Цветоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Очевидно, что в целях совершенствования содержания образования, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности, педагогической задачей дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета.
Практическая значимость - заключается в том, чтобы анализ методики преподавания цветоведения в системе средне профессионального образования был как можно более продуктивным, и рекомендован в использовании.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Основы цветоведения
1.1.Физическая теория цвета..................................................................... 5
1.2. Цветоведение. Физиологическое и психологическое воздействие цвета на человека...............................................................................................9
Глава 2. Методика преподавания Цветоведения в учреждениях средне-профессионального обучения
2.1. Развитие профессиональных навыков в процессе обучения.........21
2.2. Методика преподавания» цветоведения» аспекты рассмотрения цвета......................................................................................................................24
2.3. Разработка занятий. План..................................................................29
Заключение.........................................................................................................34
Список используемой литературы.................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Ритка.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

-диагностирующая (отмечающая сильные и слабые стороны)

-прогнозирующая (определяет перспективы художественного развития ученика)

-корректирующая (намечает пути исправления и совершенствования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3Разработка  занятий. План

 

Урок № 1

Тема: Введение в цветоведение. История цвета.

Цель: Дать студентам знания об основных особенностях цвета, их историческое значение у разных народов, культур.

Задачи:

1.Воспитательная - сформировать знания у учащихся об истории, теории цвета. Познакомить с новыми понятиями и терминами.

2.Развивающая - знание значимости цвета в основах художественного образования.

3.Воспитательная - воспитать основу видения цвета  для учащегося на основе знаний истории и культуры других стран.

Методическая  связь: история, культура и искусство

Тип урока: изучение нового материала

Методы: лекция, беседа, демонстрация, анализ.

Оборудование

Для преподавателя: план конспект урока, наглядное пособие, плакаты, репродукции.

Для студентов: тетрадь, ручка, ластик, карандаш.

План первого  урока:

1.Организационный  момент-5 минут

2.Изложение  нового материала-40 минут

3.Обсуждение  наглядного пособия, репродукций-30минут

4.Подведение  итогов-10минут

5.Задание на  дом-5минут

1.Организационный  момент.

Подготовка рабочего места. Приветствие студентов. Знакомство. Проверка отсутствующих.

    1. Изложение нового материала и показ наглядного пособия и репродукций.

Тема: Введение в цветоведение. История цвета. Сегодня мы познакомимся с физической теорией цвета. Цветовым кругом. Понятие «цветоведение» термины. Проводиться беседа об исторической культуре цвета разных стран и культур. В ходе демонстрируются соответственные плакат, репродукции.

4.Подведение  итогов.

Закрепление пройденного материала, анализ.

5.Задание на  дом

К следующей лекции подготовить на формате А4 цветовой круг и растяжку.

Урок № 2

Тема: психофизиологическое воздействие цвета на сознание человека.

Цель: Знакомство студентов с другими свойствами цвета.

Задачи:

1.Воспитательная-воспитывает применения цвета.

2.Развивающая - биологические основы восприятия и психофизиологическое воздействие цвета на сознание человека, а также вопросы практического использования законов колористики в дизайне.

3.Воспитательная-развить художественно нравственный - эстетический вкус в цветовом решении.

Методическая связь: психология и физиология, искусство

Тип урока: изучение нового материала

Методы: лекция, демонстрация, наблюдение, практическое задание.

Оборудование

Для преподавателя: план-конспект урока, наглядное пособие, репродукции.

Доска.

Для студентов: тетрадь, ручка, листки для набросков, краски.

План второго  урока:

1.Организационный  момент-5 минут

2.Просмотр домашнего  задания-20минут

3.Изложение  нового материала-40 минут

4.закрепление  пройденного материала (в виде набросков)-20минут

5.задание на  дом-5 минут

1.Организационный  момент.

Подготовка  рабочего места. Приветствие студентов. Проверка отсутствующих.

2.Просмотр домашнего  задания

По теме: «Введение цветоведения». Учащиеся подходят с набросками цветового спектра и цветового круга. Идет обсуждение работ, при которой идет закрепление прошлой темы.

3 .Изложение  нового материала

Тема: «психология и физиология Цвета». Его воздействие на человека. Приемы, используемые при работе дизайнера, художника. Цветовая гармония. Подача примеров репродукций по теме.

4Закрепление  пройденного материала

Практическая  работа: наброски холодных и теплых цветов в композиции.

5.Задание на  дом

Проработка  начатых работ на лекции.

На формате  А4 четыре цветотона: Весна, Лето, Осень, Зима.

 

Урок № 3

Тема: Цветоведение. Свойства цветового круга. Иллюзии цвета. Гармоничные сочетания. Психологические свойства. Теория времени года. Обобщение пройденного материала.

Цель: сформировать у учащихся всю полноту цветовых возможностей, решений. Научить применять полученные знания на практике.

Задачи

1.Образовательная - научить обращаться с цветом, в дизайнерской деятельности.

2.Развивающая-дизайнерское мышление, креативность, гибкость, целесообразность, чувство стиля и гармонии, развитие творческих способностей, воплощение их за счет цвета.

3.воспитательная - воспитать чувство гармонии через цветовую палитру.

Методическая связь: история, психология, практика.

Тип урока: обобщение пройденного материала. Практика.

Методы: Рассказ, беседа, демонстрация, наблюдение.

Оборудование

Для преподавателя: План-конспект урока, наглядное пособие, репродукции, мел, доска.

Для студентов: тетрадь, форматыА4, карандаши, краски.

План третьего урока:

1.Организационный  момент-5минут.

2.Закрепление  пройденного материала-15минут

3.Выполнение набросков -50минут

4. Подведении итогов-15минут

1.Организационный  момент.

Подготовка  рабочего места. Приветствие студентов. Проверка отсутствующих

2.Закрепление  пройденного материала

Обобщение пройденного  материала.

3.Выполнение  набросков.

1Композиция на хроматические и ахроматические цвета.

2расклад цвета.

3разбор на  цвета репродукции.

4Подведение  итогов.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развить любовь студентов к цвету. Бережное отношение  к творчеству и одновременно тактическое  руководство этим процессом - залог успеха преподавателя. В преподавании, как и в любом другом виде искусства, требуется вдохновение, находчивость, творческий подход к делу. Передача своих накопленных знаний, умений и методик поможет учащимся раскрыться в творчестве. Заинтересовать предметом, привлечь внимание и заняться практическими занятиями. При помощи своих знаний дать раскрыться студенту, вытащить из него ту его еще непознанную часть.

Задача педагога развить в студенте цветовое мышление, креативность, фантазию, воображение, интуицию. Умение генерировать идеи и умение их реализовывать, эстетический вкус.

В целях исследования изучили методику преподавания цветоведения в системе средне-профессионального  образования. Научились профессионально  использовать полученные знания.

Результаты  исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания форм, методов и средств обучения цветоведения в средне-профессиональных и специализированных средних учебных заведениях.  Которые могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности; рабочие программы по данным курсам. Материалы исследования также могут быть использованы при разработке альтернативных технологий подготовки будущего специалиста, а также при разработке программ развития живописно-колористических навыков у студентов-дизайнеров. Что бы учащиеся могли самовыражаться  кистью, как поэт пером: “…Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные позолотой…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы и сайтов

1. Введение в оптику. Электромагнитная природа света. Фотометрия. / Барсенов Д.Г., Грановский В.Г., Греков А. А., Юркевич В.Э. - М.: ЦНТДИСИ при РГПИ, 1992. -30 с.

2. Дружкова Н. И. Кандинский в Баухаузе. Теоретические основы художественно-педагогической деятельности: Монография. М.: МГУП, 2006.

3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.:Искусство.-1986.-158с.

4. Зернов В.А. Цветоведение. - М: «Книга»1972-239с.

5. Зимняя И.  Л. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Кн. 2. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 6. Иттен И. Искусство цвета. М.: д. аронов, 2001.

7. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.2. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. — М.-Л.: Промиздат, 1926.-201 с

8. Карева Наталья Анатольевна. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства: Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 .-М.: РГБ, 2005

9. Кирилов Е.А. Цветоведение: учебное пособие для вузов. - млегпробытиздат,1987-128с

10. Кругликов Г.И. «Методика преподавания технологии с практикумом» Москва Издательство « АСАРЕМА » 2002 г.

11. Кузьмина  Н. В. Методы системного педагогического  исследования. Л.: Изд-во ЛГУ,1980.

12. Лабунская  Г. В. Изобразительное творчество  детей. М., 1965.

13. Маркова А.К.  Психология труда учителя: книга для учителей - М.: Просвещение1993 
14. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание,

15. Меронова Л.Н. Цветоведение; (учебное пособие для спец.2229.»Пром. искусство»2231Монумент-декор. искусство) - Мн.: выш.шк.1984.-286с., ил. цв. вкл.1981.

16. Психология ощущений и восприятия / Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и др. М.:ЧеРо,2002.-610с.133

17. Садовский  В. П. Системный подход и  общая теория систем: статус, основные  проблемы и перспективы развития // Системные исследования: Методол. проблемы: Ежегодник. 1979. М.: Наука, 1980. С. 29—54.

18. Сластенин  В. А., Ильин В. С. Перестройка  высшего педагогического образования  и формирование социально активной  личности учителя: Межвузовский  сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И.Ленина,1987. 
19. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.

20. Юдин Э.  Г. Системный подход и принципы  деятельности. М., 1978.

 

1.http://www.art-discovery.ru

2.http://www.masteriua.ru/

3.http://color.iatp.by/

4.http://www.paintmaster.ru

5.http://www.masterovoi.ru/

6.http://www.victory-design.ru

7.http://mikhalkevich.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение


Информация о работе Цветоведение