Жизнь Алексея Михайловича Романова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата: изучение жизни и деятельности Алексея Михайловича в трудах русских историков.
В число задач, конкретизирующих данную цель входит:
1 Характеристика начального периода правления
2 Анализ церковных дел во время правления царя Алексея Михайловича
3 Рассмотрение преодоления Россией социального кризиса
4 Описание внешней политики конца первой половиныXVIIв.
5 Исследование личной жизни правителя

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом  послужило резкое повышение цен  на хлеб, вызванное поставками зерна  Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. В обоих городах было заменено административное управление. Горожане завладели городскими ключами и печатью. В состав псковского правительства входили делегаты разных сословий, и том числе и дворяне. Окончательные решения принимал сход псковичей, созываемый звоном колокола. С организованностью и решимостью псковичей вынуждено было считаться московское правительство. Царские грамоты посылались «к всегородным» земским старостам и стрельцам, и казакам, и посадским и всяким «жилецким людем». В конечном итоге, правительство приняло условия переговоров и сняло военную блокаду города. Прощение было дано всем участникам сопротивления, в том числе и пятерым "заводчикам".

В марте - апреле 1650 г. восстание  произошло в Новгороде. Его ход был во многом схож с событиями во Пскове. Здесь также власть оказалась в земской избе. Однако не нашлось столь решительных и последовательных руководителей.

Следующее выступление  произошло в 1662 г. в Москве. Оно  известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным.

В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты  двинулись в резиденцию царя - село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена.

В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло  в южных районах России, где  земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона  пограничных земель от крымцев и  ногайцев) обусловливали их отношения  с центром, который обеспечивал их хлебным жалованьем, а также не требовал выдачи беглых крестьян. Нередко казакам для пополнения своего имущественного положения приходилось собирать походы "за зипунами". Однако в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения.Во главе восставших стоял домовитый донской казак Степан Разин. Первые его походы "за зипунами" через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668-1669) ничем не отличались от прочих, целью которых были грабежи казенных и купеческих караванов и иранских владений. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья; мордва, татары, чуваши и др. Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета - Астраханью. Затем было принято решение продвигаться на север - вверх по Волге. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска, повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль. Причинами поражения были стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы и его царистский характер.

5.Внешняя политика при царе Алексее Михайловиче

Перестройка внутренних отношений Московского государства  под державой царя Алексея Михайловича  совершалась в связи с огромной затрат сил на борьбу с внешним  врагом. Ее результаты тесно сплелись с новыми тенденциями московской жизни, так как выводили ее государственность из рамок великорусской племенной замкнутости на более широкое поприще "всероссийской" политики. Поднялась борьба за западную и южную Русь, подготовленная вековой традицией русско-литовских отношений и, в свою очередь, подготовившая основные черты всей политики XVII и XVIIвв., до ее завершения императрицей Екатериной II.

В первую половину XVII столетия усилия Московского государства  сосредоточено на том, чтобы укрепиться на тех позициях, какие удалось удержать за собой. Пришлось примирится на Западе с потерей Финского побережья, Смоленска и Северской Украины; на юге и юго-востоке ряд обширных фортификационных работ в 30-50гг. XVIIвв. создал непрерывную линию укрепления от Ахтырки на р. Ворскле до Уфы, чем значительно облегчена была оборона этой тревожной границы. Но потери были слишком чувствительны, отняли у Москвы прямой путь на Запад, отрезали ее от Поднепровья. Почти без прерывная борьба на юге против татарских набегов указывала на необходимость пробиться к Черному морю, как единственной спокойной границе, способная обеспечить мир с этой стороны. Но Московское государство было еще слишком слабо для подобного предприятия, да и технические трудности по ходу по степи на Крым издавна останавливали воинственные планы. Для борьбы с татарами нужны были опорные пункты в Нижнем Днепровье и в южных степях, куда все смелее тянулась русская колонизация. Только, что собравшись с силами, Московская Русь стояла перед неизбежностью широкой активной политики, чтобы сломить условия которые не только грозили ее безопасности, но и слишком связывали развитие ее народного хозяйства лишая ее свободных торговых людей для участия в международной торговли и замыкая пути колонизационного движения в манившие земледельца богатой южной области.

Эти элементарные мотивы к попыткам наступательного  движения углублялись и осложнялись  вековой национально-религиозной  традицией, призывавшей к вмешательству  в судьбы русского по крови и православного по вере населения за пределами Московского государства. События, разыгравшиеся в Речи Посполитой, дали решительный толчок к выходу московской политики из неустойчивого равновесия в тесных и искусственных границах. Восстание Богдана Хмельницкого создало положение слишком острое чтобы его разрешение не коснулось насущнейших интересов Москвы. Казацкий вождь после неудачных попыток выгодного компромисса с польской властью искал помощи у турецкого султана, у Швеции и Москвы. Но если другие сношения были делом личной политики Гетмана, то вопрос о переходе из-под польской власти под "высокую руку" морского царя ставился на очередь настроением малорусского общества и рядового его духовенства. Это настроение стало определятся со времени восстановления православной иерархии 1620г. Ставленник иерусалимского патриарха Феофана, митрополит киевский Иов Борецкий, сделал за 10 лет своего святительства весьма много не только для возрождения в населении православного рвения, но и для пропаганды симпатий к Москве и заводил даже речь на Москве через своих посланцев о том, чтобы Малороссия "быть под государевой рукой". С тех пор установилось усердное покровительство царя и патриарха южно-русский церкви, хотя малорусские иерархии со времен Петра Могилы изменили взгляд на Москву и, дорожа церковными сношениями получаемой материальной поддержкой, устранялись от каких-либо политических вопросов и смотрели скорее с прямым недоверием на суровую московскую власть. Но традиции Борецкого жили в среде монашеской и в среде приходского белого духовенства, а через них и в массе малорусского населения. Еще при самом начале восстания Хмельницкого в Москву сообщали, что простонародье толкует о переходе под ее власть, а в трудную годину 1649г. после Зборовского договора сам гетман обратился с просьбой о принятии Малороссии под свою оборону. Вопрос стал определеннее и острее после неудач, поразивших Богдана в 1650 г., и их последствия - неприемлемого для Украины Белоцерковского мира. Московское правительство не сразу ответило на призыв Хмельницкого; оно чувствовало себя связанным по «докончанию» с Польшей, выяснило шансы войны и условия соглашения с гетманом. В 1651г. дело обсуждалось на земском соборе и были намечены предварительные шаги- попытка дипломатического вмешательства в защиту казаков и дипломатической демонстрации, чтобы создать предлог к разрыву мирного договора. Вторично, после новых заявлений Хмельницкого, малороссийское дело послужило предметом суждений собора 1653г., на котором было объявлено решение принять Малороссию под царскую власть и начать за нее войну с королем Яном-Казимиром Пресняков А.Е. Российские самодержцы/А.Е.Пресняков.-М.:Книга,1990.

8 января 1654г. Хмельницкий и вся старина  целовали крест на верность царю Алексею. Так приобрела Москва русские земли, давно утерянные Русью.

Украина была принята  на правах самой широкой автономии. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило  сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России - Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. чел. Но налоги должны были поступать в царскую казну.

Вхождение Украины в  состав России означало для России войну с Польшей. Она продолжалась 14 лет и закончилась в 1667 г. Андрусовским перемирием.

Речь Посполитая признала за Россией Смоленск, Левобережную Украину и Киев. Правобережная  Украина и Белоруссия остались за Речью Посполитой.

Воссоединение Украины  с Россией имело огромное значение для обоих государств:

- освободило народ  Украины от национального и  религиозного гнёта, спасло от  порабощения Польшей и Османской  империей, способствовало формированию украинской нации;

- способствовало укреплению  российской государственности. Удалось  вернуть смоленские и черниговские  земли. Это давало возможность  начать борьбу за Балтийское  побережье. Кроме того, открывалась  перспектива расширения связей  России с другими славянскими народами и государствами Запада.

Еще в первой половине 1653 года предвиделось, что война  с Польшею неизбежна. 1 октября  того же года земский собор приговорил вести войну с Польшею.

18 мая 1654 сам царь  выступил в поход, съездив помолиться к Троице и в Саввин монастырь. Войско направилось к Смоленску. После сдачи Смоленска 23 сентября царь возвратился в Вязьму.

Весной 1655 года предпринят был новый поход. 30 июля царь совершил торжественный въезд в Вильну, затем взяты были Ковно и Гродно. В ноябре царь возвратился в Москву. В это время успехи Карла X, короля шведского, завладевшего Познанью, Варшавою и Краковом, изменили ход военных действий. В Москве стали опасаться усиления Швеции за счёт Польши.Соединенные силы Украины и Москвы нанесли полякам в 1654-1656 гг. ряд сильных поражений, поставивших Польшу на край погибели, тем более что на нее одновременно наступали и шведы.Но Польша была спасена раздором России и Швеции и добилась перемирия с Россией, уступив малорусские и белорусские земли.

15 июля 1656 царь двинулся  в поход к Ливонии и по  взятии Динабурга и Кокенгузена  осадил Ригу. Осада снята была  из-за слуха, что Карл Х идёт  в Ливонию. Дерпт был занят  московскими войсками. Царь отступил  в Полоцк и здесь дождался  перемирия, заключённого 24 октября 1656 г. Окончательный мир заключён в Кардисе в 1661; по этому миру царь уступил все завоёванные им места. Невыгодные условия Кардисского мира вызваны были смутами в Малороссии и новой войной с Польшей.

Пользуясь смутами в  Малороссии, Польша отказалась признавать Алексея Михайловича наследником польского престола и не уступала Москве её завоеваний. Отсюда возникла вторая польская война. В июне 1660 года князь Хованский потерпел поражение у Полонки, в сентябре -- Шереметев под Чудновым. Дела приняли ещё более опасный оборот благодаря продолжавшимся в Малороссии смутам. Тетеря присягнул королю, который явился на левой стороне Днепра, но после неудачной осады Глухова в начале 1664 и успешных действий его противников -- Брюховецкого, избранного гетманом на левой стороне Днепра, и князя Ромодановского -- ушёл за Десну. А. Ордин-Нащокин советовал царю отказаться от Малороссии и обратиться на Швецию. Алексей Михайлович отклонил это предложение; он не терял надежды.

Благоприятному исходу борьбы способствовали внутренние беспорядки в Польше и переход гетмана Дорошенко, преемника Тетери, в подданство турецкому султану.

Андрусовское перемирие  между Россией и Речью Посполитой на 13 с половиной лет было подписано 30 января 1667 года в деревне Андрусово  близ Смоленска. По условиям договора, Речь Посполита возвратила России Смоленское и Черниговское воеводства, признала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Киев с частью земель вокруг него передавался России на два года, Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Речи Посполитой. Андрусовское перемирие предусматривало совместные действия в случае крымско-османских нападений.

В мае 1656 года в Москве стали умышленно стеснять шведское посольство и держать как в  плену, а наконец 17 числа объявили, что мирное докончание нарушено со шведской стороны. Царя Алексея Михайловича более всего расположило к войне со Швецией то, что и патриарх Никон был за эту войну из вражды к протестантству. Война со Швецией началась удачно в Ливонии, русские взяли Динабург, переименовавши его в Борисоглебов, взяли Кокенгаузен и переименовали его в Царевичев-Дмитриев; взяли, наконец, Дерпт, но не могли взять Риги, потерпели поражение, и после двухмесячной осады, при которой находился сам царь, удалились из Ливонии.

Нелепая война со Швецией  приостановилась еще в 1657 году. Сам  Карл-Густав, через своих послов, задержанных в Москве перед объявлением  войны, предлагал Алексею Михайловичу  мир и соглашался титуловать его  великим князем литовским, волынским  и подольским. Московское правительство приостановило военные действия против шведов, но не вступало в переговоры с ними до весны 1658 года; наконец, оно назначило для этой цели боярина князя Ивана Прозоровского и думного дворянина Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащокина. Царь поручал ему лично вести все дело и сообщаться с ним тайно через приказ тайных дел. Русские послы более двух лет тянули дело. Они то спорили со шведскими послами о месте переговоров, то ссорились между собою.

Шведы не любили Нащокина, потому что не надеялись от него уступчивости и считали его приверженцем поляков. Между тем, шведский король Карл-Густав умер, а преемник его король Карл XI в мае 1660 года поспешил заключить мир с Польшей в Оливе, по которому Польша уступила Швеции Ливонию. Понятно, что после того шведы стали неуступчивее, а военные дела Москвы с Польшею пошли как нельзя хуже для первой. Нащокин по царской милости уже не занимал второстепенного места в посольстве, но получил звание великого посла и начального воеводы. Он, однако, уклонился от дела, которое не могло быть окончено с пользою для государства, и боярин князь Иван Прозоровский, назначенный вновь главным послом, заключил в июне 1661 года военный мир в Кардиссе (между Дерптом и Ревелем), по которому уступил Швеции взятые московским государством города в Ливонии; затем отношения Москвы к Швеции возвратились к условиям Столбовского мира.

Война со Швецией не принесла никакой выгоды, и, напротив, сбила  московское государство с того пути, по которому оно так удачно пошло  было в деле векового спора за русские земли, захваченные Польшей.

 

6 Частная жизнь  Алексея Михайловича

Царь  Алексей Михайлович имел наружность довольно привлекательную: белый, румяный, с красивой окладистой бородой, хотя- с низким лбом, крепкого телосложения и с кротким выражением глаз. От природы он отличался самыми досто- хвальными личными свойствами, был добродушен в такой степени, что заслужил прозвище "тишайшего", хотя по вспыльчивости нрава позволял себе грубые выходки с придворными, сообразно веку и своему воспитанию. Он был чрезвычайно благочестив, любил читать священные книги, ссылаться на них и руководиться ими: никто не мог превзойти его в соблюдении постов. Чистота нравов его была безупречна: самый заклятый враг не смел бы заподозрить его в распущенности, он был примерный семьянин. Вместе с тем он был превосходный хозяин, любил природу и был проникнут поэтическим чувством, которое проглядывает, как в многочисленных письмах его, так и в некоторых поступках.

Алексей Михайлович принадлежал к тем  благодушным натурам, которые более всего хотят, чтоб у них на душе и вокруг них было светло; он не способен был к затаенной злобе, продолжительной ненависти и потому, рассердившись на кого-нибудь, по вспыльчивости мог легко наделать ему оскорблений, но скоро успокаивался и старался примириться с тем, кого оскорбил в припадке гнева.

Все время его жизни было размерено  по чину обрядности, столько же церковной, сколько и дворцовой. В четыре часа утра он был на ногах и тотчас начиналось моление, чтение полуношницы, утренних молитв, поклонение иконе того святого, чья память праздновалась в тот день, чтение из какого-нибудь рукописного сборника назидательного слова, потом церемонное свидание с царицею, шествие к заутрени. После заутрени сходились бояре, били челом пред государем; время для такого челобитья нужно было достаточное, потому что: чем более боярин клал пред государем земных поклонов, тем сильнее выражал свою рабскую преданность. Потом все за царем идут к обедне. После обедни в будни царь занимался делами: бояре, начальствовавшие приказаниями, читали свои доклады; затем дьяки читали челобитные. По полудни дела оканчивались. Бояре разъезжались, начинался царский обед, всегда более или менее продолжительный; после обеда царь, как всякий русский человек того времени, должен был спать до вечерни: этот сон входил как бы в чин благочестивой, честной жизни. После сна царь шел к вечерне, а после вечерни проводил время в своем семейном или дружеском кругу, забавлялся игрою в шахматы или слушал кого-нибудь из дряхлых, бывалых стариков, которых нарочно держали при дворе для царского утешения. Перед большими праздниками царь, по обряду, должен был совершать дела христианского милосердия: ходил по богадельням, раздавал милостыню, посещал тюрьмы, выкупал должников, прощал преступников.

Информация о работе Жизнь Алексея Михайловича Романова