Аграрная реформа П.А.Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:07, реферат

Краткое описание

5 декабря 1908 года в речи о "земельном законопроекте и землеустройстве крестьян" Столыпин утверждал, что "настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения”. Вот то, что он постановил: "правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции".

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрная реформа П.А. Столыпина (Автосохраненный) версия 2.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО первый московский государственный медицинский университет

 им. И.м.сеченова минздрава россии

 

 

Реферат на тему: «Аграрная реформа П.А.Столыпина»

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Стоматологического  факультета

Глазкова А.В.

 

 

 

Москва 2013г.




 

““Аграрный вопрос – если употреблять  эту обычную, ходячую терминологию – существует во всех капиталистических  странах. Но в России рядом с общекапиталистическим аграрным вопросом существует другой, “истинно – русский” аграрный вопрос. Чтобы кратко отметить разницу обоих аграрных вопросов, укажем, что ни в одной капиталистической стране нет сколько –нибудь широкого демократического движения мелких землевладельцев за переход к ним земель крупного землевладения.

В России такое движение есть…”

Статья В. И. Ленина” Сущность аграрного  вопроса в России”

22 мая 1912г.

 

 

 

На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже стран Запада. Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому способствовала уже развитая Европа; она оказывала  помощь, делилась опытом, а также  направляла экономику в нужное русло. После экономического подъема 90х годов, Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года экономика России сделала еще один резкий скачок. Объем промышленного производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства. В результате этого в 80-90 годы временные предпринимательские объединения были замещены крупными монополиями, нефтяными трестами, крупнейшими синдикатами в металлургической (“Продамет”) и угольной (“Продуголь”) промышленности, в траснспортном машиностроении –“Продпаравоз” и “Продвагон”,. В металлообрабатывающей промышленности – военно – промышленная группа Русско- Азиатского банка.

Сложились мощные банковские монополии. За 1908 – 1913гг. общее число  банков вместе с их филиалами увеличилось  в России вдвое и достигло 2393. Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный  эмиссионный банк  и акционерные  коммерческие банки. Ведущую роль среди  банковских монополий играли Русско-Азиатский  и Петербургский международный  коммерческий банки. Активно в начале века шел процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.  Крестьянское малоземелье, община с ее переделами тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.

Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки  сбыта. Борьба между Россией и  Японией за господство на рынке сбыта  в Китае, стала одним из примеров раздела сфер влияния в мире. В  январе 1904 началась Русско-японская война, окончившаяся в августе 1905 года поражением России. С поражением в войне начала нарастать революционная ситуация в стране (1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику России. Во главе этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

22 апреля 1906 года С. Ю. Витте уходит в отставку с поста председателя Совета министров, а на его место назначается И. Л. Горемыкин. Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года. Депутаты I Думы были приняты царем на другой день - 27 апреля. Вскоре Столыпин сменяет Горемыкина на посту председателя Совета министров. И здесь судьба I Думы оказалась взаимосвязанной c судьбой Столыпина. Роспуск I думы произошел в день назначения Столыпина премьером - 8 июля 1906 года.

За короткое время своего существования  Дума закидала правительство запросами. Обсуждались вопросы о конфискации  земель у помещиков, отстранение  администрации, отмены смертной казни  для политических заключенных, нужно сказать, что не только в Думе, но и в кабинете министров не было согласия.

П.А. Столыпин начал политику успокоения народа. Меры были очень строгие - введение военно-полевых судов, где кучка  офицеров решала судьбу человека. Частое применение армии "в помощь гражданской  власти" На "успокоение" были брошены все силы правительства и временно удалось подавить революционное движение. Столыпин, проводя такую политику, был просто необходим дворянству и классу имущих.

Политика Столыпина была не по душе агрессивно настроенным партиям, тем  же кадетам. Это вылилось в террористический акт, который произошел 12 августа 1906 года. В результате взрыва погибло 27 человек. Пострадали и дети Столыпина, который сам не пострадал, в момент взрыва он находился в своем рабочем  кабинете, который находился в  противоположном конце дачи.

Результатом этого жестокого акта явилась быстрая и более жестокая реакция правительства. 24 августа 1906 года была опубликована правительственная  программа, которая состояла из двух частей - репрессивной и реформистской. В репрессивной программе говорилось, что правительство противопоставит насилию силу. В местностях, объявленных на военном положении, вводились военно-полевые суды ("скоро-решительные").

В центре реформистской программы  был знаменитый указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования” 9 ноября 1906 года. По этому указу каждый крестьянин мог потребовать выделение своего хозяйства из общины в личную собственность. Если при этом он требовал соединить все свои полосы, разбросанные на разных участках общинной земли, в одну, то хозяйство называлось отрубом. Если сюда же добавлялась площадь деревенской усадьбы крестьянина и переносился жилой дом, то хозяйство называлось хутором.

Основным положением реформы Столыпина  стало разрушение общины. Для этого  была сделана ставка на развитие в  деревне личной крестьянской собственности  путем предоставления крестьянам права  выходить из общины и создавать хутора, отруба.

Важный момент реформы: община разрушалась, а помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности. Это вызвало резкое противодействие крестьян. Поэтому в период революции желающих укрепиться было мало, т.к. пронесся слух, что вышедшие из общины не будут принимать участие в разделе помещичьих земель.

Земельный вопрос, оставшийся нерешенным, с собраний I Думы, автоматически  появился на собравшемся заседании II Думы 20 февраля 1907 года. Нужно отметить, что предвыборная компания прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей. Сенатские "разъяснения" исключили из числа избирателей большие группы крестьян и рабочих. Преследовались левые выборщики, запрещались избирательные собрания, масса манипуляций была предпринята и пущена в ход по части рассылок избирательных повесток, назначение дня и места выборов. Но несмотря на это, и хоть выборы проходили в обстановке спада революционного движения, II Дума оказалась более левой, чем первая.

Левые фракции в Думе получили в совокупности 222 мандата (43% общего числа избранных депутатов). Народники  разных направлений - 157 мест. Социал-демократическая  фракция насчитывала 65 депутатов. В  то же время "центр" - кадеты потеряли 80 мандатов. Одновременно усилились  правые и октябристы, они заняли в Думе 54 места (10%). Резкое ослабление кадетского "центра" и столь  же явное усиление левого крыла уже  говорило о том, что возможность  соглашения между правительством и Думой стала еще более призрачной.

В своём выступлении перед  депутатами II Государственной Думы 10 мая 1907 г. Столыпин резко раскритиковал предложения, по поводу принудительного отчуждения, которое по его мнению, не решит проблем крестьян, т.к. нарушает принцип частной собственности, а крестьянин сам стремится к этой собственности. Если сегодня допустить принудительное отчуждение у помещиков, то завтра, когда народонаселение увеличится, и земли многим опять будет не хватать, это приведет к отчуждению у самих крестьян.

Столыпин был согласен на отчуждение, как исключения в  тех случаях, когда помещичьи  земли вклинились между крестьянскими, или закрывали путь на пастбища, водопой и т.п. В национализации и уравнительном переделе земли он видел угрозу падения сельского хозяйства, заявляя, что:

«…приравнять всех можно только к низшему уровню. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному. Вследствие этого культурный уровень понизится».

Столыпин заявлял, что  помогать нужно не всем поголовно, а  деловым и хозяйственным крестьянам.

С самого начала II Дума выражала ещё более негативное отношение  к любым начинаниям правительства, чем предшествующая Дума. Было очевидно, что любые значимые правительственные  законопроекты, в том числе и  аграрные, будут отвергнуты Думой, кадетское  большинство которой продолжало выступать за предложения в спектре  от полной национализации до частичного отчуждения помещичьих земель. Уже ни у кого не оставалось сомнения, что скоро II Дума прекратит свое существование, искался только предлог для роспуска думы. И вскоре предлог нашелся. С помощью двух провокаторов, было написано обвинение социал-демократической фракции II Думы, в подготовке ею военного заговора, который был направлен против царя и всего государства. На этом основании Столыпин 1 июня 1907 года потребовал отстранения 55 депутатов и лишение 16 из них депутатской неприкосновенности, чтобы их можно было немедленно арестовать.

3 июня Николай II сам  объявил о роспуске думы и  назначил созыв на 1 ноября 1907 года. В манифесте, провозгласившим  роспуск Думы, было объявлено  о коренных изменениях в законе  о выборах. Акт 3 июня 1907 года “Третьеиюньский переворот” был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1965 года, согласно которому ни один закон не может быть принят без санкции Государственной Думы.

Теперь, избавившись от оппозиционной  думы, Столыпин мог проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и укрепить власть. Почва для этого  была подготовлена новым избирательным  законом.

Думский справочник 1916 года рисует такую картину: дворяне, составлявшие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в III думе 43% мест от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили помещики. Лица либеральных профессий 84 (19,4%), торговцы -36 (7,5%), священники и миссионеры получили 44 места, что примерно (10%) от общего числа. Рабочие и ремесленники получили всего 11 мест. Таким образом, Дума получилась такой, какая нужна была Столыпину.

16 ноября 1907 года Столыпин  выступает перед Думой с правительственной  декларацией. Первая и основная задача, как он говорил, это не реформы, а борьба с революцией, которая может сорвать все, что было задумано им. После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это был либеральный буржуазный закон, который способствовал развитию капитализма в деревне. Конечно же это был прогрессивный закон.

Столыпин не ограничивался  реформами в сельском хозяйстве, он обдумывал реформы местного управления, образования для малоимущих и  крестьян. Речь, в которой затрагивались  эти вопросы прозвучала в Думе 9 ноября 1908 года.

 

Аграрная реформа

5 декабря 1908 года в  речи о "земельном законопроекте  и землеустройстве крестьян" Столыпин  утверждал, что "настолько нужен  для переустройства нашего царства,  переустройства его на крепких  монархических устоях, крепкий личный  собственник, настолько он является  преградой для развития революционного  движения”. Вот то, что он постановил: "правительство, подавив попытку открытого восстания и захвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство усиленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйством. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции".

Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Государственным  Советом 15 марта 1910, что "...именно этим законом заложен фундамент, основание  нового социально- экономического крестьянского  строя". Экономические аспекты  реформ основывались на том, что без  нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского  хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов  бывших крестьян, дешевой рабочей  силы, промышленность России будет  обречена на чахлую жизнь при постоянной "подкормке" в виде казенных заказов.

Информация о работе Аграрная реформа П.А.Столыпина