Ломоносов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Михаила Васильевича Ломоносова (8 ноября 1711. Деревня Мишанинская – 4 апреля 1765. Санкт-Петербург) по праву называют Отцом науки. Каких только высот, в каких только дисциплинах он не достиг. Сын простых крестьян, Михаил Ломоносов закончил высшее учебное заведение, а также учился и за границей, сделал массу открытий как в физике, химии, математике, так и принес огромный вклад в русскую историю, грамматику и даже психологию (трактаты о воспитании детей). Мало кто знает, что великий научный деятель писал стихи, посвященные великим императорам, таким как Екатерина Вторая, и даже увлекался живописью, мозаикой и иконографией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Личная жизнь Ломоносова…………………………………………....4
Предки Ломоносова…………………………………………….4
Детство Ломоносова…………………………………………….5
Личная жизнь и потомки………………………………………..6
Образование и жизнь за границей…………………………………....7
Начальное и Богословное образование………………………..7
Учеба в Петербурге……………………………………………...8
Учеба за границей………………………………………………..9
Профессор……………………………………………………….11
Научные достижения и смерть………………………………………..13
Естествознание…………………………………………………..13
Риторика и грамматика………………………………………...14
Психология и педагогика……………………………………....15
История…………………………………………………………..16
Интересные факты………………………………………………17
Смерть Ломоносова….…………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………....19
Приложение…………………………………………………………………...20
Список используемой литературы………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

ломоносов.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Личная жизнь Ломоносова…………………………………………....4
    1. Предки Ломоносова…………………………………………….4
    2. Детство Ломоносова…………………………………………….5
    3. Личная жизнь и потомки………………………………………..6
  2. Образование и жизнь за границей…………………………………....7
    1. Начальное и Богословное образование………………………..7
    2. Учеба в Петербурге……………………………………………...8
    3. Учеба за границей………………………………………………..9
    4. Профессор……………………………………………………….11
  3. Научные достижения и смерть………………………………………..13
    1. Естествознание…………………………………………………..13
    2. Риторика и грамматика………………………………………...14
    3. Психология и педагогика……………………………………....15
    4. История…………………………………………………………..16
    5. Интересные факты………………………………………………17
    6. Смерть Ломоносова….…………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………....19

Приложение…………………………………………………………………...20

Список используемой литературы………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Михаила Васильевича Ломоносова (8 ноября 1711. Деревня Мишанинская – 4 апреля 1765. Санкт-Петербург) по праву называют Отцом науки. Каких только высот, в каких только дисциплинах он не достиг. Сын простых крестьян, Михаил Ломоносов закончил высшее учебное заведение, а также учился и за границей, сделал массу открытий как в физике, химии, математике, так и принес огромный вклад в русскую историю, грамматику и даже психологию (трактаты о воспитании детей). Мало кто знает, что великий научный деятель писал стихи, посвященные великим императорам, таким как Екатерина Вторая, и даже увлекался живописью, мозаикой и иконографией.

К сожалению, существует немного информации о Ломоносове, как о человеке: о его детстве, юности, друзьях и личной жизни. В своей работе я расскажу не только о его научных достижениях и творчестве, но и о личности величайшего ученого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Личная жизнь М.В. Ломоносова

 

    1. Предки Ломоносова

 

Упоминание о поморской семье  Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного Дорофей Леонтьевич (1647—1683), его отец Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.

В начале XVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом (около 67 мерных саженей — длина пахотной полосы), но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

Плавания в суровых северных морях были нелёгким и опасным  делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 году Лука Леонтьевич Ломоносов (1646—1727), двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть знал навигационное дело.

Племянником Ломоносова был Михаил Головин, также ставший впоследствии учёным.

 

 

 

 

 

    1. Детство Ломоносова

 

Михаил Ломоносов родился  в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, впервые впечатления молодого помора».

 

 

 

 

 

 

 

    1. Личная жизнь и потомки

 

С ноября 1736 года (после 4 числа) Михаил Ломоносов жил в доме вдовы  марбургского пивовара, члена городской  думы и церковного старосты Генриха  Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх (урожденной Зергель). Через два с  небольшим года, в феврале 1739-го, Михаил Ломоносов женился на её дочери Елизавете-Христине Цильх (1720—1766). 8 ноября 1739 года у них родилась дочь, получившая при крещении имя Екатерина-Елизавета. 26 мая 1740 года Михаил Ломоносов и  Елизавета-Христина Цильх обвенчались  в церкви реформатской общины Марбурга. Сын М. В. И Е.-Х. Ломоносовых, родившийся в Германии 22 декабря 1741 года, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года (до 28 числа, когда был погребён). В 1743 году (не позднее ноября) Елизавета-Христина Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург. Первая дочь Ломоносовых умерла в 1743 году (о третьем их ребёнке, якобы также умершем, сведения недостоверны)21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.

Ближайшими друзьями Ломоносова был такие деятели, как Шувалов, Воронцов, Генкель.

По словам современников, Ломоносов  был вспыльчив, иногда агрессивен, любил  выпить, однако, был очень хорошим  другом.

Единственная дочь Ломоносова, Елена  вышла замуж за личного библиотекаря императрицы Екатерины Великой – Константинова. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей (ок. 1767—1814) и три дочери Софья (1769—1844), Екатерина (ок. 1771—1846) и Анна (ок. 1772—1864). Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за героя войны 1812 года Николая Раевского.

 

  1. Образование и жизнь за границей

 

    1. Начальное и Богословское образование

 

Грамоте обучил Михайло Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников.

Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными  ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.

В декабре 1730 года 19-ти летний Михаил отправляется вместе с караваном с рыбой из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий ученый покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой помимо одежды (две рубахи и тулуп) лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву

Чтобы поступить в «Спасские  школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина.

В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе, бедности («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников.

Ломоносов зарекомендовал себя как  прилежный ученик. Современные исследователи  отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской  литературы.

    1. Учеба в Петербурге

 

В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова, около Невы. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, распространённого в то время в Академии. Занятия начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

 

 

 

    1. Учеба за границей (1736-1740)

 

В марте 1736 года Академия Наук (в лице президента Иоганна Корфа) принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Переехав в Германию Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которой он впоследствии женился.

За границей Ломоносов обучался пять лет: около 3 лет в Марбургском университете, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля, с которым он хорошо подружился; около года провел он в переездах, был в Голландии.

Помимо заявленного обучения, Ломоносов  укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег. Сюда вошли и античные и современные произведения мировой литературы. 1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Изучение естественных наук Ломоносов  успешно сочетал с литературными  занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов  занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но практической работой  над стихотворными переводами.

Жизнь Ломоносова и его товарищей  за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам  приходилось жить в долг.

К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. К этому времени от него уже забеременела дочь хозяйки 19-ти летняя Елизавета Цильх, с которой он сыграл свадьбу в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года. Первая их дочь Екатерина родилась до свадьбы и считалась незаконнорожденной. Вскоре изПетербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.

Пять дней потребовалось русским  студентам на дорогу до Фрайберга. 14 июля1739 года они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии.

После относительно независимой и  свободной университетской жизни  в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и  педантичномуЙ. Ф. Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещениерудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.

Информация о работе Ломоносов