Русский изразец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:06, реферат

Краткое описание

Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека чувства прекрасного. Оно формирует его эстетические чувства, воспитывает эстетическую восприимчивость, художественный вкус.
В декоративном искусстве, в отличие от живописи и скульптуры воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном искусстве. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в нем изобразительное начало играет подчинённую роль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….…3
Из истории изразца………………………………………….………………………………….…….…5
Разновидности и конструктивное оформление изразцов………..………………24
Изразец в архитектуре русского средневековья…………………….…………………28
Приложение………………………………………………………………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………………………………..….44
Список используемой литературы………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Русский изразец.docx

— 289.47 Кб (Скачать файл)

МИНКУЛЬТУРЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНСТИТУТ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И МУЗЕЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра декоративно-прикладного искусства  и этнодизайна

Специальность 070801 «Декоративно-прикладное искусство»

Квалификация: Художественная керамика

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Русский изразец»

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 5 курса ДПИ

                      Кызылова Е. Е.

Проверил: доцент кафедры ДПИ

 и этнодизайна Фахретдинова Г.З.

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2011

 

Содержание

    1. Введение…………………………………………………………………………………………………….…3
    2. Из истории изразца………………………………………….………………………………….…….…5
    3. Разновидности и конструктивное оформление изразцов………..………………24
    4. Изразец в архитектуре русского средневековья…………………….…………………28
    5. Приложение………………………………………………………………………………………………..40
    6. Заключение……………………………………………………………………………………………..….44
      1. Список используемой литературы………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Декоративное искусство играет огромную роль в развитии у человека чувства прекрасного. Оно формирует  его эстетические чувства, воспитывает  эстетическую восприимчивость, художественный вкус.

''Есть ещё пропасть людей  – писал В. В. Стасов, - которые  воображают, что нужно быть изящным  только в музеях, в картинах  и статуях, в громадных соборах,  наконец, во всём исключительном, особенном, а что касается до  остального, то можно расправляться  как ни попало – дескать дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простёрлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь''.

Окружающие человека вещи представляют собой материальное, предметное воплощение его чувств. Это раскрытая книга  человеческой психологии.

В декоративном искусстве, в отличие  от живописи и скульптуры воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения видимого мира, а посредством создания новых  предметов, не имеющих прямого прообраза  в натуре. В этом специфика художественного  образа в декоративном искусстве. Поскольку  изразцовое искусство является декоративным, то и в нем изобразительное  начало играет подчинённую роль

Главное – создание таких форм и такого декора предмета, которые бы с наибольшей выразительностью и красотой соответствовали практическому назначению и художественному замыслу. Отсюда сами изобразительные мотивы неизменно становятся наиболее условными, обобщёнными. Но эта условность не есть ограниченность, а специфический язык, дающий огромные возможности для решения творческих задач. Изразцовое искусство имеет многовековую историю. В нем своеобразно отразились – духовный мир русского народа, эстетические вкусы и понятия. Оно отличается глубокой народностью.

В орнаменте изразцов отразился  не только широкий мир, окружающий человека, природы, но ещё и различные привнесённые из других эпох и заимствованные у  других народов художественные формы. Однако русский художник претворяет и перерабатывает эти заимствования  настолько органично, что они  становятся подлинным, самобытным явлением его творчества. Общность форм и  орнаментов русского декоративного  искусства с формами и орнаментами  других народов не лишает его своеобразия, а лишь подтверждает широкие культурные связи русского народа.

''Характерная черта народного  искусства – ярко-выраженное  чувство ритма, любовь к повторности  мотивов, к замедленным мерным  темпам. Народные мастера больше  всего ценят симметрию и уравновешенность''.

Именно то, что ни в коей мере нельзя умалять роль декоративного  искусства, его значимость в истории  искусства вообще; об эстетике природного материала, в частности, - о глине; об изразцовом искусстве, как интереснейшем  явлении декоративно-прикладного  искусства и о специфике его  выразительных средств говорится в этой работе. Была сделана попытка проследить, как далеко простираются корни этого ремесла и какой глубоко национальный характер оно имеет, ведь изразцовое украшение печи – традиция, бытующая на Руси на протяжении многих столетий; а так же как продолжаются традиции гончарного дела в наши дни.

 

 

 

 

 

2. Из истории изразца

 

'Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества.

Изразцовые декоры, выполненные  из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность'.

Во второй четверти XIII века смерч  монголо-татарского нашествия обрушился  на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя.

В XIV – нач. XV века русская земля ещё лежала в развалинах: разрушены были храмы, сравнены с землей каменные палаты и стены крепостей, выжжены города и селения. Но даже в самое лихолетье иноземного ига не замирала на Руси художественная жизнь. Она сосредотачивалась в ремесленных слободах северных городов, в монастырях, в вотчинах московских князей.

Строить надо было много, быстро, красиво. Входил в силу кирпич. В ту пору и  появились глиняные плиты с теснённым  узором, повторявшим орнамент и изображения  белокаменной резьбы. Эти плиты ещё  не покрывались поливой. Они известны как первые облицовочные керамические материалы, трансформировавшиеся позднее  в красные изразцы.

''Собственно изразец известен  в России с XVI века. Красные  изразцы ещё не поливались  глазурями, но они интересны прежде всего своим разнообразием сюжетных изображений, красотой и наивной смелостью композиций''.

Не лишенные сметки и художественного  вкуса, гончары понимали, что печь, облицованная узорными изразцами, может  стать украшением жилища. И ещё  понимали они, что рисунок на изразцах должен, с одной стороны поражать воображение покупателя своей красотой и занимательностью, а с другой – быть доступным его пониманию. Значит, и рельефы на изразцах не имеют права быть разнородными, случайными, а должны связываться между собой  какой-то единой линией, хотя бы сюжетной.

Красные изразцы можно разложить  на пять групп. Надписи на некоторых  плитках помогают определить названия групп.

Надо заметить, что в конце XVI и особенно в XVII веке излюбленным  литературным чтением русского человека была ''Александрия'' – повесть о  походах и жизни Александра Македонского. Множество списков повести, украшенных порой самобытными рисунками, ходило тогда по рукам. Увлекательные приключения  Александра открывали богатейшие возможности  для иллюстраторов. Хитроумный гончар нашел в полюбившейся модной повести  темы рисунков будущих изразцов.

Каждые пять кафлей мастер объединил единым сюжетом. Так, первая группа посвящалась штурму ''града Египта'' войсками Александра. На глиняных плитах изображались осажденная крепость и ее защитники; войска, идущие на приступ – пехотинцы, всадники. пушкари и сам царь Александр. На изразцах второй группы можно увидеть охотника, возможно того же Александра, с соколом, льва, барсов, журавля. Третья группа изображает сказочных чудовищ: ''китовраса'' – кентавра, зверя ''инрога'' – единорога – лошадь с рогами на голове, лютого грифа – льва с орлиными крыльями и козлиной мордой, семиглавого зверя, птицу Сирина.

На остальных изразцах помещены государственный герб – двуглавый  орёл и разнообразные узоры из акантов, пальметт и диковинных растений.

Ряды ''пятёрок'' могли располагаться  в любой последовательности. Но, вероятнее всего, в центре помещались изразцы с гербом. Над ними или  под ними, так чтобы удобно было разглядывать, располагались изразцы  с картинками. А на самом верху  и в самом низу шли ряды с  узором из трав и цветов.

Весь этот калейдоскоп узоров, реальных и фантастических картинок, беспрестанно стоял перед глазами обитателей дома. Он привлекал к себе внимание, будоражил фантазию, порождая неосознанное желание узнать ещё что-нибудь о  далёких и таинственных землях и  странах.

Позднее эти сюжеты перекочевали в  рельефные изразцы с зелёной  поливой. Первый изразец, покрытый зелёной  поливой, известен как уроженец Пскова. Оттуда он пожаловал в Москву в  первой половине XVII столетия. Полную силу зеленый (муравленный) изразец наберёт и в облицовке печей и в наружном керамическом уборе зданий лишь в середине XVII века.

Многоцветие в архитектурной керамике заявило о себе в Москве в середине XVI века, когда на некоторых московских, а так же в близлежащих городах появляются изразцовые изделия невиданной красоты и формы.

К этому времени окрепшее Московское государство начало возвращать себе западные земли, захваченные ранее  польско-литовскими папами. Многие тысячи людей духовно тяготевших к своим русским братьям, переселились с этих земель в города Центральной Руси. Среди переселенцев оказалось немало отменных умельцев, оставивших замечательный след в развитии московских ремёсел. Вместе с московскими гончарами они так продвинули ''ценинное дело'' вперёд, что вторую половину XVII века можно было бы назвать золотым веком русского многоцветного изразца.

Изразцы XVII – XIX веков, украшавшие печи не только в царских и монастырских покоях, но и в домах купечества и зажиточных горожан были красочны и своеобразны.

''И рельефные, и гладкие, с  синим, зелёным и многоцветным  рисунком они несут в себе  приметы новых времён, освоения  опыта других народов и борения  с некоторыми иноземными влияниями.  При этом в их решении оставались  неизменными чувство цвета, композиция, гармония и самобытность лучших отечественных изразечников''.

Изразцовые печи играли большую  роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а  позднее в XVIII – XIX веках, и в жилых  помещениях горожан и зажиточных сельских жителей.

Русское изразцовое искусство, в котором  широко отразились быт, обычаи и вкусы  народа, было создано в большинстве  своём безымянными народными  мастерами резьбы по дереву, гончарами  и живописцами, выходцами из ремесленной  части населения в небольших  гончарных мастерских, разбросанных по всей территории Русского государства.

Сюжеты для своих изделий  мастера черпали чаще всего из окружающей их жизни, флоры и фауны, из легенд, преданий, из смежных отраслей прикладного искусства: резьбы по белу камню, народных мотивов вышивки, набойки  и кружев.

В развитии русского изразцового искусства  не было чёткой последовательности в  изготовлении различных видов изразцов. Например, во второй половине XVII одновременно выделывались терракотовые, муравленные и многоцветные изделия.

Истоки русского изразцового искусства  следует искать в Древнем Киеве X – XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках  в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.

Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и Москве. Муравленые изделия Пскова и московские терракотовые плиты XV века, многоцветные рельефы Дмитрова и Старицы XV-XVI веков – наиболее древние керамические изделия послемонгольского периода.

Красные терракотовые изразцы московские мастера начали вырабатывать в конце XVI – нач. XVII веков. В XVII веке производство красных, муравлёных и многоцветных рельефных изразцов распространилось по Центральной части Русского государства. Ведущее начало в эти годы принадлежало Москве, за столицей следовали Ярославль, Владимир, Калуга. В конце XVII – первой половине XVIII веков изразцовые производства организовались в Петербурге, Александровской Слободе, Троице-Сергиевом монастыре и в далёких от столицы городах: Балахне, Соликамске, Великом Устюге и Тотьме.

Все указанные производства имели  свои чётки отличительные особенности.

Северное изразцовое производство началось в конце XVI века в Орле-Городке  на Каме, одном из северных опорных  пунктов в период проникновения  русских на Урал и в Сибирь. После  переноса в 1706 г. Орла-Городка на левый, более высокий берег Камы, изразцовое производство переместилось в Соликамск.

Начало балахнинского производства ориентировочно датируют второй половиной XVII века.

Печные изразцы Соликамска и  Балахны близки по цветовой гамме  и сюжетам. Они имели коробчатые румпы на протяжении всего периода существования этих производств.

Производство изразцов на реке Сухоне, в городах Великом Устюге и  Тотьме были очень близки между собой: почти одинаковые цвета эмалей с  характерной густой травянистой  зеленью и отступающие от краёв  высокие румпы. Рельефные изображения растительного и орнаментального характера этих производств сохраняются на протяжении всего XVIII – первой половины XIX столетия. Гладкие расписные изразцы выделывались в этих производствах очень короткий период, по всей вероятности, только в XIX веке.

Информация о работе Русский изразец