Ломоносов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Михаила Васильевича Ломоносова (8 ноября 1711. Деревня Мишанинская – 4 апреля 1765. Санкт-Петербург) по праву называют Отцом науки. Каких только высот, в каких только дисциплинах он не достиг. Сын простых крестьян, Михаил Ломоносов закончил высшее учебное заведение, а также учился и за границей, сделал массу открытий как в физике, химии, математике, так и принес огромный вклад в русскую историю, грамматику и даже психологию (трактаты о воспитании детей). Мало кто знает, что великий научный деятель писал стихи, посвященные великим императорам, таким как Екатерина Вторая, и даже увлекался живописью, мозаикой и иконографией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Личная жизнь Ломоносова…………………………………………....4
Предки Ломоносова…………………………………………….4
Детство Ломоносова…………………………………………….5
Личная жизнь и потомки………………………………………..6
Образование и жизнь за границей…………………………………....7
Начальное и Богословное образование………………………..7
Учеба в Петербурге……………………………………………...8
Учеба за границей………………………………………………..9
Профессор……………………………………………………….11
Научные достижения и смерть………………………………………..13
Естествознание…………………………………………………..13
Риторика и грамматика………………………………………...14
Психология и педагогика……………………………………....15
История…………………………………………………………..16
Интересные факты………………………………………………17
Смерть Ломоносова….…………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………....19
Приложение…………………………………………………………………...20
Список используемой литературы………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

ломоносов.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

Первая серьёзная ссора со старшим  другом разразилась в конце декабря 1739 года. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на своё содержание, Генкель им отказал. После ссоры с другом Ломоносов вернулся в Российскую Империю.

    1. Профессор

 

25 июля 1745 года специальным указом 34-х летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». По табелю о рангах он становился чиновником VII класса и получал дворянский статус. В том же году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.

В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести борьбу с Г. Ф. Миллером. Вновь разыгрывается антинемецкая карта и Миллер обвиняется в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. Он представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве ученых иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. Ещё раньше, в 1753 году, Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. Для этих целей 6 мая 1753 императрица Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни.

В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье профессора Г. В. Рихмана, который погиб в 1753 году во время электрического эксперимента.

В 1754 г. Ломоносов, недовольный тем, что премия за решение объявленной  Академией наук задачи досталась  У. Сальхову, в сердцах отказался  от кафедры химии. Миллер его слова  об отказе заведовать кафедрой химии  внес в протокол, и кафедра была передана Сальхову. Лишённый лаборатории, Ломоносов с этого времени  вынужден был заниматься химией у  себя дома и в Усть-Рудицах.

Ломоносов сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит И. Д. Шумахер. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.

В конце 1763 г. Был произведен в статские советники с окладом 1800 рублей в год. По табелю о рангах он становился чиновником V класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научные достижения и смерть

 

    1. Естествознание

 

Основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию, но как  показывает его наследие, эта дисциплина, вступая на разных этапах его творчества во взаимодействие с другими разделами  естествознания, оставалась в неразрывной  связи с ними в контексте всего  разнообразия его исследований, которые, в свою очередь, пребывали во взаимосвязи  между собой. Такое логическое единство является следствием понимания им единства природы и существования немногих фундаментальных законов, лежащих  в основе всего целостного многообразия явлений. Это логическое единство демонстрируют  не только его труды, относящиеся  к естественным наукам и философии  — оно прослеживается между ними и его поэтическим творчеством. А учитывая вышесказанное, не только потому, что в отдельных случаях оно становится «прикладным» по отношению к ним, выполняя функцию своеобразной «рекламы» — когда он использовал весь дар своего красноречия, ища поддержки изысканий, в целесообразности которых был твёрдо убеждён и страстно заинтересован и как естествоиспытатель-теоретик, и как последовательный практик («Письмо о пользе Стекла»). Учёный мечтал построить всю свою «Натуральную философию» на основе объединяющих идей, в частности, на основе идеи о «коловратном» (вращательном) движении частиц».

М. В. Ломоносов своей «корпускулярной  философией» не только подвергает критике  наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике — формирует новую  теорию, которой суждено было стать  фундаментом современной науки.

Ломоносов сконструировал первую модель летательного аппарата, руководил работой  по созданию географического атласа.

 

    1. Риторика и грамматика

 

В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении. В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений. Первая попытка Ломоносова создать учебник риторики — событие большого исторического значения. На основе «Риторики» впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.

Грамматика и теория стиля

 «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов.

Поэтическая теория и практика

Опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса. Многие строки Ломоносова стали крылатыми, например: «Науки юношей питают».

 

    1. Психология и педагогика

 

 Считал главнейшими составными  элементами познания: чувственное  восприятие, теоретические обобщения  и опытную проверку результатов.  «Идеями называются представления  вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая.

Положение народа можно улучшить посредством  распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования  и получения молодыми поколениями  основ научных знаний. Связывал формирования человека с конкретными социально-историческими  условиями его жизни, с уровнем  развития общества в целом.

Был сторонником принципа природосообразности. Воспитатель должен руководствоваться  факторами естественного природного развития ребёнка. «Чаще природное  дарование без науки, нежили наука  без природного дарования к похвале  и добродетели способствовали». Природные особенности детей  считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить  обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности. Метод и условие воспитания — порядок и дисциплина. Нравственное воспитание. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

 

    1. История

 

М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории, на что прямо указывает его «Древняя российская история». Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманнскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.

Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи.

Отрабатывая отдельные разделы  «Российской истории», Ломоносов  составляет «Краткий российский летописец  с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события  русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, ещё при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. Вышел его английский перевод.

    1. Интересные факты о Ломоносове

 

  1. Атмосфера, микроскоп, минус, полюс, селитра, формула, горизонт, диаметр, радиус, пропорция, барометр, эклиптика, метеорология, оптика, периферия, сулема, эфир, градусник, равновесие ,квадрат, кислота, сферический и другие. – Эти термины ввел в русский язык Ломоносов.
  2. Некоторые ученые считают Ломоносова внебрачным сыном Петра Великого.
  3. Ломоносов принимал участие в воспитании цесаревича Павла Петровича и нередко применял к будущему императору телесные наказания.
  4. Ломоносов знал в совершенстве более 12-ти языков.
  5. Ломоносов очень хорошо дрался, однажды, он в одиночку не только отбился, но и покалечил троих разбойников.
  6. Вернувшись в Россию, Ломоносов долго скрывал наличие супруги.
  7. Умер Ломоносов от простуды.
  8. У всех дочерей Ломоносова были двойные имена.
  9. Написал сатирическую оду про церковь: «Гимн Бороде».
  10. Стихотворение «Памятник» переделывали под свой манер множество поэтов, среди которых Державин, Пушкин, Ахматова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Смерть Ломоносова

 

Несколько лет перед смертью  Ломоносов долго и мучительно болел. Бывало, он по нескольку недель не выходил из дома – отказывали ноги. Жена заботливо ухаживала за ним. Временами Ломоносова охватывала полная апатия ко всему – к науке, к окружающему его миру, к самой жизни. Временами казалось, что коллеги и знакомые забывали о его существовании. Надо отметить, что Ломоносов с большим уважением относился к тем иностранным (в частности, немецким) ученым, которые в отличие от проходимцев и гонителей русских талантов (типа Шумахера, его зятя Тауберта) преданно и добросовестно служили русской науке и уважали Россию и ее народ. К таким немцам относился Яков Штелин, профессор Академии. Этот любезный веселый человек дружил с русской партией в Академии, а Ломоносова не только уважал, но и любил. Он заходил проведать Михаила Васильевича, поговорить о делах в Академии, предлагал ему заработать, обеспечив химической материей (иллюминацией). Также, практически до последней минуты с ним был канцлер Воронцов.

Ломоносов умирает на 54-году жизни  от простуды. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II.

Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре.

Враг Ломоносова поэт Сумароков так откомментировал смерть Ломоносова: «Угомонился дурак и не будет больше шуметь!»

Сам же Ломоносов за год до смерти сказал императрице:  “Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют”. Пессимизм и усталость от жизненного пути, а не бодрость и уверенность навевают эти строки. Ломоносов как бы подводит итог своей бурной, напряженной и многотрудной жизни.

 

 

 

Заключение

 

Cреди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое — имя Михаила Васильевича Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов — не просто один из замечательных представителей русской культуры. Ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о не охоте и даже неспособности русских к науке. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем,    философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Всем своим самобытным энциклопедизмом, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники. “Архангельский мужик”, пришедший из деревенской глуши, навсегда . устранил предрассудок о том, что если и можно искать науку и искусство на Руси, то лишь в “высших” классах общества.

Информация о работе Ломоносов