Искусство эпохи модерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе был рассмотрен один из художественных стилей.
Каждый художественный стиль уникален и появляется в определенную эпоху, в определенное время. Как правило, один стиль заканчивает свое существование, когда другой уже входит в силу. При смене стилей не просто одни формы сменяются другими, а, пользуясь терминологией Вельфлина, происходит постоянное перетекание тектонических и конструктивных формообразований и наоборот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
Понятие стиля модерн……………..………………………...………...4
Временные рамки……………………………………………...……….5
Название стиля модерн в разных странах………….………...………6
Основные течения ……………………………...………………...….7-8
История возникновения……………………………………………………9
Модерн в Европе и в России
4.1 Франция……... ……………………………………………………….10
4.2 Австрия………………………………………………………………..11
4.3 Германия ……………………………………………………………...12
4.4 Англия…………………………………………………………………13
4.5 Венгрия ……………………………………………………………….14
4.6 Россия………………………………………………………………16-17
Трансформация стиля…………………………………………………….18
Вывод………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………….20
Интернет ресурсы………………………………………………………....21

Вложенные файлы: 1 файл

модерн курсовик.docx

— 6.47 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
    1. Понятие стиля модерн……………..………………………...………...4
    1. Временные рамки……………………………………………...……….5
    2. Название стиля модерн в разных странах………….………...………6
    3. Основные течения ……………………………...………………...….7-8
  1. История возникновения……………………………………………………9
  1. Модерн в Европе и в России

4.1 Франция……... ……………………………………………………….10

4.2 Австрия………………………………………………………………..11

4.3 Германия ……………………………………………………………...12

4.4 Англия…………………………………………………………………13

4.5  Венгрия ……………………………………………………………….14

4.6 Россия………………………………………………………………16-17

  1. Трансформация стиля…………………………………………………….18
  2. Вывод………………………………………………………………………19
  3. Список литературы……………………………………………………….20
  4. Интернет ресурсы………………………………………………………....21
  5. Приложение……………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной курсовой работе был  рассмотрен один из художественных стилей.

Каждый художественный стиль  уникален и появляется в определенную эпоху, в определенное время. Как правило, один стиль заканчивает свое существование, когда другой уже входит в силу. При смене стилей не просто одни формы сменяются другими, а, пользуясь терминологией Вельфлина, происходит постоянное перетекание тектонических и конструктивных формообразований и наоборот.

Движение, возникшее в конце XIX века и вошедшее большим массивом вглубь XX века, остро и в новом виде возбудившее вопрос о высоком и обывательском началах в художественной культуре, требует особого внимания. Речь идет о крупном интернациональном идейно-художественном движении, возникшем в разных странах, наделенных интенсивной и конфликтной духовной жизнью. Оно известно под названием «стиль модерн».

«Стиль модерн» поставил задачу создания нового большого стиля и предложил свой частичный, ограниченный в пространстве и времени опыт ее осуществления. Этот стиль заключает в себе отчетливую эстетическую программу, замысел всеобщих эстетических преобразований.    

 

 

 

 

 

Общая характеристика стиля  «модерн».

Понятие стиля модерн.

Модерн, "стиль модерн" (франц. moderne от лат. modernus - новый, современный) – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв., главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия - отсюда название. Поэтому термин "модерн" следует отличать от общего смысла слова "современный" или "современное искусство", а также термина "модернизм" обозначающего все наиболее авангардистские, экспериментальные и формалистические течения в искусстве XX в. 

Однако Модерн – это не один какой-либо стиль, а множество различных  стилей и течений. Вот почему, термин «модерн» правильнее употреблять по отношению к определенному историческому  периоду,  а не к стилю, аналогично понятиям «античность», «средневековье», «ренессанс». В связи с этим обиходное  выражение «стиль модерн» необходимо брать в ковычки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Временные рамки.

Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г., начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. 

Тенденции к синтезу художественных достижений предшествующих веков объясняет, почему для искусства Модерна  не существовало какого-либо одного, исторического  источника, как это случилось, к  примеру с Классицизмом, Неоготикой, или неорусским стилем.  
Модерн стремился впитать в себя все.

Но и у искусства модерна были свои предтечи. В их числе часто называют : Уильяма Морриса (приложение 1), Джона Рёскина, Уолтера Крэйна (приложение 2) , Уильяма Блейка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название стиля  модерн в разных странах.

Как отмечает В. Серебровский, - появление этого стиля объясняют  разными причинами: и «волевым усилием» нескольких художников, и объективными причинами – усталостью уходящего 19 века, и общим декадансом европейской  культуры («Закат Европы»), и связанной  с этим утратой «большого стиля». Однако сами представители этого  направления и примыкавшие к  ним критики называли свой стиль:

  • «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции,
  • «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии,
  • «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии,
  • «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США
  • «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии,
  • «стиль либерти» в Италии,
  • «модернизмо» в Испании,
  • «Nieuwe Kunst» в Нидерландах,
  • «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии,
  • В России слово «новый» было, со свойственным русским уважением к Западу, переведено на иностранное – модерн – и так и осталось в истории русского искусства.

 

 

 

Основные течения.

Идеалы модерна не смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX- начала XX вв. Они только отразились по-разному в его многообразных течениях. Эти течения были не только разными, но, подчас взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное и конструктивное, «флореальное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное, индустриальное и кустарное.

Среди основных течений искусства  Модерна обычно выделяют:

  1. флореальный  или «Ар Нуво»; (приложение 3)
  2. неоромантический (национально-романтическое); (приложение 4)
  3. рациональное, или геометрическое;  (приложение 5)
  4. « неопластицизм», или «органическую архитектуру»; (приложение 6)
  5. неоклассицизм; (приложение 7)

Все эти течения объединяло мировоззрение, отличающееся, с одной  стороны растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой- настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством.

Главной особенностью искусства  Модерна является то, что новое  в нем формировалось прежде всего  в области архитектуры, декоративного  и прикладного искусства, но не столько  самими архитекторами, сколько живописцами  и графиками.

Первый шаг в этом направлении  был сделан английскими графиками  и архитекторами, затем бельгийцами, парижскими, венскими и мюнхенскими  художниками. Их объединяло общее неприятие  отживших академических норма и  попыток реанимировать их за счет возрождения старых идей.  Они  обратились не к прошлому искусства  и не к будущему, которого они  еще не видели, а к природе. 
Отсюда первое «флориальное», течение искусства Модерна. В нем копировались природные формы, прежде всего растительные, с подчеркиванием их динамики, движения, роста – линии вьющихся, волнистых растений : лилий, камыша, цикламенов, ирисов.

В архитектуре изогнутую  линию впервые применил бельгиец Виктор Орта в интерьерах особняка Тассель (1893 г.).(приложение 8)

В 1895 году ученый-натуралист  Обрист  выполнил гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цветка цикламена.  
Журналисты окрестили эту характерную изогнутую линию «удар бича» (приложение 9).  
С этих пор она стала главным признаком «нового стиля» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения

 

Датой рождения стиля арт  нуво принято считать 1880 год.

В переводе с французского Art Nouveau – новое искусство.

Сам же термин происходит от названия парижского магазина-музея  “Maison Bing, L’Art Nouveau” (владелец Самуэль  Бинг). 

Самуэль Бинг (1838-1905 гг.)

Гамбургский торговец художественными  изделиями Самуэль Бинг появился в Париже после франко-прусской войны. Сферой его профессиональных интересов была керамика. Открыв поначалу весьма скромный магазин, он занялся продажей предметов декоративного искусства.

Бинг активно поддерживал  молодых художников, которые стремились к обновлению современного искусства, к отказу от стереотипов в понимании  формы и функции предметов. В  организованных им мастерских «Art Nouveau Bing» работали художники Ж. де Фер, Э. Колонна, Э. Г айяр и М. Бинг. Мастерские выпускали керамику, мебель, осветительные  приборы, ювелирные изделия.

Бинг пригласил молодого и тогда еще непризнанного  бельгийского архитектора Анри Ван  де Вельде спроектировать для магазина четыре торговых зала.

Как только магазин был  открыт, необычность выставленной там  мебели разделила художественный мир  Парижа на два лагеря. Один представляли поставщики стилизованных изделий, рассчитанных на консервативные вкусы, сохранившие верность традициям;

в другом были молодые художники, следовавшие английскому движению «За объединение искусств и ремесел», а также экспериментировавшие самостоятельно. 

Магазин не дал хозяину  прибыли, но, несмотря на то что вскоре он был закрыт, «Art Nouveau» стал отправной  точкой для нового направления в  искусстве.

 

 

Модерн в Европе и в России.

Франция.

 

Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт - Нуво, дословно Новый стиль).

В новом стиле во Франции  работали:

-Анри Тулуз – Лотрек (1864- 1901)

Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.

(приложение 10)

-Эмиль Галле (1846–1904)

французский дизайнер, реформатор художественного стекла.

(приложение 11)

-Луи Мажорель (1859–1926)

Луи-Жан-Сильвестр Мажорель более известный  просто как ЛуиМажорель, один из выдающихся французских дизайнеров мебели в стиле модерн.

(приложение 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Австрия.

 

В Австрии стиль Модерн  получает название Сецессион. В 1898 году из Мюнхенского выставочного объединения “Glasplast” выходит группа художников и декораторов в знак протеста против академического искусства и начинает творить в стиле Модерн. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. В объединение входили О. Вагнер, Г. Климт, Й. Хоффманн, К. Мозер, Э. Орлик и многие другие наиболее значительные мастера австрийского и немецкого Модерна. Лидером и идейным вдохновителем венского Сецессиона был живописец идекоратор Густав Климт (1862—1918), который создал собственный изысканно-декоративный стиль с элементами символизма.

Однако и Сецессион  показался некоторым художникам слишком консервативным. В 1907 г. группа берлинских экспрессионистов организовала "Новый Сецессион".

В 1898—1899 гг. архитектор Йозеф  Ольбрих выстроил в центре Вены выставочное здание Сецессиона в характерном геометрическом стиле венского модерна. На фасаде здания золотыми буквами начертан девиз"молодого искусства« 
: «Der Zeit Ihre Kunst, Der Kunst Ihre Freiheit» 
("Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода").(приложение 13)

 

-Густав Климт (1862—1918) 
австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

(приложение 14)

- Отто Коломан Вагнер (1841 — 1918) 

австрийский архитектор, мастер стиля модерн, лидер его австрийской ветви — сецессиона.

(приложение 15)

 

-Йозеф Хоффман  (1870—1956) 

австрийский архитектор, ученик Отто Вагнера, один из основателей венского сецессиона — предвозвестника функционализма. Тяготел к рациональным, геометрическим формам. Большое внимание уделял оформлению интерьеров.

С 1899 г. преподавал в Венской школе прикладных искусств. Стоял у истоков и руководил Венскими мастерскими. С 1920 г. — главный архитектор Вены.

Его центральное произведение — брюссельский дворец Стокле

Информация о работе Искусство эпохи модерна