Житие Сергия Радонежского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем,— ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Вздохнув пред богом и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: “Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы”.

Вложенные файлы: 1 файл

СЕРГИЙ.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

соизволишь, наш Богом данный наставник, то  повели  ему вернуться в свой

монастырь, чтобы мы не изнемогли  вконец от скорби о нем».

    Услышав это от прибывших  братии, митрополит не мешкая  спешно  послал  к

блаженному двух архимандритов  — Герасима и Павла  с  посланием,  содержавшем

поучения из Божественного писания: как отец он  поучал  Сергия  и наставлял

как сына. Добравшись до Киржача. посланцы по обычаю поприветствовали  Сергия

и сказали: «Отец твой, митрополит  Алексий,  благословляет  тебя  и  повелел

передать тебе следующее; "Я  весьма  обрадовался,  узнав  о  твоей  жизни  в

дальней пустыни, что и там имя  Божие прославляется многими  благодаря  тебе.

Довольно с тебя того, что ты построил здесь церковь и собрал братию.  Выбери

из твоих учеников наиболее преуспевшего в добродетели и поставь  его  вместо

себя строителем святого монастыря, а  сам  возвращайся  в  монастырь  Святой

Троицы, чтобы братия этого монастыря  не  покидала  его  надолго,  скорбя  в

разлуке с твоим святым преподобием. Тех, кто противится тебе,  я  изгоню  из

монастыря, чтобы там не осталось ни одного  твоего  недоброжелателя,  только

не ослушайся нас. Милость Божия  и  наше  благословение  да  будут  всегда  с

тобою"». На это святой отец  отвечал  им:  «Скажите  господину  митрополиту:

все, исходящее  из  твоих  уст,  приму с радостью  как исходящее из  уст

Христовых и ни в чем не ослушаюсь  тебя».

    Вернувшись в город,  архимандриты передали митрополиту  сказанное  святым

Сергием, святитель был весьма обрадован  совершенным  послушанием  Сергия  и

немедленно  послал  священников,  чтобы  они  освятили   церковь   в   честь

Благовещения Пречистой Владычицы  нашей Богородицы,  эта  церковь  благодатью

Христовою стоит и поныне. Святой Сергий избрал одного из  своих  учеников  —

Романа и послал его к митрополиту,  благословив  на  принятие  священства  и

должности строителя нового монастыря, а  сам  вернулся  в  монастырь  Святой

Троицы.

    Святой Сергий весьма  желал, чтобы игуменом у святого  Благовещения  стал

Исаакий молчальник, но тот отнюдь не хотел игуменского сана, но, как мы  уже

сказали, любя уединение и  безмолвие,  молил  святого  благословить  его  на

полное молчание, такое,  чтобы  никогда  не  произнести  ни  слова.  На  его

просьбу святой ответил: «Чадо Исаакий! Если ты желаешь подвига молчания,  то

приходи завтра после окончания Божественной службы к северным  вратам,  и я

благословлю тебя безмолвствовать», По слову святого,  Исаакий  на  следующий

день, когда завершилась  Божественная  служба,  пришел  к  северным  вратам.

Святой старец, перекрестив его  рукой,  сказал:  «Господь  да  исполнит  твое

желание». Когда он благословлял Исаакия,  внезапно  тот  увидел,  как  некое

сильное пламя изошло от рук преподобного, и оно охватило  всего  Исаакия.  С

того времени благодаря молитвам святого Сергия Исаакий пребывал  в  молчании

бесстрастно: даже если ему хотелось иногда что-либо  тихо  сказать,  молитва

святого останавливала его. Так  он провел  в  безмолвии  все  оставшиеся  дни

своей жизни, по слову Писания Я, как глухой, не слышу, и как немой,  который

не открывает yen своих [Пс. 37. 14]. Так он подвизался до конца  дней  своих

в великол воздержании, удручая  свое  тело  постом,  бдением  и  молчанием  и

совер. Щенным послушанием, так же  он  и  умер,  предав  свою  душу  Господу

Которого возлюбил с юности своей66.

    Когда в монастыре  узнали о возвращении святого,  все  насельник!  вышли

ему навстречу. Когда братия  увидели  Сергия,  им  показалось  будто  взошло

второе  солнце.  Со  всех  сторон  слышалось:  «Слава  Тебе  Боже,  о   всех

промышляющий!» Чудно и умилительно было  видеть,  как одни  целовали  руки

своего святого старца,  другие  —  ноги,  третьи  же,  касаясь  его  одежды,

лобызали  ее,  некоторые  забегали  вперед,  чтобы  полюбоваться  на  своего

любимого  наставника.  Все  единодушно  ликовали  и  прославляли   Бога   за

возвращение своего духовного отца. А что же он сам? И он духовно  радовался,

видя своих чад вместе.

 

-----------------------

Любовь и молитва преподобного старца влечет и тревожит мой ум  и  принуждает

рассказывать и писать

 

Младенец внезапно вскрикнул в  утробе матери, и многие изумились  этому крику

 

Священник, огласив младенца и прочтя над  ним  многие  молитвы,  с  духовной

радостью и со тщанием крестил  его во имя Отца. и  Сына,  и  Святого  Духа  и

нарек во святом крещении Варфоломеем

 

Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его. плохо  учился

и отставал от товарищей

 

 

Варфоломеи встретил некоего черноризца, незнакомого ему  старца,  святого  и

чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу

 

Увидев старца, Кирилл и Мария  вышли ему навстречу и поклонились

 

   Псалтирь всегда была  у Варфоломея на устах. Он  был украшен воздержанием,

всегда радовался телесным тяготам  и любил носить бедную одежду

 

Помолившись, братья начали своими  руками  рубить  лес  и  на  своих  плечах

приносили бревна на выбранное место

 

   Со слезами Варфоломей  молился Богу,  дабы  ему   сподобиться  ангельского

образа и приобщения к лику иночествующих

 

   Преподобный наставлял братию  не столько словами, сколько  подавая  пример

своими делами

 

Монахи пели ночью  заутреню  без  свечей,  зажигая  березовую  или  сосновую

лучину

 

   Нетерпеливый посетитель  не мог дождаться появления  старца и, заглянув  б

щель забора,  увидел  блаженного  в  разодранной,  ушитой  заплатами  бедной

одежде, трудившегося в поте лица

 

Святой нашел в канавке немного  дождевой  воды  и.  преклонив  колени,  начал

молиться

 

 

   Вдруг из-под земли забил  полноводный источник, который бьет  и  поныне  и

из которого берут воду для всех монастырских  нужд,  благодаря  Бога  и  Его

угодника Сергия

 

Брат преподобного Сергия Стефан стоял  на  левом  клиросе  и  вдруг  спросил

канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?»  Канонарх ответил: «Мне ее дал игумен»

 

 

 

 

 

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ  ВСЕЯ РУСИ

 

 

 

Преподобный Сергий Радонежский, пожалуй, самый почитаемый из всех русских святых. В дни великих бедствий, когда решается вопрос быть или не быть народу, Господь, по молитвам и деяниям праведников, посылает светочей духовных, способных спасти от развала корабль государства. Таким светочем и был Сергий Радонежский. "Игуменом земли Русской" называли его современники и потомки. С именем Сергия связана и новая глава в истории русской святости: большинство русских святых 14 и начала 15 века были его учениками.

 

Точная дата рождения Сергия неизвестна. Предполагается, что родился он в период между 1314 и 1322 годами в семье ростовских бояр. Мальчика назвали Варфоломеем – в честь одного из апостолов. Согласно легенде, Господь предызбрал его ещё во чреве матери. Рассказывают, что однажды во время Божественной литургии, когда мать носила ребёнка ещё под своим сердцем, все присутствовавшие на богослужении слышали троекратное восклицание младенца из чрева. С самого начала своей жизни‚ еще даже до земного рождения Сергий отмечен небесными знамениями.

 

Из Жития преподобного, составленного  Епифанием Премудрым примерно через  четверть века после смерти Сергия, мы узнаём, как "мужали его душа и  тело, и наполнялся он разумом и  страхом Божиим". С раннего  детства ребёнок любил молиться и посещать церкви. Как ни странно, учение отроку давалось трудно, несмотря на все его старания. Но однажды случилось чудо. Разыскивая лошадей, маленький Варфоломей увидел в поле старца, молившегося под дубом. Мальчик подошёл к нему под благословение и на вопрос чего он хочет, ответил: "Более всего желал бы я научиться грамоте. Святой отче, помолись за меня о том Богу!"

 

Черноризец дал ему кусочек  просфоры со словами: "Не смотри, что  часть сия так мала, велика будет  сладость, когда вкусишь от неё! Отныне Бог даст тебе, чадо, уразуметь грамоту!". И действительно, велико было изумление родителей, когда мальчик перед трапезой стал стройно читать псалмы. Старец же, которого Варфоломей привёл к себе в дом, предсказал отроку будущее духовное величие. Мальчик, сказал он, станет, сосудом Духа Святого, служителем Пресвятой Троицы.

 

Когда Варфоломею было 15 лет, обедневшая в результате бесконечных набегов  татар и соседних москвичей семья  переселилась из древнего Ростова в  маленький город Радонеж в  Московском княжестве. В 20 лет Варфоломей попросил у родителей благословения на пострижение в монахи, но родители попросили его не оставлять их до их кончины. После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан, к тому времени уже овдовевший и принявший монашество, решили стать отшельниками. В глухом дремучем лесу в 60 верстах от Москвы братья облюбовали себе место и построили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Вскоре, однако, Стефан, не выдержав тягот пустынножительства, ушёл в Богоявленский монастырь в Москве, и Варфоломей остался один.

 

Когда Варфоломею было 23 года, игумен ближайшего монастыря постриг его  в монахи. Поскольку случилось  это в день святых мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей был наречён  Сергием. Семь дней провёл новопостриженный инок в церкви, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин и вкушая лишь одну просфору. Затем игумен вернулся в свой монастырь, и Сергий остался один. Днём преподобный рубил дрова, возделывал огород, читал Слово Божие, ночи же он проводил, углубившись в сердечную молитву. Сергия не пугало соседство с дикими зверями – мимо его кельи бегали стаи волков, к преподобному повадился ходить медведь, с которым Сергий делил свою скудную трапезу. Его не смущало отсутствие самого необходимого. В обстановке безмолвия, холода, недоедания Сергию хорошо думалось. Созерцание Бога, коленопреклонённые ночные молитвы, физический труд – так жил Сергий в течение нескольких лет.

 

Постепенно к Сергию стали приходить  другие иноки, прося принять их в  сподвижники. Преподобный предостерегал  их: "Приготовьте сердца ваши не на покой и беспечалие, а на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всякий труд, приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби!" Через некоторое время в Радонежской пустыне жили 12 иноков. Так возник монастырь, ставший в последствии Великой лаврой.

 

Скромен и убог был в то время  вид обители: в глухом бору над  речкой расчищена и обнесена тыном  поляна, на ней стоят небольшая  церковь и несколько маленьких  келий. Тихо и мирно протекала  жизнь иноков. Ежедневно собирались они в церковь и отправляли полуночницу, утреню, часы, вечерню, а Божественную литургию служил священник из ближайшего села, потому что иерея между ними не было. Между иноками было совершенное равенство, хотя Сергий и выделялся среди них своей особой духовностью. Через какое-то время игуменом монастыря стал Митрофан, тот, который некогда постриг Сергия в монахи. После же кончины Митрофана его место занял Сергий.

 

Став игуменом нового Троице-Сергиева монастыря, Сергий сочетал в управлении кротость со строгостью. Нищета, голод, холод – всё это считалось не бедой, а испытанием. Терпеть нужду означало вести добродетельную жизнь, при этом, однако, большое значение имели соблюдение "телесной и душевной чистоты", умение молчать, трудолюбие, смирение, беспрестанное служение Богу. Сергий строго запрещал просить милостыню и требовал, чтобы братия жила своим трудом.

 

К этому времени взгляды Сергия на религиозную сторону монастырской жизни уже сложились. Внешняя, парадная, торжественная сторона церковных  обрядов для него не представляла ценности. В его монастыре не было построек, выделявшихся архитектурными красотами и роскошью внутреннего убранства, богатством фресок и икон. Одеяния священнослужителей также не отличались пышностью. Главное было в напряжённой работе ума и сердца, в нравственной сосредоточенности молящихся, в переживании момента молитвы. Этому, да ещё физическому труду было подчинено всё ежедневное течение монашеской жизни. Через 15 лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг неё стали селиться крестьяне. Так в округе стали появляться деревни, затем была построена и слобода. Крестьяне хорошо чувствовали себя вблизи обители, тем более что Сергий ни под каким видом не допускал, чтобы крестьяне работали на монастырь.

 

К 14 веку правила монастырской киновии  были практически забыты. Каждый монах должен был заботиться сам о себе. Рассказывают, что Сергий однажды, когда ему нечего было есть, нанялся к другому иноку построить крыльцо, за что получил несколько кусков гнилого хлеба. С киновийным монастырским уставом Сергий был знаком и по византийским книгам, и по Житию преподобного Феодосия Печерского. С одобрения патриарха Константинопольского Филофея Сергий вводит в своём монастыре студитские правила: всё становилось общим, монахам не позволялось иметь никакой личной собственности. Отныне обитатели келий собирались вместе и для трапез, и для общих работ. Сергий следил за соблюдением правил киновии, являя собой образец киновийного поведения: работал больше всех, не гнушался самой тяжёлой работы, внешне ничем не выделялся среди братии. Всё в монастыре строилось на началах взаимной любви и единомыслия. Именно единомыслию Сергий придавал особое значение. Символом идеи нравственного и духовного единения стала для него Святая Троица.

 

Троица для Сергия была идеальным  прообразом братских, доверительных отношений между людьми. Благодаря Сергию Троица стала одним из самых значительных годичных праздников на Руси. Всю свою жизнь Сергий посвятил служению Троице. Он был, пожалуй, первым русским мистиком, в православном смысле этого слова, то есть носителем особой таинственной духовной жизни, не исчерпываемой подвигом любви, аскезой и постоянной молитвой.

Информация о работе Житие Сергия Радонежского