Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы: изучить ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона.
В данной работе ставились следующие задачи:
1. изучить биографию Тутанхамона и его гробницу.
2. изучить ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона, чтобы лучше разбираться в их символике, так как любой элемент изделий в Древнем Египте носил свой определённый сакральный смысл.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография Тутанхамона……………………………………………………...4
Глава 2. Гробница Тутанхамона………………………………………………………6
Глава 3. Ювелирные изделия из гробницы……………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

им.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по Истории искусства

« Ювелирные изделия  из гробницы Тутанхамона»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Биография Тутанхамона……………………………………………………...4

Глава 2. Гробница Тутанхамона………………………………………………………6

Глава 3. Ювелирные изделия из гробницы……………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для написания курсовой работы по Истории искусства я выбрала тему «Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона». Эта тема меня очень интересует, потому что ювелирные изделия, которые были обнаружены в гробнице Тутанхамона, являются величайшим наследием египетской культуры и ювелирного искусства в целом. Так как я учусь на кафедре «Художественная обработка металла», и в программу обучения входит ювелирное дело, то считаю, изучение именно данной темы для меня очень актуально и полезно.

Для изучения данной темы, я использовала книгу, написанную Говардом Картером «Гробница Тутанхамона», так как в ней дана полная информация о ювелирных изделиях, о том, где именно они были обнаружены.

Цель написания работы: изучить ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона.

  В данной работе ставились следующие задачи:

1.   изучить биографию Тутанхамона и его гробницу.

2. изучить ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона, чтобы лучше разбираться в их символике, так как любой элемент изделий в Древнем Египте носил свой определённый сакральный смысл.

3.   расширить и обогатить свой кругозор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Биография Тутанхамона.

Тутанхамон (Тутанхатон) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333 — 1323 годах до н. э., из XVIII династии, в эпоху Нового царства. Муж одной из дочерей Эхнатона — знаменитого фараона-реформатора. Древнеегипетское имя Тутанхамона (twt-anx-imn) переводится как «Живой образ Амона».

Кто были его родители, точно не установлено, но, скорее всего, он был внуком Аменхотепа III. Его право на трон определялось его женитьбой на Анхесенпаатон (позже носившей имя Анхесенамон), дочери Эхнатона и Нефертити. К моменту смерти Эхнатона Тутанхамону было всего девять лет, поэтому он находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – Эйе, который сделался его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Мало известный как фараон, Тутанхамон стал знаменит благодаря сенсационному открытию в 1922 его почти не потревоженной гробницы. В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора.

Годы правления Тутанхамона — это начало эпохи реставрации и отказ от идей Амарны. При нём Эхнатон и его город подверглись забвению и проклятию, и начали реставрироваться старые культы, и, прежде всего культ главного государственного бога Амона. Потом же, после того, как он примкнул к фиванской партии и отказался от идей Эхнатона, он сменил своё имя на Тутанхамона. Сменила своё имя и его супруга — Анхесенпаатон на Анхесепамон.

На протяжении всего своего правления Тутанхамон имел очень сильное влияния военачальника Хоремхеба и визирей Эйе и Майя. Скорее всего, правил он лишь номинально. Вся же власть в государстве принадлежала именно им. Эйе и Хоремхеб впоследствии стали фараонами Египта, а Хоремхеб – последним фараоном XVIII династии. Благодаря ему, Тутанхамон укрепил позиции Египта в Эфиопиии и Сирии. Его могло ожидать блистательное будущее, но он неожиданно умер, не оставив после себя наследника-сына.

Кроме восстановления прежних религиозных культов, при Тутанхамоне активизировалась также и внешняя политика Египта. В поминальном храме фараона говорится о том, что он вёл военные действия против нубийцев и азиатов. Как считают современные египтологи, войны вполне имели место быть, только командовал ими, скорее всего не юный царь, а военачальник Хоремхеб.

Умер Тутанхамон в молодом возрасте в результате неизвестных египтологам причин. Есть несколько версий его гибели, и все они сводятся к тому, что смерть его не была естественной: фараон умер либо в результате болезни, либо в результате убийства от рук придворных заговорщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Гробница Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, на противоположном Фивам берегу Нила, где находились усыпальницы египетских фараонов. И это единственная почти не разграбленная царская гробница, содержавшая полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.

Гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в ноябре 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном, финансировавшим экспедицию. До открытия гробницы о молодом фараоне Тутанхамоне почти ничего не было известно.

Гробница Тутанхамона состоит из ведущей вниз входной лестницы, понижающегося прохода, передней комнаты с боковой кладовой, погребальной комнаты и сокровищницы.

Говард Картер пишет  в своей книге «Гробница Тутанхамона»: «Большинство предметов, находившихся в погребальном покое, имело культовое назначение, и, хотя некоторые из них были сделаны весьма грубо, тем не менее они давали возможность проникнуть в прошлое. Это были произведения благородного искусства, хотя появление их можно объяснить только суеверными заблуждениями. Этот великолепный пример заботы о благополучии умершего тронул нас до глубины души. Погребальный покой со всем своим убранством прекрасно вводит нас в круг представлений древних египтян. Со страхом перед богами и демонами, созданными их собственным воображением, сочеталось искреннее чувство любви к усопшему. По строгой простоте своей погребальный покой был бы достоин самого бога, а не только его представителя на земле, ставшего по истечении срока земной жизни одним из владык Запада».

Убранство этого покоя, так же как и передней комнаты, состояло из личных вещей фараона  и предметов культового назначения. Таким образом, здесь запечатлены  вкусы и склонности юного царя, а также религиозные верования  его эпохи. Вещи, служившие фараону при жизни, помещены сюда, чтобы выразить теплые чувства его подданных, а предметы культа должны были защитить его от ужасов преисподней. Ведь даже великий бог солнца встречал всевозможные препятствия, попадая сюда в своем ночном странствии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Ювелирные изделия  из гробницы Тутанхамона.

В этой главе я опишу ювелирные изделия, которые представляют, на мой взгляд, наибольший интерес и являются великолепнейшим примером ювелирного искусства.

В передней комнате гробницы под кроватью был обнаружен сундучок, в нём оказалось множество ценных и интересных вещей. Крупный скарабей из золота и лазурно-голубого стекла; пряжка, представляющая собой золотую пластинку с изображением охотничьих сцен, чрезвычайно тонкой работы зернью; скипетр из массивного золота и лазурного стекла; красивые цветные воротники и ожерелья из фаянсовых бус и связка массивных золотых колец, завязанных в льняной платок.

Самое большое количество разнообразных и великолепнейших ювелирных изделий было найдено в последнем из трёх обнаруженных гробов - золотом гробе, в котором находилась мумия фараона. Для начала, я бы хотела описать два гроба, открытие которых предшествовало открытию третьего золотого гроба.

Первый гроб.

Находился во внутреннем саркофаге первый (наружный) гроб. Картер пишет: «Этот большой позолоченный деревянный антропоидный гроб длиной 2,25 метра украшен головной повязкой «хат». Маска и руки сделаны из массивных листов золота. Гроб относится к типу «риши», так как в основном украшен орнаментом из перьев. Стиль «риши» был распространен в Фивах в переходный период от Среднего царства к Новому, а также во время правления XVII династии. В эпоху Нового царства, с начала XVIII династии, при погребении как высших сановников, так и простых людей стиль украшения гробов совершенно меняется. Однако гроб Тутанхамона, как мы теперь увидели, сохранил прежний облик, правда, с незначительным изменением: были добавлены изображения богинь-хранительниц. Таким образом, оказывается нарушенным обычный порядок вещей, так как вообще стиль быстрее изменяется в обиходе высших, а не низших общественных групп. Не сыграла ли в данном случае роль какая-нибудь связанная с царем религиозная традиция? Когда-то богиня Исида защитила мертвого Осириса, охватив его своими крыльями, и так же она защищает нового Осириса, олицетворенного изображением».

Второй гроб.

По форме он схож с первым, передает очертания мумии Осириса и также покрыт орнаментом «риши». Однако в деталях имеются, некоторые отличия. Так, голова царя повязана платком «немее», фигуры богинь-хранительниц Исиды и Нефтиды заменены коршуном Нехебт, защищающим фараона своими крыльями, и змеей Буто. Картер пишет: «Нас поразило благородство замысла и мастерство исполнения этого прекраснейшего произведения искусства…Массивные золотые украшения второго двухметрового гроба богато расцвечены инкрустацией из цветного стекла, имитирующего то красную яшму, то лазурит, то бирюзу».

Третий гроб.

Картер пишет: «Перед нами предстал третий гроб, которому, подобно предшествующим двум, была придана форма фигуры Осириса. Однако основные художественные детали его были скрыты плотно облегающим красноватым саваном. Только лицо, сделанное из полированного золота, оставалось открытым. Ожерелье из бус и цветов, покрывающее шею и грудь, было пришито к подкладке из папируса.

И вот обнаружилась поразительная  вещь: этот третий гроб длиной 1,85 метра  был сделан из массивного золота! Маске этого золотого гроба вновь было придано портретное сходство с царем, но черты его, хотя и условные, так как они символизировали Осириса, были более юными, чем на других гробах.

 Гроб украшал орнамент  «риши» и фигуры Исиды и  Нефтиды - сюжеты первого гроба.  Их дополняли крылатые фигуры  Нехебт и Буто. Эти фигуры богинь-хранительниц - эмблемы Верхнего и Нижнего  Египта - резко выделялись на гравированном орнаменте, щедро украшавшем гроб, так как представляли собой пышные массивные накладки из перегородчатой эмали. Изображения богинь были инкрустированы полудрагоценными камнями».

Кованая золотая маска, прекрасный и единственный в своем роде образец древнего портретного искусства, хранит печальное, но спокойное выражение, напоминающее о юности, безвременно похищенной смертью. На массивном золотом лбу маски изображены символы царской власти - коршун Нехебт и змея Буто - эмблема двух царств, которыми правил фараон. К подбородку была прикреплена характерная для Осириса искусственная борода из золота и стекла цвета лазурита. Шею охватывало тройное ожерелье из дискообразных бусин из желтого и красного золота и синего фаянса. С шеи на гибких, инкрустированных золотом ремнях свешивался большой скарабей из черной смолы, который покоился между руками мумии и был украшен священным изображением Бенну (феникса). Руки из полированного золота, скрещенные на груди, были прикреплены к полотняным пеленам и сжимали плеть и крючкообразный скипетр - эмблемы Осириса. Под этими украшениями находился простой полотняный покров, снабженный богато инкрустированными золотыми лентами, свешивающимися с большой, покрывающей грудь фигуры (типа пектораля), изображающей птицу Ба, или душу, крылья которой распростерты по телу. Она сделана из золота техникой перегородчатой эмали. Так как золотые ленты подверглись действию священных благовоний, их блестящие детали с трудом можно было разглядеть».

«Резким контрастом на темной и мрачной поверхности благовоний выделялась сверкающая и, можно сказать, величественная, пламенеющая золотом маска. Эта маска, или портрет фараона, покрывала его голову и плечи».

 

 

 

 

 

 

Хотя атрибуты, обнаруженные на мумии, обычно присваиваются богам, маска имела определенное сходство с Тутанхамоном, отличаясь той же миловидностью и невозмутимостью и теми же чертами, которые мы можем распознать на всех его статуях и саркофагах. Некоторые черты лица Тутанхамона придают ему сходство с его тестем Эхнатоном; с другой стороны, особенно в профиль, оно очень напоминает лицо великой царицы Тии, матери Эхнатона. Другими словами, чем больше вы вглядываетесь в это лицо, тем яснее в нем проступают черты родства Тутанхамона с обоими великими предшественниками.

В золотом гробе была обнаружена мумия. В гробнице Тутанхамона ювелирные изделия - амулеты и украшения - были обнаружены в большом количестве. Только на одной мумии фараона оказалось сто сорок три отдельных украшения, несколько безделушек было найдено в переносном пьедестале Анубиса, а остальные - в различных ларцах для драгоценностей. 

Информация о работе Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона