Аграрная реформа П.А. Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:30, реферат

Краткое описание

АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА - это реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П. А. Столыпина. Такие меры, как разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906 г.), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911 гг.) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности - Сибирь, Дальний Восток как средство внутренней колонизации), были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Вариант №9

АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА

 

 

Выполнила: студентка  Замурий Наталья Владимировна,

Группа №МЗ-102

Научный руководитель: к.э.н., доцент Семерова Е. А.

 

 

 

Дата здачи контрольной работы:_____________

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

П.А. Столыпин и его аграрная реформа

 

АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА - это реформа крестьянского надельного землевладения в России. Названа по имени ее инициатора П. А. Столыпина. Такие меры, как разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906 г.), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911 гг.) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности - Сибирь, Дальний Восток как средство внутренней колонизации), были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства

Аграрная реформа П.А. Столыпина - совершенно беспрецедентная  по темпам, масштабам и глубине  трансформации консервативно-патриархального  уклада в сельском хозяйстве в  прогрессивный тип хозяйствования.

В чем же суть аграрной реформы Столыпина и каковы ее итоги? Реформа 1861 г. знаменовала первый этап реализации давно назревших  в России объективных экономических  тенденций. Но ликвидация крепостного  права не привела к демонтажу  натурально-сословных отношений в аграрной экономике. В 80-90-е гг. правительство стремилось к укреплению общинных структур в деревне, что явно противоречило Положению 19 февраля 1861 г. о создании в будущем свободной крестьянской собственности. Русское законодательство целым рядом актов и установлений благополучно похоронило идеи реформы 1861 г.

Однако объективная  необходимость устранения общины становилась все более очевидной. Идя в принципе той же дорогой, что и Витте, П.А. Столыпин сумел продвинуться значительно дальше.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) в 1885-1889 гг. служил в министерстве земледелия и государственных имуществ в Петербурге, в 1889-1902 гг. - уездным и губернским предводителем дворянства в Ковенской губернии, с 1903 г. - Саратовской. С апреля 1906 г. - министр внутренних дел, а с июля - одновременно и председатель Совета министров.

Уже в 1902 г. на заседании  гродненского комитета Столыпин выступил с программной речью, в которой  кратко изложил план переустройства экономики губернии. По его мнению, "главнейшим фактором улучшения экономических условий губернии вообще и сельскохозяйственной промышленности в частности, следует считать расселение крестьян на хутора, переход их от так называемого шнурового пользования наделенными землями к хуторному хозяйству, устранение чересполосицы земель, разверстание сервитутов и мелиоративный кредит".

"Шнуровое землепользование" предполагало, что каждый домохозяин  имел столько полос земли, сколько усматривалось в крестьянских наделах видоизменений в качестве почвы, пахотных полей и покосов. Отсюда возникала чересполосица - множество длинных и узких полосок земли ("шнуров"), обрекавшее крестьянина на трехполье без травосеяния. Таким образом, элементарное требование совершенствования системы севооборота вызывало необходимость перехода к целостным участкам, хуторам.

Сервитуты - ограниченное право крестьян использовать земли  помещиков для прохода и выгона скота, пастбищ, лесосек. Противоречия в данной сфере экономических  отношений приводили к бесконечным  тяжбам.

Важными пунктами программы гродненского губернатора были мелиорация и кредит в сельском хозяйстве. При этом под термином "мелиорация" он подразумевал не только улучшение качества почв, но и разведение высокоэффективных пород скота. Особую роль здесь должна была играть, по мысли Столыпина, кооперация. При этом он ссылался на мелиоративные товарищества Восточной Пруссии, кооперативное молочное хозяйство Дании, крестьянское коневодство Бельгии.

П.А. Столыпин в противоположность  планам национализации земли и радикального ее отчуждения в пользу крестьянства выдвинул либеральную доктрину упразднения сельской общины, устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе и достижения на этой основе экономического роста. Прежде всего он подверг критике взгляды о прогрессивном характере принудительной национализации земли и коллективной собственности на землю. "Я полагаю, - говорил Столыпин, - что земля, которая распределилась бы между гражданами, отчуждалась бы у одних и представлялась бы другим местным социал-демократическим присутственным местам, что эта земля получила бы скоро те же свойства, как и вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу - этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломана".

Насильственное отчуждение дворянских земель, а в конечном счете уничтожение и самого дворянства означало бы, по мысли Столыпина, ликвидацию очагов культуры и агрокультуры в крестьянской стране. Он был приверженцем эволюционного пути решения крестьянской проблемы. По мере прогресса крестьянских хозяйств фермерского типа, ориентированных на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли должно произойти естественное сокращение помещичьего земельного фонда. Будущий аграрный строй России представлялся ему в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местным самоуправлением, и немногочисленных по размерам дворянских усадеб. На такой основе должна была осуществиться и интеграция двух культур - дворянской и крестьянской.

На создание частной  собственности на селе, хуторских  и отрубных крестьянских хозяйств необходимо ориентировать деятельность всех государственных  структур управления экономикой и особенно кредитно-банковскую систему страны. Столыпин энергично выступал против паллиатив в решении вопроса о частной собственности - аренды и других форм, при которых "никто не будет прилагать свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены".

При этом Столыпин не требовал повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий  община экономически жизненна, административно  ломать ее нельзя - необходимо представить  самому крестьянину "избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает". Но если община искусственно препятствует выделению самодеятельных крестьян, то таких хозяев необходимо уже законодательно избавить от "кабалы отживающего общинного строя".

Любопытно, что Столыпин считал необходимым использовать методы "социализма государственного, который  применялся не раз в Западной Европе и приносил реальные и существенные результаты". Политика "государственного социализма" связывалась с социально-экономическими мерами по содействию малоземельным и малоимущим крестьянам со стороны всех слоев общества. Государство, аккумулируя налоговые поступления, создавало систему экономических льгот малоимущим крестьянам при покупке ими земли, орудий труда и т.д. Более того, часть расходов таких крестьян непосредственно финансировалась государственным бюджетом.

Аграрная реформа Столыпина  состояла из комплекса последовательно  проводимых и связанных между  собой мероприятий. Рассмотрим основные направления реформы.

1. Деятельность Крестьянского банка. Он производил покупку земель и последующую перепродажу их крестьянам на льготных условиях, увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его. Банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница покрывалась субсидиями из бюджета. Для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, плата снижалась. В итоге если до 1906 г. основную массу покупателей земли составляли коллективы крестьян., то к 1913 г. почти 80% покупателей были единоличными хозяевами.

2. Разрушение общины и развитие  частной собственности. Для этого  была разработана целая система  хозяйственно-правовых мер по  регулированию аграрной экономики.  Если ранее собственником надельной  земли считалась община, право  же пользования ею принадлежало не домохозяину, а всей крестьянской семье, то с 1906 г. провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне теперь могли выделить землю, находившуюся в их фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей. Были сняты и узы семейной коллективности с личной собственности - земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.

Чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была запрещена продажа земли не крестьянам. Принципиальное значение имело освобождение крестьян от принудительного севооборота: по указу 9 января 1906 г. каждый мог требовать выделения ему земли в одном месте. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи - тяжелое бремя, лежавшее на крестьянских хозяйствах, наследие сословных пережитков в экономике.

Условия выхода из общины были окончательно определены законом 14 июня 1910 г.: все общины, в которых не было переделов со времени наделения их землей, признавались перешедшими к наследственному владению с правом личной собственности домохозяев на состоявшие в их пользовании земли. Достаточно было волеизъявления одного члена такой общины, чтобы действие указанного закона распространилось на все сельское хозяйство.

Закон 5 июля 1912 г. разрешил выдачу ссуд под залог всякой приобретаемой  крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Земские начальники не только поощряли, но иногда даже и принуждали крестьян выходить из общины. Мотивы выхода из общины были самые разнообразные: одни хотели завести независимое хозяйство, другие не желали уменьшить свой надел будущими переделами, третьи хотели ликвидировать свое хозяйство, четвертые (старики, вдовы) стремились закрепить за собой наделы для пропитания.

Однако земельная реформа осуществлялась неравномерно. Половина хуторов и отрубов была образована всего в десяти губерниях, главным образом в черноземных районах. Значительно медленнее осуществлялся этот процесс в других регионах. В 1907-1915 гг. о выделении из общины заявили 25% домохозяев, а действительно выделились 20%.

3. Переселение крестьян  в Сибирь. Право переселения было  предоставлено всем желающим  без всяких ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на прокладку дорог, на другие общественные нужды. В 1906-1913 гг. за Урал переселилось почти 3 млн. человек. Правда, часть крестьян не сумела приспособиться к новым условиям и вернулась (12%).

Приток переселенцев и Транссибирская магистраль способствовали превращению Сибири в ведущий регион страны по производству товарной продукции сельского хозяйства и объему покупок сельскохозяйственной техники. В предвоенные годы она поставляла на внутренний и европейский рынки около 50 млн. пудов хлеба ежегодно. Тобольская и Томская губернии стали ведущими поставщиками масла и сыра.

Эти процессы сопровождались бурным ростом сельскохозяйственной кооперации - маслодельных и молочных крестьянских артелей. Колонизация Сибири явилась  главной причиной ее экономического подъема, предвоенного "сибирского бума", способствовала общему прогрессу народного хозяйства. Переселенческое движение в то же время смягчало остроту крестьянского вопроса в центре России: крестьяне, переселившиеся в Сибирь, освобождали земли, становившиеся собственностью их бывших односельчан.87

4. Кооперативное движение. Ссуды  Крестьянского банка не могли  полностью удовлетворить спрос  крестьян (по-новому устраивающих  свое хозяйство) на деньги. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла два этапа. На первом преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита, на втором - сельские кредитные товарищества, накопив собственные капиталы, развивались уже самостоятельно.

В 1911 г. был утвержден устав Московского  народного банка, ставшего центром  всей разветвленной системы крестьянской кредитной кооперации. Потребность  в таком центре была вызвана неравномерным  распределением денежных средств по районам страны.

Банк и связанная с ним  широкая сеть отраслевых и местных  учреждений способствовали тому, что  сотни тысяч крестьянских хозяйств прогрессировали в условиях жесткой  рыночной конкуренции.

Кредитные отношения дали сильный  импульс развитию производственных потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и маслодельные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Годы столыпинской реформы - период расцвета крестьянской кооперации, охватившей значительное количество трудовых хозяйств. Общее количество сельских кооперативов возросло с 928 в 1890 г. до 27 685 в 1917 г.

5. Агрокультурные мероприятия.  Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общинному обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась агроэкономическая помощь, в том числе и по линии предоставления льготных кредитов на агроэкономические мероприятия. Специально созданной агрономической службой для крестьян были организованы учебные курсы по скотоводству и молочному хозяйству, демонстрация и внедрение прогрессивных форм сельскохозяйственного производства.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина