Художественное направление в искусстве: модерн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:43, реферат

Краткое описание

В начале ХХ столетия традиционные формы искусства, такие как реализм и романтизм, уже не могли передать всех реалий новой жизни. Как удачно высказался испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, новое искусство утверждалось на «абсолютном отрицании старого». Для обозначения этого периода культуры, а также совокупности новых течений в искусстве, просуществовавших с конца XIX ст. и, по крайней мере, до 50–60-х годов XX ст., большинство исследователей используют понятие «модернизм». Моде́рн (от фр.— современный)— художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Моде́рн рефират от руки.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

ведение

В начале ХХ столетия традиционные формы искусства, такие как реализм  и романтизм, уже не могли передать всех реалий новой жизни. Как удачно высказался испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, новое искусство  утверждалось на «абсолютном отрицании  старого». Для обозначения этого периода культуры, а также совокупности новых течений в искусстве, просуществовавших с конца XIX ст. и, по крайней мере, до 50–60-х годов XX ст., большинство исследователей используют понятие «модернизм».

Моде́рн (от фр.— современный)— художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Среди первых представителей модернизма в мировой литературе были ирландец Джеймс Джойс, француз Марсель Пруст и австриец Франц Кафка. Им принадлежит ряд важных творческих открытий, на основе которых позже стали появляться целые литературные направления и течения.

 

 

 

Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени  «современном» (отсюда — само происхождение  термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически — порой сквозь апокалиптические видения — моделирующего завтрашний день.  
 
 
Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии) был особенно важным. Едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец. ПО Эдгар Аллан, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен ) и др.). Стремясь проникнуть в подсознание читателя, поэты-модернисты всё больше тяготели к субъективизму, образу-символу, зашифрованности, активно использовали свободную (без определённого размера и рифмы) форму стихотворения — верлибр. 
В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и бесповоротно: европейская культура все более и более впитывает в себя влияния Востока, в том числе и самой удаленной от Европы страны — Японии.  
Философия, религия, политика  
Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство увлеченно взаимодействует с философией (основополагающим для модернизма в целом стал пример таких мыслителей, как А. Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) и Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), а для России — В. С. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич)). Параллельно активизируется диалог искусства и религии; первоначально восприняв новые художественные веяния критически, традиционные конфессии затем все чаще вступают с художниками в союз, порождая разные национальные варианты «церковного модерна». Впрочем, с трудом вписываясь в роль покорного слуги Церкви, модернизм охотнее продуцирует собственные верования и культы, родственные теософии .  

Этапы модернизма: 
Первый этап — «литературно-художественный авангард ХХ века»: конец ХIХ века — 1914 год. В это время модернистское мышление декларирует полный разрыв с предшествующей художественной традицией. В модернизме чётко обозначилась необходимость смены языкового кода. Новый язык ХХ века находился в стадии художественного становления. 
 
Второй период — «эпоха классического модернизма»: 1915 — 1930 годы. Эта эпоха наступила после войны и ряда политических революций в Европе. Изменились политико-географические контуры государств. C другой стороны, послевоенное смятение чувств породило ощущение длящегося абсурда и исторической бессмысленности. 
 
Образ мира в литературе этого периода приобретает метафизическую многоаспектность. «Всё происходит везде и со всеми» — это главный тезис модернизма. Вневременность и всеобщность происходящего порождали мифологический универсализм мироощущения. Пространство происходящего раздвигалось и охватывало всё бытие в целом.  
 
В мире модернистского произведения происходила знаменательная метаморфоза со временем. Время, перестав быть историческим, становилось психологическим. Оно мыслилось либо как замкнутый цикл ,либо как внутренний поток .

Для литературы этого периода характерно тотальное разочарование в аспектах действительности. Она отразила потрясенность бурными событиями мировой истории, попытки постичь их смысл, уловить характер изменений во взаимоотношениях между личностью и обществом, человеком и историей.  
 
В основе художественной концепции модернистских произведений — “мир развороченный, взвихренный, ввергнутый на историческом повороте в состояние хаоса”. Используется смена типов повествования. В немецком литературоведении, выделяют 3 типа или ситуации повествования Германист Карл Штанцель характеризует их следующим образом:

В модернистской литературе автор также нередко отождествляет  себя со своим героем. Н. Т. Рымарь, ссылаясь на Т. Манна, одним из принципов модернистской  литературы называет “углубление во внутреннюю жизнь”. Н. С. Лейтес, характеризуя литературу модернизма, говорит о преобладании психологизма над фабульностью, о сужении событийного ряда. Внешний мир даётся подчас лишь отдельными штрихами или символическими деталями. В таком романе часто нарушается однолинейность, “цепеобразность” сюжетно-композиционного построения, жизнеподобие изображения — художник здесь охотнее обращается к условным образам и сюжетным конструкциям. 
 
В модернистском произведении драматизм повествования углубляется по-иному, чем в традиционном, когда совершался переход от формы путешествия героя и обозрения действительности к сюжету, концентрированному вокруг основного конфликтного узла. Теперь акцент переносится на выражение драматического характера самой эпохи. В традиционном романе драматизация произведения вела к усилению роли героя в развитии сюжета, к постижению драматизма судеб личности в ее столкновениях с обществом, к более глубокому раскрытию характеров. В романе модернистском, наряду с продолжением традиций, наблюдается тенденция к поглощению образа человека образом эпохи, человеческой массы, картиной исторических и социальных катаклизмов.  
 
В 20-х годах XX века распространяется роман-хроника, где цепь событий разворачивается в ускоренной, хронологически последовательной смене однотипных эпизодов, почти без торможения и отступлений; в романе утверждается монтаж—принцип присоединения, друг к другу разновременных и разноплановых эпизодов, разнотипных частей текста без специальных связок между ними, что создает прерывистость, — показ при этом безусловно преобладает над рассказом. 
 
 
В. П. Руднев, одним из признаков модернистского произведения выделяет “приоритет стиля над сюжетом”. Он говорит, что для прозы ХХ в. становится важнее не то, что рассказать, а то, как рассказать. Нейтральный стиль он нызовет “уделом массовой, или “реалистической”, литературы”. Стиль становится важной движущей силой романа и постепенно смыкается с сюжетом. Это уже видно в двух классических текстах модернизма — в “Улиссе” Джойса” и “В поисках утраченного времени” Пруста.  
 
Многие писатели в поисках формы художественной организации своего восприятия противоречивой и динамической действительности обращаются к принципам музыкальной композиции (Т. Манн, А. Дёблин, Г. Гессе), переводя ее элементы (полифонию, репризы, лейтмотивы, варьирование мотивов и тем и т. п.) на язык романического повествования. 
 
Традиционная неторопливая повествовательность стала вытесняться экспрессивной перенапряженностью, репортажной тенденцией  
 
Еще один признак модернистской литературы: нарушение принципов связанности текста (эти принципы сформулировала лингвистика текста). В модернистской прозе они нарушаются: предложения не всегда логически следуют одно из другого, синтаксические структуры разрушаются. 
 
В модернистском произведении для автора представляется полная свобода действий при изображении образов героев, действия, композиции, он использует смешение стилей, различные изобразительные средства, самые мыслимые средства языка, чтобы в максимальной степени раскрыть важные для него аспекты.  
 
В модернистской литературе изменяется взгляд на героя романа и его изображение. Герой в модернистской литературе – это коллективизированный облик человека, налицо заметен отказ от представления об индивидуальности и идентичности субъекта, а значит и от традиционного понятия личности. Человек включается в коллективные силовые поля. 
 
Основой модернистского произведения является осознание человеком существования и ценности своего собственного, отдельного от других и всего мира “я ” , осознание своей внутренней автономности, суверенности.  
 
Следует отметить, что В. П. Руднев главным принципом модернистской прозы, который в той или иной степени определяет все остальные, называет неомифологизм. Он определяет его как ориентацию на архаическую, классическую и бытовую мифологию; циклическая модель времени; “мифологический бриколаж” — произведение строится как коллаж цитат и реминисценций из других произведений. Также Руднев выделяет “иллюзию или реальность”. Для текстов европейского модернизма ХХ в. чрезвычайно характерна игра на границе между вымыслом и реальностью. Это происходит из-за семиотизации и мифологизации реальности. Если архаический миф не знал противопоставления реальности тексту, то ХХ в. всячески обыгрывает эту неопределенность. Например, в “Процессе” и “Замке” Кафки чрезвычайно тонко передано ощущение нереальности, фантастичности происходящего, в то время как все происходящее описывается нарочито обыденным языком. В “Докторе Фаустусе”, написанном в квазиреалистической манере, все время остается непонятным, какую природу имеет договор Леверкюна с чертом, чисто ли клиническую или реальность на самом деле включает в себя фантастический элемент. Следующий признак модернистской прозы по Рудневу – это текст в тексте, кодга бинарная оппозиция “реальность/текст” сменяется иерархией текстов в тексте. Последним признаком модернистской прозы Руднев выделяет аутизм. Смысл его в том, что “писатель-модернист с характерологической точки зрения практически всегда является шизоидом или полифоническим мозаиком, то есть он в своих психических установках совершенно не стремится отражать реальность, в существование или актуальность которой он не верит, а моделирует собственную реальность. В произведениях модернизма реальность находила своё воплощение с помощью новых художественных приёмов, например, таких, как «поток сознания», который непосредственно передаёт процесс внутренней речи персонажа во время его столкновения с действительностью, или «монтаж», который, как в кинематографе, основан на соединении разнообразных тем, образов и фрагментов и является способом познания мира. Среди первых представителей модернизма в мировой литературе были ирландец Джеймс Джойс, француз Марсель Пруст и австриец Франц Кафка. Им принадлежит ряд важных творческих открытий, на основе которых позже стали появляться целые литературные направления и течения.

Стремясь проникнуть в подсознание читателя, поэты-модернисты всё больше тяготели к субъективизму, образу-символу, зашифрованности, активно  использовали свободную (без определённого размера и рифмы) форму стихотворения — верлибр.

 

Художественная практика модернизма породила идеи о «необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности», о возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри своего языка, извлекая их из интонации, тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов и т.д. самих по себе. Новая позиция художника была порождена потребностью не мистифицировать публику, а найти замену набившим оскомину приемам искусства, не адекватным духу времени и новому чувству жизни. Доминантой нового искусства стало выступать нечто расплывчатое и неуловимое, рядоположенное неопределимости самой жизни. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы, модальности. Многомерная новая художественная оптика отказалась от помощи узнаваемых и давно адаптированных образов.

 

Вторжение «неклассических  форм» в изобразительное искусство, музыку, литературу первоначально воспринималось как однозначный признак смерти искусства, как разрушение чего-то очень важного, что еще сохраняла в себе художественная практика кон. 19 в. Безусловно, модернизму был присущ пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был также созидательной работой, своего рода «культурной ретортой». Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, М. Пруста, В. Кандинского, Дж. Джойса, М. Шагала и др. авторов, не наследующих формы классического искусства, была направлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, предопределяла бросок в будущее. Модернизм строит свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутрихудожественные ресурсы. Эти усилия потребовали колоссальной работы, приведшей в итоге к установлению новых отношений человека и мира.

 

С одной стороны, модернизм ощущал бесконечность и невыразимость современной реальности, невозможность объять ее уже имеющимися поэтическими формулами. С другой — его усилия были ознаменованы значительным обогащением лексическо-выразительных средств «говорящего» языка искусства, стремлением превзойти язык эпохи в непреложных и емких формах художественной речи.

 

. Искусство модернизма  еще означало сохранение надежды, стремилось, несмотря ни на что, продолжать быть посредником между человеком и миром, вырабатывать адекватные времени ориентации. Созданная и воплощенная постмодернизмом пародия на все предшествующие эпохи несла культ аутентичности самой по себе, стремление мыслить все творческие проявления как игровую сферу, абсолютизацию самоутверждения как такового, не задаваясь вопросом, имеются ли точки сопряжения между художественной деятельностью и картиной мира. Т.о., созидательный характер искусства модернизма, несомненно, противостоит творчеству постмодернизма с его игрой уже состоявшимися художественными формами.

 

 

 

 

 

вывод 
Однако, несмотря на это, в дальнейшем модернизм становится частью вполне консервативного политико-культурного истэблишмента. Созданные им «очаги красоты» воспринимаются в исторической перспективе 20 века как символы общеевропейской «прекрасной эпохи» (или «серебряного века» России), чья эстетическая гармония рухнула в годы Первой мировой войны. Реальные же процессы социального распада подрывают и позиции самого модернизма, беспощадной критике они подвергаются в культуре авангарда.  
Тем не менее, при всем этом противостоянии модернистское искусство, остается главным истоком художественного авангарда (разнообразно предвосхищенного в творчестве мастеров постимпрессионизма), позднее не раз (прежде всего, в ар деко  ) образуя с ним устойчивый синтез.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
1. История зарубежной литературы ХХ века. М.: «Просвещение», 1984.

2.Руднев В. Модернизм  // Русская альтернативная поэтика. - М., 1991.

3.Руднев В.П. Модернистская и  авангардная личность как культурно-психологический  феномен // Русский авангард в кругу западноевропейской культуры. - М., 1993.

4. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. М., 1987;

5. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991; 

6. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. М., 1994;

 


Информация о работе Художественное направление в искусстве: модерн