Иван IV Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:06, реферат

Краткое описание

Главная трудность изучения эпохи Грозного и его личного характера и значения не в том, что данная эпоха и ее центральное лицо сложны, а в том, что для этого изучения очень мало материала. Бури Смутного времени и знаменитый пожар Москвы 1626 года истребили московские архивы и вообще бумажную старину настолько, что событие XVIв. приходится изучать по случайным остаткам и обрывкам материала.

Содержание

1.Исторический портрет Ивана IV Грозного.
2.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

иван Грозный.docx

— 30.35 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО  «ЛГПУ» ИКиИ

Кафедра новейшей истории России

 

 

Реферат на тему: «Иван IV Грозный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка 1 курса

ИКиИ (Тео-1)

Москвичева  Татьяна

 

 

 

Липецк – 2013г.

План:

  1. Исторический портрет Ивана IV Грозного.
  2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная трудность  изучения эпохи Грозного и его  личного характера и значения не в том, что данная эпоха и  ее центральное лицо сложны, а в  том, что для этого изучения очень мало материала. Бури Смутного времени и знаменитый пожар Москвы 1626 года истребили московские архивы и вообще бумажную старину настолько, что событие XVIв. приходится изучать по случайным остаткам и обрывкам материала.

При таком  состоянии исторического материала, конечно, невозможно составить  серьезную, фактически полную биографию Грозного. Стоить дать себе труд припомнить, что и за какие годы жизни Грозного знаем мы о нем. Такое припоминание покажет, что за целые ряды лет у нас нет лично о Грозном никаких данных. Так, например, о первых годах его жизни не имеется никаких сведений, кроме трех-четырех упоминаний в письмах (1530-1533) его отца великого князя Василия к его матери Елене Васильевне. До 1547 года, однако, ничего не известно о дальнейших поступках юноши великого князя. В 1547 году Грозный женился и сменил титул великого князя на титул царя. Затем до 1549 года опять темный промежуток. В 1547 году Грозный законодательствует и воюет; в 1553 году болеет тяжко и ссорится со своими боярами; и «от того времени бысть вражда промеж государя и людей». Вторая половина 50-х годов опять темна: о личной жизни Грозного не знаем; знаем кое-что лишь о его политике относительно Ливонии, о начале войны. В 1560 году умерла первая жена Грозного; в нем самом свершилась какая-то перемена настроения. Дальнейшая эпоха полна рассказов о его зверствах, о терроре «опричнины».

Историк XVIII века князь М.М.Щербатов в своей «Истории Российской», «прошед историю сего государя», вынес впечатление, что Грозный «в столь разных видах представляется, что часто не единым человеком является». Порабощенный противоречиями своих источников, историк перенес их на характер своего героя. Он не удержался от того, чтобы не объяснить эти противоречия путем догадок и умозаключений, и попытался указать некоторые личные свойства Грозного. Не без остроумия замечал он о Грозном, что «в ком самовластие, соединенное с робостью и низостью духа находится, в том обыкновенно оно производит следствия непомерной горячности, недоверчивости и сурового мщения». Дальше этого Щербатов не шел. Указанные недостатки Грозного он противопоставил его «проницательному и дальновидному разуму» и в этом видел внутреннее противоречие и двойственность характера Грозного.

Тот же взгляд на Грозного, но с большим литературным искусством выразил

Карамзин  в своей «Истории государства  Российского». Подходя к описанию времени Грозного, Карамзин предвкушал прелесть предстоявшей темы. «Какой славный  характер для исторической живописи!» - писал он Тургеневу о Грозном. Мрачная драма той эпохи казалась Карамзину занимательной, и он изобразил ее большим художественным эффектом. Но характера Грозного он не уловил так же, как Щербатов, хотя и пытался обнять его «умозрением». «Несмотря на все умозрительные изъяснения (писал он в своей «Истории»), характер Иоанна, героя добродетели в юности, неистового кровопийца в  летах мужества и старости, есть для ума загадка».

Карамзин  пытался разъяснить эту загадку, следуя тому толкованию Курбского, что  Грозный всегда был умственно  несамостоятелен и подчинялся посторонним влияниям. Он был добродетелен, когда "опирался на чету избранных, - Сильвестра и Адашева", и нравственно пал, когда приблизил к себе развратных любимцев. Он представлял в себе "смесь добра и зла" и совмещал, казалось бы, несовместимые качества: "разум превосходный", "редкую память" с жестокостью "тигра" и с "бесстыдным раболепством гнуснейшим похотям". Постоянно ударяя в своих отзывах на противоречия природы Грозного Карамзин однако не давал, так сказать, ключа к объяснению этих противоречий и оставлял неразгаданную свою для ума загадку. Образ несамостоятельного, подверженного влияниям монарха был бы целостным, если бы Карамзин допустил в своем умозрении умственное ничтожество Грозного. Но он этого не мог допустить, ибо Грозный всегда ему являлся "призраком великого монарха", "деятельным", "неутомимым"и "часто проницательным"...

"Загадка"  Карамзина была изложена им  замечательно картинно и красноречиво. Эпоха Грозного ожила под его искусным пером и читалась с большим увлечением. Естественно было попытаться на материале, данном в "Истории" Карамзина, построить более удачное и тонкое изображение личности Грозного, чем то, какое дал сам Карамзин. И такую попытку сделали московские славянофилы, обсуждавшие характер Грозного, по-видимому, всем своим кружком. То, что созрело в их суждениях, было вынесено в печать К.Аксаковым и Ю.Самариным. Последний в своем труде о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче в нескольких словах дал указание, что "тайна (Иоанна) лежит в его собственном духе: чудно совмещались в нем живое сознание всех недостатков, пороков и порчи того века с каким-то бессилием и непостоянством воли". Это "страшное противоречие" в Грозном его умственного превосходства со слабостью воли есть основное его свойство, объясняющее весь характер. Аксаков полнее судил о Грозном, стоя на той же точке зрения, что и Самарин. "Отсутствие воли и необузданная воля - это все равно", говорит он по поводу Грозного, указывая, что "порча в Иоанне" и его нравственное падение произошли тогда, когда он "сбросил с себя нравственную узду стыда" и ударился в произвол, открыв дорогу дурным на себя влияниям. Ослабление воли в сочетании с силою острого ума - одно из основных свойств Грозного. Но столь же основною была и еще одна черта. "Иоанн IV был природа художественная в жизни", говорит Аксаков. Образы и картины господствовали над душою Грозного, влекли его своею красотою, заставляли его осуществлять их в жизни, любоваться ими. Не трезвая мысль, а поиски красоты, "художественность" владела Грозным и увлекала его к самым диким и к самым низким поступкам. Таким образом в Грозном "много было двигателей его духа", осложнивших его духовную природу.

Эти попытки  славянофильского кружка развить Карамзинский взгляд и сделать его более цельным положили начало длинному ряду художественных воспроизведений характера Грозного. За славянофилами между прочим пошел Костомаров, обращавшийся к Грозному не один раз в своих популярных произведениях. За ними же следовал граф Алексей Толстой в "Князе Серебряном" и "Смерти Иоанна Грозного". Представление, созданное ими, стало ходячим. И когда Антокольский, Репин и Васнецов воплотили этот взгляд в определенную фигуру, всем стало казаться, что Грозный понятен и ясен, что в нем все доступно психологу и патологу. Чрезвычайная, утонченная жестокость Грозного, изменчивость его настроений, соединение острого ума с явной слабостью воли и склонностью подпадать посторонним влияниям - все эти усвоенные Грозному свойства манили к себе именно патологов, - и вот понемногу создалась значительная врачебная литература о Грозном. Она внимательно изучена и характеризована Н.П. Лихачевым. Историку, обладающему научным критическим методом, вся эта литература кажется ненаучной, диагнозы - произвольными и построенными на смелых и совершенно беспочвенных догадках. Нет оснований верить медикам, когда они через триста лет после смерти пациента, по непроверенным слухам и мнениям, определяют у него "паранойю" (однопредметное помешательство), "дегенеративную психопатию", "неистовое умопомешательство" (mania furibunda) "бредовые идеи" и в общем ведут нас к тому, чтобы признать Грозного больным и соверщенно невменяемым человеком. Такой вывод - естественный финал для того научно-литературного направления, которое в изучении эпохи Грозного ограничивает свой интерес центральною личностью и в характере лица ищет ключа к разумению исторического момента во всей егo сложности. Человек вообще склонен объявить то, что ему непонятно, не имеющим смысла, и то, что ему кажется странным, считать за ненормальное. Отдавая дань этой человеческой слабости, Костомаров писал о Грозном, что "Грозный не был безусловно глуп", тогда как современники почитали Грозного "мужем чудного разумения". Медики сочли Грозного помешанным выродком, тогда как современные ему политики считали его крупной политической силой даже в самые последние годы его жизни.

Если бы Иван IV умер в 1556 г., историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покоренного им Прибалтийского края пала бы тогда на его преемников; ведь и Александра только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с неминуемым гибелью и распадением созданной им империи. Грозному также простили бы его опричнину и казни, как прощаются Александру злые убийства сподвижников, причуды и бред величия. Несчастье Ивана IV в том, что ему пришлось пережить слишком ранние свои успехи: слава его, как завоевателя, померкла, он попал в другую историческую рубрику, под титул «тиранов», в проблеме его личности психиатрические мотивы выступили чуть ли не на первое место. Историку, обладающему научным критическим методом, вся эта литература кажется ненаучной, диагнозы - произвольными и построенными на смелых и совершенно беспочвенных догадках. Нет оснований верить медикам, когда они через триста лет после смерти пациента, по непроверенным слухам и мнениям, определяют у него "паранойю" (однопредметное помешательство), "дегенеративную психопатию", "неистовое умопомешательство" (mania furibunda) "бредовые идеи" и в общем ведут нас к тому, чтобы признать Грозного больным и соверщенно невменяемым человеком. Такой вывод - естественный финал для того научно-литературного направления, которое в изучении эпохи Грозного ограничивает свой интерес центральною личностью и в характере лица ищет ключа к разумению исторического момента во всей pro сложности. Человек вообще склонен объявить то, что ему непонятно, не имеющим смысла, и то, что ему кажется странным, считать за ненормальное. Отдавая дань этой человеческой слабости, Костомаров писал о Грозном, что "Грозный не был безусловно глуп", тогда как современники почитали Грозного "мужем чудного разумения". Медики сочли Грозного помешанным выродком, тогда как современные ему политики считали его крупной политической силой даже в самые последние годы его жизни. Здравый исторический метод ищет терпеливо разгадки того, что непонятно, и объяснения того, что странно, не решаясь на скорые бесповоротные заключения, а отыскивая новые пути к познанию явлений, не сразу поддающихся исследованию. Историку, обладающему научным критическим методом, вся эта литература кажется ненаучной, диагнозы - произвольными и построенными на смелых и совершенно беспочвенных догадках. Нет оснований верить медикам, когда они через триста лет после смерти пациента, по непроверенным слухам и мнениям, определяют у него "паранойю" (однопредметное помешательство), "дегенеративную психопатию", "неистовое умопомешательство" (mania furibunda) "бредовые идеи" и в общем ведут нас к тому, чтобы признать Грозного больным и соверщенно невменяемым человеком. Такой вывод - естественный финал для того научно-литературного направления, которое в изучении эпохи Грозного ограничивает свой интерес центральною личностью и в характере лица ищет ключа к разумению исторического момента во всей pro сложности. Человек вообще склонен объявить то, что ему непонятно, не имеющим смысла, и то, что ему кажется странным, считать за ненормальное. Отдавая дань этой человеческой слабости, Костомаров писал о Грозном, что "Грозный не был безусловно глуп", тогда как современники почитали Грозного "мужем чудного разумения". Медики сочли Грозного помешанным выродком, тогда как современные ему политики считали его крупной политической силой даже в самые последние годы его жизни. Здравый исторический метод ищет терпеливо разгадки того, что непонятно, и объяснения того, что странно, не решаясь на скорые бесповоротные заключения, а отыскивая новые пути к познанию явлений, не сразу поддающихся исследованию.

 

Список литературы:

  1. Платонов С.Ф. Иван Грозный(1530-1584). Виппер Р.Ю. Иван Грозный / Сост. и вступ. статья  Д.М. Володихина. – М.: Изд-во УРАО, 1998.
  2. Карамзин Н.М. История Государства Российского/Примеч. А.М.Кузнецова; Худож. И.Цыганков. Т. V-VIII. – Калуга: Золотая аллея, 1994.
  3. Карамзин Н.М. История Государства Российского/Примеч. А.М.Кузнецова; Худож. И.Цыганков. Т. IX-XII. – Калуга: Золотая аллея, 1993.

Информация о работе Иван IV Грозный