Житие Сергия Радонежского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем,— ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Вздохнув пред богом и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: “Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы”.

Вложенные файлы: 1 файл

СЕРГИЙ.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

и не поклонился и нас не слушает  и позорит, называя  лжецами.  Если  хочешь,

мы выгоним его». Видя смущение братии, Божий человек Сергий возразил: «Ни  в

коем случае не делайте этого, братия, ибо он пришел не к вам, а ко  мне.  Не

трогайте его, он сделал для меня доброе дело и я не  вижу  никакого  за  ним

преступления. Если вы знаете о каком-либо его проступке, то вспомните  слова

апостола Павла: Если и впадет человек  в  какое  согрешение,  вы,  духовные,

исправляйте такового в духе кротости  [Гал.  6.1],  которые  заповедуют  нам

исправлять людей смирением и кротостью».  Сказав  это и не  дождавшись  от

крестьянина поклона, преподобный  поспешно подошел первым, чтобы с  любовью  и

усердием поприветствовать гостя. Сергий с великим смирением  поклонился  ему

до земли, с любовью по-христиански  поцеловал его  и,  благословив,  похвалил

за верное мнение о нем. Из этого  поступка преподобного  видно,  как  глубоко

было  его  внутреннее  смирение,  ибо  он  сверх   меры   возлюбил   невежду

поселянина, который с гневом и  презрением  отвернулся  от  него,—  насколько

гордые радуются почестям и похвалам, настолько же смиренные радуются  своему

бесчестью и осуждению. Преподобный  не только  поцеловал  своего  гостя,  но,

взяв его за руку.  посадил  справа  от  себя,  угощал  едой  и  напитками  и

сотворил ему трапезу с почестями и любовью. Крестьянин рассказал блаженному

о своей печали: «Я пришел сюда издалека ради Сергия, чтобы увидеть  его,  но

мое желание не исполнилось». Преподобный  на это  ответил:  «Не  скорби.  Бог

так милостив к этому месту, что  отсюда никто не уходит неутешенным.  И  твою

печаль Он скоро разрешит и покажет  того, кого ты ищешь и хочешь увидеть».

    И вот, пока  они   еще  продолжали  беседу,  в   монастырь  со  славой  и

почестями прибыл некий князь, окруженный воинами, боярами,  приближенными  и

слугами. Шедшие впереди телохранители  и слуги князя, схватив крестьянина  за

плечи, с силой оттолкнули его  и от князя и от  Сергия.  Еще  издалека  князь

поклонился Сергию до земли, и Сер-гиЙ  благословил его;  они  поцеловались  и

вдвоем сели, все остальные стояли рядом. Крестьянин же ходил  кругом,  чтобы

через народ разглядеть  того,  кем  он  пренебрег  и  кого  он  презрел;  он

безуспешно хотел протиснуться сквозь толпу и посмотреть или  дотронуться  до

преподобного. Наконец он обратился  к одному из  стоявших  там:  «Скажи  мне,

кто тот старец, который сидит  справа от князя?» Его собеседник посмотрел  на

него и сказал: «Ты не здешний? Разве ты не знаешь преподобного отца  Сергия?

Это он говорит с князем». Услышав  это,  крестьянин  затрепетал  от  стыда  и

страха.

    После того  как   князь  покинул  монастырь,  поселянин,  взяв  с  собой

нескольких иноков, которых он умолил просить за него, впереди них и  с  ними

вместе кланялся до земли игумену, говоря: «Отче!  Прости  меня  за  все  мои

нечестия и прегрешения и помоги  моему  неверию.  Теперь  я  воистину  узнал

тебя, отче, и воочию увидел то, о  чем слышал».  Преподобный  Сергий  простил

его, благословил, утешил  назидательной,  душеполезной  беседой  и  отпустил

восвояси. С той поры и до самой смерти этот крестьянин имел великую  веру  в

Святую Троицу и в преподобного Сергия. Через  несколько  лет  он  пришел  из

своей деревни в монастырь к  преподобному и постригся в монахи,  в  монастыре

он прожил еще несколько лет, исповедуя с покаянием свои грехи и  подвизаясь,

и потом отошел ко Господу.

 

                       ГЛАВА 9. ОБ ИЗВЕДЕНИИ ИСТОЧНИКА

 

    Хочу, возлюбленные, продолжить  рассказ о чудесах, которые  совершал  Бог

через Своего угодника. Выше мы  рассказали  о  пришествии  в  пустыню  этого

великого  пастыря  и  мудрого  мужа  —  как  он  хотел   безмолвствовать   в

одиночестве на избранном им месте, около которого поблизости не  было  воды.

С умножением числа  братии  недостаток  воды  стал  ощутительным,  поскольку

приходилось ее носить издалека; некоторые из монахов роптали  на  святого  и

не один раз, но многократно с  досадой говорили ему: «Зачем ты,  не  подумав,

поселился и основал обитель  на этом месте, где нет  воды?»,  на  что  святой

отвечал:  «Я  хотел  здесь  безмолвствовать  один,  но  Богу   было   угодно

воздвигнуть на этом месте таковую  обитель во  славу  Его  пресвятого  имени.

Дерзайте в молитве и  не  унывайте.  Если  Господь  источил  из  камня  воду

непокорному еврейскому народу56, разве  Он оставит вас, работающих  Ему  день

и ночь?» С этими словами преподобный  отпустил монахов по их кельям.

    Сам он вышел из  монастыря, взяв с собою одного  инока, и спустился с ним

в лесной овраг под монастырем, где никогда не было  источника  воды,  как  о

том достоверно  рассказывали  старожилы.  Святой  нашел  в  канавке  немного

дождевой воды и, преклонив колени, начал молиться так : «Боже, Отче  Господа

нашего Иисуса Христа, сотворивший  небо и землю и все  видимое  и  невидимое,

создавший человека от небытия и  не хотящий смерти грешников,  но  посылающий

жизнь. Молим Тебя мы, грешные и  недостойные рабы Твои:  услышь  нас  в  этот

час и яви славу Твою. Как в  пустыне  чудодействовала  Твоя  крепкая  десница

через Моисея, источившего по Твоему повелению из камня  воду,  так  и  здесь

яви Твою силу — даруй нам воду на  этом  месте,  да  разумеют  все,  что  ты

преклоняешь слух к боящимся Тебя и воздающим славу  Твоему  имени,  Отцу,  и

Сыну, и Святому Духу, ныне, и  присно, и во веки веков, аминь».

    Сотворив эту молитву,  преподобный осенил крестным знамением место,  где

стояла дождевая вода, и  вдруг  из-под  земли  забил  полноводный  источник,

который бьет и поныне и из которого берут воду для всех  монастырских  нужд,

благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого  источника  случались

многочисленные исцеленш больных, страдавших разными недугами,  если  болящие

приходили к источнику с верой. Исцелений  сподобляются  не  только  те,  кто

приходит к источнику.— многие приезжают из далеких  областей,  черпают  воду

из ключа и увозят домой, чтобы напоить и  окропить  болящих,  которьн  также

получают исцеление. Такие случаи  бывали  не  однажды  или  дважды,  но  без

счета, бывают они и в наши дни57. С того времени источнш  в  течение  десяти

или пятнадцати лет называли Сергеевым, но мудрьн муж,  не  терпя славы,  на

это сердился и говорил: «Чтобы я  никогда н< слышал, как  вы  называете  этот

ключ моим именем, потому что не я да; вам воду, но Господь даровал  ее  нам,

недостойным».

 

               ГЛАВА 10. О ВОСКРЕШЕНИИ ОТРОКА  МОЛИТВОЙ СВЯТОГО

 

    В окрестностях обители  жил некий христолюбец, имевший   большую  веру  к

святому Сергию. У него был единственный  сын.  \1  малютка,  который  тяжело

заболел. Отец мальчика, зная святую жизнь  Сергия, понес ребенка в  монастырь

к святому с таким! мыслями: «Только бы мне донести сына  живым к человеку

Божию а там ребенок обязательно  выздоровеет».

    Однако, пока он просил  преподобного помолиться о дитяти,  маль  чик  от

жестокого приступа болезни изнемог  и  испустил  дух.  Увидев  что  сын его

мертв,  несчастный  отец,  потеряв  всякую   надежду,   зарыда.   и   сказал

преподобному: «Горе мне! Ах, Божий  человек! Я со сво^ несчастьем  и  слезами

спешил добраться до тебя, веря и  надеясь  полу  чить  утешение,  но  вместо

утешения приобрел лишь еще болыпун скорбь. Лучше бы мне было,  если  бы  мой

сын умер дома. Горе мне горе! Что  же сейчас делать? Что могло быть  горше  и

страшнее этого?) И он вышел, чтобы  приготовить гроб  для  умершего  сына,  а

мертвец оставил в келье святого. Святой сжалился над несчастным  отцом,  пре

клонил колени и начал молиться за умершего. И вдруг неожиданн  дитя  ожило  и

зашевелилось, душа его вернулась  в тело.

    В келью вошел отец, неся все нужное для погребения,  и  свято  встретил

его словами:  «Ты  напрасно  поспешил  сделать  гроб.  не  рас  смотрев  как

следует,— твой сын не умер, но жив». Тот не поверил потому  что  видел,  как

дитя скончалось; однако, подойдя,  он  наше  своего  ребенка  живым,  как  и

сказал святой. Припав к ногам  Божьег  человека, отец  благодарил  его,  но

святой сказал: «Ты обманываешьс и сам не знаешь, за что  благодаришь:  когда

ты нес мальчика сюда, от сильной  стужи он изнемог, и  тебе  показалось,  что

он умер. В келье он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил.  Раньше  всеобщего

воскресения никто не может воскреснуть».  Но  отец  настаивал,  говоря,  что

дитя ожило по молитвам святого. Блаженный запретил ему так  говорить:  «Если

ты будешь  рассказывать  кому-нибудь,  то  сильно  навредишь  себе  и  вовсе

лишишься  сына».  Тот  обещал  молчать и,  взяв  малютку,  уже   совершенно

здорового, возвратился домой. Отец мальчика не смел  разгласить  случившееся

чудо, но не мог и молчать о  нем, он про себя дивился, воздавая  хвалу  Богу,

творящему дивные и неисповедимые  чудеса,  которые,—  как  сказано,—  видели

глаза наши [Втор. 6- 22]. Это чудо стало  известно со слов ученика святого.

 

               ГЛАВА 11. ОБ ОСНОВАНИИ МОНАСТЫРЯ  НА РЕКЕ КИРЖАЧ

 

    Некоторое время спустя  в обители вновь случилось  смятение.  Ненавидящий

добро диавол,  не  терпя  сияния,  исходящего  от  преподобного,  видя  себя

побеждаемым преподобным,  вложил  некоторым  из  братии  помысел  отвергнуть

игуменство Сергия. В один субботний  день служилась вечерня, и игумен  Сергий

был в алтаре в священническом облачении. Его  брат  Стефан  стоял  на  левом

клиросе и вдруг спросил канонарха62: «Кто  дал  тебе  эту  книгу?»  Канонарх

ответил: «Мне ее дал  игумен».  «Кто  здесь  игумен?—  с  гневом  воскликнул

Стефан.— Не я  ли  первым  основал  эту  обитель?»  Сказаны  были  и другие

неподобающие слова. Находясь в  алтаре,  святой  их  слышал,  но  ничего  не

сказал. После окончания вечерни, выйдя из церкви,  преподобный  не  пошел  в

келью, но, никем не замеченный,  покинул  монастырь  и  один  отправился  по

дороге, ведущей в Кинелу. В пути его настигла ночь,  и  преподобный  спал  в

пустыне; проснувшись, он наутро продолжил  свой путь и пришел в монастырь  на

Махрище63. Там Сергий попросил у  Стефана,  игумена  того  монастыря,  одного

инока, который мог бы  показать  пустынные  места.  Много  пустынных  дебрей

обошел преподобный вместе со своим  провожатым, пока наконец  они  не  пришли

на красивое место близ реки Киржач,  где  сейчас  стоит  монастырь  честного

Благовещения Пречистой Владычицы  нашей Богородицы64,

    Как мы уже сказали, Сергий покинул свою обитель незамеченным,  и  иноки

нигде не могли найти его. Братия  ужаснулись  и,  не  желая  разлучиться  со

своим пастырем, отправились повсюду  искать своего  игумена:  и  в  пустынных

местах, и в городах. Один из иноков отправился на Махрище к  Стефану,  желая

разузнать о Сергии. Услышав, что  преподобный ушел в дальнюю  пустыню,  чтобы

построить монастырь, он возликовал душой  и  в  порыве  радости  хотел  было

последовать за  святым,  но  решил  вернуться  в  монастырь,  чтобы  утешить

братию, скорбевшую о святом. Узнав  о местопребывании своего  игумена,  иноки

весьма обрадовались и начали приходить  к нему по двое и по трое,  иногда  же

и большими группами-

    Отец наш Сергий прежде  всего поставил келью, чтобы   отдыхать  от  своих

великих  трудов.  Потом  он  послал  двух  своих   учеников   к   святейшему

митрополиту Алексию, прося благословения  на основание церкви.  Получив  его,

он немедленно приступил к постройке, сотворив такую молитву: «Господи,  Боже

сил, в давние времена обративший Израиля  к  вере  многочисленными  великими

чудесами,  изъявивший  Свою  волю  законоположителю  Моисею   через   многие

разнообразные знамения  и  руном  прообразовавший  Гедеону65  победу!  Ныне,

Господи Вседержитель, услышь меня, грешного Своего  раба,  молящегося  Тебе.

Прими мою молитву и благослови это место, устроившееся  по  Твоему  благоиз-

волению во славу Твою, в похвалу  и честь Пречистой  Твоей  Матери,  честного

Ее Благовещения, дабы здесь всегда прославлялось имя Твое, Отца  и Сына  и

Святого Духа». Окончив молитву, святой приступил к постройке,  и  благодатью

Христовой работа пошла успешно. Множество  людей — иноков и мирян —  помогали

ему  в  этом:  одни  ставили  кельи,  другие  строили  монастырские  службы.

Случалось, что к преподобному приезжали князья и бояре,  щедро  жертвовавшие

серебро на построение монастыря. Вскоре благодатью  Божией  была  поставлена

церковь и собралась многочисленная братия.

    Некоторые из иноков  монастыря Святой Троицы, горевшие  любовью к  своему

духовному учителю и страдавшие от долгой разлуки с ним,  пришли  в  город  к

митрополиту и сказали: «Святой  владыко!  Твое  святое  владычество  знает  о

нашей разлуке с  духовным  отцом.  Ныне  мы  живем  как  овцы  без  пастыря;

священномонахи, старцы и святая,  Богом собранная,  братия  расходятся  из

монастыря, не вынося разлучения со своим  отцом.  Да  и  мы  сами  не  можем

дольше  жить,  если  не  будем  иметь  утешение  —  видеть   святого.   Если

Информация о работе Житие Сергия Радонежского