней, то выдел осуществлялся земским  начальником. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной  собственности был кредитный  банк. Посредством него государство  помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Задачи Крестьянского Поземельного Банка состояли в кредитовании сделок по покупке крестьянами частновладельческих земель. Крестьяне получали кредит под залог земли, который затем, в срок от 13 до 55½ лет, погашался аннуитетными платежами. С 1903 года банк начал не только кредитовать сделки, но и покупать земли за свой счет и затем продавать их крестьянам (также с кредитованием последних). В 1900—1903 годах крестьянами через кредитование банком ежегодно приобреталось от 700 до 820 тыс. десятин частновладельческих земель. Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жесткими- за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом(крестьяне- бедняки не могли приобрести земли). Политика банка была рассчитана преимущественно на поддержку крепких и устойчивых крестьянских хозяйств. 70 % покупщиков земли составляли крестьянские хозяйства, владевшие более чем 9 десятинами земли (то есть, выше средней обеспеченности). Крестьяне оказались достаточно надежными заемщиками, и к 1913 накопленные недоимки составляли только 18 млн руб., в период 1909-13 годов за год банк обращал взыскание на 20-35 тыс. десятин земли, то есть не более чем на 2 % годового объёма продаж.

Выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. В задачу переселенческого управления входило разрядить земельную тесноту, которая наблюдалась в центральных районах России. Основными районами переселения явились Сибирь, Северный Кавказ, Средняя Азия, Казахстан. По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей(радикализм), обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых принять город, а во- вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства- , как предполагалось, опору самодержавия.

Частновладельческих земель (исключая земли, уже принадлежащие  крестьянам на праве частной собственности), пригодных для полеводства, в  Европейской России имелось 38 млн десятин. С учетом всех видов земель (помещичьи, удельные, монастырские, часть городских) крестьянам теоретически могло быть передано 43-45 млн десятин. При этом, в пересчете на мужскую душу, к наличным 2.6 десятины прибавилось бы ещё 0.8 десятины (+30 %). Такая прибавка, хотя и заметная в крестьянском хозяйстве, не могла решить проблем крестьян и сделать их зажиточными (в понимании крестьян, справедливым считалось увеличение надела на 5-7 десятин на душу). В то же время, при такой реформе погибли бы все эффективные специализированные помещичьи хозяйства .

Вторая часть  проблемы состояла в традиционном неприятии  крестьянами (большей частью, бывшими  помещичьими крестьянами) всей правовой структуры земельной собственности. При освобождении помещичьих крестьян часть земель, обрабатывавшихся ими  в крепостном состоянии в свою пользу, осталась за помещиками; крестьяне  упорно, десятилетиями помнили об этой земле и считали её несправедливо  отнятой. Кроме того, землеустроение при освобождении крестьян было произведено зачастую без должной заботы о хозяйственной эффективности сельской общины. Во многих случаях сельские общества вообще не располагали лесом и были недостаточно обеспечены пастбищами и лугами (традиционно для общины использовались коллективно), что давало помещикам возможность сдавать эти земли в аренду по откровенно завышенным ценам. Кроме того, разграничение помещичьих и надельных земель зачастую было неудобным, встречалось даже чересполосное владение помещиков и крестьян в одном поле.

Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество, устанавливались низкие цены на ж/д билеты, давались беспроцентные ссуды и освобождение от налогов на 5 лет. Однако по разным причинам был большой процент возвращенцев. 
Это и тяжёлый переезд, и суровые условия на новых местах, и непродуманная политика самого правительства. 
Переселенцам подчас отдавались лучшие, уже возделываемые местным населением земли, что провоцировало серьёзные столкновения.

Освоение региона проходило  с трудностями, но те из крестьян, которые  их не побоялись и усердно трудились, смогли получить приличное состояние, благодаря чему Сибирь получила славу  богатого крестьянства. В год сибиряки собирали от 60 до 150 пудов зерновых с  десятины в отличие от 45 пудов, получаемых в Центральной России. Славилось  также сибирское животноводство. Местные фермеры объединялись в  кооперативы и совместно возводили  маслодельные заводы, а также занимались сбытом масла.

В ходе аграрной реформы, проведенной  П.А. Столыпиным, на селе появилась сельхозтехника , и стало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Простое крестьянство начало переходить с сохи на плуг. Техническое оснащение позволило повысить урожайность. Повысившаяся товарность приходилась в основном на кулацкие и помещичьи хозяйства, дающие 3/4 товарного хлеба. И лишь 1/4 приходилась на все остальное крестьянство. Столыпинская реформа ускорила набирающий обороты процесс капитализации России.

Аграрная реформа была не единственной в программе Столыпина. 
Правительство предусматривало целый спектр гражданских и социальных реформ:

  • принятие закона о неприкосновенности личности;
  • расширение земств и прав иноверцев;
  • реформирование местного суда и уголовного законодательства;
  • рабочее страхование;
  • доступное, а затем и обязательное начальное образование, и т.п.

Однако после подавления революции дворянство и Николай II стали тяготиться реформатором, который  постепенно оказался в изоляции.

В конце августа 1911 г. Николай II и все придворные отправились на торжества по случаю открытия памятника Александру III в Киев.

1 сентября 1911 г. в киевском театре в перерыве оперы «Сказка о царе Салтане» 24-летний эсер-террорист Дмитрий Багров смертельно ранил Столыпина. Сразу после покушения начали распространяться слухи о причастности к этому высших сфер.Это мнение только укрепилось, когда стало известно, что террорист Багров имел контакты с Охранкой, суд над ним оказался закрытым, а исполнение смертного приговора излишне поспешным.

Эсер Багров действительно  предупредил Охранку о готовящихся  терактах, но вместо усиления охраны премьер-министра, Багрову для опознания террористов был выдан пропуск на все торжества. Этот пропуск и позволил ему попасть в правительственную ложу в оперном театре.

Вызывает недоумение и  поведение самого императора, который, несмотря на смертельную рану своего премьер-министра, не отменил празднества  и отбыл в столицу, не дожидаясь  похорон.

Пётр Аркадьевич Столыпин оказался последним крупным реформатором царской России.

Аграрная реформа не достигла намеченных показателей, но и не прошла безрезультатно.Всего за годы реформ из общин вышло менее 1/3 крестьян и было укреплено 22 % общинной земли, около половины из которой сразу же поступила на продажу.Община не была уничтожена, и крепкого и устойчивого слоя крестьян-фермеров сформировать не удалось, но в деревне образовались различные формы крестьянских хозяйств.

В ходе реформ крестьяне  получили личную свободу в семейных вопросах, передвижении, выборе занятий  и т.п.К 1915 г. валовой сбор по сравнению с началом века увеличился в 2 раза, увеличилась покупательная способность населения и доходы от экспорта зерна.

Переселенческая политика, несмотря на все проблемы, вела к  освоению Сибири, куда за 10 лет переселилось 3,1 млн. человек.

Особое развитие в Сибири получило маслоделие, а экспорт масла, по словам Столыпина, «…даёт золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».

Однако переселение не смогло поглотить естественный прирост  населения и разрешить проблему малоземелья в центральных районах  России.

Правящий режим так  и не воспользовался в полной мере реформаторскими талантами Столыпина, которому не удалось завершить свои реформы.Не затронув помещичьего землевладения невозможно было решить проблемы малоземелья и снять в деревне социальную напряженность, что приведет крестьян к революциям 1917 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

·  История России учебник для ВУЗов 5-е издание/ Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, 2009г.

· Аграрная реформа Столыпина /учебное пособие/ С.М.Сидельников, 1973г.

·  Верт Н. История советского государства .- М.: Прогресс, 1992.

·  Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин . //Вопросы истории №6.- М. -1990

·  Краткое пособие по истории /под ред. Корелин А.П.- Москва.: Высшая школа, 1992.

·  Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа . // История СССР №2.- М.-1992

·  Кузнецов Н.В. Споры вокруг Столыпина и его политики // Специалист.-1994.-№3.

·  Курков П.Т. Гибель императорской России .- М.: Современник , 1992

·  Попов Г. О столыпинской реформе// Наука и жизнь .- 1992.-№10.

 

 


Информация о работе Аграрная реформа П.А.Столыпина