Цветоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Очевидно, что в целях совершенствования содержания образования, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности, педагогической задачей дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета.
Практическая значимость - заключается в том, чтобы анализ методики преподавания цветоведения в системе средне профессионального образования был как можно более продуктивным, и рекомендован в использовании.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Основы цветоведения
1.1.Физическая теория цвета..................................................................... 5
1.2. Цветоведение. Физиологическое и психологическое воздействие цвета на человека...............................................................................................9
Глава 2. Методика преподавания Цветоведения в учреждениях средне-профессионального обучения
2.1. Развитие профессиональных навыков в процессе обучения.........21
2.2. Методика преподавания» цветоведения» аспекты рассмотрения цвета......................................................................................................................24
2.3. Разработка занятий. План..................................................................29
Заключение.........................................................................................................34
Список используемой литературы.................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Ритка.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Насыщенность - степень интенсивности, условно определяется мерой разбеливания чистого спектрального тона или его приглушения ахроматическим (черным, серым) цветом; с вводом добавлений цвет смягчается.

Светлота (яркость) — мощность излучения поверхностью отраженного света, сила которого зависит от уровня освещенности и спектральной позиции цвета. При равных условиях освещенности желтый цвет имеет большую яркость, чем фиолетовый. Максимальной яркости освещение (слепящий свет) обесцвечивает цвет, при минимальной (или нулевой) освещенности цвет воспринимается черным. В качестве иллюстрации перечисленных свойств цвета, представлены линейный солнечный спектр, ахроматический и монохроматический ряды.

Для характеристики других свойств цвета, которые открывают  доступ к практическому использованию законов колористики, обратимся к круговому спектру из 12 цветов, составленному выдающимся английским ученым И. Ньютоном в XVII в. на основе анализа свойств линейного спектра (см. рис.5). Чтобы сохранить визуально логичную последовательность смены цветов в спектре, Ньютон замыкает его пурпурным цветом — смесью красного (малинового) и фиолетового. Вам также будет полезно изобразить круговой спектр, подбирая нужные краски. Сбалансированность подбора цветов в секторах проверяется быстрым вращением круга (наклейте его на картон), при котором все цвета сольются в общий свинцово-серый тон — это эффект субтрактивного смешения.

В соответствии с бытовыми ассоциациями половина кругового  спектра от желто-зеленого до красного относится к теплым цветам, другая половина — к холодным. Конкретное сопоставление цветов говорит об условности такой температурной дифференциации. Лимонно-желтый цвет представляется более холодным, чем цвет желтого кадмия. А интенсивный цвет ультрамарина в сравнении с сине-стальным цветом берлинской лазури может показаться даже горячим.

Разница между  цветами увеличивается по мере их удаления друг от друга. Максимальный контраст достигается полярным расположением  цветов; в этом случае они называются дополнительными. Гармонизация дополнительных цветов является основой практической колористики. Смесь дополнительных цветов имеет нейтральный серый цвет, а непосредственный пограничный контакт взаимно усиливает оба цвета; фиксированным взглядом пограничная зона воспринимается в виде вибрирующих светящихся полос — такова реакция нашего зрительного аппарата.

Переходя к  изложению биологических основ цветоведения, подчеркнем, что эффекты различных сочетаний цветов, в т.ч. и дополнительных, являются результатом восприятия их цветовыми рецепторами и субъективной оценки сознанием.

Явление взаимного  усиления цветов на границе контакта называется симультанным (одновременным) контрастом. Последовательный контраст возникает при фиксированном  наблюдении в течение, примерно, 10 сек цветового пятна простой геометрической формы и затем быстром переносе взгляда на лист белой бумаги. Возникает фантом цвета, дополнительного к виденному.

Соответственно  расположению дополнительных цветов на спектральном круге наблюдение желтого  треугольника вызывает фантом сиреневого треугольника, а наблюдение красного круга — фантом сине-зеленого цвета. Это свойство работы визуального аппарата - индукция на соседнее пространство цвета, дополнительного наблюдаемому - важный и тонкий инструмент в деятельности дизайнера.

Путь достижения цветовой гармонии через сочетание  дополнительных цветов подсказывает сам  механизм визуального возбуждения  полярного цвета при наблюдении исходного. Отсутствие или торможение этого процесса вызывает цветовой голод, ощущение визуального дискомфорта, утомление, которое можно снять даже небольшой дозой дополнительного цвета.

Автогенерация дополнительного цвета происходит при непосредственном контакте цвета  с ахроматическим полем.

На основе сочетаний  дополнительных цветов составляются гармоничные цветовые композиции, модифицированные ахроматическими дополнениями, цвето - компонентами различной интенсивности — сообразно архитектурному или дизайнерскому замыслу.

Механизм генерации  дополнительного цвета (как аналитической  деятельности мозга) во многом определяет характер визуальной оценки цветов в их сочетаниях. Соотношения цветов регулируются понятиями тождества, нюанса, контраста в пределах их свойств по тону, насыщенности и светлоте.

Абсолютное  тождество соответствует полному  сходству цветов по всем параметрам свойств — речь попросту идет об одном цвете.

В отношениях нюанса находятся цвета, незначительно  отличающиеся по свойствам: например, в пределах одного тона, или спектральные цвета равной яркости.

Сопоставляются  обычно не более двух—трех цветов, иначе идея колористической гармонизации растворяется в многоцветье компонентов.

Наиболее продуктивным в формах соотношения цветов выступает  контраст. В контрастном отношении  находятся упомянутые дополнительные цвета. Свойства насыщенности и яркости также предполагают контрастные отношения.

Контраст цветов вызывает зрительные иллюзии. Белый квадрат на черном фоне кажется крупнее равного ему черного квадрата на белом фоне ввиду эффекта иррадиации, вызванного сильным яркостным контрастом. Розовый цвет на белом фоне кажется блеклым, на черном фоне — насыщенным. Желтый цвет рядом с оранжевым воспринимается зеленоватым. Под влиянием последовательного контраста перенос взгляда с синего цвета на зеленый сообщает последнему желтый оттенок. С красного на фиолетовый — голубой. Оранжево-малиновому цвету заката сопутствуют тени сине-зеленого цвета. Феномен последнего зеленого луча заходящего солнца имеет ту же природу контрастного возбуждения фантома дополнительного цвета. Известный ученый XX в., исследователь колористики и педагог Баухауза И. Иттен, приводит семь типов цветовых контрастов:

- контраст по  цвету;

- контраст светлого  и темного;

- контраст холодного  и теплого;

- контраст дополнительных  цветов;

- симультанный  контраст;

- контраст по  насыщенности;

- контраст по площади цветовых пятен. Основная часть приведенных типов контрастов

в большей или  меньшей степени затронута в  этой главе.

Восприятие  цвета меняется в различных условиях освещенности. Желтый цвет ламп накаливания  усиливает и закрепляет коричневые и красные тона, но омертвляет синие цвета.

Зеленоватый свет ртутных ламп уличных фонарей  придает зловещий фиолетовый оттенок  лицам прохожих. Вращение юлы, окрашенной черными и белыми секторами, вызывает иллюзию розового и темно-зеленого цветов. Определенное влияние на режим видения оказывает т.н. сумеречное зрение; в силу биологических особенностей строения цветовых рецепторов ночью утрачивается ощущение цветности теплой части спектра, теряется насыщенность зелено-голубых тонов.

Особенности фокусировки  зрения при наблюдении цвета выявляют равные результаты цветоощущения от мозаично окрашенной поверхности (оптическое смешение цветов, использованное в XIX в. пуантилистами и картины, выполненной смешанными красками поверхностное смешение цветов). На механизм оптического смешения цветов рассчитан метод растровой печати в полиграфии.

Психологическое воздействие цвета определяется как подсознательным влиянием цвета  на психику, так и обусловленными жизненным опытом условными рефлексами и ассоциативным мышлением.

Визуальное восприятие отдельных цветов вызывает органическую реакцию достаточно устойчивого типа воздействия. Так, красный цвет активизирует кровообращение и повышает кровяное давление, стимулирует активную деятельность, агрессивность, эротичность. Желто-зеленый настраивает на спокойный, деловой ритм жизни. Синий и фиолетовый успокаивают и даже угнетают психику. Психологическое воздействие цвета, пропущенное через фильтры опыта, сознания и ассоциаций, индивидуально по своему характеру. Для каждого человека понятия тяжелого - легкого, теплого - холодного, далекого - близкого, сладкого - кислого - соленого - горького сопрягаются с цветами, небесспорными для других людей.

Тем не менее, для большинства темные цвета соотносимы с представлениями о тяжелом; цвета, производные от желтого и красного, представляются теплыми; корпусные фактурные цвета представляются расположенными ближе, нежели голубовато-серые без выраженной фактуры поверхности. Широкий разброс цветовых представлений отмечает вкусовые ассоциации, особенно связанные с соленым и горьким.

Представление о цветовой перспективе, отмеченное потерей насыщенности цвета в  глубину с усилением голубовато-серых  тонов, выраженной плоскостностью и  обобщением дальних планов, преобладанием  корпусных, теплых красок на переднем плане подкрепляется линейной и воздушной перспективой. Большинство грамотных живописных произведений с сюжетами, развитыми в глубину, колористически построены по схеме спектральной последовательности цветов от красно-коричневых к голубовато-сиреневым с перспективным падением насыщенности красок.

Обитание в  конкретном географическом регионе  с устойчивыми климатическими параметрами  и цветностью природной среды  формирует традиционные этнические стереотипы цветовых предпочтений. Как  правило, любимые цвета являются дополнительными к господствующему тону среды. Для жителей Средней Азии, где большую часть года пейзаж имеет сиренево-палевую окраску иссохших степей, средством погашения цветового голода стали лазурно-зеленые с бело-сине-черным орнаментом купола мечетей и мазаров. А для обитателей таежных лесов желанны красные и желтые цвета.

Любопытна и  другая статистика: женщины предпочитают голубые и, в общем, пастельные, мягкие тона, мужчины — красные, оранжевые, черные — цвета энергичные, резкие, возбуждающие.

Делаются попытки  найти общие гармонические закономерности цветового и музыкального рядов. Эксперименты по созданию цветомузыкального резонанса (А.Н. Скрябин) основаны на т.н. синопсис — ощущении цвета определенных звуков. Лучшие умы человечества давно ищут некий единый модуль гармонии в математике, архитектуре, музыке, колористке.

Практика дизайна  архитектурной среды немыслима  без колористки. Одно из свойств пространства — цвет — представляет предмет проектной разработки как средство создания визуально-психологического комфорта среды обитания. Он может выступать в качестве интегрирующего пространство обезличенного приема (например, общая окраска стен) или в роли акцента, преследующего цель визуальной корректировки габаритов помещений или выделения их главного элемента.

Хрестоматийными стали рекомендации подбора теплых тонов для цветового решения  интерьера, ориентированного окнами на север, и холодных — для комнаты, открытой на юг. Помня о взаимодействии дополнительных цветов, визуальное впечатление  о холодном интерьере можно изменить, если внести в его среду ярко окрашенный элемент, по сравнению с которым интерьер представится теплым.

Иллюзия цвета (приближенность, удаленность)

Использование ассоциаций, связанных с дистанционными цветовыми  иллюзиями, позволяет визуально сократить или удлинить, сузить или расширить помещение, а вместе с членениями стен создать впечатление большей или меньшей высоты. Следует добавить, что вместе с эффектом воздействия приближающего или удаляющего цвета имеют значение фактура и рисунок поверхности, которые позволят глазу достаточно точно определять расстояние и не поддаваться иллюзиям по этому поводу. Крупный рисунок обоев насыщенного цвета, большая картина в богатой золоченой раме приблизят стену. Серо-голубая бесфактурная окраска, монохромная контурная гравюра в легкой окантовке отодвинут стену вглубь и создадут ощущение более просторного помещения.

Гармоничные сочетания.

Цвет представляет один из индикаторов архитектурного стиля. Границы цветовых предпочтений различных эпох: естественные природные цвета вплоть до европейского средневековья, насыщенные тона интерьеров эпохи Возрождения, манерность и изысканная мягкость цветов интерьеров барокко и рококо, сумеречная колерная гамма модерна, пластмассовая яркость интерьеров хай-тека, сарафанное разноцветье кича.

В современном  подходе к колористике пространства наметились две основные тенденции (рис. III.2.13). Первая ориентируется на нейтральное цветовое решение, в котором общий цвет среды отходит на второй план, становится фоном, а роль цветовых акцентов играют аксессуары, элементы предметного наполнения. Цветовые всплески оправдываются естественной колористикой природных материалов вроде обнаженной кирпичной или каменной кладки, текстуры дерева.

Другая, откровенно демонстрирует эффекты привлеченных цветов, гармонию насыщенных красок, цветовых пятен, активно формирующих ракурсы наблюдения; все в целом задает высокий жизненный тонус. Цветовая гармонизация опирается на различные формулы сочетаний: от подчинения функциональной обусловленности к независимому авторскому решению в подборе цветовых аккордов на основе колористической грамотности.

Функциональная  специализация интерьера — основной аргумент в обсуждении колористических  замыслов, в которых разделены фон и предметное наполнение. Фоновое решение интерьера цветочного магазина, наполненного яркими цветами, предпочтительно в черных и зеленых тонах. В колерном решении кондитерской, по всей вероятности, будет уместным привлечение розового, белого, коричневого тонов, а не синего, зеленого, фиолетового. Цветовая гамма в любом случае должна ограничиваться двумя—тремя цветами. Наиболее квалифицированно выглядит использование одного тона разной насыщенности, поддержанного акцентами дополнительного цвета. Впечатление колерного разнообразия создает гармония двух дополнительных цветов с добавлением ахроматических тонов — черного и белого.

Цветовые решения  имеют особое психофизиологическое значение в создании комфортной обстановки сферы производства. Эта тема уже  частично рассмотрена в предшествующих разделах, как и информационное использование цвета для обозначения рабочего и транспортного оборудования, трубопроводов, эвакуационных путей, опасных зон

Специальные требования к окраске интерьеров предъявляются  при проектировании  среды учебных и лечебных учреждений, где ставятся задачи создания соответствующей психологической атмосферы, в том числе, средствами цвета. Здесь особенно важен учет ассоциативно-психологического воздействия цвета (см. табл. III.2.1).

Информация о работе Цветоведение