Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы: изучить ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона.
В данной работе ставились следующие задачи:
1. изучить биографию Тутанхамона и его гробницу.
2. изучить ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона, чтобы лучше разбираться в их символике, так как любой элемент изделий в Древнем Египте носил свой определённый сакральный смысл.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография Тутанхамона……………………………………………………...4
Глава 2. Гробница Тутанхамона………………………………………………………6
Глава 3. Ювелирные изделия из гробницы……………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

им.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

На дне саркофага было обнаружен ларец для благовоний. Картер пишет: «превосходный образец культовой утвари - богато орнаментированный сосуд из золота и серебра, предназначенный для священных благовоний»

Этот изысканный образец ювелирного искусства около 15 сантиметров в высоту сделан из золота; подставка – из серебра. Ларцу придана форма двух картушей (каждый из них образует особое вместилище для благовоний), украшенных резными и коваными узорами и инкрустированных с лицевой и оборотной стороны непрозрачным разноцветным стеклом и прозрачным кальцитом. Изображения с лицевой стороны внутри картушей представляют юного царя с солнечным диском над головой, с локоном Гора, сидящим на эмблеме праздника «хеб». Символические изображения на боковых сторонах коробочки передают имена царя и фигуру вечности «хех». Серебряную подставку обрамляет кованый фриз из знаков «анх» и «уас». На нижней поверхности подставки изображены дикие болотные птицы, выполненные в стиле Амарны. Двойные перья «шу» с солнечным диском, образующие крышку, инкрустированы разноцветным стеклом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диадема царя в форме повязки.

После удаления нескольких слоев повязки обнаружилась великолепная диадема, целиком охватывающая голову фараона, - предмет исключительно красивый и в то же время простой. Диадема представляет собой золотой обруч, богато орнаментированный рядом кружков из сердолика. В середину каждого кружка вделана крошечная золотая шишка. С задней стороны прикреплен бант в виде диска, обрамленного цветами, с которого свешиваются две золотые также украшенные ленточки. Обе стороны диадемы оканчиваются подвесками такого же типа, но более широкими. Каждую из них венчает массивный урей, прикрепленный к ребру подвески. Следует отметить, что эмблемы власти над севером и югом, относящиеся к этой же диадеме, были найдены отдельно, у правого и левого бедер мумии, а так как фараон лежал внутри саркофага головой к западу, то змею Буто поместили слева, а коршуна Нехебт - справа, то есть так же, как и соответствующие эмблемы на гробах.

Обе эти золотые эмблемы царской власти имели на внутренней стороне углубления, в которые вставлялись скрепы-застежки на диадеме. Таким образом, их можно было снимать и надевать, применяясь каждый раз к той короне, которую желал носить фараон.

Достойным упоминания примером изящной работы по металлу является золотой коршун Нехебт с обсидиановыми глазами. Форма головы и полукруг коротких тугих перьев, охватывающий, подобно воротнику, его шею с затылка, - все это говорит о том, что птица, олицетворяющая богиню Верхнего Египта, была обыкновенным коршуном. Эта порода широко распространена и по сей день в Нубии и нередко встречается в средних и южных провинциях Египта, однако в Нижнем Египте - лишь в исключительных случаях.

Описанная диадема ведет свое происхождение с очень отдаленных времен. Во всяком случае, ее название «сешнен» и форма восходят к тем повязкам, которые носили мужчины и женщины всех сословий еще во времена Древнего царства, то есть примерно за полторы тысячи лет до Нового царства. Более того, имеются достаточно убедительные данные, позволяющие причислить диадему такого типа к древнейшим принадлежностям погребальной утвари. Упоминания о ней встречаются в «Текстах саркофагов» Среднего царства».

Очень много было обнаружено эмблем, амулетов и воротников. Эмблемы некоторых божеств встречались дважды и иногда сочетались попарно, в частности Нехебт и Буто. Возможно, этим древние египтяне стремились достичь особой действенности некоторых символов. Этих украшений мистического и личного характера на теле фараона было обнаружено огромное количество.

Все украшения имеют особый смысл. Они очень редко применялись только из эстетических побуждений. Сделаны эти украшения очень оригинально. Орнаментальные мотивы и символы комбинируются в них, и в результате смысловое значение сочетается с художественным эффектом. Отдельные детали их не воспроизводят полностью натуру; напротив, объекты окружающего мира подобраны соответственно их символическому значению и симметрично оформлены в виде орнамента. Лишь временами кое-где встречаются элементы чисто геометрического рисунка.

Множество амулетов и священных эмблем, найденных на шее царя, имеют огромное значение. Они свидетельствуют о том, как сильно страшили египтян опасности загробного царства, ожидающие покойника. Несомненно, эти амулеты предназначались для защиты его от напастей во время путешествия по потустороннему миру. Качество и количество этих защитных амулетов зависели от положения и богатства покойника, а также от степени любви и привязанности его родных и близких.

Египтяне питали необычайное пристрастие к бусам, и весьма нередко на одной мумии находят несколько ожерелий, два или три воротника, один-два пояса и полный набор браслетов и ножных колец. На подобные украшения идет несколько тысяч бусин и бисерин.

На шее фараон было обнаружено множество ожерелий-воротников, представляющие собой кованые золотые пластинки, покрывавшие шею и грудь царя: 1)ожерелье Буто и ожерелье Небти(т.е. Нехбет и Буто,2) ожерелье Нехбет, ожерелье сокола.

 

 

 

Ожерелье Гора.

Ожерелье Буто.

 

Наиболее выразительные воротники, обнаруженные на шее мумии - это воротники - пекторали из перегородчатой эмали. Один из них, нагрудное ожерелье Гора, выполненное целиком из 38 золотых пластинок, инкрустированных по способу, напоминающему перегородчатую эмаль (тщательно инкрустированных разноцветным стеклом и нанизанных вместе с каёмкой из бисера). Этот великолепный образец ювелирного искусства открывает серию трех ожерелий, которые находились на дальнейших слоях.

Также было обнаружено гибкое ожерелье Нехбет, изображающее богиню Нехебт - грифа с распростертыми крыльями. Туловище грифа монолитное, украшенное разноцветной смальтой, глаза и клюв инкрустированы обсидианом. В лапах знаки вечности. Птица-гриф связывалась также в иероглифике со знаком "мать". Распростертые крылья составлены из 256 золотых пластинок, инкрустированных разноцветной смальтой, имитирующей бирюзу, красную яшму и лазурит. Пластинки соединены нитью через небольшие петельки и расположены в несколько рядов, разделенных золотыми бусинками. Также пластинки гравированы с обратной стороны. Этот роскошный воротник имел магическое защитное значение. Противовес в виде цветка также инкрустирован разноцветной смальтой.                                    

 

 

Ожерелье Небти.

Говард Картер пишет в книге: «На упомянутом ожерелье лежал чистый лист папируса, а под ожерельем, посредине груди, - другое ожерелье в виде сокола: из чеканного листового золота, подобное найденному в первой группе на плечах. На обеих сторонах его, параллельно правой и левой руке, находилось по небольшому золотому амулету в форме узла неизвестного назначения. Справа и слева от нижней части груди лежали три золотых браслета, два из них замыкались большими бочкообразными бусами из лазурита и сердолика, третий - эмблемой в виде «ока Гора», сделанной из железа. Это была вторая из трех находок столь редкого и имеющего такое большое, я бы сказал историческое, значение металла. Из него была сделана описанная выше подставка для головы «урс» и только что упомянутая эмблема «удж» на браслете, а третью находку, имеющую особенно важное значение. Картер пишет: «Здесь же мы видим несомненное доказательство применения в Египте этого столь необходимого металла, обладание которым, по словам Рэскина, играло и играет такую огромную роль «в природе, в политике и в искусстве».

На 11-12 слоях украшений на мумии были обнаружены следующие юелирные украшения.

Подвеска состоит из жуков Хепер, поддерживающих диски (средний - луны, два - солнца). Под жуками знак "неб". Нижняя часть, в свою очередь, заканчивается подвесками в форме цветов и бутонов лотоса. Жуки и розетки из лазурита, маленькие бутоны маргариток и лотоса из карнеола, цветы инкрустированы разноцветной смальтой. Цепочка из мелких бус.  
Замыкает цепочку пектораль с изображением бога времени, поддерживающего картуш с именем Тутанхамона. Картуш гласит: «Прекрасный бог Небхепрура – Амон-Ра, изобранный Ра». Справа урей в короне Верхнего Египта, слева - знак "джед".




Пектораль из жуков Хепер.

 

Картер пишет: «Жуки здесь, несомненно, имеют мистическую связь с солнечными и лунными дисками, которые мы видим в их передних лапках. В религиозных текстах скарабей обычно ассоциируется с диском. По всей вероятности, лунный диск, в данном случае шар, появляющийся из лунного полумесяца, символизирует бога Тота, олицетворяющего месяц. Оба диска в значительной степени были связаны с древнейшими источниками египетской мифологии. И независимо от религии, бытующей в той или иной период, культ солнца, скрываясь под новой оболочкой, всегда оставался основным не только в отношении живущих, но и в еще большей степени в отношении умерших. В «Книге мертвых» (гл. XV) мы читаем: «О ты, сияющий диск, подымающийся каждый день на горизонте, да озаришь ты лицо Осириса, который поклонится тебе на рассвете и умилостивит на закате». Эти образцы ювелирного искусства отражают вершину развития прикладного искусства XVIII династии - сюжеты природы и символика орнамента сочетаются, лаская глаз и привлекая внимание. В этом отношении до известной степени показателен стиль выполнения жуков. При всей условности трактовки воспроизводится каждая существенная деталь насекомого и его особенно бросающиеся в глаза черты: выступающие спереди рожки и оболочка крылышек намеренно подчеркнуты; на щите, то есть завершении широкой плоской головки, видны зубчики, расположенные полукругом; дугообразные передние лапы с наружной стороны оканчиваются пятью крепкими когтями и подобно четырем длинным и тонким задним лапкам резко выступают наружу; последняя пара, слегка дугообразная, заканчивается острыми клещами».

 

Золотая подвеска в виде коршуна Нехебт. 
Золотая фигура коршуна с опущенными крыльями, украшенная инкрустацией из лазурита, карнеола, сердолика и цветной смальты. На оборотной стороне картуш с именем Тутанхамона. Цепочка подвески состоит из золотых и лазуритовых пластинок, нанизанных на нити, окаймленных мелкими бусами из золота и голубой смальты. Застежка цепочки из двух золотых фигурок соколов, украшенных лазуритом, полевым шпатом, ониксом, сердоликом и цветной пастой в технике перегородчатой эмали и инкрустирована разноцветным стеклом.

 

Пектораль в виде глаза «удж».

Пектораль представляет собой глаз «удж» с геральдически оформленным уреем Буто спереди и коршуном Нехебт позади. Оборотная сторона его покрыта изящной чеканкой по золоту, а внизу имеются инкрустации лазуритом и каким-то неизвестным камнем бледно-зеленого цвета, напоминающим эпидот. Пектораль в виде глаза из золота, инкрустирован лазуритом, светло-зелёным камнем и разноцветным стеклом.

 

Пектораль в  виде солнечного сокола из золота.

Тело птицы прорезной  работы. Пектораль полумесяца и лунного  диска из золота, инкрустированный разноцветным стеклом.

 

Подвеска со скарабеем.

Подвеска, составленная из фигуры скарабея, трех вертикальных пластинок, солнечного диска и знака "неб" ("владыка"), воспроизводит  имя фараона (Небхепрура). Скарабей и солнечный диск помещены на лунном серпе из лазурита на золотой основе. Остальные части подвески богато инкрустированы лазуритом, сердоликом и цветной смальтой. Скарабей подвешивался к золотой цепочке, оканчивающейся тремя массивными золотыми подвесками. Две из них в форме цветов лотоса. Третья, наиболее массивная, несет на себе картуш фараона с двумя уреями по сторонам. Этот пектораль задуман так, чтобы воплотить игру слов, связанную с царским именем: крылатый скарабей держит в передних лапках лунный диск и полумесяц, а в задних лапках - детерминатив множественного числа (три вертикальных штриха) и иероглиф «хеб» (праздник). Таким образом, вместо Небхепрура (тронное имя Тутанхамона) получается Хепрухебиах (праздник воплощений луны)».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности всех этих пекторалей свидетельствуют о том, что они, несомненно, были личными украшениями фараона.

Невозможно пропустить великолепные браслеты, расположенные на обеих предплечьях мумии фараона. Картер пишет: «Оба предплечья от локтей до запястий украшены великолепными браслетами, семь штук надеты на правую руку, а шесть - на левую. Они причудливо составлены из скарабеев и ажурных пластинок из карнеола чудесной ювелирной работы. Одни снабжены гибкими обручами из бус, другие - геометрическим орнаментом или узором из цветов с инкрустациями из полудрагоценных камней и многоцветного стекла. Судя по диаметру, они были рассчитаны на очень маленькую руку. Ни один из них не имел характерных особенностей погребальных украшений; очевидно, они когда-то использовались в повседневной жизни».

 

 

 

 

 

 

 

Золотой кинжал.

На мумии Тутанхамона  были обнаружены два кинжала - один с золотым клинком, заткнутый за пояс, другой с железным клинком, находившийся у правого бедра фараона. Оба они по своей форме относятся к кинжалам, появившимся в Египте в начале XVIII династии.  
Рукоятка золотого кинжала украшена полосами из золотой зерни и цветным узором из камней и смальты, выполненным в технике перегородчатой эмали. На вершине рукоятки - золотая пластина-накладка с именем фараона. В верхней части - схематическое изображение птицы с распростертыми крыльями, а в нижней - орнамент из золотой нити в виде спирали и витой веревочки. Лезвие украшено продольными желобками, заканчивающимися пальметкой и орнаментальным гравированным пояском над ней. Золотой кинжал был вложен в изящные ножны. Одна сторона их (с петлями для прикрепления к поясу) украшена вертикально расположенными фигурами животных в "летящем галопе", на которых нападают охотничьи собаки. В нижней части этой стороны ножен помещен элегантный цветочный орнамент, а вверху, над пояском со спиральным орнаментом - иероглифическая надпись: "Благой бог, владыка силы, Небхепрура, которому дана жизнь". Вторая сторона ножен покрыта орнаментом в технике перегородчатой эмали, имитирующим перья. В верхней ее части - поясок из пальметок, а в нижней - головка шакала в фас.  
М. Э. Матье указывала, что такое изображение животных в египетском искусстве появилось после знакомства египтян с произведениями искусства Эгейского мира и Передней Азии.  
Г. Картер видел в стиле исполнения кинжала влияние искусства стран Средиземноморья, но считал его изделием египетского мастера. Характер орнамента, трактовка фигуры птицы с распростертыми крыльями иные, чем в египетских образцах, позволяют предположить, что золотой кинжал является иноземным изделием, выполненным специально для фараона.  
Второй кинжал с железным клинком, но с рукояткой, подобной рукоятке золотого кинжала, увенчанной горным хрусталем, тоже никак не может быть признан египетским изделием. О подарках фараонам железных кинжалов с золотыми рукоятками, украшенными драгоценными камнями, рассказывают письма митаннийского царя Тушраты из Эль-Амарнского архива.

Информация о работе Ювелирные изделия из гробницы Тутанхамона