Создание коллективной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:56, доклад

Краткое описание

В своей работе я отдаю предпочтение совместно– индивидуальной форме организации в коллективной деятельности, которая, как известно, предполагает, что каждый ребенок-участник деятельности – выполняет свою, порученную ему часть обшей работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится, частью обшей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в ее начале – на этапе планирования – и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….….…..2 стр.
1.Создание коллективной композиции………………………………………......4 стр.
2.Организация коллективной деятельности детей…………………..…....9 стр.
Выводы……………………………………………………………………………………………..14 стр.
Приложение……………………………………………………………………………………..17 стр.
Список использованной литературы………………………………………………22 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

изо контрольная.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………….….…..2 стр.                          

1.Создание коллективной композиции………………………………………......4 стр.

2.Организация коллективной деятельности  детей…………………..…....9 стр.

Выводы……………………………………………………………………………………………..14 стр.

Приложение……………………………………………………………………………………..17 стр.

Список использованной литературы………………………………………………22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.

 

 

 

 

 

 

 

1.Создание  коллективной компазиции.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Для успешного развития детей у нас в группе организован уголок творчества. Где учтен специфический принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом. Дети в самостоятельной деятельности могут выбрать любой художественный материал для работы, посмотреть альбомы и дидактические игры художественной направленности, найти трафареты, полюбоваться предметами народного творчества. Условия развития созданы. Целенаправленная работа ведется по общепедагогическим принципам поэтапно.

На первом подготовительном этапе работы, где углублялись знания детей по теме будущей работы, особых трудностей не возникало, так как с детьми я работаю давно и опыт накоплен большой. Различные методические приемы такие, как игровые ситуации, сказочные герои, проблемные ситуации, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы помогали мне сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности.

А вот в процессе основного этапа работы, где формировалось умение творчески работать в коллективе, у меня были трудности. В младшем дошкольном возрасте основные проблемы детей это – страх начать (испортить) работу, неумение воспринимать речевую инструкцию взрослого, слабые изобразительные навыки.

  Я проводила дополнительные занятия по заранее созданному перспективному плану.

В работе старалась решить следующие задачи:

  • Снять психологическое напряжение, помочь обрести уверенность в своих силах
  • Повысить мотивацию к изобразительной деятельности
  • Познакомить с основными изобразительными материалами и научить, ими пользоваться

Например, для неуверенных в своих силах, боящимся начать рисовать, постоянно повторяющим “не могу”, “не умею”, предлагала затонировать несколько листов бумаги. Выполняя это задание, ребенок учиться правильно, держать кисть, набирать на нее краску, свободно водить кистью по всей поверхности листа, не боясь выйти за пределы контура.

Детям, делающим не то, что требуется по словесной инструкции, или выполняющим задание медленно, предлагала упражнения, связанное с поэтапным изображением того или иного предмета, использовала прием рисования от пятна. Объяснение последовательности выполнения таких заданий должны быть доступными (с многократными речевыми повторениями). При этом я старалась использовать наглядный и демонстрационный материал. Это мог быть и мой рисунок или же рисунки других детей. Здесь дети проявляли заинтересованность научить товарища тому, чему уже научились сами, чтобы у всех получалось хорошо, чтобы коллективная работа была выразительней.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. О предстоящем коллективном творчестве детям старалась говорить заранее. Я подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину. Сделать украшение к празднику, украсить группу, коридор, зал. Выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребенка, декорации к играм, спектаклям, афиши, проиллюстрировать сказки, стихотворения.

Начиная, с младшей группы, я учила детей выполнять работу вдвоем на одном листе по два одинаковых по сложности персонажа – лису и волка. Задача проста: надо лишь поделить территорию листа. Я всегда помогаю договориться малышам. Если же два ребенка украшают две варежки, надо договариваться, чтобы был одинаковый узор. Подбор таких тем для работ подталкивает детей к общению, заставляет совместно планировать деятельность, чем старше возраст, тем сложнее упражнения (шапка, шарф, или части Городецкой солонки, или роспись гжельского сервиза, хохломская посуда).

Как я применяла разнообразные материалы в детской изобразительной деятельности, расскажу об этом на примере возникновения проблемы при работе с цветными карандашами. Исследователи детского творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и другие) неоднократно указывали на необходимость обучения, карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики. Карандаши цветные не столь ярки и многоцветны как краски. Но проблема отпала, когда я стала использовать в работе мелки акварельные и восковые вместо цветных карандашей. Они движутся легко и быстро, и дети не устают, заполняя большие пространства фона. Выразительность рисунков, выполненных мелками, гораздо выше, а возможность создания разных художественных образов не ограничена.

В старшем дошкольном возрасте появляется произвольное поведение, т.е. способность к длительным волевым усилиям, возрастает регулирующая роль речи в выполнении действий. Развитие морального сознания и этических оценок дошкольника формирует готовность оценивать не только чужие, но и свои поступки и действия. Сначала дети на занятиях разговаривали друг с другом не о деле, потом, подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют свое задание правильно. На данном этапе развития у дошкольника формируется четкая, уверенная, эмоционально положительная самооценка. Следствием всего этого, формы организации и тематика коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

Я всегда помню, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтаю об этом. Как добиться такого эффекта, при котором дети в комфортной обстановке творчества учатся взаимодействовать, развивать координацию, моторику, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Именно эти качества являются основой для развития личности в целом.

Из собственного опыта я поняла, что одно из наиболее важных условий успешного детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот – что мне помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для меня важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – вносить новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребят положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться в коллективе, чувство взаимопомощи и сопереживания за общий результат.

При выполнении коллективных работ у детей взаимодействие со мной происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как я действую, и обучаться без прямых моих указаний. При выполнении работ по изобразительной деятельности я активно использовала игровые методы и приемы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Для успешного выполнения работы я придумывала несколько игровых ситуаций, которые постепенно сменяли друг друга, позволяли мне сохранять необходимый темп и ритм деятельности, делали ее более интересной и увлекательной.

В своей работе я отдаю предпочтение совместно– индивидуальной форме организации в коллективной деятельности, которая, как известно, предполагает, что каждый ребенок-участник деятельности – выполняет свою, порученную ему часть обшей работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится, частью обшей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в ее начале – на этапе планирования – и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка гой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Занятия с этой формой организацией позволили мне сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении работ, несмотря на то, что дети были ориентированы на создание коллективной композиции, единство группы носит формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапе планирования и оценки. Это осложняло процесс формирования умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования. Результат работы каждого – является частью общей композиции, достаточно четко выделен, и есть возможность объективно оценить то, как учитывались задачи общей работы каждого ребенка, насколько он заинтересован в общем успехе. Это особенно важно потому, что в условиях совместно– последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации деятельности этот результат как бы завуалирован. Эгоистичные дети, склонные к завышенной оценке собственного труда, не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема. Напротив, дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.

 

 

 

 

 

 

2.Организация коллективной  деятельности детей.

Как правило, на занятиях по изобразительной деятельности дети выполняют изображение (рисунок, аппликацию) индивидуально, каждый свое. Но, вместе с тем, практикуется и создание общих картин, композиций, в которых объединяются изображения всех участников группы. Работа над такими коллективными работами доставляет детям особое удовлетворение и восхищение. Для детей это гораздо значительнее по результату.

Поэтому одним из эффективных средств решения многих воспитательных и дидактических задач можно по праву считать коллективную деятельность. Ведь коллективная форма организации не только дает возможность формировать у школьников умения и навыки работать вместе, строить общение, но и развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для формирования общественно ценных мотивов, активно воздействует на формирование сознания личности в целом,

Коллективная творческая (изобразительная) деятельность, в свою очередь, способствует приобщению детей к духовным ценностям, формированию нравственных и эстетических качеств личности каждого ребенка.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного и младшего школьного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей; во-вторых, как правило, результат — картина, созданная всеми вместе, — получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей.

Достоинства эти очевидны и, казалось бы, неоспоримы, однако интерес к коллективной изобразительной деятельности как со стороны теоретиков и методистов, так и со стороны практиков весьма неустойчив, в связи с чем коллективные формы художественной деятельности используются в педагогическом процессе эпизодически. Отчасти это определяется недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогической науке. Вместе с тем воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского рисунка еще на рубеже XIX—XX веков.

Коллективная форма обучения имеет такой девиз: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». В коллективной форме обучение идет методом погружения, суть которого заключается в том, что каждый выступает в роли учителя и ученика, ведущего и ведомого, организатора коллективной работы и ее рядового участника.

Н.А. Морева  утверждает, что методика организации коллективной формы обучения строится на соблюдении следующих принципов:

Информация о работе Создание коллективной работы