Современная старина: бисерное рукоделие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:24, реферат

Краткое описание

Среди многообразия художественного творчества прошлого встречаются виды прикладного искусства, почти полностью исчезнувшие из обихода современного человека.
К таким «белым пятнам» относятся изделия из бисера и стекляруса. Яркий, многоцветный материал получил в России чрезвычайно широкое распространение.
Увлечение «бисерным искусством» продолжалось с XVII до начала XX столетия. Особой популярностью оно пользовалось в первой половине XIX века. В образцах бисерно-стеклярусных работ нашли свое отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие в России. Их изучение приоткрывает малоисследованную область, связанную с творчеством русского народа, с духовной культурой различных слоев русского общества.

Содержание

1. Введение
2. Исторический очерк
3. Материалы и инструменты
4. Основные приемы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Современная старина бисерное рукоделие.docx

— 45.20 Кб (Скачать файл)

  Cодержание 

  1. Введение
  2. Исторический очерк
  3. Материалы и инструменты
  4. Основные приемы

    Список  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Введение.

  Среди многообразия художественного творчества прошлого встречаются виды прикладного  искусства, почти полностью исчезнувшие  из обихода современного человека.

  К таким «белым пятнам» относятся  изделия из бисера и стекляруса. Яркий, многоцветный материал получил  в России чрезвычайно широкое  распространение.

  Увлечение «бисерным искусством» продолжалось с XVII до начала XX столетия. Особой популярностью оно пользовалось в первой половине XIX века. В образцах бисерно-стеклярусных работ нашли свое отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие в России. Их изучение приоткрывает малоисследованную область, связанную с творчеством русского народа, с духовной культурой различных слоев русского общества.

  Увлечение бисерно-стеклярусными работами в  XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства на фабрике им. М.В. Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом.

  Красивый  и прочный материал использовался  при оформлении интерьеров загородных царских дворцов, примером чему служат настенные панно в Стеклярусном кабинете Китайского дворца в г. Ораниенбауме под Петербургом, в отделке народных костюмов (воротники, обшлага, пояса, подолы) и предметов культового назначения (оклады икон, кисти под лампадки и паникадила), изделия из него украшали быт помещичьей усадьбы (картины, настенные  панно, предметы быта).

  Возможность непосредственного общения с  произведениями искусства – одна из наиболее ценных особенностей изделий  из бисера и стекляруса.

  Любой вид народного искусства, возникая, вбирает в себя достижения предшествующего  времени, имеющие обычно многовековой путь существования. В то же время  типично для всех узоров бисерных и стеклярусных деталей использование  исконно русского народного орнамента  во всем его многообразии.

  1. Исторический очерк.

  Легенда о возникновении стекла гласит: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские  купцы везли по Средиземному морю груз добытый в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.

  Примерно, 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который на арабском назывался бусра или бусер.

  Существовало  несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был  способ вытягивания.

  В те давние времена стекло варили на костре в толстостенных горшках  из высокоогнеупорной глины –  тиглях, которые имели форму невысоких  цилиндрических или слегка расширяющихся  сосудов. В них засыпали шихту  – смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».

  Бусы  изготовляли, вытягивали нити из стекломассы  с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты  стекломассы. Чем жиже была стекломасса  и больше скорость вытягивания, тем  тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина  которого соответствовала отверстию  для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей, ручной обработкой при помощи простейших инструментов. Был и другой способ: вытянутую  нить расплющивали в полоску и  обвивали ею медную проволоку. Боковой  продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой  длины и обрабатывали отдельные  бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета. Постепенно совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до нашей эры появилось полупрозрачное стекло, а в I веке до нашей эры люди научились варить стекло прозрачное бесцветное и окрашенное.

  Из  Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в I веке до нашей эры в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.

  С появлением способа выдувания изменился  и процесс изготовления бус и  бисера. Их делали не только из нитки, но и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал  из капли расплавленного стекла с  помощью трубки - понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большого мастерства. Затем тонкие разноцветные стеклянные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь – заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.

  Таким же способом изготовляли стеклярус  – стеклянные трубочки длиной 3 мм и  более.

  Вначале нашей эры стеклоделие появилось  в Риме и других городах Италии, в Греции, Галии – территория нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, расколовшейся в 295 году нашей эры на Западную, с центром в Риме, и Восточную, названную Византией, с центром в Константинополе, стеклоделие в конце V века начинает активно развиваться на востоке – в Византии. Но особого расцвета достигает оно в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. После падения Византии с ХIII века стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития, а в XVIII веке наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.

  Венецианская  республика строго охраняла секреты  производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики –  сенатом, сулили мастерам – стеклоделам  не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

  В 1221 г. был издан указ о перенесении  всех крупных стекольных мастерских из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XVI века каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества, а в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев, и их дети признавались патрициями. В XV веке жители острова Мурано получили свою администрацию, новый суд и свою монету.

  Несмотря  на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. В XV веке такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц, и только после его смерти освобождали родных. Венеция снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий бисер (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

  После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену  стекольным мастерским приходят стеклянные заводы, строящиеся в XVI – XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции.

  В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. В области Фихтельгебирге изготавливали бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора, их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.

  В отличие от венецианского легкоплавкого  стекла, которое обрабатывалось в  нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавкое. Стеклоделы Богемии создали  свою технологию стекла, в состав которого ввели вместо соды, секреты изготовления которой строго соблюдали венецианцы, древесную золу – поташ, поэтому  и пошло название - «лесное» стекло. Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

  Во  второй половине XIX в. были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. На смену вертикальным дискам для разрезания стеклянных трубок в 1890 г. пришел вырубной пресс в виде гильотины, что дало возможность обрабатывать одновременно большую связку трубочек, что способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавших во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.

  Родиной бисера из золота, серебра, стали и  других металлов, является Париж, но шлифовали  его в Германии. Позже металлический  и массивный стеклянный бисер  штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для  получения серебристого бисера, а  золотистый получали, погружая бисеринки  в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер использовался  значительно реже.

  Издавна было известно стеклоделие и в  нашей стране, о чем свидетельствуют  раскопки древних курганов и городищ. Академик Н.Н. Качалов писал: «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Киевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких, прозрачных или заглушенных стекол».

  На  всей территории бывшего Киевского  государства, раскинувшегося от Черного  моря до Ладожского озера и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду  на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество  стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными  расплавами, обломки тонкостенных сосудов  из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX веке в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.При раскопках курганов VIII – XI вв. встречались стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII веке для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме – круглые, цилиндрические, бочонка и винтообразные или биконические – в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями.

Информация о работе Современная старина: бисерное рукоделие