Современная мюзикл - индустрия Франции: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать процесс развития французской современной мюзикл-индустрии.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) изучить исторические предпосылки возникновения жанра мюзикла;
2) выявить специфические художественные особенности французского мюзикла;
3) определить перспективные направления современной французской мюзикл-индустрии;
4) проанализировать коммерчески успешные современные постановки Франции («Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта» и «Адам и Ева. Второй шанс»), раскрыть причины популярности французского мюзикла в современной художественной практике.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. Основные тенденции развития мюзикла в современной художественной культуре Франции
1.1 Жанровые разновидности и специфика мюзикла 5
1.2 Эволюция жанра мюзикла на французской сцене 6
1.3 Концептуализация феномена французского мюзикла 9 1.4 Современная мюзикл-индустрия Франции: стратегия успеха 11

ГЛАВА 2. Современный французский мюзикл: индустрия развлечения. Коммерчески успешные проекты Франции
2.1 Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта»: вектор развлекательности в современной режиссуре 16 2.2 Мюзикл « Адам и Ева. Второй шанс»: баланс между творчеством и бизнесом 18
2.3 Мюзикл «Робин Гуд»: проект межвидовой интеграции современных искусств 19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Вложенные файлы: 1 файл

Мюзикл.Курсовая.docx

— 782.97 Кб (Скачать файл)

В декабре 2010 года, спустя 12 лет после премьеры, первый состав исполнителей вновь собрался. Это была концертная версия, где не было декораций, были исполнены не все песни, солисты выступали под аккомпанемент симфонического оркестра в сопровождении хора [25].

После таких триумфальных шествий мюзикла «Собор Парижской Богоматери» по миру, появляются многочисленные мюзиклы «Али-Баба» (Ф. Абулькер и А. Ланти, 1999), «Десять заповедей» (П. Обиспо, 2000), «Ромео и Джульетта» (Ж. Пресгурвик, 2001), «Маленький принц» (Р. Коччианте, 2003), «Унесенные ветром» (Ж. Пресгурвик, 2003), «Дон Жуан» (Ф. Грей, 2004), «Дракула. Между любовью и смертью» (С. Леклер, 2006), «Моцарт. Рок-опера» (2009) – данные мюзиклы продолжают традиции «Собора Парижской Богоматери» и привносят каждый раз индивидуально новое, которое делает их неповторимыми, не копией своего предшественника, а самоценным объектом для последующих исследований [26].

 

1.3 Концептуализация феномена  французского мюзикла

 

Интенсивное развитие французского мюзикла создает современную модель жанра. В мюзиклах Франции воплощается новая стилевая и художественная идея мюзикла.

Рассмотрим сходство и различие французского мюзикла с классическими образцами жанра. На протяжении XX века жанр мюзикл обогащался целым рядом приемов, характерных для оперной драматургии: Ф. Лоу («Моя прекрасная леди»), Л. Бернстайна («Вестсайдская история»), Э.Л. Уэббер («Иисус Христос – Суперзвезда», «Призрак оперы») и многих других, что свойственно и французскому мюзиклу.

В основе его драматургии лежит номерная структура, но при этом композиторы используют различные приемы оперной драматургии, которые обеспечивают музыкальное единство и целостность формы произведения: наличие лейтмотивов, которые на протяжении действия подвергаются трансформации, типизированных ритмоформул в сопровождении (в основном, присущих динамичным сценам или драматическим номерам), интонационно-тематического единства между песнями («Notre Dame de Paris»). В мюзиклах нередко номера объединяются в сцену сквозного развития. От оперной драматургии французский мюзикл унаследовал прием «отстранения» посредством введения в действие танцевальных номеров либо контрастирующих по месту эпизодов. Приемы симфонизации, типичные для оперы, также претворяются во французских мюзиклах. В качестве примера одна из кульминационных сцен «Notre Dame de Paris» – «Атака собора Нотр Дам» (2 акт), где происходит открытое столкновение противоборствующих сил: с одной стороны – Фролло, поддерживаемый Фебом и солдатами, с другой – Клопен, нищие, бродяги, а также, Эсмеральда. Здесь же присутствует Грингуар, персонаж комментирующего плана, представляющий «слово от автора». В начале сцены музыкальные темы каждого из указанных героев (кроме Грингуара) звучат последовательно друг за другом. В кульминационной зоне все 3 темы, контрапунктически объединяются по вертикали («Люди без бумаг» из 1 акта – Клопен, Эсмеральда и бродяги, «Гоните их прочь!»– Феб и солдаты, и «Их больше тысячи» – Грингуар.

Из сферы кино, еще в 1950-е годы в мюзикл проник принцип монтажа картин-кадров и принцип параллельных планов, а из театра – прием переключения действенных планов с помощью затемнения. Данные явления в свое время использовались и в «Моей прекрасной леди», и в «Вестсайдской истории», а также во многих других произведениях. Французский мюзикл продолжает развивать эти приемы. Наличие параллельных действенных планов можно обнаружить в мюзикле «Ромео и Джульетта» (например, сцена в лавке у падре Лоренцо «Paramour» из 1 акта, сцена сватовства Париса из 2 акта), а принцип затемнения – в «Дон Жуане» (2004) Филиппа Грея (2 акт). Традицию включения в музыкальную драматургию разговорных диалогов, идущую от «opera comique» и оперетты, продолжают французские композиторы Жерар Пресгурвик в «Ромео и Джульетте», Ш. Абулькер в «Али-Баба», Р. Коччианте в «Маленьком принце».

Во Франции авторами мюзиклов избираются в основном сюжеты именно с трагическим финалом(кроме сказочных спектаклей).

Отличительной особенностью французских мюзиклов является сохранение своих национальных музыкальных традиций. Тотальное американское влияние на все музыкальные культуры мира, наблюдающиеся в настоящее время, во французских спектаклях сведено к минимуму. Однако охотно используется стилизация музыки той страны, где происходит действие мюзикла («Десять заповедей» и «Дон Жуан».)

Во французских мюзиклах обнаруживается индивидуальное отношение к хореографии. Следует отметить, что актеры здесь не танцуют в отличии от мюзиклов Америки и Англии, в которых одним из главных требований, предъявляемых исполнителю, было умение танцевать. В хореографических номерах исполняемых специальной труппой, выражаются душевные переживания, метания, страхи героев.

Во французских спектаклях в соответствующих сценах присутствуют и персонажи – символы, например, Смерть – в «Ромео и Джульетта», или стая хищных птиц, символизирующих мстителей – в «Дон Жуане».

Отличительной чертой оркестрового инструментария в мюзиклах – это использование различных инструментов, которые выступают в качестве ведущего сопровождения. К примеру, роль литавр в массовых сценах, динамичных номера, а также, в драматических эпизодах действия, композиторы используют электронные достижения техники, необходимые в современной массовой музыкальной культуре.

Необходимо отметить то, что для французского мюзикла характерно как и для американского спектакля, грандиозные постановочные эффекты, сценография, а на сегодняшний момент активно используются современные технологии. Данные новшества являются неотъемлемой частью в развитии современного мюзикла Франции [26].

 

 

 

1.4 Современная мюзикл-индустрия  Франции: стратегия успеха 

 

Современная мюзикл-индустрия не стоит на месте и набирает обороты своей популярности. Современный мюзикл является не только искусством, на сегодняшний момент это мощная индустрия с многомиллиардным оборотом. В постановку каждого мюзикла вкладываются огромные средства, которые потом не просто окупаются, а возвращаются увеличенными в сотни и тысячи раз.

Отметим продюсерскую работу. Это очень сложная задача – спродюсировать новый мюзикл, так как в постановку вкладываются огромные деньги, риск тоже огромен. Продюсеру необходимо знать, что будет иметь успех у публики и при каких условиях; провести маркетинг; заранее просчитать и организовать рекламную кампанию. Продюсер мюзиклов руководит крупным, сложным и рискованным бизнесом.

Именно к продюсеру в первую очередь попадает в руки новый мюзикл. Мюзиклы ставятся по стационарному, или сезонному принципу. Для каждой постановки арендуется театр, и кроме этой постановки там ничего больше не идет. Спектакль играется шесть вечеров в неделю, кроме того дается несколько matinees (дневных спектаклей) (в Уэст-Энде обычно со среды по субботу). Мюзикл может идти один театральный сезон или несколько, в зависимости от его популярности и окупаемости. Есть вариант возобновления старых постановок, появляются новые редакции.

Пока не придумана современная машинерия, позволяющая легко менять декорации, и современный «лаконичный» стиль оформления сцены (когда вместо декораций на сцене, возвращающий нас к шекспировским временам (когда вместо декораций на сцене стояли дощечки с надписями «Лес», «Море», «Пустыня» и т.д.), все мировые постановки шли именно так – пышные тяжеловесные декорации устанавливались на целый сезон.

В наше время сезонный принцип дает возможность полного переоборудования театра в соответствии с требованиями к оборудованию и оформлению постановки: декорации, акустика, усилительная аппаратура, освещение и прочие детали постановки.

Задолго до постановки нового мюзикла разворачивается рекламная кампания. Привлекается множество агентов, менеджеров, маркетологов, специалистов по рекламе и связям с общественностью. Для каждого мюзикла разрабатывается свой логотип.

Актеры подбираются по результатам просмотров (auditions), и впоследствии с каждым из них заключается долгосрочный контракт, который по окончании может быть возобновлен (если того хотят обе стороны). Имена исполнителей главных ролей обычно являются частью рекламной кампании, особенно если они известны и популярны. Хорошо организованная рекламная кампания может сделать звездой и начинающего актера еще до того, как состоится премьера, – все зависит от подбора специалистов, руководящих этой кампанией.

Параллельно с подготовкой театра идут репетиции. В наше время постановка нового мюзикла обычно занимает не меньше года. В ходе длительной работы над постановкой, включающей в себя многочисленные репетиции назначается премьера.

После того как состоялась премьера мюзикла, именно пресса делает новый мюзикл популярным. Или не делает – плохие отзывы театральных критиков в газетах могут погубить новорожденную постановку. Если отзывы оказываются положительными со стороны прессы, то мюзикл продолжает свое существование в дальнейшем.

Выпускаются компакт-диски с отрывками (или полные аудиозаписи). Фрагменты мюзикла транслируются по телевидению и ратируются на радио. После премьеры мюзикла появляются самые разнообразные товары с его символикой – от футболок с логотипом до сувениров и духов.

Мюзиклы ставятся на стационарной основе, но почти у всех есть гастрольная и выездная версия. Такая постановка отличается упрощенными декорациями, и может быть сыграна в достаточно быстро подготовленном местном театре. Дизайн гастрольной версии не так эффектен, как дизайн версии стационарной. Артисты отыгравшие по контракту в стационарной версии, многие из них отправляются в тур, или, наоборот, в стационарную постановку приходят из тура. Для актеров в гастрольной версии есть свои преимущества – большая аудитория, перемена обстановки, возможность сыграть любимую и прибыльную роль.

Если мюзикл действительно оказывается популярным, возникают версии на других языках. Тогда перед переводчиками встает сложная задача: создать эквиритмический – то есть совпадающий по ритму – стихотворный перевод целого спектакля. В последние десятилетия сложилась традиция экранизировать наиболее успешные мюзиклы или выпускать видеозаписи. Кино- или видео-версия выходят после того как мюзикл заканчивает свой сезон в театре [4, c. 12].

Современной мюзикл-индустрией занимается многочисленная команда людей, которая работает над созданием мюзикла: продюсеры, режиссеры-постановщики, художники-оформители, художники по костюмам, артисты, люди, работающие с современными технологиями.

Постановки французских мюзиклов растут в геометрической прогрессии и расписаны на год вперед, все предстоящие премьеры держаться в глубоком секрете и тщательно охраняются. Один последних поставленных мюзиклов 2013 года это – «Робин Гуд». В роли Робина Гуда выступил молодой французский певец Матт Пакора. Выпущен первый сингл и видеоклип на песню «Мир изменился». Съемки проходили в одном из живописных мест Прованса. Композицию «Мир изменился» написал композитор Метье Менде. Над съемкой работал талантливый режиссер из Квебека Мишель Лаприз, который работал над созданием шоу Мадонны «MDNA». Танцоры, задействованные в клипе, были набраны благодаря кастингу, проводившемуся через интернет. Режиссерами мюзикла явились Лионель Флоранс и Патрис Жирао, которые участвовали в таких проектах как «Клеопатра», «Десять заповедей», «Король-солнце». Директором мюзикла является Роберто Кюрлео (Ciurleo) [27].

Обычно перед премьерами французских мюзиклов разворачивается мощная рекламная кампания, после которой французская публика с нетерпением ожидает самого зрелища.

В 2012 году после мюзиклов «Король-солнце» и «Клеопатра» широко известный в Европе хореограф Камель Уали решил по-новому осветить легенду о графе Дракуле. Спектакль с оригинальными песнями рассказывает историю о невозможной любви Дракулы, который в поисках идеала разрывается между страстью и рассудком. Труппа из певцов, актеров и танцоров появилась перед зрителями в фантастическом мире, где были использованы современные технологии, такие как 3D (к танцорам прикреплялись датчики, благодаря которым они были интрегрированы в визуальный ряд, а зрителям предлагались специальные 3D очки); использование цирковых номеров Цирка дю Солей (персонажи появлялись из-под сцены, летали и делали сложнейшие трюки в воздухе: на лентах, перекладинах и лонжах), в мюзикле принял участие профессиональный одноногий танцовщик. В постановке участвовал Тьерри Сюк (Thierry Suc), продюсер многих шоу именитой певицы Милен Фармер.

После выхода мюзикла «Дракула, любовь сильнее смерти», мюзикл завоевал любовь мировой публики, в социальных сетях, таких как «Контакт» появились фан-сообщества, посвященные этому мюзиклу. Поклонники обмениваются своими впечатлениями, проводят конкурсы на создание посредством графических редакторов коллажей с любимыми персонажами и артистами мюзикла.

Среди коммерчески успешных проектов Франции последних лет – мюзикл «Моцарт. Рок-опера» (2009), имевший мощную продюсерская PR-кампанию: официальный сайт, концепт-альбом, клипы, ротации песен на радиостанциях и телеканалах, организация promo-туров, презентация рекламных POS-материалы с логотипом (плакаты, наклейки, футболки, кепки, брелки, часы, постеры исполнителей), активизация фан-клубов, форумов, сообщества, в которых люди придумывают конкурсы и разыгрывают автографы исполнителей и не только. Также проект заручился поддержкой со стороны влиятельных продюсеров Дова Аттья и Альбера Коэна, в лице фирмы «Swarovski» [3, с. 69].

Над композициями работал большой коллектив композиторов и аранжировщиков: Жан-Пьер Пило, Оливье Шультез, Дов Аттья, Вильям Руссо, Франсуа Кастелло. Режиссером явился Оливье Даана, декорации Алена Лагарда. Общая световая гамма спектакля создана художником по свету Жаком Рувеироллем, сценические костюмы выполнены Жижи Лепаж (широкие платья, корсеты, расшитые камзолы, кружевные жабо, банты, накрахмаленные парики и аксессуары – веера, шляпки, трости, украшения), которые в полной мере отобразили богатство причудливой эпохи Моцарта. Хореография Дэна Стюарта.

Информация о работе Современная мюзикл - индустрия Франции: теория и практика