Современная старина: бисерное рукоделие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:24, реферат

Краткое описание

Среди многообразия художественного творчества прошлого встречаются виды прикладного искусства, почти полностью исчезнувшие из обихода современного человека.
К таким «белым пятнам» относятся изделия из бисера и стекляруса. Яркий, многоцветный материал получил в России чрезвычайно широкое распространение.
Увлечение «бисерным искусством» продолжалось с XVII до начала XX столетия. Особой популярностью оно пользовалось в первой половине XIX века. В образцах бисерно-стеклярусных работ нашли свое отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие в России. Их изучение приоткрывает малоисследованную область, связанную с творчеством русского народа, с духовной культурой различных слоев русского общества.

Содержание

1. Введение
2. Исторический очерк
3. Материалы и инструменты
4. Основные приемы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Современная старина бисерное рукоделие.docx

— 45.20 Кб (Скачать файл)

  Развитие  стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI веке началось возрождение страны, на Украине. Предметы гутного стекла – простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами, - вывозились во многие города России и в Турцию. В начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.

  В 1668 г. строится второй, Измайловский, завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и  аптекарскую посуду, подсвечники  и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как  бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь.

  Большое внимание развитию стеклоделия в  России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских ребят за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти Петра I Воробьевский завод был переведен в Петербург и со временем стал Императорским.

  На  протяжении XVIII – XIX вв. в России существовали небольшие казенные и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла.

  На  протяжении нескольких веков бисер  ввозили в Россию из Венеции и  Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если 1748 г. только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 г. было завезено 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.

  В 1752 г. М .В .Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 г. Усть-Рудницкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т.п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. В 1765 г., после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

  В конце XVIII – начале ХХ веков, в расцвет бисерного рукоделия во многих странах мира и в России, наряду с привозным бисером, использовался бисер, изготавливаемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.

  Сегодня, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия, экспортируя  бисер и всевозможные украшения  более чем в 100 стран мира. В  последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване. В  России выпускается бисер в Подмосковье (Клинский бисер) и на фабрике в Костино.

  1. Материалы и инструменты.

  Бисер, используемый для работы, может иметь  различную форму, цвет, прозрачность и материал, из которого он изготовлен. Наиболее распространен круглый  бисер. Рубленый бисер, для краткости  его называют рубка, собой короткие трубочки. Рубка бывает обычная и  дополнительнопрессованная (граненая). Косая рубка представляет собой короткие кусочки стеклянной трубочки, отрубленные под углом 45 – 60 градусов. В изделиях хорошо выглядит мелкий граненый богемский бисер. Новинкой является бисер «новый дизайн». Отверстия в таких бисеринках смещены и в профиль бисер имеет форму капли (такой бисер хорошо использовать на концах подвесок, при отделке края изделия и низании жгутов в вязании). Размер бисера (его диаметр) обозначается номером: чем мельче бисер, тем больше номер и имеет обозначение от 4/0 до 11/0. Номер рубленого бисера определяется также и номеруется от 8/0 до 12/0.

  Стеклярус – трубочки из цветного стекла - изготовляют  разных размеров, цветов, формы витой  и граненый. Главный размер стекляруса – его длина. Стеклярус имеет  острые края, поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям  бисера помещать бисеринку.

  Промышленностью выпускается бисер и стеклярус  с разными покрытиями и без  них.

  Парчовый (с серебряной нитью, «огонек») - бисер  из прозрачного стекла, поверхность  отверстия которого покрыта блестящей  «серебряной» краской. Отверстия в  таком бисере могут быть не только круглого, но и квадратного сечения, который выглядит граненым. Парчовый бисер из бесцветного стекла кажется  серебряным, а из желтого – золотым.

  «Хамелеон» (с цветной нитью) – бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность  отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой  бисер «играет» в изделии и  может менять цвет в зависимости  от освещения.

  Мокрый (обливной) – слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием.

  Непрозрачный  натуральный (естественный, обычный), матовый, глухой – бисер из непрозрачного  стекла без покрытия, почти без  блеска.

  Прокрашенный  внутри – бисер из бесцветного  прозрачного стекла с прокрашенной поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью  смывается краска).

  Перламутровый (цейлонский) – чуть прозрачный бисер  пастельных тонов со слегка блестящим  белесым покрытием, напоминающим жемчуг.

  Металлический – стеклянный бисер с покрытием  «под металл» разных цветов. Это  покрытие непрочное и при работе с бисером или в процессе носки  стирается.

  Блестящий (люстровый) – бисер с глянцевым, сильно блестящим покрытием без  переливов – лакированный.

  Клинский – крупный прозрачный бисер, выпускаемый на лыжной фабрике в городе Клин. Это бисер низкого качества, ярких цветов, с большими отверстиями. По размеру он близок к рубленому бисеру №7/0, 8/0.

  Бисер, выпускаемый на фабрике в Костино, похож на Клинский, но ровнее его.

  Тертый - полупрозрачный бисер с тусклой, шершавой поверхностью без блеска, при встряхивании пакетика издает характерное  шуршание. Такой «тертый» бисер с  квадратным отверстием обладает оптическим эффектом – светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей  на «кошачий глаз».

  Асфальтовый (графитовый) – темно-серый, почти  черный бисер с металлическим  блеском.

  Волокнистый (снежок, соломка) – рубленый бисер  или стеклярус, который как бы склеен из продольных трубочек (волокон).

  Полосатый – бисер из стекла, в которое  были вплавлены цветные полосы.

  Радужный  – бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.

  Бензиновый (переливчатый) – бисер с блестящим, сильно переливающимся разными цветами  покрытием, напоминающим разводы бензиновой пленки на воде.

  С золотой нитью – бисер из прозрачного  бесцветного стекла, поверхность  отверстия которого покрыта блестящей  «золотой» (бронзовой, медной) краской.

  Прозрачный  натуральный (естественный, обычный) –  бисер из прозрачного стекла без  покрытия.

  Мраморный (меланжевый) – бисер с неоднородным покрытием, как будто из плохо  перемешанного цветного стекла. Бисеринки  слегка отличаются друг от друга оттенком или тоном.

  Нити. Качество и внешний вид изделия  зависят и от нитей, используемых в работе. Цвет ниток даже может  изменить оттенок бисера в изделии. Выбор нитей зависит от выполняемой  модели и используемого бисера. Толстые  нити прочны и упруги, хорошо держат форму изделия, бисер на них лежит  ровно, но тонкие нити менее заметны  в изделии, и их легче продеть  через игольное ушко и бисер. Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, красивы, но не упруги (изделия получаются «вялыми»). При работе с бисером  такие нити разлохмачиваются и раскручиваются. Нити из натуральных волокон хороши в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны. Для продления срока их службы и придания им упругости натуральные нити можно вощить пчелиным воском. Хороши для работы с бисером армированные катушечные нити с лавсаном и синтетические нити предназначенные для работы с бисером.

  Леска прочна, прозрачна, но очень упруга и низанные на нее изделия топорщатся и коробятся. Леску хорошо использовать для низания довольно жестких  моделей или их деталей. Диаметр  лески в миллиметрах указан на упаковке.

  Для изготовления цветов и фигурок животных используют мягкую проволоку № 0,28 -0,32 ровную, не перекрученную, без заломов.

  Иглы  специальные бисерные имеют номера от 10 до 16 – чем больше номер, тем  тоньше игла.

  Застежки: круглые пружинные замки для  бус; пружинные замки для бус  и браслетов –на одном конце крючок из упругой проволоки с защелкой, а на другом – колечко, за которое цепляется крючок; кнопочные замки для бус и браслетов – по внешнему виду и принципу действия очень похожи на обычные одежные кнопки. Замочки-кнопки не имеют дырочек для пришивания, зато обе половинки снабжены ушками для закрепления нитей. Замки-Картье – нарядные пружинные застежки для бус, имеющие форму капельки. Винтовые замки для бус надежны и могут быть выполнены из металла или пластмассы. Металлические винтовые замочки обязательно должны иметь петельки. Раздвижные (коробчатые) замки для бус и браслетов – металлическая коробочка, в которую вставляется пластинка с защелкой.

  Основания для брошей – металлические пластинки  с застежкой. Пластинки могут  быть разными: узкие с несколькими  отверстиями, широкие разных форм, с  клеевой поверхностью, со съемными перфорированными вставками.

  Швензы (дужки) - застежки для серег, представляющие собой согнутые из проволоки крючки с петелькой для подвешивания украшений. Швензы могут быть с откидным замочком.

  Креолы  – разомкнутые проволочные кольца с замочком. На кольцо нанизывают бусины или составные украшения, а к  петельке замочка прикрепляют застежку для клипс и т.п.

  Пуссеты (гвоздики) – застежки для серег, имеющие форму гвоздика с декоративной шляпкой, с лицевой стороны (иногда с петелькой). На штырек с изнаночной стороны надевается фиксатор, закрепляющий серьгу на ухе.

  Застежки  для клипс – защелкивающийся  или винтовой механизм с пластинкой с лицевой стороны. Пластинки  имеют разное оформление. Декоративные пластинки снабжены ушками для подвешивания украшений. Бывают липкие пластинки, на которые украшения приклеиваются. К пластинкам с отверстиями декоративную часть прикрепляют нитками, проволокой или металлическими штифтами. Также лицевая часть клипсы может быть выполнена в виде съемной пластинки с большим числом дырочек – перфорированной вставки.

  Обручи  – большие жесткие разомкнутые  проволочные кольца с замочком. Служат основой для ожерелий и браслетов.

  Калотты – специальные маленькие металлические чашечки для маскировки узелков. Две полусферы соединены между собой и снабжены петелькой. Узелок помещают между полусферами и захлопывают их. Надежнее нанизывающиеся калотты: у них между створками предусмотрена дырочка для продевания нити от узелка.

  Перемычки (рондели) – металлические пластинки со сквозными отверстиями. Удерживают нитки многорядных бус на равном расстоянии друг от друга.

  Расширители – металлические пластинки, имеющие  одно ушко на одной кромке и несколько  на другой. Их используют для закрепления  на узком замочке нескольких нитей  или для аккуратного соединения одной снизки с несколькими.

  Штифты (мягкие булавки) – небольшие кусочки  проволоки с головками-гвоздиками или колечками на одном конце, легко гнущиеся.

  Штифты-гвоздики применяют для изготовления подвесок, а штифты с колечками – для  цепочек с нанизанными бусинками.

  Колпачки  – металлические или пластмассовые  приспособления, под которыми прячут крепление или узлы. Они могут  иметь форму тюльпана, полусфер, конуса и др.

Информация о работе Современная старина: бисерное рукоделие