Иван Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:15, реферат

Краткое описание

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече”.

Содержание

Введение…………………………………………………..……………………....3

Начало правления Ивана Грозного…………………….…………………….....4

Венчание на царство……………………………………..……………………....6

Пожар и реформа восстание в Москве …………………………..…………….7

Реформы Избранной Рады……………………………….….…………….……...8

- Военная ………………………………………………………………..………..-

- Судебник 1550 г. ……………………………………..……………………….. 9

- Церковный Собор 1551 г………………………………………………………..-

- Создание приказов……………………………………………………………..10

- Губная реформа……………………………………………….……..…..…….-

Россия в середине XVI в………………………………………………….……..11

Государственно-политический строй России ……………………....……..…..12

Падение Избранной Рады………………………………………..….….….…..…13

- Причины падения………………………………………………………………...-

- Расправа ……………………………………………………………..…………14

- В преддверие трагедии……………………………………………..………….-

Опричнина ………………………………………………………………………...15

- Отъезд царя из Москвы ………………………………………….…………….-

- Казни и опалы………………………………………………………..………….-

- Итоги…………………………………………………………………....………..16

- Отмена опричнины………………………………………………………..….....-

Безумный самодержец………………………………………………….….……..17

Смерть Ивана Грозного …………………………………………………..……...18

Заключение………………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………….……..……...20

Вложенные файлы: 1 файл

иван грозный.docx

— 74.93 Кб (Скачать файл)

Многие  историки полагали, что падению Избранной  рады способствовали также разногласия  царя с А. Адашевым в вопросах внешней  политики. Сам Иван в послании Курбскому  говорил, что удалил людей Избранной  рады, считая их виновниками болезни  и преждевременной кончины его  любимой жены – Анастасии. 

А Андрей Курбский писал, что родня царицы постоянно клеветала на Адашевых, Сильвестра и их товарищей, а после  смерти Анастасии Захарьины якобы  объявили тоскующему Ивану, что царицу «счаровали (околдовали) оные мужи».

      Расправа 

В 1560 г. (еще до смерти Анастасии) Иван сослал Сильвестра в северный Соловецкий монастырь. Там протопоп принял монашество. Царь гордился, что не казнил «попа-невежу»  и не тронул его сына, а просто прогнал их с глаз долой.

 Потом  опалу наложили на Адашевых. Алексея  и Данилу отослали воеводами  на Ливонскую войну. Но вслед  им уже спешили с царским  указом: взять «изменников» под  стражу. Алексея не застали в  живых, «к счастью» для него, он умер; Данилу же заключили  в темницу, а через год-два  казнили. Немилость пала почти  на всех членов Избранной рады. Прежний правительственный круг  распался.

В преддверие трагедии

В 1560-1564 гг. царь Иван правил сам. Он стал враждебно  относиться к Владимиру Старицкому, подозревая, что тот претендует на трон. У Владимира отняли часть  удела, бояр и слуг. Мать Владимира, Ефросинью, по ложному доносу обвинили во «многих неправдах» и насильно постригли в монахини, заточив  в Горицком монастыре на Шексне.

В Ливонии  тем временем возобновилась война. Царь посчитал, что поражению способствовала «измена». Многие воеводы попали в  опалу, а двое были казнены без  суда.

Напуганные  царским гневом, воеводы стали  бояться самостоятельно принимать решения, ибо в случае неудачи их сочли за изменников. Инициатива перешла к противнику. Русские терпели неудачи. Несколько бояр, в том числе Андрей Курбский, опасаясь скорой расправы, бежали в Литву. Это только укрепило уверенность царя в том, что вокруг него заговоры и предательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опричнина (1564-1572 гг.)

Отъезд  царя из Москвы

…Воскресный день 3 декабря 1564 г. удивил и устрашил до крайности москвичей, хотя они  много уже испытали на своем веку. Из ворот Кремля в это морозное утро выползал бесконечный поезд  из карет, возков, саней – царь с  царицей Марией Темрюковной, из черкесских княжен, и детьми, огромной свитой и охраной молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везли казну царскую, одежды и драгоценности его семьи, «святость» – иконы и кресты. Люди московские недоумевали, гадали: что-то будет? К чему тайна сия? Не к худу ли?..

Все объяснилось  месяц спустя. 3 января 1565 г. Иван прибыл в Александрову слободу, к северу от Москвы. Отсюда получили от него митрополит Афанасий и московский черный люд  грамоты. В первой царь писал о  своем «гневе» на «государевых богомольцев», бояр, приказных начальников и  прочих за их неправды и измены. Во второй заявлял посадским людям, чтобы  «они не опасались: на них он не гневается  и опале их не подвергает».

5 января  в Слободе делегация москвичей  просила царя вернуться в столицу,  вершить дела государства по-прежнему. Тот  соглашается, но ставит  свои условия. Так появляется  опричнина. В особое ведение  (опричь – кроме), своего рода удел, он забирает ряд земель на богатом севере страны, на юге и в центре, часть Москвы; здесь – свое опричное управление: Боярская дума, приказы, свое опричное войско из верных, как он полагает, людей.

На остальной  части государства сохраняются  старые порядки – с прежней  Боярской думой, приказами; это –  земщина во главе с боярами. Начался «перебор людишек» – с опричной территории помещиков и вотчинников выводят в «иные городы» вместе с их семьями, крестьянами и холопами. Все это сопровождается обманом и насилиями, грабежами и убийствами. Царские «кромешники» (название придумал А. Курбский) расправляются с неугодными царю и им самим людьми, многих ссылают. Особенно пострадали сторонники Владимира Старицкого, у него отобрали родовой удел и выделили взамен Дмитров и иные земли.

Казни и опалы

Подданные приняли условия царя, и началась кровавая эпоха. По стране разъезжали в черных одеяниях слуги царя –  опричники со своими страшными эмблемами  у луки седла – собачьей головой  и метлой, что должно было означать то, что они будут выгрызать  и выметать измену из Московской Руси. Опричники хватали людей без  каких-либо на то серьезных причин и  бросали в застенок. После страшных пыток страдальцев ждала мучительная  смерть.

На Земском  соборе 1566 г. часть депутатов-дворян просили отменить опричнину. В ответ  царь казнил до двухсот челобитчиков. Та же участь постигла нового митрополита  Филиппа, из рода московских бояр Колычевых. Он сменил Афанасия, покинувшего митрополичий престол весной того же ода, и Герман Полева, пробывшего на нем два дня (выступил против репрессий опричников). Человек незаурядный, с сильным и властным характером, прекрасный организатор (при нем в Соловецком монастыре развернулось обширное строительство, кипела хозяйственная жизнь), Филипп стал главой русской церкви. Он бесстрашно выступил с обличениями царя и «кромешников» в Успенском соборе Московского Кремля:

- До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных тебе людей и христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками.

Уговоры царя (чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался») не помогали, и  однажды во время литургии в том  же соборе ворвавшиеся туда сорвали  с митрополита святительские  одежды и свели с престола. Послушный  царю Освященный собор (собрание высших иерархов церкви) в ноябре 1568 г. лишил  Филиппа сана митрополита. Его сослали  в тверской Отроч монастырь, а вскоре, во время похода царя на Новгород, туда прискакал Малюта Скуратов, царский любимец и палач, и удушил смелого мученика.

За этими  событиями последовали новые  казни виднейших бояр, в том  числе И. П. Федорова. Владимира Старицкого заставил принять яд, ликвидировал его удел.

Случались и массовые казни. В декабре 1569 г. Иван Грозный с опричным войском  выступил в поход на Новгород. Поводом  послужил навет об измене новгородцев, якобы желавших поддаться польскому  королю. Погром длился 6 недель, опричники  убивали всех без разбора (по различным  оценкам ученых, погибло от 3 до 10 тысяч невинных людей), опустошили все  дома и храм. Иван Грозный, вооружаясь молотом, крушил стены Святой Софии  в тщетных поисках будто бы спрятанной изменниками новгородской казны.

Казну не нашли, но обогатились опричники  баснословно. Один иноземный проходимец Генрих Штаден, служивший в опричнине, хвастал в своих «Записках»: «Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра».

«Из Новгорода  царь отправился в Псков с намерением и этому городу припомнить его  древнюю свободу. Жители были в оцепенении, исповедовались, причащались, готовились к смерти.

Когда утром он въехал в город, его приятно  поразила покорность народа, лежащего ниц на земле, но более всего на него подействовал юродивый Никола, по прозвищу Салох (что значит по-гречески юродивый). Этого рода люди, представлявшие из себя дурачков и пользовавшиеся всеобщим уважением, часто осмеливались говорить сильным людям то, на что бы не решился никто другой. Никола поднес Ивану кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», - сказал Иван. «Ты хуже делаешь, - сказал ему Никола, - ты ешь человеческое мясо». По другим известиям, юродивый предрекал ему беду, если он начнет свирепствовать во Пскове, и вслед затем у Ивана издох его любимый конь. Это так подействовало на царя, что они никого не казнил, но все-таки ограбил церковную казну и частные имения жителей».

Летом 1570 г. на Красной площади в Москве умертвили более 10 человек. Причем и  сам царь, и старший сын его, царевич Иван, взялись за топоры и рубили головы.

В опричной столице жизнь была поставлена с  ног на голову. Царь и его слуги  объединились в некое подобие  монашеского ордена. Иван играл роль игумена (настоятеля). Он вал опричников «братьями», и они неизменно называли его «братом». Часы проводили в  молитве. Порой царь звонил в колокола вместе с сыновьями, особенно с Федором (этого недалекого умом и болезненного царевича отец даже прозвал «звонарем»). Потом спешили в пыточные камеры и предавались пьяным оргиям и  другим грубым забавам.

Найти управу на опричников было не возможно. Царь наставлял земских бояр, разбиравших  споры жителей земщины с опричниками: «Судите праведны, наши виноваты бы не были».

Итоги

В опричнину  многие вотчины и поместья поменяли своих хозяев. Однако значительных переселений бояр и служилых людей  из опричнины в земщину и наоборот, как показывают современные исследования, не было. Пострадали в основном родственники опальных.

Раньше  было распространено мнение, что подверглись  казням в основном бояре. Но при детальном  рассмотрении этого вопроса оказалось, что на одного знатного человека приходилось  с десяток убитых рядовых служилых людей и множество простолюдинов.

Все, что  было совершенно в опричнину, имело  лишь одну цель – укрепить личную власть Ивана Грозного, и, надо отдать ему  должное, в этом царь преуспел. Но государство  было ввергнуто в разорение, население  сократилось, государственный аппарат, разделенный на земские и опричные органы власти, дезорганизован, закон  был вытеснен произволом, войско ослабло, а его опричная часть больше напоминала банду лихих разбойников.

Отмена  опричнины

В 1571 году на Москву вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну[7], так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков), после чего царь принял решение отменить опричнину.

В 1575 г. Иван поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя — государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины одиннадцать месяцев: затем Иван Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок.

Разделение  на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили — «города и воеводы дворовые и земские».

События 1571-1572 гг. показали несостоятельность  опричнины. Опричнину отменили. Страна, по приказу Ивана Грозного, вновь  была объединена. Слова «опричнина»  и «опричник» запретили упоминать  под страхом смерти. Исчезли черные одеяния, собачьи головы, метлы, а  в 1573-1575 гг. были казнены многие деятели опричнины 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Безумный  самодержец

Между тем в личной жизни Ивана Грозного царили хаос и трагедия. Несмотря на искреннюю привязанность к Анастасии, через две недели после ее смерти он объявил, что женится снова  – на этот раз в поисках политического  альянса на сестре польского короля Сигизмунда II Августа. Сигизмунд отказал  ему, и Иван Грозный женился на Марии, дочери кабардинского князя  Темрюка. Их единственный ребенок, мальчик, прожил всего пять недель, и после  этого Иван уже не проявлял к своей  жене никакого интереса. Когда умерла Мария, Иван женился в третий раз. Его жена Марфа Собакина скончалась через 16 дней, не дожив до официальной  свадебной церемонии. В обоих  случаях ходили слухи слуги об отравлении.

Меньше  чем через два месяца после  смерти Марфы, вопреки церковным  установлениями, Иван женился в четвертый  раз, на этот раз, на этот раз на дочери одного из своих вельмож Анне Колтовской. Через три года она была сослана в монастырь. Затем, быстро сменяя друг друга, последовали еще две жены – любовницы в глазах не одобрявшей действий царя церкви. В 1580 г. Иван Грозный взял в жены боярскую дочь Марию Нагую. Через год она родила ему сына Дмитрия (сын Анастасии Дмитрий умер до этого).

В 1681 году старший сын и тезка царя, 27-летний царевич Иван, женился в третий раз. Его первых двух жен царь выгнал, не понравилась ему и третья, Елена. Когда Иван Грозный набросился на беременную невестку за нескромность ее одеяния, царевич вступился за жену. В гневе они стали кричать  друг на друга, и Иван Грозный нанес  сыну смертельный удар по голове посохом  с острым железным наконечником.

Информация о работе Иван Грозный