Личность Сунь Ятсена и его политическая программа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Историческую значимость Сунь Ятсена трудно переоценить. Он сумел консолидировать разрозненную революционную оппозицию, добиться победы над конституционалистами, наладил выпуск популярнейшего журнала «Миньбао», а также оставил потомкам свое политическое завещание в виде трех книг: "Духовное строительство", "Материальное строительство", "Общественное строительство" и ряда сочинений.
Не обойдена вниманием и правая оппозиция, а также ряд сторонников Сунь Ятсена и представителей т. н. «новой культуры».
В работе дан анализ основных политических мировоззрений до- и послесиньхайских периодов.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Личность Сунь Ятсена и его политическая программа……………..4
Глава II. Выдающиеся леворадикальные оппозиционеры и их связь с Сунь Ятсеном……………………………………………………………...…………...10
Глава III. Политические оппоненты Сунь Ятсена. Движение за "новую культуру"……………………………………………………………………..…..14
Заключение…………………………………………………………………..…...19
Библиография………………………………………………………………...…..

Вложенные файлы: 1 файл

Сунь Ятсен.docx

— 57.12 Кб (Скачать файл)

 

Государство с таким общественным строем будет недосягаемым для других стран. Такая социальная революция, несомненно, явится примером для всех цивилизованных стран».

 

 «Экономическая революция  Сунь Ятсена сводилась к передаче  ренты государству, т. е. к  национализации земли посредством  некоего единого налога в духе  Генри Джорджа.

 

Теория эта, если рассматривать  ее с точки зрения доктрины, есть теория мелкобуржуазного социалиста-реакционера. Ибо совершенно реакционна мечта о том, что можно "предупредить" капитализм, что в Китае, вследствие его отсталости, легче [пройдет] социальная революция…

 

…С другой стороны, из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа  на деле получается программа изменения  всех правовых основ одной только недвижимой собственности - программа  уничтожения одной только феодальной эксплуатации».

 

                                                                                                    В. И. Ленин

 

Коренная экономическая  слабость проектов Сунь Ятсена состояла в том, что он имел в виду присвоение государством земельной ренты только в районах развивающейся капиталистической  экономики. Каким образом первоначально  добиться успешного капиталистического развития этих районов, где найти  источники накопления до того, как  земельная рента станет расти, –  на эти вопросы теория не отвечала. Сунь Ятсен не призывал крестьянство к прямой борьбе за землю. Было неизвестно, каким образом предстоящая фактическая  национализация земли связывается  им с лозунгом земельного уравнения, т. е. как конкретно демократическое  государство смогло бы распределить земли крупных землевладельцев  между крестьянами. Неясность всех этих основных моментов придавала принципу народного благоденствия утопические  черты.

 

В послесиньхайские годы Сунь Ятсен и его ближайшие сторонники, из которых самым видным в области идеологической работы был Чжу Чжисинь, продолжали разработку революционной теории. В 1917 г. Сунь Ятсен приступил к написанию давно задуманного фундаментального труда, в котором ставил целью дать развернутую программу будущего революционного преобразования Китая. Работа называлась "План национального строительства" и состояла из трех книг: "Духовное строительство", "Материальное строительство" и "Общественное строительство". Она была закончена лишь в 1919 г., отдельные части публиковались в 1918 г. на страницах созданного Сунь Ятсеном журнала "Цзяньшэ" ("Строительство").

 

В первой книге этого труда, обобщившего идеи Сунь Ятсена, отстаивалось философское положение "Трудно познать  – легко действовать", направленное против традиционной китайской феодальной доктрины "Легко познать –  трудно действовать", воспитывающей  созерцательность, пассивность. Мировоззрению  Сунь Ятсена был еще присущ дуализм, сочетание элементов материализма и диалектики с идеализмом и метафизикой. Но он понимал возможность познания истины, возможность активной деятельности человека по преобразованию мира и  общества, роль революционной теории в руководстве революционным  движением. Он критиковал мальтузианство и "социальный дарвинизм", хотя не был свободен от влияния позитивизма  и теории эволюции.

 

Во второй книге, представлявшей собой программу экономического строительства, выработанную в условиях относительного роста китайского национального  капитала в годы империалистической войны, предусматривалось дальнейшее быстрое развитие промышленности и  транспорта.

 

Прогрессивность программы  промышленного развития ослаблялась  отсутствием, как и прежде, конкретной программы решения аграрного  вопроса и подъема сельского  хозяйства. Между тем без этого  в условиях Китая невозможно было решить проблему индустриализации, подъема  всей экономики. Сунь Ятсен писал  в своей работе о возможности  развития в Китае улучшенного  капитализма, носящего государственно-монополистический  характер. Под впечатлением доктрины Вильсона автор надеялся на широкий  приток иностранных капиталов, высвободившихся  в результате окончания первой мировой  войны. В то же время в экономической  программе Сунь Ятсена отсутствовали  требования, направленные на непосредственное улучшение благосостояния широких  масс народа, повышение покупательной  способности населения.

 

Третья часть труда  Сунь Ятсена – "Социальное строительство", или "Первый шаг к осуществлению  демократических прав", – написана с целью научить народ пользоваться элементарными демократическими правами. Значительную часть книги Сунь Ятсен отвел популярному изложению форм и структуры различных государственных и общественных правовых институтов. Однако в области перспектив политического преобразования Китая Сунь Ятсен ограничивался выдвижением лозунга восстановления законного парламента и республиканской конституции, принятой в 1912 г.

 

 

Глава II. Выдающиеся леворадикальные  оппозиционеры и их связь с

 

Сунь Ятсеном

 

 

Вторым по известности  после Сунь Ятсена среди мыслителей и практических участников демократического движения в начале XX в. был Чжан Бинлинь (1869-1936). Сын шэньши, до 25-летнего возраста он обучался в традиционной китайской школе. Наряду с конфуцианской литературой изучал патриотическое произведение Ван Чуаньшаня "Хуань шу" ("Желтая книга"). В 30 лет начал изучать буддийскую литературу.

 

После поражения Китая  в японо-китайской войне 1894-1895 гг. Чжан Бинлинь стал интересоваться политическими вопросами, знакомиться с западной литературой, переведенной на китайский язык, в 1895 г. вступил в реформаторскую организацию "Союз усиления государства" ("Цянсюэхуэй"), сотрудничал в редактируемой Лян Цичао газете "Шиу бао". В статье "Страны Азии связаны друг с другом, как губы и зубы" Чжан Бинлинь пропагандировал характерный для китайских реформаторов взгляд о необходимости союза с Японией, которую считал образцом успеха буржуазных преобразований.

 

Чжан Бинлинь, как и Кан Ювэй, предлагал практиковать массовый перевод японской литературы и посылку китайских студентов в Японию. Только реформы, полагал автор, дадут возможность Китаю устоять перед иностранной агрессией. В другой статье Чжан Бинлинь призывал "обуздать революцию при помощи реформы", суть же реформы видел в "благородном воспитании народа и собирании талантов".

 

В 1898 г. взгляды Чжан Бинлиня начинают меняться, возможно, под воздействием радикального крыла реформаторов, последователей Тань Сытуна.

 

 «Наш народ уже 300 лет находится под гнетом маньчжурских  аристократов, которые едят его  мясо и пьют его кровь, как  мясо и кровь фазанов и зайцев. Какой может быть разговор  о любви к родине, если враг  еще не отомщен до девятого  колена? Лишь после свершения  революции можно рассуждать о  любви к родине».

 

                                                                                Чжан Бинлинь (1898 г.)

 

Несмотря на такие речи, Чжан Бинлиня в это время нельзя считать сторонником революции, он еще искал свой путь. После поражения реформаторов статьи, написанные им, отражают его реформаторские взгляды, но автор расходится с Кан Ювэем по поводу культа Конфуция, считая, что поддержка такого культа привела бы к "религиозной опасности".

 

В 1899 г. Чжан Бинлинь познакомился с Сунь Ятсеном и под его влиянием стал постепенно переходить на революционные позиции. В 1900 г., когда революционеры готовили восстание в Центральном Китае, Чжан Бинлинь резко выступил против сотрудничества с Кан Ювэем. С суровой критикой конституционных монархистов выступал он и в последующие годы. В 1902-1903 гг. Чжан Бинлинь, возглавив шанхайскую газету "Субао", сумел превратить ее в революционный орган, публиковавший антиманьчжурские статьи. Вскоре "Субао" была закрыта, а Чжан Бинлиня приговорили к трем годам тюрьмы. После освобождения он эмигрировал в Японию, где был восторженно встречен революционной эмиграцией и стал одним из редакторов журнала "Миньбао".

 

 «Национализм – врожденное  свойство всех народов, населяющих  землю. Дух национализма диктует  необходимость изгнания маньчжурских  завоевателей. Уже в глубокой  древности в сознании первобытного  человека были заложены основы  национализма, хотя расцвет национализма  относится к нашему времени.  Кан Ювэй пугает тем, что революция, проводимая непросвещенным народом, вызовет смуту. Но ум и мудрость развиваются в процессе борьбы, революция откроет простор творчеству, поднимет интеллектуальную и духовную культуру. …Революция – действительно всемогущее целебное средство».

 

   "Письмо с критикой  взглядов Кан Ювэя на революцию", дек. 1902 г.

 

Еще в конце 1902 – начале 1903 г. в опубликованном в "Субао" памфлете (см. выше) Чжан Бинлинь изложил свои взгляды на пути развития Китая. По отношению к державам Чжан рекомендовал революционерам проводить тактику лавирования, чтобы не допустить иностранной интервенции, которая могла бы помешать решению первоочередной задачи – свержению маньчжурской династии.

 

В раннем произведении "Размышления  и советы" (1902 г.) Чжан Бинлинь предлагал "уравнение земель". Земля, которую хозяин не в состоянии обработать собственными силами, подлежит продаже частному покупателю или при его отсутствии – местной власти. Высказав, таким образом, идею "уравнения земель" в печати раньше, чем Сунь Ятсен, Чжан Бинлинь отмечал в то же время, что идея эта принадлежит Сунь Ятсену.

 

Взгляды Чжан Бинлиня выражали революционный оптимизм, веру в силу и разум народных масс. Но его теория нации и национализма была далека от науки, в основу понятия нации Чжан клал лишь кровное родство; понятие национальной революции он сводил подчас к мести, недостаточно говорил о борьбе против феодалов. С позиций шовинизма он предлагал присоединить к Китаю Вьетнам, Корею и Бирму.

 

В работах, написанных незадолго  до революции 1911 г., все больше обнаруживались слабые стороны идеологии Чжан Бинлиня. Он упорно пропагандировал тезис возрождения национальных китайских наук, противопоставлял древнюю культуру Китая не только испорченной якобы культуре периода маньчжурского господства, но и современной западной науке. Чжан Бинлинь подвергал основательной критике несовершенства буржуазного парламентаризма, но делал вывод, что парламентская система якобы «создаст классы в бесклассовом обществе [Китая] и причинит вред безупречным природным качествам китайцев».

 

«Не являясь сторонником  республиканского строя, я согласен только на выборы президента, но я против создания парламента». Эти идеи Чжан Бинлиня, по существу, признаны были подготовить умы к диктаторскому, антинародному режиму, который должен сменить маньчжурскую династию. Чжан Бинлинь иногда говорил даже, что его не интересует, каким будет государственный строй, лишь бы власть была возвращена китайскому народу.

 

Несмотря на всю ограниченность взглядов Чжан Бинлиня, его ненависть к циньской монархии, его революционная пропаганда сыграли в то время большую положительную роль.

 

Другом и единомышленником Чжан Бинлиня и Сунь Ятсена был Цзоу Жун (1885-1905), член "Союза студентов-патриотов", созданного Чжан Бинлинем и Цай Юаньпэем. Цзоу Жун был автором брошюры "Армия революции", вышедшей в 1903 г., в разгар движения против оккупации Маньчжурии царской Россией. Брошюра быстро получила широчайшую популярность. Аннотация и рецензия на нее были напечатаны в "Субао".

 

Цзоу Жун клеймил злодеяния маньчжурских захватчиков в Китае за 260 лет, но подчеркивал, что рабское положение китайского народа – результат не только чужеземного господства маньчжуров, но всего феодального общественно-политического строя, существовавшего в Китае более двух тысяч лет. Феодальной деспотии Цзоу Жун стремился противопоставить господствующую в США, Франции и других капиталистических странах буржуазную демократию. Автор прославлял "Общественный договор" Жан-Жака Руссо и "Дух законов" Шарля Монтескье за провозглашенные в них принципы свободы, равенства и братства. Цзоу Жун выдвинул лозунг "цивилизованной революции" ("вэньмин гэмин"), подчеркивая тем самым созидательные задачи революции – создание независимого республиканского демократического государства без каких бы то ни было привилегий для иностранных государств.

 

Политические взгляды  Цзоу Жуна были непоследовательны и ограниченны, он не выдвинул требований, направленных на удовлетворение интересов основных масс китайского народа – крестьянства и других слоев трудящихся, тем не менее, брошюра его, проникнутая революционной страстью, имела огромный успех. Когда газета "Субао" была закрыта властями, Цзоу Жун был арестован. Умер в тюрьме в 1905 г.

 

К молодым революционерам, сыгравшим выдающуюся роль в распространении  революционной идеологии, активно  сотрудничавшим с Сунь Ятсеном, принадлежал  также Чэнь Тяньхуа (1865-1905). Обладая необычайным пропагандистским талантом, он оказывал влияние на молодежь своими брошюрами "Набат" (1903), "Очнитесь" (1903), написанными простым, доходчивым языком.

 

 

«Для успешного сопротивления  империалистическим агрессорам, подчеркивал  автор, необходимо, прежде всего, свергнуть  предательское правительство цинской династии, ставшее орудием угнетения китайского народа империализмом».

 

                                                                                 Чэнь Тяньхуа, "Набат"

 

В отличие от Цзоу Жуна Чэнь Тяньхуа считал, что для спасения Китая надо мобилизовать широчайшие слои народа, воспитывать народ в духе готовности жертвовать "личностью во имя общества", "настоящим во имя будущего", окружить общественным презрением трусов и капитулянтов, всех, кто "пресмыкается перед иностранцами".

 

Ратуя за народовластие, за демократическое обновление, Чэнь Тяньхуа считал, что путь к демократии будет подготовлен "просвещенным абсолютизмом", т. е. фактически соглашался в этом пункте с конституционалистами. Он стоял за "народную революцию", за внедрение идей революции в "социальные низы", но считал надежной опорой и ведущей силой революции "средний слой общества", то есть мелкобуржуазную интеллигенцию. Страстно призывая к борьбе против империалистов, он в то же время выступал против "варварского сопротивления" (разрушение и поджог христианских церквей, убийство миссионеров, купцов), ратовал за "культурное сопротивление", за "несотрудничество и неповиновение в рамках международного права", не подвергая опасности жизнь и имущество иностранных подданных. Чэнь Тяньхуа недооценивал значения социальных проблем. Признавая суньятсеновские принципы национализма и народовластия, он выступал против принципа "народное благоденствие", не поддерживал программного требования "равных прав на землю".

Информация о работе Личность Сунь Ятсена и его политическая программа