Вклад Амбодика-Максимовича Н.М. в развитие отечественного акушерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:31, реферат

Краткое описание

Но во все времена были выдающие личности в разных областях медицинской науки. И акушерство не стало исключением. Одним из самых известных ученых был и остается Амбодик-Максимович Н.М. И целью моего семестрового реферата является попытка оценить вклад Амбодика-Максимовича в развитие отечественного акушерства. Для этого требуется выполнить несколько задач:
Рассмотреть развитие акушерства в России с древних времен
Кратко рассмотреть биографию Амбодика-Максимовича Н.М. и, наконец,
Оценить научные труды Амбодика-Максимовича Н.М.

Содержание

Введение
История развития акушерства в России
Краткое описание биографии Амбодика-Максимовича Н.М.
Вклад Амбодика-Максимовича Н.М. в развитие отечественного
акушерства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Tebenkova (1).docx

— 47.29 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Новосибирский  государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения  Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава  России)

 

 

 

 

Кафедра социально-исторических наук

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

 

 

АМБОДИК-МАКСИМОВИЧ НЕСТОР МАКСИМОВИЧ И РАЗВИТИЕ АКУШЕРСТВА

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка -1 группа,

1 курс, лечебный факультет

Тебенькова Анастасия  Евгеньевна

 

 

Проверил:

преподаватель 
Батанина Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013

План

Введение

  1. История развития акушерства в России
  2. Краткое описание биографии Амбодика-Максимовича Н.М.
  3. Вклад Амбодика-Максимовича Н.М. в развитие отечественного

акушерства 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Сущность родов - женщина становится матерью, если ребенок рождается. Вместе идут они вперед… объединенные в сердечное единство, которое продолжает жизнь»

(Хр. Гриском)

 

 

Искусство родовспоможения  или акушерство имеет  древние истоки. Еще  со  времен  первобытнообщинного  строя  известны случаи помощи рожающей женщине. Пройдя  сквозь  века,  умение помочь мучающейся в родах в наши  дни  практически  дошло  до совершенства.

 

Но во все времена были выдающие личности в разных областях медицинской науки. И акушерство не стало исключением. Одним из самых  известных ученых был и остается Амбодик-Максимович Н.М. И целью  моего семестрового реферата является попытка оценить вклад Амбодика-Максимовича  в развитие отечественного акушерства. Для этого требуется выполнить  несколько задач:

  1. Рассмотреть развитие акушерства в России с древних времен
  2. Кратко рассмотреть биографию Амбодика-Максимовича Н.М. и, наконец,
  3. Оценить научные труды Амбодика-Максимовича Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития акушерства в России

 

История акушерства тесно  связана с историей медицины вообще, хотя до XVIII столетия оно стояло на более низкой ступени развития, чем остальные отделы врачебной науки, так как на его долю выпала ещё большая борьба с предрассудками и невежеством.

В России наука акушерства получила своё начало и развитие значительно  позже, чем в других европейских  странах. Первый акушер, о котором  упоминается в летописях, был  англичанин Якоб (при Иоанне Грозном), славившийся как «умеющий очень искусно лечить женские болезни».

Акушерство (от французского “accoucher” – рожать) – одно из древнейших направлений медицины. Беременные женщины Древней Руси верили в помощь языческих заклинаний, в жертвоприношения богам, в силу трав.

Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся  почти каждый год, воспринимались всеми  как самое что ни на есть естественное событие. Наши предки благодарили богов  за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребенка и со смирением встречали его смерть. Помощь роженице в те времена оказывали  старшие в семье женщины. Летописи сохранили имя врача Евпраксии, необыкновенно талантливой и  самоотверженной женщины, жившей в XII веке. 

Но монголо–татарское иго, господствовавшее на Руси более двух столетий (1237 –1480), практически остановило развитие медицины. Лишь в конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, – так называемый Аптекарский приказ. Религиозные догмы и домострой, существовавшие на Руси, утвердили представление о том, что врачам –мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали “повитухи ”

Повитухи не имели специального образования, но славились своим  умением, основанном на опыте целых  поколений. К помощи повитух прибегали  вплоть до середины XX века. Однако в 20-е годы прошлого столетия они почему—то попали

4

под волну гонений и  репрессий. Беременность всегда была своего рода событием в

деревне. Как только беременность становилась заметной, соседи начинали обсуждать “брюхатую ”, гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребенка можно точно предсказать по форме живота матери. Если живот острый, то женщина носит мальчика, если широкий и плоский –родится девочка. Обращали внимание и на лицо беременной. Румяное и чистое лицо означало рождение мальчика, а покрытое пигментными пятнами –рождение девочки. В прежние времена существовало множество народных примет, связанных с беременностью. Например, отправляющимся на сенокос или жатву встреча с беременной должна была принести удачу. Ожидающей ребенка женщине нельзя было присутствовать при похоронах, смотреть на уродов и слепых. Верили, что если беременная совершит кражу, то родимое пятно на теле ребенка повторит своей формой украденную вещь. Положение женщины во время беременности во все времена определялось взглядами на это состояние социальной среды, ее благосостоянием, количеством рабочих рук и взаимоотношениями в семье. Однако бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали “учить бабу ”, свекровь освобождала ее от тяжелых работ по дому. Для беременной часто готовили отдельно что–нибудь вкусное и питательное, старались исполнять ее прихоти, с пониманием относились к ее подчас странным желаниям, брезгливости и т.д.

Древнейшим местом для  родов, которое готовили загодя, не только у крестьян, но и у царей  была баня — «мыльня». Ее с усердием мыли, скребли добела ножами пол, полати и стены, протапливали — чтобы  легче было «размягчить» тело роженицы, но париться ей не разрешалось. Баню протапливали специально заготовленными дровами: рябиновыми — чтобы отогнать нечистую силу, дубовыми — чтобы ребенок родился  сильным, березовыми — чтобы дитя было красивым.

Далее стоит отметить развитие акушерства в период царствования Петра  I.

Сами реформы Петра, давшие мощный толчок развитию науки в России, в том числе медицинской, почти  не коснулись организации родильной  помощи

5

населению. Хотя именно в  это время стали открываться  первые госпитальные школы, которые  стали началом систематической  подготовки отечественных врачей. Правда, обучение в этих школах велось на латинском  языке, и далеко не все русские  могли поступить в эти школы. В них учились преимущественно  дети иностранцев и дети духовенства.

"В то же время  велика была материнская и  детская смертность в результате  отсутствия акушерской помощи  при родах среди широких слоев населения". Если женщины из богатых слоев общества имели возможность обращаться к врачам и акушеркам-иностранкам за акушерской помощью, то женщины из народа часто оказывались без всякой помощи и поддержки.

Государство пыталось решить эту проблему с помощью иностранных  специалистов (из Голландии для царской  семьи специально выписывали "бабок-голландок"), но русская народная медицина отличалась самобытностью; "народ сам являлся  хранителем своих медицинских, в  том числе акушерских знаний, поэтому  передовые люди России считали необходимым  создание отечественных кадров врачей и акушерок, которые смогли бы использовать и знания, почерпнутые из зарубежных трудов, и отработанный тысячелетиями  опыт русского народного акушерства".

Например, М.В. Ломоносов  в своих трудах, уделяя большое  внимание вопросам увеличения рождаемости, рекомендовал целую систему мероприятий, в том числе - для развития повивального искусства в России - составить  русское руководство по акушерству, положить в его основу научные  труды западноевропейских ученых и  богатый опыт русских повивальных  бабок, напечатав его в большом  количестве.

Таким образом, обучение акушерству и образование родовспомогательных  учреждений на государственных началах  в России начались лишь во второй половине XVIII века, когда по предложению первого  организатора российского здравоохранения  П.З. Кондоиди (1710-1760) в 1757 году были открыты  в Москве и Санкт-Петербурге "бабичьи  школы", где стали обучаться акушерскому искусству в

течение 6 лет повивальные  бабки - женщины, оказывающие помощь в родах.

6

Но во главе этих школ первоначально были поставлены иностранцы, почти не знающие русского языка. Обучение носило чисто теоретический  характер. Не было современных учебных  пособий, а следовательно, достижения европейского акушерства оставались неизвестными. Поэтому уровень подготовки в  этих школах был низкий. Имелись  существенные трудности и при  наборе учениц: так, в 1757 году в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве 4 повивальные бабки - именно они  составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская "бабичья школа" подготовила всего 35 повивальных  бабок, из которых только "у пяти были русские фамилии", а остальные - иностранки.

И только с появлением отлично  подготовленных русских врачей-преподавателей, искренне заинтересованных в развитии в России родовспоможения, начала осуществляться подготовка акушерских кадров на современном  научном уровне. Поэтому "отцом  русского акушерства" следует считать  не кого-либо из иностранцев, ограниченную роль которых подчеркивал М.В. Ломоносов, а Нестора Амбодика- Максимовича (1744-1812). Получив хорошее образование и защитив диссертацию, он в 1781 году назначается "профессором повивального искусства" в Петербургскую акушерскую школу, а через 3 года - преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме.

В отличие от ряда иностранных  акушеров, уже первые представители  нашего отечественного акушерства были широко образованными вдумчивыми врачами, которые применяли акушерские операции лишь после критической оценки всех особенностей родов на основе твердого убеждения, что самопроизвольно  роды закончиться не могут.

В разных городах России постепенно открывались клиники  акушерства и родильные госпитали, в которых "бедные беременные женщины  находили себе убежище и помощь".

В Петербурге уже в 1771 году при воспитательном доме был основан "Родильный госпиталь" для бедных рожениц на 20 кроватей. Деньги на постройку  этого первого крупного родильного дома пожертвовал заводчик Порфирий Демидов. В 1821 году

7

здесь было уже 45 кроватей, а  в 1836 году Родильный госпиталь и  Повивальное училище ("бабичья  школа") были объединены в единое "Родовспомогательное заведение", в котором действовало 3 отделения:

 
- для бедных законных рожениц, 
- для незаконно рождающих, 
- "секретное отделение" (для подследственных, сифилитичек и др.)

В августе 1864 года заведение  было переведено в отдельное здание на Надеждинской улице, где и сейчас находится родильный дом имени  Снегирева.

В 1872 году при родовспомогательном  заведении было открыто гинекологическое отделение на 10 кроватей. Заведение  само готовило повивальных бабок  первого и второго разрядов, которых  использовало затем как в городе, так и в сельской местности.

Среди руководителей Родовспомогательного заведения (в 1904 году ему присвоили  титул "императорского") были такие  известные врачи, как лейб-акушеры  Я.Я. Шмидт (1852-1870), А.Я. Крассовский (1871-1898), Н.Н. Феноменов (1899-1908).

Повивальное училище ("бабичья  школа" и др., где с 1788 года преподавал Амбодик) со временем превратилось в  императорский клинический повивально-гинекологический институт, носящий ныне имя Д.О. Отто - подлинную школу акушеров-гинекологов  в России.

Начиная с середины XIX века в разных районах страны начали возникать  родильные дома на 6-10 кроватей. В  Петербурге руководство ими поручалось городским акушерам, должности которых  были введены несколько раньше. В  Петербурге существовали старший акушер и младшие акушеры. Возникали  и частные родильные дома. Один из них открыла в 1872 году на свои средства В.А. Кашеварова-Руднева, первая женщина, получившая в медико-хирургической  академии диплом доктора медицины.

Русское научное акушерство уже в середине XIX столетия стало  самостоятельной и самобытной наукой, освободившейся от иностранной зависимости. Среди русских

8

акушеров и гинекологов  было много видных ученых, возглавляющих  многочисленные научные школы, которые  получили общее признание как  у нас, так и за рубежом.

Однако в силу трудностей, испытываемых в условиях царской  России, русские акушеры и гинекологи не могли проявить всю мощь своего таланта. Количество акушерских кафедр было невелико, научные съезды были малочисленны, и в них участвовали  в основном лишь специалисты крупных  центров. Огромная территория страны, за исключением крупных городов, оставалась без квалифицированной  акушерско-гинекологической помощи; подавляющее  число родов происходило вне  медицинских учреждений, и даже вне  медицинского наблюдения, и потребность  в такой помощи удовлетворялась  лишь в ничтожной степени. Так, в 1903 году, по данным литературы, 98% женщин в России рожали без всякой акушерской помощи.

Но даже и в таких  крупных городах, как Санкт-Петербург, несмотря на то, что к концу XIX века в городе было уже достаточно родильных  домов, акушерских кадров и специальных  институтов, обеспеченные женщины предпочитали рожать дома, хотя и под наблюдением  акушерок. До начала Первой мировой  войны городские районные родильные  дома служили в основном для бедного  городского населения. Только после  революции 1917 года родильные дома стали  основным местом для женщин, готовящихся  стать матерями.

Информация о работе Вклад Амбодика-Максимовича Н.М. в развитие отечественного акушерства