Цветоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Очевидно, что в целях совершенствования содержания образования, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности, педагогической задачей дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета.
Практическая значимость - заключается в том, чтобы анализ методики преподавания цветоведения в системе средне профессионального образования был как можно более продуктивным, и рекомендован в использовании.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Основы цветоведения
1.1.Физическая теория цвета..................................................................... 5
1.2. Цветоведение. Физиологическое и психологическое воздействие цвета на человека...............................................................................................9
Глава 2. Методика преподавания Цветоведения в учреждениях средне-профессионального обучения
2.1. Развитие профессиональных навыков в процессе обучения.........21
2.2. Методика преподавания» цветоведения» аспекты рассмотрения цвета......................................................................................................................24
2.3. Разработка занятий. План..................................................................29
Заключение.........................................................................................................34
Список используемой литературы.................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Ритка.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Хромотерапия.

Психологически  различные цвета действуют на состояние и внутренний баланс каждого  человека в любой момент: активности, релаксации, эмоциональной стабильности и др. То есть они оказывают прямое влияние, которое может быть запрограммировано. Научные исследования последних лет показывают, что физически одинаково влияют на всех без исключения людей, вне зависимости от отношения конкретного индивидуума к какому-либо из них. Свойства конкретных цветов прекрасно известны, и используя их по отдельности или вместе, можно достичь великолепных результатов

Концепция цвета.

Цвет - это окрашенный световой поток различной интенсивности, а свет - это энергия. Ученые установили, что под действием определенных цветов в организме человека происходят физиологические изменения. Цвета могут стимулировать, возбуждать, подавлять, успокаивать, повышать и подавлять аппетит, создавать ощущение холода или теплоты. Это явление называется «хромодинамика». Древние цивилизации поклонялись солнцу - источнику света и цвета. Цветотерапия настраивает наши биологические часы, восстанавливает иммунную, половую, эндокринную и нервную системы.

Теория «времени года».

Существенным  фактором для создания нужной атмосферы  при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая  также оказывает психологическое воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи.- Два цвета и их оттенки легче воспринимаются, потому как создают ощущение цветовой последовательности и не раздражают, три, и более цветов могут легко привлекать внимание, но так же легко отпугивать. Почти всегда вариант 2-х цветов предпочтительней.

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши  лучше подчеркивается сочетанием черного  с красным или золотистым. Свежесть — холодными цветами: желтым, синим  или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого — для продуктов моря, коричневого — для керамики, «смелых» цветов (оранжевого, например) — для промышленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного — для ювелирных изделий. 
По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном. 
Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%.

     

Существенным  фактором для создания нужной атмосферы  при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая  также оказывает психологическое  воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи. 
Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных светофильтров.

 

Обычно рекомендуется  применять в рекламных целях  не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить  за счет родственных им оттенков, поскольку  такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения. 
Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта применения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции. 
Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения. 
.


 

 

 

 

Глава 2. Методика преподавания цветоведения в учреждениях среднего профессионального  обучения

 

2.1Развитие профессиональных  навыков в процессе обучения

 

Формирование  цветовой гармонии у  учащихся: использование правил организации цвета при реализации художественного образа в дизайнерских решениях.

Художественный  образ, идея его создания и раскрытие предполагает любая художественная деятельность, в том числе и дизайнерская.

Выраженный  в форме образ наполняет его  глубоким духовным содержанием, делает впечатляющей. Художественно - образная форма оказывает на зрителя более сильное и глубокое эмоционально-эстетическое воздействие, чем простая утилитарная форма. Большое воздействие при восприятии художественного образа оказывает цвет.

При реализации художественного образа в дизайнерских решениях используются следующие правила организации цвета, которые формируют понимание цветовой гармонии у учащихся:

-цветовой круг;

-Иллюзии цвета  (приближенность, удаленность, расширение и т. д. );

- гармоничные сочетания;

- вызываемые чувства;

- психологические свойства цвета;

- образно-эстетические свойства;

- хрома терапия;

Факты, основанные на различных исследованиях:

- 80% цвета и  света "поглощаются" нервной  системой и только 20%

зрением.

- Желтые стены  создают ощущение более высокой температуры на1-3 градуса, светло-голубые и синие, наоборот, на 1-3 градуса ниже реальной.

- Исследованиями  установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного - на 40%.

- Существенным  фактором для создания нужной  атмосферы при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая также оказывает психологическое воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи.

- Два цвета  и их оттенки легче воспринимаются, потому как создают ощущение цветовой последовательности и не раздражают, три, и более цветов могут легко привлекать внимание, но так же легко отпугивать. Почти всегда вариант 2-х цветов предпочтительней. На основе данной теории строится и дизайнерское мышление в цветовой гармонии. Могут быть построены более сложные многоцветные гармонии. При этом надо соблюдать три правила:

1. К двум гармонирующим  родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий – главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Например, желтовато-красный, желтовато-зеленый и желтовато-белый цвета могут быть уравновешены одинаковой желтоватостью.

2. К двум гармонирующим  родственно-контрастным цветам можно добавить третий и четвертый, уравновешенные с ними. Например, гармоничное сочетание оранжевого с желто-зеленым может быть дополнено фиолетовым и голубым.

3. Можно создавать  гармонии родственных и дополнительных цветов. Например, гармония желтовато-белого и лиственно-зеленого может быть пополнена пурпурным. Негармоничны сочетания главных чистых цветов: желтый-красный, зеленый-синий и т. д.

В заключение приведем сочетания цветов для каждого  из четырех цветотипов:

1.Цветотип «Зима»

Имеют хорошую  попарную сочетаемость между собой белый, черный, темно-синий, маренго, бордо.

2.Цветотип «Лето»

Без проблемы сочетаются любые пары цветов: топленого молока, темно-синий, мокрый асфальт, пепельный, какао, бежевый.

3.Цветотип «Осень»

Хорошо смотрятся  в одном изделии пары цветов: охра, темно-коричневый, ржавый, бежевый, старое золото, бронза.

4.Цветотип «Весна»

Выбирайте любое  из возможных сочетаний между собой цветов: слоновая кость, золотисто-коричневый, светло-синий, светло-бежевый, мягкий серый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Методика занятий по «Цветоведению»: аспекты рассмотрения цвета.

 

Общая характеристика обучению цветоведения в дизайне.

Предполагаемая  программа обучения цвету в дизайне  предназначена для средне специальных  учреждений (колледжей). Курс дает слушателям основу  развития любого художественного и дизайнерского мышления. Необходимые навыки и знания для правильного применения их в профессии.

Теория  цветоведения включает в себя: Цветовую гармонию – закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера.

Выделяют следующие  признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок. Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг. Овладев понятием цветового круга, учащиеся смогут уверенно экспериментировать с различными цветовыми сочетаниями. Неудачное использование цвета отвлекает внимание и может вызвать непонимание и разногласия.

К примеру: с помощью цветов и их сочетаний можно воздействовать на поведение покупателей в магазине. Использование цветов с определенной символикой и цветовых сочетаний применяется как в оформлении интерьеров торговых помещений, так и при разработке упаковок товара и средств внутри магазинной рекламы. Воздействие цвета на человеческий организм может быть непосредственным, выражаясь в различных ощущениях от прямого зрительного восприятия различных цветов, или косвенным – благодаря свойству цвета зрительно увеличивать или уменьшать размеры помещений и предметов, создавая впечатление замкнутости или простора, важности или незначительности товара. На восприятие  влияет цветовая гамма интерьера. Психологические эффекты, вызываемые теплыми и холодными цветами, прямо противоположны. В отделке магазинов активно используется так называемое «свойство температуры»: в помещении, окрашенном в тёплые тона, температура субъективно воспринимается на 4-7 градусов выше, чем в точно таком же зале, выдержанном в холодных тонах воспринимается на 4-7 градусов выше, чем в точно таком же зале, выдержанном в холодных тонах. Соответственно, когда нужно подогреть, активизировать покупателей, подтолкнуть к совершению импульсных покупок, применяют цвета тёплые.

Ахроматические  цвета. Белый – цвет абсолютной чистоты и порядка, в цветовом оформлении интерьеров он играет ведущую роль. В качестве цвета порядка и аккуратности белый широко применяют для обозначения площадей складирования, для разграничения направлений движения, для различных указателей и дорожных знаков. Дисциплинирующее воздействие белого цвета наблюдал Генри Форд: он подметил, что если темные, плохо освещенные углы покрасить в белый цвет и улучшить их освещенность, работники станут вести себя более организованно и культурно. Аналогичное свойство имеют оттенки светло-серого, к тому же их нейтральность позволяет покупателям сконцентрировать внимание на товарах.

Учебная программа  обучению цветоведения в учреждениях среднего профессионального обучения.

1раздел - “Физическая теория цвета»

Лекция №1

Квантовая теория света. Воздействие света на человеческий глаз. График кривой относительной спектральной световой эффективности. Благодаря Оствальду наука о цвете перешла из качественной в количественную. Прежде всего, он дал определение цвету и свету с точки зрения восприятия этих явлений человеком. Цветовое тело, которое предложил Оствальд, в настоящее время является наиболее удачной моделью, систематизирующей все многообразие цветов, и используется в современном цветоведении.

Основы Цветоведения.

Лекция № 2.

Цветоведение - это наука, включающая в себя физическую теорию цвета, физиологию и психологию воздействия цвета на человека. Цветовой круг. Диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, то есть дающими при смешивании серый цвет. Все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Лекция № 3

В этой лекции рассматриваются  физические свойства цвета, биологические  основы восприятия и психофизиологическое воздействие цвета на сознание человека, а также вопросы практического использования законов колористики в дизайне.

Лекция № 4

Иллюзия цвета приближенность, удаленность. Использование ассоциаций, связанных с дистанционными цветовыми иллюзиями. Гармоничность и эффекты привлеченных цветов, гармонию насыщенных красок, цветовых пятен. Контраст.

Лекция № 5

Хромотерапия (лечение  цветом), концепция цвета, теория «времени года» (температура цвета). Использование ее в рекламных трюках, созданиях необходимой температуры.

Всю эту работу можно разделить на несколько  этапов:

Первый этап - ознакомительный. Цель: ознакомление учащихся с содержанием, с условиями обучения.

Второй этап — Подготовительный. Цель: овладение учащимися основными приемами, способами. Формируется первоначальное профессиональное умение, закладывается фундамент. Позиция студента - практикант.

Третий этап. Самовыражение и выражение замысла  через цветовую гамму. Происходит становление, формирование и развитие профессиональных умений учащихся. Позиция студента-творец.

В этот период происходит становление, формирование, развитие профессиональных умений учащихся, отрабатываются их профессиональные навыки.

Вещественным  содержанием профессионального  обучения в этот период является выполнение учащимися постепенно усложняющихся, характерных работ, различных видов; функций, обязанностей. Осваивание требований к ним. Здесь развивается самостоятельность, самоконтроль.

Критерий оценки учащихся:

Критерии, идущие от художественных норм.

При необходимости  оценка это бальное (цифровое) или словесное заключение об успехах учащегося.

Функция оценки:

-констатирующая (отражающая уровень художественного развития ученика на данный момент)

Информация о работе Цветоведение