Уроки иллюстрирования в школе (на примере уроков иллюстраций к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:31, реферат

Краткое описание

Несмотря на то, что все мы такие разные, и живем в разных местах, и говорим на разных языках, и в разные игры играем, во всем мире, во все времена дети одинаково любят книжки с картинками. И чем больше в них интересных картинок, тем ярче становятся их фантазии, тем лучше они понимают смысл еще непонятных вещей, с неимоверной скоростью «впитывая» всё то новое, что видят глаза и слышат уши.
В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации для книг, ведь на нем лежит огромная ответственность не только за то, чтобы созданные им образы соответствовали содержанию, но и за то, чтобы картинки понравились и полюбились юным читателям, так как именно они здесь настоящие критики, пусть даже самые маленькие среди них еще не умеют читать. В связи с этим нами и была выбрана тема курсовой работы, ведь каждый ребенок, рисует, а научившись иллюстрировать любимую сказку благодаря педагогу, его интерес к литературе и искусству станет более глубоким, что несомненно будет способствовать развитию духовной культуры учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ раб Настя Щелкунчик готова.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет изобразительного искусства  и дизайна

 

 

 

 

 

Уроки иллюстрирования в школе 

(на примере уроков иллюстраций  к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Курсовая работа

                                                                 по методике преподавания

                                                                   изобразительного искусства

 

                                                                  Выполнила: Сафонова А.А.

                                                             студентка ФИИД 3 курса

                                                                      Руководитель: Савельева О.П.

 

 

 

 

 

Магнитогорск

2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Несмотря на то, что  все мы такие разные, и живем  в разных местах, и говорим на разных языках, и в разные игры играем, во всем мире, во все времена дети одинаково любят книжки с картинками. И чем больше в них интересных картинок, тем ярче становятся их фантазии, тем лучше они понимают смысл еще непонятных вещей, с неимоверной скоростью «впитывая» всё то новое, что видят глаза и слышат уши.

В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации  для книг, ведь на нем лежит огромная ответственность не только за то, чтобы созданные им образы соответствовали содержанию, но и за то, чтобы картинки понравились и полюбились юным читателям, так как именно они здесь настоящие критики, пусть даже самые маленькие среди них еще не умеют читать. В связи с этим нами и была выбрана тема курсовой работы, ведь каждый ребенок, рисует, а научившись иллюстрировать любимую сказку благодаря педагогу, его интерес к литературе и искусству станет более глубоким, что несомненно будет способствовать развитию духовной культуры учащихся.

Актуальность курсовой работы, заключается в том, что современное образование в школе требует постоянного совершенствования структуры и содержания, что ведет к поиску новых подходов в преподавании искусства, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического, нравственного воспитания и развития личности.

В соответствии с учебными программами, уроки иллюстрирования  художественных произведений проводятся во всех классах школы. Реализация новых методов и подходов позволяет педагогу формировать умения использовать ранее полученные знания в овладении новой технологией.

Новизной работы послужит внедрение новой техники иллюстрации с использованием восковых мелков, сложность и в тоже время необычность этой техники сможет заинтересовать учащихся среднего звена, а именно 6 - 7 классов

Целью данной курсовой работы является разработка дидактических пособий к урокам изобразительного искусства по теме «Иллюстрация».

 Для наиболее полного раскрытия темы, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть истоки возникновения, основные этапы развития искусства иллюстрации.
  2. Дать краткий анализ творчества выдающихся художников-иллюстраторов.
  3. Определить актуальность и важность выбранной темы в типовых   программах по изобразительному искусству
  4. Разработать блок занятий «Иллюстрация» для учащихся 6 класса
  5. Разработать серию дидактических таблиц к блоку уроков «Иллюстрирование сказок».

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанный блок занятий «Иллюстрация» для учащихся 6 классов, а так же дидактические таблицы к блоку уроков могут быть рекомендованы для применения на уроках изобразительного искусства педагогам различных учебных заведений.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и заключения. Каждая глава содержит в себе по три под главы, в первой описывается история развития иллюстрации, виды иллюстрации, а так же рассмотрено то, как иллюстрировали сказку Гофмана «Щелкунчик» другие художники. Вторая же глава полностью посвящена описанию проведения уроков, даны методические рекомендации, изучены разработанные методики, в итоге на основании изученного разработана собственная методика. В заключении, подведен итог всего проанализированного в процессе написания курсовой работы по теме уроки иллюстрирования в школе на примере уроков иллюстраций к сказке Гофмана « Щелкунчик». В приложении…….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 История развития искусства иллюстрации книг

 

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — визуализация, такая как рисунок, фотография или другая работа, которая создаётся с целью выделить субъект, а не форму. Назначение иллюстрации - объяснить или декорировать текстовое содержимое какого-либо литературного источника.

Термин «иллюстрация»  можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. Иллюстрации в узком смысле этого слова, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

В широком значении это  всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова, полотна М.А. Врубеля и В.М.Васнецова на тематику русских народных сказок.

История иллюстрации  уходит далеко вглубь веков. В Древнем  Египте иллюстрации сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы первых веков нашей эры в рукописях «Илиады», КАВЫЧКИ ТОЛЬКО ТАКИЕ "Энеиды", а также иллюстрации в византийских, средневековых рукописях.

В Древней Руси уже  в XI веке создавались иллюстрации  к рукописным книгам ("Остромирово евангелие", "Изборник Святослава"). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. Такие книги делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого. Они были недоступны людям, имевшим ограниченные средства, а потребность в книге становилась все более и более насущной. И тогда возникла мысль о печатной книге.

Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV - началу XV века. Печать производилась  путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст.

В середине XV века И. Гутенберг  в Германии разрабатывает новый  способ печатания. Он создает металлические  наборные литеры (буквы), из которых  набирались слова, строки. В России Иван Федоров в 1564 году напечатал первую книгу "Апостол", самостоятельно разработав процесс книгопечатания. До конца XVIII века книгопечатание не подвергалось существенному изменению, но воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Их стали печатать с гравированной металлической доски. Штрихи рисунка получались от углублений, прорезанных резцом. В них затиралась краска, которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры, был открыт также способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью травления кислотой (офорт).

Резцовая гравюра и  офорт позволили делать иллюстрации  гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске.

Изобретение печати с  литографского камня в 1798 году не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX века.

С изобретением в 1837 году фотографии начинается воспроизведение иллюстраций с помощью фотомеханических процессов. Так, последовательно были найдены цинкография (получение на цинковой доске штрихового рисунка), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами), трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). Современные офсетные машины позволяют за один прокат нанести на изображение от одной до девяти красок.

Развитие и совершенствование  способов печати, однако, не совпадают  с ростом качества самих иллюстраций  как произведений искусства. И в  очень далекие времена создавались прекрасные иллюстрации, а сейчас, при совершенных способах воспроизведения, встречаются нередко посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству.

Историю книжной иллюстрации нельзя рассматривать как прямой и последовательный путь художественного совершенствования.

В ней были моменты, когда  создавались шедевры, но были и периоды  упадка, утраты художественного мастерства.

Первой же иллюстрированной детской книгой в России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись прекрасные рисунки, которые сопровождали текст. Каждой букве отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение буквы в виде людей, стоящих в разных позах (отсюда название "Лицевой букварь"). Листы букваря были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов быта. Среди них можно было увидеть историка, держащего в руках раскрытую книгу и чернильницу, звездочета со зрительной трубой и многое другое. Занимательные и высокохудожественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.

С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую  живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло  и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы. Например, иллюстрации к детской книге "Усатый полосатый" выполнены цветными карандашами, которые наилучшим способом передают мягкую шерстку главного героя - котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике масляной живописи. ВСЕ ЧТО ОПИСЫВАЕШЬ должны быть ссылки на цитируемые источники и на иллюстрации в тексте

Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В. И. Суриков, М. В.Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела свой индивидуальный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для детей стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

Что же делает иллюстрацию  художественной, по каким признакам  мы вправе отнести ее к высокому искусству? Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует.

Но для изображения  предметов художнику нужны такие  средства, как линия, определяющая границу  формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря  одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным  выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять  многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Среди этих литературных шедевров следует выделить Библию, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Информация о работе Уроки иллюстрирования в школе (на примере уроков иллюстраций к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»)