Жизнь Алексея Михайловича Романова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата: изучение жизни и деятельности Алексея Михайловича в трудах русских историков.
В число задач, конкретизирующих данную цель входит:
1 Характеристика начального периода правления
2 Анализ церковных дел во время правления царя Алексея Михайловича
3 Рассмотрение преодоления Россией социального кризиса
4 Описание внешней политики конца первой половиныXVIIв.
5 Исследование личной жизни правителя

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Человек, стремительная  жизнь которого производит исключительно  сильное, неизгладимое впечатление  не только на античных историков, но и  на современников. Этим человеком был  русский царь Алексей Михайлович. Еще и в наши дни вызывают изумление  его гигантская энергия, страсть, которую он вкладывал во все свои деяния, его настойчивость в преодолении, казалось бы, неодолимых трудностей, дерзость замыслов и достигнутые им поистине ошеломляющие результаты. Личность Алексея Михайловича занимает весомое место среди русских царей. Данной проблематикой занимались многие историки, особенно можно выделить исследование А.Е.Преснякова, который считал, что в царе Алексее не было той инициативы, какая отличала характер Петра I. Современники искренно любили царя Алексея Михайловича. Сама наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. Еще одним исследователем личности Алексея Михайловича является С.М. Соловьев. Новый царь добротою, мягкостью,  способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большею живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению. Еще один историк С.Ф.Платонова высоко оценивает нравственные качества царя, но упрекает, что царь был маловольный, не энергичный и не рабочий. Он не мог быть бойцом и реформатором.

Цель данного  реферата: изучение жизни и деятельности Алексея Михайловича в трудах русских историков.

В число задач, конкретизирующих данную цель входит:

1 Характеристика  начального периода правления

2 Анализ церковных дел во время правления царя Алексея Михайловича

3 Рассмотрение  преодоления Россией социального  кризиса

4 Описание внешней  политики конца первой половиныXVIIв.

5 Исследование  личной жизни правителя

 

1. Юные годы и начало правления

Алексей Михайлович (Тишайший) (19 марта 1629 -- 26 января 1676) -- второй русский царь (14 июля 1645 -- 26 января 1676) из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича.

Царь Алексей рос  тихо в тереме московского дворца, до пятилетнего возраста окруженный многочисленным штатом мам, а затем, с пятилетнею возраста, переданный на попечение дядьки, известного Бориса Ивановича Морозова. С пяти лет стали его учить грамоте по букварю, перевели затем на Часослов, Псалтирь и Апостольские Деяния; семи лет научили писать, а девяти стали учить церковному пению. Этим собственно и закончилось образование. С ним рядом шли забавы: царевичу покупали игрушки: был у него конь и латы "немецкого дела", музыкальные инструменты и санки потешные, словом, все обычные предметы детского развлечения. Но была и любопытная для того времени новинка "немецкие печатные листы", т. е. выгравированные в Германии картинки, которыми Морозов пользовался, говорят, как подспорьем при обучении царевича. Дарили царевичу и книги; из них составилась у него библиотека числом в 13 томов. На 14-м году царевича торжественно объявили народу. В 1645 г. скончался царь Михаил Федорович, а через месяц умерла и жена его, их сын Алексей остался сиротой. Ему было всего 16 лет, и, конечно, он не самостоятельно начал свое замечательное царствование; первые три года государством правил его воспитатель Борис Иванович Морозов. Морозов являлся человеком корыстным и принадлежал к числу самоуправцев, на которых жаловались обычные люди при царе Михаиле. При правлении Морозова, собрался круг чиновников, ещё более корыстных и самоуправных, чем он сам. Они стали не только угнетать московское население, вымогать взятки, но и умышленно вводить ложные обвинения на невиновных людей, окончательно разоряя их. Положение народа ухудшилось, после того, как царь Алексей женился (1648) на дочери придворного Милославского - Марьи Ильиничне. После чего Морозов повторил шаг государя. Он женился на другой дочери Милославского, и тем самым Милославский получил большой почёт и влияние.

Так как Алексей Михайлович принимал мало участия в государственных делах, государством управляли воспитатель царя боярин Б.И. Морозов и тесть царя И.Д. Милославский. Политика Морозова, направленная на усиление финансового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского вызвали возмущение в народе. В июне 1648 года в Москве вспыхнуло восстание. В результате Б.И. Морозов был отстранен от государственных дел и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Вслед за московским вспыхнули восстания в южнорусских городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения в Новгороде и Пскове. Дальнейшие годы жизни царя Алексея доли ему много впечатлений и значительный житейский период. В 1649 году Алексей Михайлович сам принялся за управление государством.

Вскоре царь возмужает, из неопытного юноши станет очень определенным человеком, с оригинальною умственной и нравственной и нравственной физиономией.

 

 

2. Соборное  Уложение 1649 года

В правление Алексея  Михайловича на Земском соборе 1649 г. было принято "Соборное Уложение" - новый сборник законов.

Соборное Уложение состояло из 25 глав и содержало около 1000 статей. "Уложение" было впервые отпечатано типографским способом тиражом в 2000 экземпляров и оставалось действующим вплоть до 1832 г.

В "Уложении" наиболее важными были три группы глав.

В одной группе глав говорилось о преступлениях против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод подвергались казни. Это свидетельствовало о том, что в России фактически сложилась абсолютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране обладал царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридически.

Ещё одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по "Уложению" за дворянином признавалось право передачи поместья по наследству, при условии, что сыновья дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи "Уложения" свидетельствовали о том, что дворянское поместье (получали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый слой феодалов - дворянство - всё более уравнивался в правах с боярством.

Важнейший раздел "Уложения" был посвящён крестьянам и посадским  людям. Отныне по "Уложению" крестьянам запрещался переход от одного помещика к другому и устанавливался пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход из одного посада в другой, переход от одного ремесла к другому - запрещался. Беглые посадские люди также подлежали розыску. "Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.

3. Дела церковные  при царе

Строители Московского  царства в XVI в. и книжники их времени опирали то представление о православном Московском царстве, которое заняло столь большое место в мировоззрении царя Алексея, на определенной мысли о значении Москвы в истории человечества. В правление Алексея Михайловича в 1653 г. патриархом Никоном были проведены церковные реформы. Они потрясли духовную основу общества - Русскую Церковь.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Никон  воспринял идеи монаха Филофея о  Москве как третьем Риме. После  унии с римской католической церковью, после падения Византийской империи престиж Константинополя, как центра мирового православия, резко упал. В то же время, после возведения московского митрополита в сан патриарха престиж Русской Церкви на православном Востоке резко возрос.

И патриарх Никон стал развивать идеи Филофея - он стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.

Но к этому времени  в Москве и Константинополе установились разные церковные уставы - порядок  совершения церковных служб. Дело в  том, что во времена принятия Русью  православия в Византии действовали  два церковных устава. Они были совершенно равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в русских и византийских церковных книгах содержались разночтения, так как русские церковные книги переписывались от руки.

Итак, патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь играла ту роль в православном мире, какую играла Константинопольская, т.е. стала наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти на греческий церковный устав, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Книгопечатание давало такую возможность.

В 1653 г. Никон начал  проводить реформу. Русская Церковь  стала переходить на греческий церковный  устав, богослужебные книги стали  приводиться в соответствие с  греческими.

Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона - фанатичный и нетерпимый. Внешне разногласия сводились:

- по каким образцам - греческим или русским унифицировать  церковные книги,

- креститься двумя  или тремя перстами,

- как совершать крестный  ход - по ходу солнца или  против хода солнца.

Но причина неприятия  реформ была более глубокой. Церковные  споры в Византии были обычным  делом. Византия была наследницей Римской  империи. Византийцы впитали культурное наследие Рима. Византийцы привыкли, могли  мыслить. У восточных славян культурного наследия не было. Размышлять, вести богословские споры восточные славяне не могли. Поэтому ещё со времён Древней Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным, ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было проверено временем, - старина, традиции. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.

В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Народ посчитал эти бедствия карой  Божьей за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий, в частности, родственницы первой жены Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской боярыня Ф.П. Морозова и её сестра Е.П. Урусова. Знатных сестёр заковали в кандалы, подвергли страшным пыткам, потом сослали в Боровск, где в земляной тюрьме они и умерли. Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре.

Властный патриарх был  одно время и личным другом царя. Он претендовал на власть не меньшую, чем была у Филарета. Более того, со временем он стал подчеркивать превосходство церковной власти над светской. Патриарх стал фактически «сопровителем» царя, подмял под себя Боярскую думу, а во время отсутствия царя старался полностью его заменить.

Со временем царь стал тяготиться властной опекой патриарха, и отношения между ними охладевали. Инициатива разрыва исходила от Никона. Он публично в 1658г. отрекся от патриаршества и удалился в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. Он явно переоценил свои силы и влияние. Видя, что царь не реагирует на его выпады, Никон пошел на попятную, но тут уже царь стал проявлять строптивость и не хотел возвращения патриарха назад. Борьба продолжалась 8 лет.

В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха  и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен патриарх - реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построил по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

С тех пор единая Русская  Церковь расколота на две - Русскую  Православную Церковь (никонианскую) и  Русскую Православную Старообрядческую Церковь.

4. Социальный кризис

Середина - вторая половина XVII в. была наполнена социальными взрывами. Социальные движения этого времени свидетельствовали о том, что еще оставалась возможность развития сословно-представительной монархии, опирающейся на земские учреждения. Однако тенденция к абсолютизму оказалась сильнее. Восстания XVII в. по своей организации и структуре достаточно сложны: они включают и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б.И.Морозова, оказывавшего большое влияние на царя. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям "черных слобод", которые в отличие от "белослободчиков", освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. "Чернослободчики" требовали ликвидации "белых слобод" и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. Недовольство выражало и дворянство.

К лету 1648 г. в столице  складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья  Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны  стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы дворов бояр и других представителей знати. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных - Морозова, окольничего Траханиотова, начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. В ходе восстания сложился союз посадских людей, дворян и стрельцов. Они потребовали созыва Земского собора для рассмотрения их дел. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада.

Эхо московских событий  прокатилось и по другим городам  Российского государства; движущими силами выступали на севере посадские люди, а на юге - мелкий служилый люд.

Информация о работе Жизнь Алексея Михайловича Романова