Житие Сергия Радонежского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем,— ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Вздохнув пред богом и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: “Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы”.

Вложенные файлы: 1 файл

СЕРГИЙ.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

обителью и  слугой  Святой  Троицы»,  что  и  сбылось-  Благословив  дитя  и

родителей, священник отпустил их домой.

    По прошествии немногих  дней случилось  еще  одно  чудесное  знамение  о

младенце, странное и невиданное: в  среду и в пятницу он не брал грудь  и  не

пил коровьего молока, но отворачивался  и не сосал грудь и оставался  без  еды

в течение всего дня, а в прочие дни. кроме  среды  и  пятницы,  питался  как

обычно; по средам же и пятницам младенец оставался  голодным.  Так  было  не

один раз, не дважды,  но  многократно,  то  есть  каждую  среду  и  пятницу,

поэтому некоторые думали, что ребенок  болен, и об этом мать его сетовала  со

скорбью. Она советовалась с другими женщинами — кормящими матерями,  считая,

что  это  происходило  с  младенцем  из-за  какой-нибудь  болезни-   Однако,

осматривая младенца со всех сторон, женщины видели, что он не  болен  и  что

на нем нет явных или скрытых  признаков болезни: он не плакал, не стонал,  не

был печален, но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был  весел,  всячески

радовался и играл ручками. Видя это, все поняли и  уразумели,  что  младенец

не пил молока по пятницам и средам не из-за  болезни,  но  это  знаменовало,

что благодать Божия была на нем.  Это был прообраз  будущего  воздержания,

того, что потом, в грядущие времена  и годы, младенец  просияет  постнической

жизнью; что и сбылось.

    В другой раз мать  привела к младенцу некую женщину-кормилицу,  у которой

было молоко, чтобы она его накормила. Младенец же никак  не  хотел  питаться

от чужой женщины, но только от своей  родительницы. Потом приходили к  нему  и

другие женщины-кормилицы, и с  ними было то же самое, что и с  первой. Так  он

питался молоком одной лишь своей матери, пока не  был  вскормлен.  Некоторые

думают, что и это было знамением  того, что от  благого  корня  благой  побег

должен быть вскормлен чистым молоком.

    Нам же думается так:  ребенок этот с детства   был  почитателем  Господа,

уже в материнской утробе и после рождения  он  навык  богомыслию,  от  самых

пеленок он познал  Господа  и  воистину  Его  услышал;  лежа  в  пеленках  в

колыбели, он привыкал к посту; питаясь  материнским  молоком,  он  вместе  с

вкушением  этого  плотского  молока  учился воздержанию;  будучи  возрастом

младенец, он выше  естества  предначинал  лощение;  с  младенчества  он  был

питомцем чистоты, вскормленный не столько молоком, сколько благочестием;  до

своего рождения он был предызбран  и  предуготован  Богу,  когда,  будучи  в

утробе матери, он трижды прокричал  в церкви, чему дивятся  все,  кто  слышит

об этом.

    Однако более достойно  удивления то, что младенец, будучи  в  утробе,  не

вскрикнул где-либо вне церкви,  где  никого  не  было,  или  в  каком-нибудь

другом месте, тайно, наедине,— но именно при народе, как бы для того.  чтобы

многие  его  услышали  и  стали  свидетелями  этого  достоверного   события.

Замечательно еще и то, что  прокричал  он  не  как-нибудь  тихо,  но  на  всю

церковь, как бы давая понять, что  по  всей  земле  распространится  слава  о

нем; не тогда прокричал он, когда  мать его была на пиру или спала  ночью,  но

когда она была в церкви, во время  молитвы, как бы указывая на  то,,  что  он

будет крепким молитвенником пред  Богом;  не  прокричал  он  в какой-нибудь

хижине или нечистом и неизвестном  месте, но  именно  в  церкви,  стоящей  на

месте    чистом,    святом,    где    подобает    совершать     Божественные

священнодействия,— знаменуя тем, что и сам  он  будет  совершенной  святыней

Господа в страхе Божием.

    Достойно удивления также  и то обстоятельство, что он  прокричал не  один

раз или два, но трижды, являя тем, что он будет учеником Святой Троицы,  так

как число три честнее всех других чисел  и  весьма  почитается,  потому  что

везде  число  три  является   источником   и   началом   всего   доброго   и

спасительного, приведу примеры: трижды Господь воззвал  к  пророку  Самуилу;

тремя камнями из пращи Давид  поразил Голиафа; трижды Илия повелел  лить  воду

на поленья, сказав: Сделайте это  трижды [3.Цар. 18.  34],  и  три  раза  так

сделали; также трижды Илия дунул  на отрока и воскресил его9; три  дня  и  три

ночи пророк Иона находился внутри кита10; три  отрока  погасили  в  Вавилоне

печь огненную";  тричисленным  было  услышанное  пророком Исаией,  видевшим

Серафимов своими глазами  и,  на  небе  пение  ангелов,  которые  возглашали

Трисвятое: Сеят, свят, свят. Господь  Саваоф! [Ис. 6.  З].  В  возрасте  трех

лет была введена во  храм,  в  святая  святых,  Пречистая  Дева  Мария13;  в

тридцать лет Христос был крещен Иоанном в  Иордане;  трех  учеников  Христос

возвел на Фавор и преобразился перед ними; через три дня Христос  воскрес  из

мертвых; трижды Христос после воскресения  спросил: Петр. любить  литы  яеня?

[Ин.21.15—17]. Как же я говорю  о числе три и не  вспомню о великой и

страшной тайне Триединого Божества: в  трех  Святынях,  трех  Образах,  трех

Ипостасях, в трех Лицах — Единое Божество Пресвятой Троицы, Отец, и  Сын,  и

Святой Дух, Триипостасное Божество, у Которого одна сила, одна власть,  одно

владычество? Подобало и  этому  младенцу  трижды  прокричать  еще  в  утробе

матери, прежде рождения на свет,  в  предзнаменование  того,  что  он  будет

некогда учеником Троицы, что и  сбылось, и  многих  приведет  к  разумению  и

познанию  Бога,  уча  своих  словесных  овец  веровать  во  Святую   Троицу,

Единосущную во Едином Божестве.

    Не явное ли это  указание на то, что с  ребенком  в  будущем  произойдут

удивительные и досточудные  вещи!  Не  истинное  ли  это  преобразование  его

будущей  жизни,  которое  исполнится  впоследствии  в  его  чудных  деяниях!

Видевшие  и  слышавшие  о  первых  знамениях  должны  верить  и  последующим

событиям. Еще до рождения святого  Бог  предызбрал  его:  не  без  особенной

цели, не вотще было дано на удивление многим это  первое  знамение,  но  оно

было  предвестником  всего,  что  совершилось  впоследствии.  Об   этом   мы

постарались рассказать, потому что  повествуем  о  чудной  жизни  пречудного

человека.

    Следует здесь вспомнить  и древних святых, просиявших в Ветхом  и  Новом

Законе:  как  зачатие,  так  и  рождение  многих  из  них  предваряемо  было

особенным откровением от Бога. Мы не от  себя  это  говорим,  но  заимствуем

примеры из Священного  Писания  и  с  нашим  рассказом  мысленно  сравниваем

рассказы о других событиях:  так,  пророка  Иеремию  Бог  освятил  во  чреве

матери, и, до рождения его предвидя, что Иеремия будет  вместилищем  Святого

Духа, все предвидящий Бог исполнил его  благодатью  с  юных  лет.  Исаия  же

пророк сказал: Так говорит Господь, призвавший меня из утробы, и,  из  чрева

матери избрав меня. Он назвал мое  имя [Ис. 49.1]. Святой же  великий  пророк

Иоанн Предтеча еще  в  утробе  матери  познал  Господа,  носимого  во  чреве

Пречистой Приснодевы Марии, и взыграл младенец радостно  во  чреве [Лк.  1.

44] матери своей Елизаветы, и   ее  устами  пророчествовал;  она   воскликнула

тогда, говоря: Откуда это мне, что  пришла Матерь Господа моего ко мне?  [Лк.

1. 43]. О святом и славном пророке  Илии  Фесвитянине  известно,  что.  когда

мать родила его, родители видели,  как  прекрасные  и  светлые  лицами  мужи

нарекли имя ребенку, повивали его  в огненные пелены и  питали  его  огненным

пламенем. Отец, отправившись в Иерусалим, сообщил об этом архиереям, на  что

они сказали: «Не бойся, человек! Ибо жизнь этого  ребенка  будет  светом,  а

слово его — судом, и он  будет  судить  Израиль  оружием  и  огнем»,  что  и

сбылось 14.

    Святой Николай Чудотворец15, когда начали омывать его   после  рождения,

внезапно  встал  на  ноги  и  стоял  в  ночвах16  полтора  часа.  О   святом

преподобном отце нашем  Ефреме  Сирине  17  рассказывается,  что,  когда  он

родился, родителям его  было  видение:  на  языке  у  младенца  был  посажен

виноградник, который вырос и  наполнил всю землю, и птицы небесные  прилетали

и клевали его плоды; виноградник  означал разум, который будет  дан  святому.

О преподобном Алимпии столпнике 18 известно,  что  перед  рождением  ребенка

его мать видела такой сон: как будто  она носила  на  руках  своих  красивого

ягненка, у которого на рогах были свечи; тогда она поняла, что у  нее  должен

родиться мальчик и он будет  добродетельным, что и сбылось. Святой  отец  наш

преподобный Симеон Столпник, чудотворец19,  подвизавшийся  на  Дивной  горе,

был зачат по обетованию  Предтечи  Крестителя,  который  возвестил  об  этом

матери его. Когда ребенок родился  и его кормили грудью,  он  не  брал  левый

сосок — Бог показал этим,  что  младенец  возлюбит  правый  путь  следования

заповедям Господним. Когда святой Феодор Сикеот20,  чудотворец,  был еще в

утробе матери, она видела, как  звезда сошла с неба и упала  ей на чрево.  Эта

звезда указывала на многие добродетели  младенца. В житии Великого  Евфимия21

написано, что до рождения его, в  одну  из  ночей,  когда  родители  молились

вдвоем, им было явление от Бога и  было сказано: «Возрадуйтесь  и  утешьтесь!

Вот, Бог даровал вам ребенка, радости одноименного, ибо  рождением  его  Бог

даровал радость Своим Церквам». Кроме  того,  в  житии  Феодора  Эдесского22

написано, что родители его, Симеон и Мария, в  молитве  просили  себе  сына.

Однажды, в первую субботу Великого  поста,  когда  они  молились  в  церкви,

каждому из них в отдельности  явилось некое сладостное видение: им  казалось,

что они видят великомученика  Феодора  Тирона  вместе  с апостолом Павлом,

стоявших  и  говоривших:  «Воистину  даром  Божиим  будет  ребенок,  который

родится, по имени Феодор» 23; что  и сбылось- В  житии  святого  отца  нашего

Петра митрополита 24. нового чудотворца на Руси, описано такое знамение.  До

рождения его. когда он еще был  в утробе матери, однажды ночью, на  рассвете,

в воскресный день. его матери было  такое  видение:  ей  казалось,  что  она

держит  на  руках  своих  ягненка,  а  между  рогов  его  растет  дерево   с

прекрасными листьями, покрытое многими  цветами и плодами, и  посреди  ветвей

его горит множество свечей. Пробудившись,  женщина  недоумевала  о  значении

своего видения, на что оно  указывает  и  что  предзнаменует.  Хотя  видения

своего она  и  не  поняла,  но  последующие  события,  достойные  удивления,

показали, какими дарами Бог украсил  Своего угодника.

    Зачем еще говорить  и длинными речами утомлять  внимание слушателей?  Ибо

излишество и пространность  в рассказе — враг для слуха  как  изобильная  пища

— враг для тела. Но да не осудит никто  меня неуча,  за  то,  что  я  удлинил

рассказ: когда  вспоминаются  случаи  и:  житий  других  святых,  приводятся

свидетельства в  подтверждение  и  делаются  сравнения,  тогда  разъясняются

досточудные  деяния  досто-чудного  мужа,  описываемые  в   нашей   повести.

Досточудно было  это  возглашение  его  в  утробе  матери,  досточудно  было

воспитание его от младенческих пеленок. Этому ребенку  подобало  родиться  с

чудесным  знамением,  благодаря  которому  прочие   люди   поняли,   что   у

удивительного лужа удивительны и  зачатие, и рождение, и воспитание.  Господь

ода-эил его Своей благодатью больше, чем других новорожденных  младенцев,  и

всеми этими знамениями предуказал Свой премудрый о нем Промысл.

    Хочу также поведать  о времени и годе, когда родился  преподобный: в годы

правления  благочестивого,  славного  и  могущественного   царя   Андроника,

самодержца греческого, который  царствовал  в  Царьграде,  при  архиепископе

Константинопольском Каллисте, патриархе  Вселенском;  преподобный  родился  в

Русской  земле  в  годы   княжения   великого   князя   тверского   Димитрия

Михайловича, при архиепископе преосвященном  Петре,  митрополите  всея  Руси.

когда приходило войско Ахмыла25.

    Младенец, о котором мы  продолжаем рассказ, в течение  нескольких месяцев

после крещения был вскормлен грудью по закону природы, затем его  отняли  от

груди матери, развернули из пеленок  и вынули  из  колыбели.  Ребенок  дальше

рос, как и полагается детям; возрастая  душой, телом и духом,  он  исполнялся

разума и страха  Божия,  и  милость  Божия  была  на  нем;  так  он  жил  до

семилетнего возраста, когда родители отдали его учиться грамоте.

    У раба Божия Кирилла, о котором уже говорилось, было три  сына:  первый

Стефан,  второй  Варфоломей,  третий  Петр;  отец  воспитывал  их,  всячески

наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и  Петр  быстро  изучили  грамоту,

Варфоломей же  не  сразу  овладел  чтением,  но  учился  медленно  и  плохо.

Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо  учился

и отставал от товарищей,  занимавшихся  вместе  с  ним.  За  это  его  часто

бранили родители и строго  наказывал  учитель,  а  товарищи  укоряли.  Отрок

наедине часто со слезами молился  Богу. говоря:  «Господи!  Дай  мне  выучить

грамоту, научи и вразуми меня».

  ГЛАВА 2. О ТОМ, КАК ВАРФОЛОМЕЮ  БЫЛО ДАРОВАНО ПОЗНАНИЕ ГРАМОТЫ  ОТ БОГА, А

                                 НЕ ОТ ЛЮДЕЙ

Информация о работе Житие Сергия Радонежского